Ст. 105 БК РФ. Реструктуризация государственного (муниципального) долга
1. Под реструктуризацией государственного (муниципального) долга понимается основанное на соглашении изменение условий исполнения обязательств (погашения задолженности), связанное с предоставлением отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, изменением объемов и (или) сроков уплаты процентов и (или) иных платежей, предусмотренных действующими договорами (соглашениями) и иными документами, из которых вытекают указанные обязательства.
2. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.08.2019 N 278-ФЗ.
См. все связанные документы >>>
< Статья 104.1. Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 02.08.2019 N 278-ФЗ.
Статья 106. Предельный объем заимствований субъекта Российской Федерации (муниципальных заимствований) >
Комментируемая статья посвящена реструктуризации долга.
Судебная практика.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 04.02.2009 N Ф03-3686/2008 суд указал, что в силу пункта 1 статьи 105 БК РФ для реструктуризации долга необходимо соглашение всех сторон обязательства, в котором стороны установят, каким образом будет происходить замена первоначальных долговых обязательств новыми долговыми обязательствами.
Условия проведения реструктуризации долга заключаются в погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга. На это указано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 N 09АП-14423/2009-ГК.
Внимание!
Следует учитывать, что понятие реструктуризации долга, приведенное в статье 106 БК РФ, используется и в других отношениях между хозяйствующими субъектами.
Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 30.05.2012 по делу N 11-8081 суд указал, что гражданское законодательство не содержит расшифровки понятия «реструктуризация долга», однако глава 26 ГК РФ регулирует порядок внесудебного прекращения обязательств.
В теории права под реструктуризацией долга понимается изменение условий выплаты, погашения долга и процентов по нему в сторону их смягчения; увеличение сроков погашения, отсрочка очередных платежей или даже прощение части долга. В юридической литературе используется и другое понятие — это любое изменение первоначальных договоренностей кредитора с должником в связи с затруднительностью погашения долга прежним способом с целью получить исполнение обязательств любым иным способом.
Такая трактовка данного понятия, как отметил суд, основывается на положениях статьи 105 БК РФ, определяющих реструктуризацию долга как основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Это определение содержится также в статье 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Реструктуризация государственного долга — определение термина
соглашение между должником и кредитором о продлении срока, на который предоставлен заѐм.
Научные статьи на тему «Реструктуризация государственного долга»
Реструктуризация ипотеки с помощью государства
Практика государственной помощи ипотечным заемщикам в…
Реализацию программы государственной помощи в реструктуризации ипотеки осуществляет Агентство по реструктуризации…
долга по кредиту….
Общее условие предоставление государственной помощи в реструктуризации ипотеки составляет сокращение…
Право участия в программе государственной помощи в реструктуризации ипотечных кредитов распространяется
Статья от экспертов
Creative Commons
Научный журнал
Понятие государственной реструктуризации долга Замечание 1 По причине обострения финансового.
Могут принять участие в программе реструктуризации долгов….
Определение 1 Государственная реструктуризация капитала вообще — это сложный процесс комплексной…
Продление государственной поддержки Из за многочисленных обращений граждан программа реструктуризации…
программой государственной реструктуризации ипотечных кредитов.
Статья от экспертов
Creative Commons
Научный журнал
Еще термины по предмету «Экономическая теория»
Правило равенства предельного продукта в денежном выражении и предельных издержек на производство ресурса
(marginal revenue product = marginal resource cost rule, MRP = MRC) — правило, согласно которому фирма, чтобы максимизировать экономическую прибыль (или минимизировать убытки), должна применять такое количество ресурса, при котором предельный продукт в денежном выражении равен предельным издержкам на использование этого ресурса.
Рентные платежи
доходы, получаемые домовладельцами, обеспечивающими экономику ресурсами собственности.
Товарное производство
форма организации экономики, основанная на общественном разделении труда, предполагающая специализацию производителей на производстве какого-либо продукта или услуги.
- Реструктуризация долгов
- Реструктуризация долга
- Соглашение о реструктуризации долгов
- Реструктуризация внешнего долга
- Реструктуризация задолженности долга
- Государственный долг
- Базовые условия реструктуризации долгов
- Конверсия государственного долга
- Рефинансирование государственного долга
- Долг государственный общий
- Аннулирование государственного долга
- Консолидация государственного долга
- Долг государственный внешний
- Долг государственный внутренний
- Государственный (или муниципальный) долг
- Выкуп государственного долга
- Капитальный государственный долг
- Внешний государственный долг
- Внутренний государственный долг
- Обслуживание государственного долга
Смотреть больше терминов
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Соображения, связанные с бюджетными сбережениями и финансовой стабильностью
Реструктуризация суверенного внутреннего долга (РДР) стала более распространенной в последние годы и затронула растущую долю общего государственного долга. Однако это не должно вызывать удивления. В то время как объем рынка
Старший экономист — Департамент денежно-кредитных систем и рынков капитала (MCM) Международного валютного фонда
Внутренние реструктуризации обладают отличительной особенностью, которая отличает их от реструктуризации внешнего долга. Эта особенность — по сути, отрицательный внешний эффект — заключается в том, что внутренняя реструктуризация влечет за собой прямые затраты на местную финансовую систему, потенциально уменьшая (фискальные) сбережения для государства от обмена долга. Эти затраты связаны с наличием обычно прочной связи между суверенными и финансовыми учреждениями (особенно банками), что во время эпизодов суверенного стресса может повлиять на баланс (как активы, так и пассивы) и доходы этих учреждений. При интернализации этот внешний эффект приведет к меньшему облегчению долгового бремени, причитающемуся суверенному государству, и при прочих равных условиях 9.0011 , снижают вероятность внутренней реструктуризации (по сравнению с реструктуризацией внешнего долга).
Хотя ее степень варьируется в зависимости от страны, кэптивный характер базы внутренних инвесторов дает суверенным властям рычаги воздействия на внутренних инвесторов и, возможно, в последние годы сделал проблему несогласия менее серьезной в делах РДР. Точно так же DDR отличаются от EDR способностью правительства реструктурировать внутренний долг путем ретроактивного изменения юридических условий контрактов на облигации. Греция (2012 г.) и Барбадос (2018 г.) воспользовались этим «преимуществом местного законодательства» и ввели положения о коллективных действиях в свои договоры внутреннего законодательства до реструктуризации своего внутреннего долга.
Реструктуризация внутреннего долга Кривая Лаффера
Интересно, что если затраты на рекапитализацию и финансовую стабильность ГДР являются возрастающей функцией дисконта, налагаемого на кредиторов, то существует максимальное значение дисконта, при превышении которого валовое облегчение, получаемое суверенным государством от увеличения расходы на рекапитализацию и финансовую стабильность перевешиваются, в результате чего предельное списание чистого долга становится отрицательным.
На рисунке 1 ниже показаны результаты стилизованных расчетов чистого списания долга (NDR), начисленного суверенному государству при различных сценариях реструктуризации. Активы банка могут сокращаться — прямо или косвенно — в результате стрижки, потому что чем выше стрижка, необходимая для обеспечения устойчивости долга, тем более суровыми являются преобладающие условия, с которыми (также) сталкивается частный сектор (влияя на его платежеспособность), что делает банковские кредиты более рискованно и, следовательно, стоит меньше. Банки также могут столкнуться с изъятием депозитов (увеличение интенсивности в связи с экономическим/фискальным потрясением), что может вынудить их ликвидировать некоторые активы по бросовым ценам, что еще больше усилит (положительную) корреляцию между стрижкой и обесценением активов банка.
Рисунок 1. Дефицит капитала и списание чистого долга в зависимости от дисконтаИсточник: Моделирование автора.
Правая панель, по сути, представляет собой кривую Лаффера DDR (далее RLC). Он показывает, что чистое облегчение бремени долга, начисляемое государству, увеличивается со стрижкой для значений стрижки ниже 20 процентов, снижается после 20 процентов стрижки и даже становится отрицательным (для значений стрижки чуть ниже 40 процентов). В этом стилизованном примере суверенный не должен устанавливать стрижку выше 20 процентов, поскольку превышение этого порога снизит NDR, начисленный суверену (потенциально даже сделав его отрицательным), в то же время, вероятно, подвергая финансовый сектор более высоким рискам финансовой стабильности и увеличивая затраты на него (помимо того, что может быть отражено в предварительных расчетах дефицита капитала).
Форма RLC может различаться в зависимости, среди прочего, от регулятивного режима обесцененных активов, а также от структуры обязательств. Например, ослабление допущения о нулевом весе риска по государственным ценным бумагам и вместо этого принятие весов для проблемных суверенных позиций приведет к понижению RLC. Что касается пассивов, то наличие депозитов под залог может снизить потребность в государственном вмешательстве (например, Кипр, 2013 г.) и, таким образом, сдвинуть RLC вверх.
Обеспечение финансовой стабильности и рекапитализация финансовых учреждений
Влияние DDR на балансы банков (и способность кредитовать экономику) может быть значительным, если суверенные ценные бумаги составляют большую долю банковских активов. Любая потеря стоимости государственного долга приведет к потерям капитала в финансовых учреждениях во время реструктуризации, если они уже не были покрыты за счет создания резервов на возможные потери по ссудам и учета по текущим рыночным ценам до реструктуризации. Такое снижение стоимости портфеля государственных долговых обязательств может быть связано с любыми изменениями первоначальной договорной стоимости долговой ценной бумаги, такими как сокращение номинальной стоимости, уменьшение купона и продление срока погашения (с купонными ставками ниже рыночных).
Когда банки способны поглощать убытки, не прибегая к рекапитализации с использованием государственного финансирования, списание долга, требуемое от других кредиторов, и/или фискальная консолидация, необходимая для восстановления приемлемого уровня долга, будет меньше. Это также снизит вероятность финансового кризиса, вызванного реструктуризацией долга. Это становится важным, поскольку реструктуризация долга, сопровождаемая банковскими кризисами, как правило, связана с более значительными экономическими потерями. Поэтому на этапе разработки РДР необходимо принять меры для обеспечения финансовой стабильности и недопущения перерастания стресса в финансовом секторе в полномасштабный кризис. Этого можно добиться как за счет укрепления потенциала планирования на случай непредвиденных обстоятельств и управления кризисными ситуациями, так и за счет рекапитализации пострадавших учреждений.
Следует отметить, что план реструктуризации может иметь последствия для финансовой стабильности и немедленных потребностей в рекапитализации (и, следовательно, для отчета о недоставке). В частности, реструктуризация, связанная с уменьшением купона или продлением срока погашения, скорее всего, окажет меньшее прямое влияние на баланс отечественных финансовых учреждений, чем обмен, связанный со снижением номинальной стоимости.
Признание убытков должно сопровождаться стратегией восстановления резервов капитала, если эти убытки вызывают дефицит регулятивного банковского капитала. Если стратегия в конечном итоге потребует государственного финансирования для рекапитализации, директивные органы должны знать о недостатках, связанных с спасением (например, моральный риск и т. д.), и свести их к минимуму, насколько это возможно.
Наконец, особое внимание следует уделить авуарам внутреннего суверенного долга центральных банков, чтобы обеспечить его нормальную работу, включая проведение денежно-кредитной политики и платежной системы.
Отказ от ответственности: этот блог основан на недавнем исследовательском документе под названием «Реструктуризация внутреннего суверенного долга: аналитическая иллюстрация». Поскольку данное исследование находится в стадии разработки, приветствуются любые комментарии. Намерение состоит в том, чтобы стимулировать обсуждение вопросов реструктуризации внутреннего суверенного долга и расширить программу исследований в этой области. Мнения в этом блоге принадлежат автору, и их не следует связывать с МВФ, его Исполнительным советом или его руководством.
Будущее развитие
Блог Future Development информирует и стимулирует обсуждение ключевых вопросов устойчивого развития во всех странах.
Этот блог, который в настоящее время ведет Центр устойчивого развития, первоначально был запущен в сентябре 2013 года Всемирным банком и Институтом Брукингса с целью повышения ответственности правительств перед бедными и предложения решений наиболее серьезных проблем развития. В продолжение этой цели в январе 2015 года на сайте brookings.edu был перезапущен Future Development. В последующие годы тематика блога развивалась параллельно с текущими дебатами по международной политике и была официально обновлена в ноябре 2022 года, чтобы сосредоточиться на более широких проблемах устойчивого развития во всем мире.
Архивные материалы доступны на сайте worldbank.org »
Получайте ежедневные обновления от Brookings
Введите адрес электронной почтыАзбука облегчения государственного долга | Центр глобального развития
Введение
Мы живем во времена, когда многие страны сталкиваются с повышенной уязвимостью долга. Уже высокий до пандемии уровень долга достиг 50-летнего пика после роста государственных расходов на борьбу с COVID-19. Долг не является плохим по своей сути; займы могут позволить странам финансировать жизненно важные государственные инвестиции. Но неприемлемый уровень долга может иметь разрушительные последствия для населения страны, вытесняя государственные расходы даже на предметы первой необходимости, включая продукты питания, лекарства и импорт топлива. В Шри-Ланке, например, 71 процент государственных доходов был потрачен на обслуживание долга до того, как страна объявила дефолт. Даже там, где компромисс не так ужасен, неприемлемое обслуживание долга может ограничить производительные инвестиции в инфраструктуру, образование, здравоохранение и другие сектора, препятствуя экономическому росту, необходимому для снижения долгового бремени страны.
После десятилетнего периода низкой стоимости заимствований сочетание роста процентных ставок, инфляции и товарных шоков повысило вероятность дублирования долговых кризисов в развивающихся странах. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), 30 процентов стран с формирующимся рынком и 60 процентов стран с низким уровнем доходов могут столкнуться с трудностями при выплате долгов или столкнутся с ними в ближайшее время.
Не существует международного механизма банкротства для стран, не выполняющих свои внешние обязательства. Вместо этого страны исторически зависели от лоскутного одеяла прецедентов, контрактов и соглашений, чтобы привлечь кредиторов к столу переговоров для облегчения бремени задолженности. У Соединенных Штатов есть наследие в качестве ведущего архитектора крупных глобальных инициатив по облегчению долгового бремени, от плана Брейди Бонда для Латинской Америки до Инициативы в отношении бедных стран с крупной задолженностью (HIPC), которая положила начало облегчению долгового бремени для бедных стран в 1919 году.90-е. Однако за последнее десятилетие глобальный ландшафт кредиторов значительно изменился. Крупнейшие суверенные кредиторы с низким уровнем дохода сегодня — Китай и частные держатели облигаций — действуют на совершенно иных принципах, чем ведущие двусторонние кредиторы прошлого, что делает традиционные нормы и структуры менее эффективными для нынешних долговых проблем. Цель международной финансовой архитектуры, исторически контролируемой МВФ и его акционерами, будет состоять в том, чтобы объединить этих новых кредиторов в совместный механизм для облегчения бремени задолженности.
Ключевые термины
Суверенный долг: Деньги, которые суверенное государство (страна) должно своим кредиторам, включая как основную сумму (деньги, взятые взаймы), так и проценты (стоимость займа)
Обслуживание долга : Деньги, необходимые для выплаты основного долга и процентов по непогашенному долгу за определенный период
Долговое бедствие: Когда у суверена возникают проблемы с обслуживанием своего долга
Суверенный дефолт: Когда правительство прекращает платить по обслуживанию своего долга, обычно за этим следует понижение кредитного рейтинга и потеря доступа к дополнительным заимствованиям
Реструктуризация долга: Изменение условий государственного долга, чтобы сделать обслуживание долга более управляемым (может включать изменение сроков погашения, добавление льготных периодов, уменьшение основной суммы долга, снижение процентной ставки, приостановку обслуживания долга и т. д.)
Рисунок 1. Уровень критической долговой ситуации по LIC
Участники реструктуризации суверенного долга
Реструктуризация суверенного долга представляет собой сложный процесс, в котором участвуют национальное правительство, международные кредиторы и различные третьи стороны, главным образом МВФ.
Суверенный должник — это страна, добивающаяся облегчения бремени задолженности или нуждающаяся в ней. Он включает не только центральное правительство, но и государственные или поддерживаемые государством организации, чьи долги гарантируются правительством.
Кредиторы — это любые лица, которые предоставили ссуду государю. Для стран с низким уровнем дохода они, как правило, включают три широкие категории:
- Многосторонние кредиторы обычно представляют собой международные финансовые учреждения (МФУ), включая Всемирный банк, региональные банки развития и МВФ. Эти кредиторы обычно ссужают деньги на льготных условиях, а это означает, что суверенные лица платят меньшие проценты и имеют более длительные сроки погашения, чем если бы они занимали у частного сектора.
- Коммерческие кредиторы включают коммерческие финансовые учреждения и держателей облигаций (которые могут быть физическими лицами, институциональными инвесторами или другими суверенными лицами). Они кредитуют правительства по преобладающим рыночным ставкам.
- Двусторонние кредиторы — это государственные кредиторы, включая США и большинство стран ОЭСР (некоторые из которых являются членами Парижского клуба, см. вставку), а также новые кредиторы, такие как Китай.
Что такое Парижский клуб?
Парижский клуб — это неформальная группа стран-кредиторов, целью которой является поиск устойчивых решений проблем с выплатой суверенного долга. Исторически он держал большую часть суверенного долга развивающихся стран и работает в соответствии с шестью основополагающими принципами:
- Солидарность : Все члены Парижского клуба соглашаются действовать как группа в своих отношениях с данной страной-должником.
- Консенсус: Решения Парижского клуба не могут приниматься без консенсуса между участвующими странами-кредиторами.
- Обмен информацией : Члены будут обмениваться мнениями и данными о своих претензиях на взаимной основе.
- В каждом конкретном случае: Парижский клуб принимает решения в каждом конкретном случае, чтобы приспособить свои действия к индивидуальной ситуации каждой страны-должника.
- Условия: Соглашения со странами-должниками будут основываться на программах реформ МВФ, которые помогут обеспечить устойчивость обслуживания долга в будущем.
- Сопоставимость лечения: Страна-должник, которая подписывает соглашение с Парижским клубом, соглашается добиваться сопоставимых условий от всех двусторонних кредиторов, включая коммерческих и официальных кредиторов, не входящих в Парижский клуб.
Шесть общих принципов Парижского клуба облегчают проблемы переговоров о реструктуризации долга, но наиболее важным из них является сопоставимость режимов, учитывая, что переговоры могут быть сорваны, если даже одному кредитору кажется, что он заключает более выгодную сделку, чем другие . Однако состав кредиторов стал более разнообразным, чем раньше, и включает держателей облигаций, государственные предприятия и официальных кредиторов, не входящих в Парижский клуб, таких как Китай. Эти новички, особенно Китай, с гораздо большей вероятностью самостоятельно договорятся о реструктуризации своих требований, что прямо противоречит принципам солидарности, консенсуса, обмена информацией и сопоставимости режима.
Рисунок 2. Доля Китая в общем объеме государственного внешнего долга СНД увеличилась за последние 20 лет
Примечание. За исключением многосторонних кредиторов.
Реструктуризация суверенного долга
Реструктуризацию можно разделить на три этапа: инициирование, переговоры и подача заявки. Хотя они стали более эффективными после введения оговорок о коллективных действиях (CAC, описанных ниже), девять случаев реструктуризации в период с 2014 по 2020 год заняли в среднем 1,2 года. МВФ играет роль арбитра в этом процессе, сначала определяя, какое облегчение необходимо, с помощью анализа приемлемости долга (DSA) и, в конечном итоге, предоставляя странам ликвидность и основы политики, в которых они нуждаются (наряду с облегчением долга), чтобы вернуться к приемлемому уровню долга.
Посвящение . Чтобы начать процесс, страна должна сначала определить, может ли она продолжать обслуживать свой долг или необходима реструктуризация. Если страна должна больше, чем она могла бы реально надеяться заплатить в любой момент в будущем, она неплатежеспособна, и необходима реструктуризация долга. Но это определение, основанное на выводах DSA, не всегда легко сделать; и это обычно проводится с МВФ после того, как страна обратилась к нему за программой. Если страна будет признана неплатежеспособной, МВФ приступит к реализации программы, но только в том случае, если правительство реализует рекомендованные МВФ изменения политики для восстановления приемлемого уровня долга, включая обращение к своим кредиторам с просьбой о реструктуризации долга. Поскольку эти изменения политики устраняют фундаментальные дисбалансы в экономике страны, они могут быть экономически болезненными и политически сложными, поэтому МВФ и на словах, и на практике является кредитором последней инстанции — страны обычно избегают взаимодействия с этим учреждением до тех пор, пока не появятся альтернативы. .
Переговоры . Как только страна обязуется провести реструктуризацию, она должна заключить со своими кредиторами соглашение об оказании помощи. В DSA МВФ будет указан уровень помощи, необходимой для восстановления страны до устойчивого уровня. Задача правительства состоит в том, чтобы договориться об уровне и формах помощи, требуемой от каждого кредитора, что часто требует обеспечения участия его кредиторов на сопоставимых условиях. Стороны имеют в своем распоряжении три основных инструмента для достижения необходимого облегчения бремени задолженности таким образом, который по-прежнему удовлетворяет кредиторов: изменение сроков погашения (даты, когда должен быть произведен окончательный платеж) и/или льготных периодов, уменьшение основной суммы долга и /или снижение процентной ставки. В большинстве случаев реструктуризации долга используется сочетание этих инструментов для достижения необходимого облегчения.
Приложение . После завершения переговоров об условиях облегчения бремени задолженности страна должна максимально увеличить участие кредиторов и применить сопоставимый режим ко всем кредиторам, чтобы успешно завершить реструктуризацию. Этим усилиям могут помешать «уклоняющиеся» кредиторы, которые избегают каких-либо уступок для получения платежа в полном объеме после того, как другие стороны предоставили помощь (высвобождая деньги, необходимые для выплаты возражающему кредитору). В случае с облигациями такое поведение несогласия сдерживается оговорками о коллективных действиях (CAC), положениями, которые позволяют большинству держателей облигаций связывать меньшинство условиями реструктуризации посредством голосования. CAC характерны только для облигаций — двусторонние кредиты (как коммерческие, так и официальные), синдицированные кредиты и субсуверенные заимствования, как правило, не включают эти характеристики, а это означает, что несогласные кредиторы по-прежнему представляют значительный риск для успешной реструктуризации.
История успеха реструктуризации: мексиканская компания Brady Bonds
После периода сильного роста в Мексике нефтяной шок 1979 г. привел к глобальной рецессии, которая сильно ударила по стране, что привело к сокращению ненефтяного экспорта и быстрой девальвации песо. Эти факторы сделали обслуживание и без того крупного внешнего долга страны более дорогим. К 1982 году, когда обслуживание долга страны намного превышало ее ежемесячный доход в иностранной валюте, Мексика оказалась на грани дефолта.
Первым ответом кредиторов (в основном коммерческих банков США) было приостановить обслуживание долга на два года и предоставить новые кредиты Мексике. Надежда заключалась в том, что с возобновлением ликвидности в иностранной валюте и программой корректировки МВФ страна сможет влезть в свой долг. Однако вместо этого продолжились отток капитала и инфляция, а инвестиции сократились, что привело к стагнации роста и увеличению внешнего долга.
К 1989 году стало ясно, что необходимы более активные действия, и был инициирован «План Брейди», названный в честь министра финансов США, выдвинувшего эту инициативу. План предлагал кредиторам три варианта реструктуризации непогашенной задолженности: уменьшить основную сумму долга, снизить проценты или сохранить оба варианта и предоставить новые ссуды. Большинство кредиторов выбрали первые два варианта, и снижение бремени обслуживания долга страны в сочетании с экономическими реформами помогло Мексике начать период улучшения экономического роста.
Репутация многосторонних инициатив по облегчению бремени задолженности: HIPC и MDRI
В 1996 году Всемирный банк и МВФ вместе с другими двусторонними кредиторами во главе с США запустили Инициативу для бедных стран с крупной задолженностью (HIPC). HIPC сократила внешний долг стран, отвечающих определенным критериям, чтобы бедные страны не столкнулись с неприемлемым долговым бременем. С момента своего создания в рамках этой инициативы были одобрены пакеты мер по сокращению долга для 37 стран, 31 из которых находятся в Африке, что в целом позволило облегчить обслуживание долга примерно на 76 миллиардов долларов.
Рисунок 3. Объемы внешнего долга LIC и MIC снизились после HIPC и MDRI, но с тех пор выросли
HIPC приняла двухэтапный процесс; чтобы достичь «точки принятия решения », страна должна была выполнить определенные условия, чтобы иметь право инициировать помощь, включая демонстрацию опыта реформ и разумной политики в рамках программ, поддерживаемых МВФ и Всемирным банком, и разработку документа о стратегии сокращения бедности ( PRSP) с изложением политики и программ, которые он будет реализовывать для содействия экономическому росту и сокращению бедности.
Второй шаг или «точка завершения » БСКЗ требует, чтобы страны реализовывали свои ПРСП в течение как минимум одного года, наряду с ключевыми реформами, установленными на этапе принятия решения, чтобы получить полное облегчение бремени задолженности. Чуть более половины средств для облегчения бремени задолженности в рамках HIPC поступило от двусторонних кредиторов, включая Соединенные Штаты, а оставшаяся часть была дополнена МФУ и отдельными частными кредиторами. Как и в других многосторонних усилиях по облегчению бремени задолженности, участие кредиторов в БСКЗ было добровольным.
Хотя HIPC удалось сократить основную часть двустороннего долга HIPC, страны продолжали нести бремя обслуживания многостороннего долга, в результате чего министры финансов G8 учредили в 2005 году Многостороннюю инициативу по облегчению бремени задолженности (MDRI). Программа облегчения бремени задолженности была направлена на сокращение на 100 процентов требований МВФ, Международной ассоциации развития (МАР) Всемирного банка и Африканского банка развития (АфБР) и была открыта для стран, находящихся на пути к «точке завершения» БСКЗ (хотя помощь от МВФ позже была открыта как для БСКЗ, так и для стран, не входящих в БСКД). Для стран, которые прошли квалификацию, МДРИ удалось резко сократить многосторонний долг, но не без издержек для стран-кредиторов — доноры согласились компенсировать МФИ на основе доллара за доллар за упущенные рефинансирования, связанные с помощью. Например, Соединенные Штаты пообещали ежегодные платежи Африканскому фонду развития (АфФР) до 2054 года и платежи Международной ассоциации развития (МАР) Группы Всемирного банка до 2044 года, но в последние годы накопилась значительная задолженность.
Таблица 1. Невыполненные обязательства США по МДРИ перед МАР и АфФР (млн долл. США)
Соединенные Штаты все еще имеют невыполненные обязательства по МДРИ, которые продолжают увеличиваться, если только Конгресс не выделяет ресурсы для покрытия сумм, подлежащих выплате ежегодно.
Учреждение | 2018 ФГ Принят | 2019 ФГ Принят | 20 ФГ Принято | 21 финансовый год Принят | Оценка на 22 финансовый год* | 23 ФГ Прогноз* |
МАР | $820 | $1010 | $1240 | $1500 | $1800 | $2100 |
АфДФ | $130 | $160 | $160 | $170 | 200 долларов | 230 долларов |
* Столбец за 2022 финансовый год отражает невыполненные обязательства после сумм, ассигнованных Конгрессом в соответствии с Законом о консолидированных ассигнованиях на 2022 год. Столбец за 23 финансовый год отражает прогноз Министерства финансов США на март 2022 года.0004 Международные программы Обоснование бюджета Конгресса на 2023 финансовый год.
Меры по облегчению бремени задолженности после COVID-19
Мировое сообщество выступило с двумя ключевыми инициативами в ответ на кризис COVID-19, чтобы ограничить риск дефолтов и позволить стране бюджетное пространство правительств для расходов как на здравоохранение, так и на социально-экономические аспекты реагирования на пандемию.
Инициатива по приостановке обслуживания долга (DSSI) , одобренная министрами финансов G20 и Комитетом по развитию Всемирного банка в апреле 2020 года, была предназначена для предоставления ликвидности странам в начале пандемии. DSSI откладывал выплаты долга беднейших стран мира двусторонним кредиторам G20 по запросу правительств стран. В рамках этой инициативы 48 из 73 соответствующих критериям стран с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего отложили выплату долга двусторонним кредиторам G20 до истечения срока действия DSSI в конце 2021 года, в конечном итоге приостановив 12,9 долларов США. млрд платежей по обслуживанию долга. Участие частных кредиторов в DSSI было добровольным, и страны G20 призвали частных субъектов добиваться участия на равных условиях, но почти никто из частных кредиторов не участвовал в этом механизме. DSSI поддержали Всемирный банк и МВФ, которые консультировали по вопросам управления долгом и обеспечения прозрачности, а также осуществляли мониторинг государственных расходов стран-участниц. Сочетание приостановки выплаты долга с этой технической помощью имело решающее значение, поскольку страны, участвовавшие в DSSI, в конечном итоге по-прежнему несут ответственность за выплату общей суммы основного долга и процентов по своему долгу — инициатива просто расширила договорные сроки для этого.
Китай как новый кредитор
За последнее десятилетие Китай занял видное место в качестве крупного кредитора, даже ненадолго обогнав Парижский клуб по доле непогашенного государственного внешнего долга стран с низким уровнем дохода (СНД) в 2017 году. Это создает проблемы для традиционного процесса реструктуризации долга. . Анализ 100 китайских долговых контрактов показал, что:
- Китайские долговые контракты содержат необычные положения о конфиденциальности, которые не позволяют заемщикам раскрывать условия или само существование долга
- Китайские кредиторы стремятся получить преимущество перед другими кредиторами, используя соглашения о залоге, чтобы не допустить коллективной реструктуризации своего долга (иными словами, упреждая усилия Парижского клуба)
- Многие китайские долговые контракты содержат положения об аннулировании, ускорении и стабилизации, которые, соответственно, позволяют кредитору требовать немедленного платежа, ускорять платеж и ограничивать подверженность долга изменениям в законодательстве/нормативных актах
Эти функции противоречат многим принципам Парижского клуба, в первую очередь солидарности, консенсусу, обмену информацией и сопоставимости лечения. Китай сопротивляется призывам к повышению прозрачности суверенного долга через МФУ и не хочет создавать прецеденты для списания долгов. Но доля Китая во внешнем долге LIC слишком велика, чтобы ее игнорировать. Это означает, что любые будущие усилия по реструктуризации не могут рассчитывать на масштаб консенсуса основных кредиторов, достигнутого в рамках предыдущих мер по облегчению бремени задолженности.
В ноябре 2020 года «Большая двадцатка» приняла Общие принципы обращения с долгами . Common Framework — это партнерство между G20 и Парижским клубом, направленное на реструктуризацию суверенного долга на основе традиционных условий Парижского клуба (выходя за рамки отсрочки выплаты долга в соответствии с DSSI). Эта структура позволяет странам-кредиторам вести переговоры со странами-должниками, отвечающими требованиям DSSI, по вопросам урегулирования долга. В соответствии с Общей концепцией процедуры урегулирования задолженности инициируются страной-должником в каждом конкретном случае с возможностью участия частного кредитора.
Но использование Common Framework было ограниченным, и только три страны (Чад, Эфиопия и Замбия) обратились за помощью, и все из них до сих пор шли медленно в отношениях с кредиторами. Замбия лишь недавно достигла соглашения о начале реструктуризации долга. Почему задержка? Несмотря на свое название, в Общей концепции отсутствуют четкие шаги и сроки для объединения сторон в процессе реструктуризации долга, и вместо этого она действует на разовой основе, допуская двусмысленность и неопределенность с высокими ставками. Кроме того, эффективность как HIPC, так и MDRI основывалась на том, что многосторонние кредиторы и кредиторы Парижского клуба владеют большей частью долга бедных стран. Однако с тех пор доля долговых обязательств БСКЗ, принадлежащих частным кредиторам и кредиторам, не входящим в Парижский клуб, а именно Китаю, значительно выросла, что усложнило усилия по реструктуризации.
Эти кредиторы не действуют по тем же общим принципам, что и Парижский клуб, предпочитая вместо этого проводить закрытые обсуждения (в случае Китая) или получать возмещение через судебные решения (в случае уклоняющихся от частных кредиторов). Поскольку другие кредиторы опасаются, что их уступки могут помочь этим менее склонным к сотрудничеству кредиторам собрать все в полном объеме, весь процесс реструктуризации останавливается, оставляя страны в затруднительном положении, с растущими обязательствами по обслуживанию долга, сокращающимися резервами и отсутствием доступа к дополнительному рыночному кредитованию.
Шри-Ланка — самый свежий пример страны, в которой переговоры могут зайти в тупик из-за разногласий между кредиторами. После дефолта в мае 2022 года страна теперь должна работать со своими кредиторами и МВФ, чтобы реструктурировать свой долг и вернуться к финансовой устойчивости. Тем не менее, согласно сообщениям, Китаю принадлежит 26 процентов рассматриваемого долга, а это означает, что любое решение потребует участия страны. Опять же, сопоставимость лечения в этом контексте имеет ключевое значение; всеобъемлющая реструктуризация маловероятна, если держатели облигаций или другие двусторонние кредиторы, такие как Индия, считают, что китайские кредиторы получают более выгодную сделку. Но собрать всех за стол переговоров не невозможно — Замбия заключила сделку, в которую входит и Китай, что дает определенный оптимизм в отношении будущих переговоров в рамках «Общих рамок». Более того, несмотря на то, что объединение различных кредиторов требует терпения, существуют некоторые простые политические меры, которые могли бы улучшить эффективность Общей концепции в будущем, в том числе замораживание обслуживания долга для стран, нуждающихся в помощи, а также более полные и реалистичные оценки долга. нужно облегчение.
По мере того, как продолжаются более широкие дискуссии о пробелах в архитектуре международного долга, и все больше стран стремятся к реструктуризации или облегчению долгового бремени, международное сообщество находится под серьезным давлением, требующим скорейшего укрепления крупномасштабных механизмов облегчения долгового бремени. Чтобы быть успешными, будущие инициативы должны учитывать последние события и уравновешивать амбиции с осознанием новых проблем, стоящих перед и без того сложным процессом.
Ключевые вопросы и дополнительная литература из CGD для политиков
Не существует простых ответов на вызовы, стоящие перед сегодняшней архитектурой государственного долга, но политики в США и за их пределами могут извлечь выгоду из серьезного отношения к новой динамике и изучения вариантов политики.
Как списание долга HIPC под руководством США повлияло на глобальную бедность и какие уроки HIPC могли бы извлечь сегодня политики?
- Нэнси Бердсолл, Джон Уильямсон, Брайан Диз, 2002 г. Реализация долгового бремени: от золота МВФ к новой архитектуре помощи, книга CGD, Центр глобального развития.
Возможно ли создание новой скоординированной группы кредиторов с принципами, согласованными с новыми кредиторами?
- Скотт Моррис, 2019 г. HIPC с китайской спецификой: почему вчерашнее облегчение бремени задолженности является неверным ориентиром для сегодняшних кризисов, блог CGD, Центр глобального развития.
Учитывая недавно ограниченную роль США в прямом кредитовании стран, как может выглядеть амбициозная программа США по облегчению долгового бремени?
- Клеманс Ландерс, 2020 г. «План преодоления долгового кризиса, вызванного COVID-19, в бедных странах, и создание более совершенной системы суверенного долга», Аналитическая записка CGD, Центр глобального развития.
Каким образом директивные органы могут стимулировать частных кредиторов к участию в реструктуризации суверенного долга?
- Нэнси Ли, 2020 г. Реструктуризация суверенного долга перед частными кредиторами в бедных странах: что сломано? Примечание CGD, Центр глобального развития.
Какие изменения можно внести в Common Framework, чтобы он развивался быстрее?
- Масуд Ахмед, Ханна Браун, 2022 г. Исправьте общую структуру долга, пока не стало слишком поздно, Блог CGD, Центр глобального развития.
Какую роль в будущей реструктуризации суверенного долга могут сыграть инновационные финансовые инструменты, такие как инструменты облегчения государственного долга, обмен долга на климат и гарантии, основанные на политике?
- Нэнси Ли и др., 2021 г. Реагирование на риски долгового кризиса Covid, Отчет за круглым столом, Friedrich-Ebert-Stiftung.
- Клеманс Ландерс, Нэнси Ли, 2021 г. Большая синяя долговая сделка Белиза: наконец масштабируемая модель? Блог CGD, Центр глобального развития.
- Клеманс Ландерс, Ракан Абонеадж, 2022 г. Гарантии, основанные на политике MDB: пришло ли их время?, Заметка CGD, Центр глобального развития.