Челноки в 90 х: как была устроена торговля в 1990-е годы? • Arzamas

Как «челноки» насытили рынок дешевыми товарами и рабочей силой

Люди с клетчатыми сумками, заполнявшие прилавки товарами из-за рубежа, являются символом 90-х наравне с ваучерами, Ельциным на танке и «Полем чудес». Почти на десятилетие они стали законодателями мод и создателями рабочих мест для людей, которым в новой реальности пришлось перекраивать свою жизнь. Эксперты до сих пор спорят, как оценивать этот феномен – как неизбежный этап перехода к рыночной экономике или как катастрофу для образованных людей, которые подались в торговлю.

Рыночный апокалипсис

После распада СССР бывшие советские граждане лишились не только страны, в которой они жили и строили светлое будущее под знаменем социализма, но и всего привычного им мироустройства. Цены в магазинах больше не регулировались государством, предприятия, вузы и школы закрывались или сокращали штат, а деньги стремительно обесценивались, заставляя людей экономить даже на продуктах питания.

«В целом можно сказать, что к началу 90-х годов недовольство перестройкой и усталость от изжившей себя системы склоняли общественное сознание к принятию идеи рынка. Но это было продиктовано в большей мере отталкиванием от противного, пониманием обреченности социалистической системы, не оправдавшей себя.

Налицо была и утопическая надежда на быстрое «экономическое чудо», способное просто и безболезненно изменить жизнь каждого советского человека. Эта идеализация образа рынка и мифическое восприятие «прекрасного рыночного завтра» была чревата разочарованиями и неподготовленностью к реальным рыночным преобразованиям», — констатируют авторы книги «Экономика переходного периода» под редакцией Егора Гайдара.

Эту мысль подтверждают результаты опроса «Левада-центра», проведенного в декабре 2005 года. По мнению 56% респондентов, экономические реформы, которые шли в России с 1992 года, принесли больше вреда, чем пользы. Больше половины опрошенных (57%) утверждали, что проиграли от этих нововведений, но было и 22% респондентов, уверявших, что они остались в выигрыше. Еще 33% опрошенных говорили, что получили возможность увеличить собственные доходы,

причем в рейтинге профессий, гарантирующих богатство, после чиновников, банкиров, жуликов и руководителей предприятий шли уличные торговцы и «челноки» (люди, ввозившие в страну небольшие партии товаров и продававшие их на рынках).

«Челночный» бизнес стал возможен благодаря свободному ввозу товаров физическими лицами на сумму до $5000. Поначалу «челноки», распродававшие товар на открытых вещевых рынках, даже не регистрировались в качестве предпринимателей – следовательно, и платить налоги им не приходилось. Единственным платежом был сбор на право торговли, поступавший в местный бюджет.

Опора экономики

«В Мытищах сахар на рубль дешевле!»

После дефолта августа 1998 года многие россияне остались буквально ни с чем. Но запомнилось не только это…

20 августа 11:19

Расцвет «челночной» торговли объясняется не только и не столько тем, что появилась возможность ввозить товары из-за рубежа – разваливающаяся промышленность не могла удовлетворить спрос на потребительские товары, а советская система торговли в условиях нового времени показала свою полную непригодность. В результате в российских городах стали разрастаться рынки, куда теперь шли не только за огурцами и петрушкой, но также за сапогами, разноцветными лосинами и китайской бытовой техникой.

Согласно расчетам экспертов Института экономической политики, в 1995–1996 годах ввоз «челноками» товаров из дальнего зарубежья по стоимости достигал $2,5–3 млрд в квартал.

Эти данные подтверждает и официальная статистика. «Сокращение доли одежды и обуви в 1996 году обусловлено тем, что в настоящее время она поступает в основном по каналам неорганизованной торговли («челночного» бизнеса), на долю которого приходится до 70% ввозимой в Россию недорогой одежды, обуви, подавляющая часть дешевой бижутерии, примерно половина ввозимых в Россию изделий из кожи, до 30% аудио- и видеотехники», — отмечают авторы книги «Экономика переходного периода».

Помимо снабжения россиян сумочками, яркими футболками с заграничными надписями и кроссовками, «челноки» выполняли и другую важную функцию – обеспечивали людей рабочими местами и стабильным заработком. В научной статье «Российский челночный бизнес», опубликованной в 1997 году, говорится, что

в середине 1990-х годов «челночный» бизнес на всех его стадиях – от закупки товаров за рубежом до их продажи на вещевых рынках – давал работу для 10 млн человек.

В учебнике «История российского предпринимательства» приводятся и более впечатляющие цифры: по данным его составителей, к 1996 году численность «челноков» и тех, кто их обслуживал (водителей, продавцов и т.д.) достигла 30 млн человек, а это составляло более 40% трудоспособного населения России.

Директор центра экономики малого и среднего предпринимательства ИМЭИ ВАВТ Минэкономразвития России Вера Баринова в беседе с «Газетой.Ru» назвала «челночную» торговлю 1990-х годов скорее положительным, чем отрицательным явлением, несмотря на все имеющиеся нюансы.

«На тот момент возникновение челноков было закономерным этапом. Открытые рынки, либерализация экономики с одной стороны и сильный дефицит вкупе с резкой инфляцией, с другой стороны, обусловили расцвет такого рода торговли. С точки зрения развития предпринимательства большинство челноков были, безусловно, вынужденными предпринимателями: для них новое занятие стало способом выжить и обеспечить себе приемлемый уровень жизни в изменившихся экономических реалиях.

Вместе с тем это все равно люди, проявившие склонность к предпринимательству и особый склад характера: вовсе не все, чьи деньги внезапно обесценились, смогли приспособиться к новым условиям и перестроиться», — рассуждает Баринова.

Abibas, Pima, Nake и Cucci

Свои товары «челноки» преимущественно ввозили из Китая, Турции и Польши, и о качестве этой продукции до сих пор ходят анекдоты. Россиянам, которые раньше носили лишь практичные, но не слишком разнообразные и стильные вещи советского пошива, были рады примерить на себя кроссовки Adidas, футболки D&G или джинсы Versace. И на первых порах было не так уж важно, что футболки выцветали после первой же стирки, от джинсов отваливалась фурнитура, а кроссовки начинали протекать после пары выходов на улицу. Да и названия заграничных брендов во всю грудь, чаще всего, изобиловали ошибками.

«У меня был приятель, который был кандидатом философских наук – диссертацию он защищал по Канту. Оказалось, что в 1990-е годы он особенно и не нужен высшей школе, и он ушел торговать на рынок. Сначала он продавал модели машинок, но потом переключился на ширпотреб – стал продавать майки, футболки и прочую мелочевку.

Это было в Волгограде, и он ездил в московские «Лужники» на оптовый рынок с этими самыми клетчатыми сумками. Потом он привозил и раскладывал свой товар. Естественно, его тоже обманывали – часто попадались бракованные вещи. У него на этот случай были фломастеры разных цветов: например, если майка красная, он подкрашивал брак красным цветом, ведь он за нее уже заплатил и должен был как-то продать», — поделился с «Газетой.Ru» воспоминаниями доктор экономических наук, профессор Александр Бессолицын.

Негативное отношение к «челнокам», несмотря на их несомненные заслуги перед экономикой и населением страны, разделяют многие эксперты.

«Челночники — беда, точнее признак беды. Люди с высшим образованием, интеллектом, приоритетами, ценностями были затолканы в мелкий бизнес, растоптаны все иллюзии о ценности жизни, порядочности властей. От безвыходности ситуации пришлось опуститься на один-два социальных слоя ниже своих ожиданий», — поделился с «Газетой. Ru» мнением кандидат технических наук, доцент Виктор Солнцев.

Простые россияне, однако, думают иначе — согласно опросу ФОМ, проведенному в 2005 году, почти 60% респондентов относились к «челнокам» положительно, хотя и признавали, что люди занимаются такой торговлей скорее вынужденно, чем по велению сердца. И были благодарны им за труд, далеко не всегда гарантировавший богатство или счастье.

Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни » BigPicture.ru

Что такое «челноки» знают все, кто застал конец 80-х и шальные 90-е. Жители огромной страны, жившие десятилетиями в условиях тотального дефицита, хлынули через открывшиеся границы в большой и сияющий мир. Но граждан 1/6 суши не интересовала Эйфелева башня, пирамида Хеопса и Сиднейский оперный театр — они не могли себе позволить роскошь путешествовать для развлечения. Их интересовали товары широкого потребления, которые были на родине нарасхват.

Когда говорят о «челноках», почти у всех перед глазами появляются решительные и усталые люди с огромными клетчатыми сумками, на фоне железнодорожного вагона или пыльного автобуса. Но мало кто задумывался над тем, что значительная часть товаров из таких стран, как Турция, Китай, Южная Корея и Вьетнам попадала к нам воздушным транспортом.

Сегодня, когда в аэропортах багаж взвешивают с точностью до грамма и строго пресекают любые излишества и вольности, трудно себе представить, что «челноки» возили вещи из-за рубежа авиалайнерами и имели с этого бизнеса отличный доход. Настоящей торговой Меккой стала Турция, первой начавшая выдавать нашим гражданам визы по прибытии всего за 15 долларов.

В Турции, как и в любой другой капиталистической стране, было все, но при этом очень недорого. Пусть турецкие товары уступали по качеству немецким и итальянским, зато их можно было выгодно купить, а затем без хлопот продать землякам. Товар из Стамбула продавался с сумасшедшей наценкой, но при этом все равно был доступен для небогатой постсоветской публики.

Джинсы, свитера, сигареты, алкоголь, детские игрушки, парфюмерия, бытовая химия и, конечно же, классика — кожаные куртки, закупались на рынках турецкой столицы с русским размахом. Все это свозилось в аэропорты и грузилось в многострадальные советские авиалайнеры, зафрахтованные под челночные чартеры.

Багажные отсеки самолетов забивались до отказа, но этого было недостаточно. Вещи затаскивали в салон и рассовывали везде, где только было можно. Они были на багажных полках, под креслами, в проходах и даже в служебных отсеках и кухнях. Говорят, что в больших лайнерах, где было два санузла, без проблем жертвовали одним, чтобы не терять драгоценного полезного объема.

Авиаперевозчики быстро сориентировались в обстановке и включились в выгодную, но рискованную игру. Из лайнеров Ил-86 выбрасывали половину кресел и в освободившемся пространстве размещали тюки и баулы. Сами предприниматели были людьми неприхотливыми — кому не достались кресла, располагались прямо на сумках со своими сокровищами. Да что там говорить — многие готовы были лететь стоя, чтобы больше привезти.

Почти каждый рейс заканчивался скандалом на тему: «где моя синяя в клетку сумка». Все сумки были в клетку, все набиты до отказа и каждая вторая были синей. Но недовольных не было, даже пропавший без вести в багажных терминалах Шереметьево тюк с турецкими трусами не делал такой рейс убыточным.

Обычный «турецкий» рейс образца 1992 года

В погоне за длинным рублем, а точнее, уже долларом, авиакомпании забывали о РЛЭ (Руководстве по летной эксплуатации). Удивительно, но всем крупно везло — огромный перегруз приводил лишь к погнувшимся при посадке стойками шасси, которые потом в три смены с матами выравнивали работники Воронежского авиазавода.

Сложно сказать, в чем таился секрет таких экстремальных перелетов. Возможно, что все дело было в том, что советский летный парк еще не был изношен и разворован и наши лайнеры, не самые комфортабельные и быстрые, но самые надежные, держали свою марку.

Хотя, говорят, что известная катастрофа Ан-24, произошедшая в 1997 году под Черкесском, произошла неспроста. Тогда самолет, делавший очередную «ходку» по маршруту Ставрополь — Трабзон, просто развалился на части на высоте 6 000 метров. Тогда погибли все 50 человек, находившихся на борту.

Обломки Ан-24 под Черкесском

Расследование авиакатастрофы показало, что в хвостовой части фюзеляжа было 7 крупных трещин, длиной от 1 до 3,3 сантиметра. Но заинтересованных в таких рейсах было слишком много и все списали на ненадлежащее обслуживание лайнера, который до этого полтора года эксплуатировался в Африке. Ни слова о перегрузах — ставки были слишком высоки.

Смотрите также:
Как боролись с нечистыми на руку торговцами в старые времена,
Торговля в 90-е — кто-то вспомнит, кому-то не понять,
История московской очереди в фотографиях

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

НАСА-1993-1998 гг. Спустям Space Shuttle

Перейдите по этой ссылке, чтобы пропустить основной контент

Размер текста

Текст.

Миссия Дата запуска Орбитальный аппарат Дополнительная информация
СТС-88
12. 04.98
Индевор + Сводка миссии
СТС-95 29.10.98 Открытие + Сводка миссии
СТС-91 06.02.98 Открытие + Сводка миссии
СТС-90 17.04.98 Колумбия + Сводка миссии
СТС-89
22.01.98
Индевор + Сводка миссии

1997

Миссия Дата запуска Орбитальный аппарат Дополнительная информация
СТС-87 19. 11.97 Колумбия
+ Сводка миссии
СТС-86 25.09.97 Атлантида + Сводка миссии
СТС-85 08.07.97 Открытие + Сводка миссии
СТС-94 01.07.97 Колумбия + Сводка миссии
СТС-84 15.05.97 Атлантида + Сводка миссии
СТС-83 04. 04.97 Колумбия + Сводка миссии
СТС-82 02.11.97 Открытие + Сводка миссии
СТС-81 01.12.97 Атлантида + Сводка миссии

1996

Миссия Дата запуска Орбитальный аппарат Дополнительная информация
СТС-80 19. 11.96 Колумбия + Сводка миссии
СТС-79 16.09.96 Атлантида + Сводка миссии
СТС-78
20.06.96
Колумбия + Сводка миссии
СТС-77 19.05.96 Индевор + Сводка миссии
СТС-76 22.03.96 Атлантида + Сводка миссии
СТС-75 22. 02.96 Колумбия + Сводка миссии
СТС-72 01.11.96 Индевор + Сводка миссии

1995

Миссия Дата запуска Орбитальный аппарат Дополнительная информация
СТС-74 11.
12.95
Атлантида + Сводка миссии
СТС-73 20.10.95 Колумбия + Сводка миссии
СТС-69 09.07.95 Индевор + Сводка миссии
СТС-70 13.07.95 Открытие + Краткое описание миссии
СТС-71 27.06.95 Атлантида + Сводка миссии
СТС-67 03. 02.95 Индевор + Сводка миссии
СТС-63 03.02.95 Открытие + Сводка миссии

1994

Миссия Дата запуска Орбитальный аппарат Дополнительная информация
СТС-66 11. 03.94 Атлантида + Сводка миссии
СТС-68 30.09.94 Стремление + Сводка миссии
СТС-64 09.09.94 Открытие + Сводка миссии
СТС-65 07.08.94 Колумбия + Сводка миссии
СТС-59 09.04.94 Индевор + Сводка миссии
СТС-62 03. 04.94 Колумбия + Сводка миссии
СТС-60 03.02.94 Открытие + Сводка миссии

1993

Миссия Дата запуска Орбитальный аппарат Дополнительная информация
СТС-61 12. 02.93 Индевор + Сводка миссии
СТС-58 18.10.93 Колумбия + Сводка миссии
СТС-51 09.12.93 Открытие + Сводка миссии
СТС-57 21.06.93 Индевор + Сводка миссии
СТС-55 26.04.93 Колумбия + Сводка миссии
СТС-56 04. 08.93 Дискавери + Сводка миссии
СТС-54 13.01.93 Индевор + Сводка миссии

+ Return to current year

More Archives
+ 1999-2004
+ 1987-1992
+ 1981-1986

 

› Back To Top

 

ESA — Space Shuttle missions

Наука и исследования

29.06.2011 9122 просмотра 16 лайков

Атмосферные испытательные полеты

Атмосферные испытательные полеты Enterprise на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии (с крыши самолета Boeing 747 Shuttle Carrier Aircraft):

Миссия Дата полета Орбитальный аппарат Экипаж Продолжительность*
ALT-12 12 августа 1977 г. Предприятие 2 5 мин 21 с
ALT-13 13 сентября 1977 г. Предприятие 2 5 мин 28 с
ALT-14 23 сентября 1977 г. Предприятие 2 5 мин 34 с
ALT-15 12 октября 1977 г. Предприятие 2 2 мин 34 с
АЛЬТЕР-16 26 октября 1977 г. Предприятие 2 2 мин 1 с

* Продолжительность свободного полета

Орбитальные полеты и запуски

С 1981 года пять космических кораблей Space Shuttle были использованы для 135 орбитальных полетов для запуска многочисленных спутников, космических телескопов и межпланетных зондов, проведения научных и технологических экспериментов, наблюдения за Землей, наблюдения за звездами, обслуживания российская космическая станция «Мир» и строительство, ремонт и обслуживание Международной космической станции.

Два шаттла были уничтожены в результате несчастных случаев (отмечены звездочкой), после чего полеты были остановлены на несколько лет после каждого.

355 астронавтов летали в космических челноках; 24 из стран Европы на рейсах, отмеченных красным цветом в следующем списке.

907:10 907:10 906:00 МКС
Миссия Дата запуска Орбитальный аппарат Экипаж Продолжительность
СТС-1 12 19 апреля81 Колумбия 2 02 д 06 ч
СТС-2 12 ноября 1981 г. Колумбия 2 02 д 06 ч
СТС-3 22 марта 1982 г. Колумбия 2 08 д 00 ч
СТС-4 27 июня 1982 г. Колумбия 2 07 д 01 ч
СТС-5 11 ноября 1982 г. Колумбия 4 05 д 02 ч
СТС-6 4 апреля 1983 г. Челленджер 4 05 д 00 ч
СТС-7 18 июня 1983 г. Челленджер 5 06 д 02 ч
СТС-8 30 августа 1983 года Челленджер 5 06 д 01 ч
СТС-9 28 ноября 1983 г. Колумбия 6 10 д 07 ч
СТС-41Б 3 февраля 1984 г. Челленджер 5 07 д 23 ч
СТС-41С 6 апреля 1984 г. Челленджер 5 06 д 23 ч
СТС-41Д 30 августа 1984 года Открытие 6 06 д 00 ч
СТС-41Г 5 октября 1984 г. Челленджер 7 08 д 05 ч
СТС-51А 8 ноября 1984 г. Открытие 5 07 д 23 ч
СТС-51С 24 января 1985 г. Открытие 5 03 д 01 ч
СТС-51Д 12 апреля 1985 г. Открытие 7 06 д 23 ч
СТС-51Б 29 апреля 1985 г. Челленджер 7 07 д 00 ч
СТС-51Г 17 июня 1985 г. Открытие 7 07 д 01 ч
СТС-51Ф 29 июля 1985 г. Челленджер 7 07 д 22 ч
СТС-51И 27 августа 1985 г. Открытие 5 07 д 02 ч
STS-51J 3 октября 1985 г. Атлантис 5 04 д 01 ч
СТС-61А 30 октября 1985 г. Челленджер 8 07 д 00 ч
СТС-61Б 26 ноября 1985 г. Атлантида 7 06 д 21 ч
СТС-61С 12 января 1986 г. Колумбия 7 06 д 02 ч
СТС-51Л 28 января 1986 г. Челленджер 7 01 мин 13 сек *
СТС-26 29 сентября 1988 г. Открытие 5 04 д 01 ч
СТС-27 2 декабря 1988 г. Атлантида 5 04 д 09 ч
СТС-29 13 марта 1989 г. Открытие 5 04 д 23 ч
СТС-30 4 мая 1989 г. Атлантида 5 04 д 00 ч
СТС-28 8 августа 1989 г. Колумбия 5 05 д 01 ч
СТС-34 18 октября 1989 г. Атлантис 5 04 д 23 ч
СТС-33 22 ноября 1989 г. Открытие 5 05 д 00 ч
СТС-32 9 января 1990 г. Колумбия 5 10 д 21 ч
СТС-36 28 февраля 1990 года Атлантида 5 04 д 10 ч
СТС-31 24 апреля 1990 года Открытие 5 05 д 01 ч
СТС-41 6 октября 1990 г. Открытие 5 04 д 02 ч
СТС-38 15 ноября 1990 г. Атлантида 5 04 д 21 ч
СТС-35 2 19 декабря90 Колумбия 7 08 д 23 ч
СТС-37 5 апреля 1991 г. Атлантида 5 05 д 23 ч
СТС-39 28 апреля 1991 года Открытие 7 08 д 07 ч
СТС-40 5 июня 1991 г. Колумбия 7 09 д 02 ч
СТС-43 2 августа 1991 г. Атлантида 5 08 д 21 ч
СТС-48 12 сентября 1991 года Открытие 5 05 д 08 ч
СТС-44 24 ноября 1991 г. Атлантида 6 06 д 22 ч
СТС-42 22 января 1992 года Открытие 7 08 д 01 ч
СТС-45 24 марта 1992 года Атлантида 7 08 д 22 ч
СТС-49 7 мая 1992 г. Индевор 7 08 д 21 ч
СТС-50 25 июня 1992 года Колумбия 7 13 д 19 ч
СТС-46 31 июля 1992 года Атлантида 7 07 д 23 ч
СТС-47 12 сентября 1992 года Индевор 7 07 д 22 ч
СТС-52 22 октября 1992 года Колумбия 6 09 д 20 ч
СТС-53 2 декабря 1992 г. Открытие 5 07 д 07 ч
СТС-54 13 января 1993 г. Индевор 5 05 д 23 ч
СТС-56 8 апреля 1993 г. Открытие 5 09 д 06 ч
СТС-55 26 19 апреля93 Колумбия 7 09 д 23 ч
СТС-57 21 июня 1993 года Индевор 6 09 д 23 ч
СТС-51 12 сентября 1993 года Открытие 5 09 д 20 ч
СТС-58 18 октября 1993 г. Колумбия 7 14 д 00 ч
СТС-61 2 декабря 1993 г. Индевор 7 10 д 19 ч HST
СТС-60 3 февраля 1994 года Открытие 6 07 д 06 ч
СТС-62 4 марта 1994 года Колумбия 5 13 д 23 ч
СТС-59 9 апреля 1994 г. Индевор 6 11 д 05 ч
СТС-65 8 июля 1994 г. Колумбия 7 14 д 17 ч
СТС-64 9 сентября 1994 года Открытие 6 10 д 22 ч
СТС-68 30 сентября 1994 года Индевор 6 11 д 05 ч
СТС-66 3 ноября 1994 года Атлантида 6 10 д 22 ч
СТС-63 3 февраля 1995 г. Открытие 6 08 д 06 ч Мир
СТС-67 2 марта 1995 г. Индевор 7 16 д 15 ч
СТС-71 27 июня 1995 года Атлантида 7/8 09 д 19 ч Мир
СТС-70 13 июля 1995 года Открытие 5 08 д 22 ч
СТС-69 7 сентября 1995 г. Индевор 5 10 д 20 ч
СТС-73 20 октября 1995 г. Колумбия 7 15 д 21 ч
СТС-74 12 ноября 1995 г. Атлантида 5 08 д 04 ч Мир
СТС-72 11 января 1996 г. Индевор 6 08 д 22 ч
СТС-75 22 19 февраля96 Колумбия 7 15 д 17 ч
СТС-76 22 марта 1996 года Атлантида 6/5 09 д 05 ч Мир
СТС-77 19 мая 1996 г. Индевор 6 10 д 00 ч
СТС-78 20 июня 1996 года Колумбия 7 16 д 21 ч
СТС-79 16 сентября 1996 года Атлантида 6/6 10 д 03 ч Мир
СТС-80 19 ноября 1996 г. Колумбия 5 17 д 15 ч
СТС-81 12 января 1997 г. Атлантида 6/6 10 д 04 ч Мир
СТС-82 11 февраля 1997 г. Открытие 7 09 д 23 ч HST
СТС-83 4 апреля 1997 г. Колумбия 7 03 д 23 ч
СТС-84 15 мая 1997 г. Атлантида 7/7 09 д 05 ч Мир
СТС-94 1 июля 1997 г. Колумбия 7 15 д 16 ч
СТС-85 7 августа 1997 г. Открытие 6 11 д 20 ч
СТС-86 25 сентября 1997 года Атлантида 7/7 10 д 19 ч Мир
СТС-87 9 ноября 1997 г. Колумбия 6 15 д 16 ч
СТС-89 22 января 1998 года Индевор 7/7 08 д 19 ч Мир
СТС-90 17 апреля 1998 года Колумбия 7 15 д 21 ч
СТС-91 2 июня 1998 г. Открытие 6/7 09 д 19 ч Мир
СТС-95 29 октября 1998 г. Открытие 7 08 д 21 ч
СТС-88 4 декабря 1998 года Индевор 6 11 д 19 ч МКС
СТС-96 27 мая 1999 г. Открытие 7 09 д 19 ч ИКС
СТС-93 23 июля 1999 года Колумбия 5 04 д 22 ч
СТС-103 9 декабря 1999 г. Открытие 7 07 д 23 ч HST
СТС-99 11 февраля 2000 года Индевор 6 11 д 05 ч
СТС-101 19 мая 2000 Атлантида 7 09 д 21 ч МКС
СТС-106 8 сентября 2000 г. Атлантида 7 11 д 19 ч МКС
СТС-92 11 октября 2000 г. Открытие 7 12 д 21 ч МКС
СТС-97 30 ноября 2000 года Индевор 5 10 д 19 ч МКС
СТС-98 7 февраля 2001 г. Атлантида 5 12 д 21 ч МКС
СТС-102 8 марта 2001 г. Открытие 7/7 12 д 19 ч МКС
СТС-100 19 апреля 2001 г. Индевор 7 11 д 21 ч МКС
СТС-104 12 июля 2001 г. Атлантида 5 12 д 18 ч МКС
СТС-105 10 августа 2001 г. Открытие 7/7 11 д 21 ч МКС
СТС-108 5 декабря 2001 г. Индевор 7/7 11 д 19 ч МКС
СТС-109 1 марта 2002 г. Колумбия 7 10 д 22 ч HST
СТС-110 8 апреля 2002 г. Атлантида 7 10 д 19 ч МКС
СТС-111 5 июня 2002 г. Индевор 7/7 13 д 20 ч
СТС-112 7 октября 2002 г. Атлантида 6 10 д 19 ч МКС
СТС-113 23 ноября 2002 г. Индевор 7/7 13 д 18 ч МКС
СТС-107 16 января 2003 г. Колумбия 7 15 д 22 ч *
СТС-114 26 июля 2005 г. Открытие 7 13 д 21 ч МКС
СТС-121 4 июля 2006 г. Открытие 7/6 12 д 18 ч МКС
СТС-115 9 сентября 2006 г. Атлантида 6 11 д 19 ч МКС
СТС-116 9 декабря 2006 г. Открытие 7/7 12 д 21 ч МКС
СТС-117 8 июня 2007 г. Атлантида 7/7 13 д 20 ч МКС
СТС-118 8 августа 2007 г. Индевор 7 12 д 18 ч МКС
СТС-120 23 октября 2007 г. Открытие 7/7 15 д 02 ч МКС
СТС-122 7 февраля 2008 г. Атлантида 7/7 12 д 18 ч МКС
СТС-123 11 марта 2008 г. Индевор 7/7 15 д 18 ч МКС
СТС-124 31 мая 2008 г. Дискавери 7/7 13 д 18 ч МКС
СТС-126 14 ноября 2008 г. Индевор 7/7 15 д 20 ч МКС
СТС-119 15 марта 2009 г. Открытие 7/7 12 д 19 ч МКС
СТС-125 11 мая 2009 г. Атлантида 7 12 д 21 ч HST
СТС-127 15 июля 2009 г. Индевор 7/7 15 д 16 ч МКС
СТС-128 28 августа 2009 г. Открытие 7/7 13 д 21 ч МКС
СТС-129 16 ноября 2009 г. Атлантида 6/7 10 д 19 ч МКС
СТС-130 8 февраля 2010 г. Индевор 6 13 д 18 ч МКС
СТС-131 5 апреля 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *