Как «челноки» насытили рынок дешевыми товарами и рабочей силой
Люди с клетчатыми сумками, заполнявшие прилавки товарами из-за рубежа, являются символом 90-х наравне с ваучерами, Ельциным на танке и «Полем чудес». Почти на десятилетие они стали законодателями мод и создателями рабочих мест для людей, которым в новой реальности пришлось перекраивать свою жизнь. Эксперты до сих пор спорят, как оценивать этот феномен – как неизбежный этап перехода к рыночной экономике или как катастрофу для образованных людей, которые подались в торговлю.
Рыночный апокалипсис
После распада СССР бывшие советские граждане лишились не только страны, в которой они жили и строили светлое будущее под знаменем социализма, но и всего привычного им мироустройства. Цены в магазинах больше не регулировались государством, предприятия, вузы и школы закрывались или сокращали штат, а деньги стремительно обесценивались, заставляя людей экономить даже на продуктах питания.
«В целом можно сказать, что к началу 90-х годов недовольство перестройкой и усталость от изжившей себя системы склоняли общественное сознание к принятию идеи рынка. Но это было продиктовано в большей мере отталкиванием от противного, пониманием обреченности социалистической системы, не оправдавшей себя.
Налицо была и утопическая надежда на быстрое «экономическое чудо», способное просто и безболезненно изменить жизнь каждого советского человека. Эта идеализация образа рынка и мифическое восприятие «прекрасного рыночного завтра» была чревата разочарованиями и неподготовленностью к реальным рыночным преобразованиям», — констатируют авторы книги «Экономика переходного периода» под редакцией Егора Гайдара.
Эту мысль подтверждают результаты опроса «Левада-центра», проведенного в декабре 2005 года. По мнению 56% респондентов, экономические реформы, которые шли в России с 1992 года, принесли больше вреда, чем пользы. Больше половины опрошенных (57%) утверждали, что проиграли от этих нововведений, но было и 22% респондентов, уверявших, что они остались в выигрыше. Еще 33% опрошенных говорили, что получили возможность увеличить собственные доходы,
причем в рейтинге профессий, гарантирующих богатство, после чиновников, банкиров, жуликов и руководителей предприятий шли уличные торговцы и «челноки» (люди, ввозившие в страну небольшие партии товаров и продававшие их на рынках).
«Челночный» бизнес стал возможен благодаря свободному ввозу товаров физическими лицами на сумму до $5000. Поначалу «челноки», распродававшие товар на открытых вещевых рынках, даже не регистрировались в качестве предпринимателей – следовательно, и платить налоги им не приходилось. Единственным платежом был сбор на право торговли, поступавший в местный бюджет.
Опора экономики
«В Мытищах сахар на рубль дешевле!»
После дефолта августа 1998 года многие россияне остались буквально ни с чем. Но запомнилось не только это…
20 августа 11:19
Расцвет «челночной» торговли объясняется не только и не столько тем, что появилась возможность ввозить товары из-за рубежа – разваливающаяся промышленность не могла удовлетворить спрос на потребительские товары, а советская система торговли в условиях нового времени показала свою полную непригодность. В результате в российских городах стали разрастаться рынки, куда теперь шли не только за огурцами и петрушкой, но также за сапогами, разноцветными лосинами и китайской бытовой техникой.
Согласно расчетам экспертов Института экономической политики, в 1995–1996 годах ввоз «челноками» товаров из дальнего зарубежья по стоимости достигал $2,5–3 млрд в квартал.
Эти данные подтверждает и официальная статистика. «Сокращение доли одежды и обуви в 1996 году обусловлено тем, что в настоящее время она поступает в основном по каналам неорганизованной торговли («челночного» бизнеса), на долю которого приходится до 70% ввозимой в Россию недорогой одежды, обуви, подавляющая часть дешевой бижутерии, примерно половина ввозимых в Россию изделий из кожи, до 30% аудио- и видеотехники», — отмечают авторы книги «Экономика переходного периода».
Помимо снабжения россиян сумочками, яркими футболками с заграничными надписями и кроссовками, «челноки» выполняли и другую важную функцию – обеспечивали людей рабочими местами и стабильным заработком. В научной статье «Российский челночный бизнес», опубликованной в 1997 году, говорится, что
в середине 1990-х годов «челночный» бизнес на всех его стадиях – от закупки товаров за рубежом до их продажи на вещевых рынках – давал работу для 10 млн человек.
В учебнике «История российского предпринимательства» приводятся и более впечатляющие цифры: по данным его составителей, к 1996 году численность «челноков» и тех, кто их обслуживал (водителей, продавцов и т.д.) достигла 30 млн человек, а это составляло более 40% трудоспособного населения России.
Директор центра экономики малого и среднего предпринимательства ИМЭИ ВАВТ Минэкономразвития России Вера Баринова в беседе с «Газетой.Ru» назвала «челночную» торговлю 1990-х годов скорее положительным, чем отрицательным явлением, несмотря на все имеющиеся нюансы.
«На тот момент возникновение челноков было закономерным этапом. Открытые рынки, либерализация экономики с одной стороны и сильный дефицит вкупе с резкой инфляцией, с другой стороны, обусловили расцвет такого рода торговли. С точки зрения развития предпринимательства большинство челноков были, безусловно, вынужденными предпринимателями: для них новое занятие стало способом выжить и обеспечить себе приемлемый уровень жизни в изменившихся экономических реалиях.
Вместе с тем это все равно люди, проявившие склонность к предпринимательству и особый склад характера: вовсе не все, чьи деньги внезапно обесценились, смогли приспособиться к новым условиям и перестроиться», — рассуждает Баринова.
Abibas, Pima, Nake и Cucci
Свои товары «челноки» преимущественно ввозили из Китая, Турции и Польши, и о качестве этой продукции до сих пор ходят анекдоты. Россиянам, которые раньше носили лишь практичные, но не слишком разнообразные и стильные вещи советского пошива, были рады примерить на себя кроссовки Adidas, футболки D&G или джинсы Versace. И на первых порах было не так уж важно, что футболки выцветали после первой же стирки, от джинсов отваливалась фурнитура, а кроссовки начинали протекать после пары выходов на улицу. Да и названия заграничных брендов во всю грудь, чаще всего, изобиловали ошибками.
«У меня был приятель, который был кандидатом философских наук – диссертацию он защищал по Канту. Оказалось, что в 1990-е годы он особенно и не нужен высшей школе, и он ушел торговать на рынок. Сначала он продавал модели машинок, но потом переключился на ширпотреб – стал продавать майки, футболки и прочую мелочевку.
Это было в Волгограде, и он ездил в московские «Лужники» на оптовый рынок с этими самыми клетчатыми сумками. Потом он привозил и раскладывал свой товар. Естественно, его тоже обманывали – часто попадались бракованные вещи. У него на этот случай были фломастеры разных цветов: например, если майка красная, он подкрашивал брак красным цветом, ведь он за нее уже заплатил и должен был как-то продать», — поделился с «Газетой.Ru» воспоминаниями доктор экономических наук, профессор Александр Бессолицын.
Негативное отношение к «челнокам», несмотря на их несомненные заслуги перед экономикой и населением страны, разделяют многие эксперты.
«Челночники — беда, точнее признак беды. Люди с высшим образованием, интеллектом, приоритетами, ценностями были затолканы в мелкий бизнес, растоптаны все иллюзии о ценности жизни, порядочности властей. От безвыходности ситуации пришлось опуститься на один-два социальных слоя ниже своих ожиданий», — поделился с «Газетой. Ru» мнением кандидат технических наук, доцент Виктор Солнцев.
Простые россияне, однако, думают иначе — согласно опросу ФОМ, проведенному в 2005 году, почти 60% респондентов относились к «челнокам» положительно, хотя и признавали, что люди занимаются такой торговлей скорее вынужденно, чем по велению сердца. И были благодарны им за труд, далеко не всегда гарантировавший богатство или счастье.
Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни » BigPicture.ru
Что такое «челноки» знают все, кто застал конец 80-х и шальные 90-е. Жители огромной страны, жившие десятилетиями в условиях тотального дефицита, хлынули через открывшиеся границы в большой и сияющий мир. Но граждан 1/6 суши не интересовала Эйфелева башня, пирамида Хеопса и Сиднейский оперный театр — они не могли себе позволить роскошь путешествовать для развлечения. Их интересовали товары широкого потребления, которые были на родине нарасхват.
Когда говорят о «челноках», почти у всех перед глазами появляются решительные и усталые люди с огромными клетчатыми сумками, на фоне железнодорожного вагона или пыльного автобуса. Но мало кто задумывался над тем, что значительная часть товаров из таких стран, как Турция, Китай, Южная Корея и Вьетнам попадала к нам воздушным транспортом.
Сегодня, когда в аэропортах багаж взвешивают с точностью до грамма и строго пресекают любые излишества и вольности, трудно себе представить, что «челноки» возили вещи из-за рубежа авиалайнерами и имели с этого бизнеса отличный доход. Настоящей торговой Меккой стала Турция, первой начавшая выдавать нашим гражданам визы по прибытии всего за 15 долларов.
В Турции, как и в любой другой капиталистической стране, было все, но при этом очень недорого. Пусть турецкие товары уступали по качеству немецким и итальянским, зато их можно было выгодно купить, а затем без хлопот продать землякам. Товар из Стамбула продавался с сумасшедшей наценкой, но при этом все равно был доступен для небогатой постсоветской публики.
Джинсы, свитера, сигареты, алкоголь, детские игрушки, парфюмерия, бытовая химия и, конечно же, классика — кожаные куртки, закупались на рынках турецкой столицы с русским размахом. Все это свозилось в аэропорты и грузилось в многострадальные советские авиалайнеры, зафрахтованные под челночные чартеры.
Багажные отсеки самолетов забивались до отказа, но этого было недостаточно. Вещи затаскивали в салон и рассовывали везде, где только было можно. Они были на багажных полках, под креслами, в проходах и даже в служебных отсеках и кухнях. Говорят, что в больших лайнерах, где было два санузла, без проблем жертвовали одним, чтобы не терять драгоценного полезного объема.
Авиаперевозчики быстро сориентировались в обстановке и включились в выгодную, но рискованную игру. Из лайнеров Ил-86 выбрасывали половину кресел и в освободившемся пространстве размещали тюки и баулы. Сами предприниматели были людьми неприхотливыми — кому не достались кресла, располагались прямо на сумках со своими сокровищами. Да что там говорить — многие готовы были лететь стоя, чтобы больше привезти.
Почти каждый рейс заканчивался скандалом на тему: «где моя синяя в клетку сумка». Все сумки были в клетку, все набиты до отказа и каждая вторая были синей. Но недовольных не было, даже пропавший без вести в багажных терминалах Шереметьево тюк с турецкими трусами не делал такой рейс убыточным.
Обычный «турецкий» рейс образца 1992 года
В погоне за длинным рублем, а точнее, уже долларом, авиакомпании забывали о РЛЭ (Руководстве по летной эксплуатации). Удивительно, но всем крупно везло — огромный перегруз приводил лишь к погнувшимся при посадке стойками шасси, которые потом в три смены с матами выравнивали работники Воронежского авиазавода.
Сложно сказать, в чем таился секрет таких экстремальных перелетов. Возможно, что все дело было в том, что советский летный парк еще не был изношен и разворован и наши лайнеры, не самые комфортабельные и быстрые, но самые надежные, держали свою марку.
Хотя, говорят, что известная катастрофа Ан-24, произошедшая в 1997 году под Черкесском, произошла неспроста. Тогда самолет, делавший очередную «ходку» по маршруту Ставрополь — Трабзон, просто развалился на части на высоте 6 000 метров. Тогда погибли все 50 человек, находившихся на борту.
Обломки Ан-24 под Черкесском
Расследование авиакатастрофы показало, что в хвостовой части фюзеляжа было 7 крупных трещин, длиной от 1 до 3,3 сантиметра. Но заинтересованных в таких рейсах было слишком много и все списали на ненадлежащее обслуживание лайнера, который до этого полтора года эксплуатировался в Африке. Ни слова о перегрузах — ставки были слишком высоки.
Смотрите также:
Как боролись с нечистыми на руку торговцами в старые времена,
Торговля в 90-е — кто-то вспомнит, кому-то не понять,
История московской очереди в фотографиях
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
НАСА-1993-1998 гг. Спустям Space Shuttle
Перейдите по этой ссылке, чтобы пропустить основной контент
Размер текста
Текст.
Миссия | Дата запуска | Орбитальный аппарат | Дополнительная информация |
---|---|---|---|
СТС-88 | 12. 04.98 | Индевор | + Сводка миссии |
СТС-95 | 29.10.98 | Открытие | + Сводка миссии |
СТС-91 | 06.02.98 | Открытие | + Сводка миссии |
СТС-90 | 17.04.98 | Колумбия | + Сводка миссии |
СТС-89 | Индевор | + Сводка миссии |
1997
|
1996
|
1995
|
1994
|
1993
|
+ Return to current year
More Archives
+ 1999-2004
+ 1987-1992
+ 1981-1986
› Back To Top
ESA — Space Shuttle missions
Наука и исследования29.06.2011 9122 просмотра 16 лайков
Атмосферные испытательные полеты
Атмосферные испытательные полеты Enterprise на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии (с крыши самолета Boeing 747 Shuttle Carrier Aircraft):
Миссия | Дата полета | Орбитальный аппарат | Экипаж | Продолжительность* |
---|---|---|---|---|
ALT-12 | 12 августа 1977 г. | Предприятие | 2 | 5 мин 21 с |
ALT-13 | 13 сентября 1977 г. | Предприятие | 2 | 5 мин 28 с |
ALT-14 | 23 сентября 1977 г. | Предприятие | 2 | 5 мин 34 с |
ALT-15 | 12 октября 1977 г. | Предприятие | 2 | 2 мин 34 с |
АЛЬТЕР-16 | 26 октября 1977 г. | Предприятие | 2 | 2 мин 1 с |
* Продолжительность свободного полета
Орбитальные полеты и запуски
С 1981 года пять космических кораблей Space Shuttle были использованы для 135 орбитальных полетов для запуска многочисленных спутников, космических телескопов и межпланетных зондов, проведения научных и технологических экспериментов, наблюдения за Землей, наблюдения за звездами, обслуживания российская космическая станция «Мир» и строительство, ремонт и обслуживание Международной космической станции.
Два шаттла были уничтожены в результате несчастных случаев (отмечены звездочкой), после чего полеты были остановлены на несколько лет после каждого.
355 астронавтов летали в космических челноках; 24 из стран Европы на рейсах, отмеченных красным цветом в следующем списке.
Миссия | Дата запуска | Орбитальный аппарат | Экипаж | Продолжительность | |
---|---|---|---|---|---|
СТС-1 | 12 19 апреля81 | Колумбия | 2 | 02 д 06 ч | |
СТС-2 | 12 ноября 1981 г. | Колумбия | 2 | 02 д 06 ч | |
СТС-3 | 22 марта 1982 г. | Колумбия | 2 | 08 д 00 ч | |
СТС-4 | 27 июня 1982 г. | Колумбия | 2 | 07 д 01 ч | |
СТС-5 | 11 ноября 1982 г. | Колумбия | 4 | 05 д 02 ч | |
СТС-6 | 4 апреля 1983 г. | Челленджер | 4 | 05 д 00 ч | |
СТС-7 | 18 июня 1983 г. | Челленджер | 5 | 06 д 02 ч | |
СТС-8 | 30 августа 1983 года | Челленджер | 5 | 06 д 01 ч | |
СТС-9 | 28 ноября 1983 г. | Колумбия | 6 | 10 д 07 ч | |
СТС-41Б | 3 февраля 1984 г. | Челленджер | 5 | 07 д 23 ч | |
СТС-41С | 6 апреля 1984 г. | Челленджер | 5 | 06 д 23 ч | |
СТС-41Д | 30 августа 1984 года | Открытие | 6 | 06 д 00 ч | |
СТС-41Г | 5 октября 1984 г. | Челленджер | 7 | 08 д 05 ч | |
СТС-51А | 8 ноября 1984 г. | Открытие | 5 | 07 д 23 ч | |
СТС-51С | 24 января 1985 г. | Открытие | 5 | 03 д 01 ч | |
СТС-51Д | 12 апреля 1985 г. | Открытие | 7 | 06 д 23 ч | |
СТС-51Б | 29 апреля 1985 г. | Челленджер | 7 | 07 д 00 ч | |
СТС-51Г | 17 июня 1985 г. | Открытие | 7 | 07 д 01 ч | |
СТС-51Ф | 29 июля 1985 г. | Челленджер | 7 | 07 д 22 ч | |
СТС-51И | 27 августа 1985 г. | Открытие | 5 | 07 д 02 ч | |
STS-51J | 3 октября 1985 г. | Атлантис | 5 | 04 д 01 ч | |
СТС-61А | 30 октября 1985 г. | Челленджер | 8 | 07 д 00 ч | |
СТС-61Б | 26 ноября 1985 г. | Атлантида | 7 | 06 д 21 ч | |
СТС-61С | 12 января 1986 г. | Колумбия | 7 | 06 д 02 ч | |
СТС-51Л | 28 января 1986 г. | Челленджер | 7 | 01 мин 13 сек | * |
СТС-26 | 29 сентября 1988 г. | Открытие | 5 | 04 д 01 ч | |
СТС-27 | 2 декабря 1988 г. | Атлантида | 5 | 04 д 09 ч | |
СТС-29 | 13 марта 1989 г. | Открытие | 5 | 04 д 23 ч | |
СТС-30 | 4 мая 1989 г. | Атлантида | 5 | 04 д 00 ч | |
СТС-28 | 8 августа 1989 г. | Колумбия | 5 | 05 д 01 ч | |
СТС-34 | 18 октября 1989 г. | Атлантис | 5 | 04 д 23 ч | |
СТС-33 | 22 ноября 1989 г. | Открытие | 5 | 05 д 00 ч | |
СТС-32 | 9 января 1990 г. | Колумбия | 5 | 10 д 21 ч | |
СТС-36 | 28 февраля 1990 года | Атлантида | 5 | 04 д 10 ч | 907:10|
СТС-31 | 24 апреля 1990 года | Открытие | 5 | 05 д 01 ч | |
СТС-41 | 6 октября 1990 г. | Открытие | 5 | 04 д 02 ч | |
СТС-38 | 15 ноября 1990 г. | Атлантида | 5 | 04 д 21 ч | |
СТС-35 | 2 19 декабря90 | Колумбия | 7 | 08 д 23 ч | |
СТС-37 | 5 апреля 1991 г. | Атлантида | 5 | 05 д 23 ч | |
СТС-39 | 28 апреля 1991 года | Открытие | 7 | 08 д 07 ч | |
СТС-40 | 5 июня 1991 г. | Колумбия | 7 | 09 д 02 ч | |
СТС-43 | 2 августа 1991 г. | Атлантида | 5 | 08 д 21 ч | |
СТС-48 | 12 сентября 1991 года | Открытие | 5 | 05 д 08 ч | |
СТС-44 | 24 ноября 1991 г. | Атлантида | 6 | 06 д 22 ч | |
СТС-42 | 22 января 1992 года | Открытие | 7 | 08 д 01 ч | |
СТС-45 | 24 марта 1992 года | Атлантида | 7 | 08 д 22 ч | |
СТС-49 | 7 мая 1992 г. | Индевор | 7 | 08 д 21 ч | |
СТС-50 | 25 июня 1992 года | Колумбия | 7 | 13 д 19 ч | |
СТС-46 | 31 июля 1992 года | Атлантида | 7 | 07 д 23 ч | |
СТС-47 | 12 сентября 1992 года | Индевор | 7 | 07 д 22 ч | |
СТС-52 | 22 октября 1992 года | Колумбия | 6 | 09 д 20 ч | 907:10|
СТС-53 | 2 декабря 1992 г. | Открытие | 5 | 07 д 07 ч | |
СТС-54 | 13 января 1993 г. | Индевор | 5 | 05 д 23 ч | |
СТС-56 | 8 апреля 1993 г. | Открытие | 5 | 09 д 06 ч | |
СТС-55 | 26 19 апреля93 | Колумбия | 7 | 09 д 23 ч | |
СТС-57 | 21 июня 1993 года | Индевор | 6 | 09 д 23 ч | |
СТС-51 | 12 сентября 1993 года | Открытие | 5 | 09 д 20 ч | |
СТС-58 | 18 октября 1993 г. | Колумбия | 7 | 14 д 00 ч | |
СТС-61 | 2 декабря 1993 г. | Индевор | 7 | 10 д 19 ч | HST |
СТС-60 | 3 февраля 1994 года | Открытие | 6 | 07 д 06 ч | |
СТС-62 | 4 марта 1994 года | Колумбия | 5 | 13 д 23 ч | |
СТС-59 | 9 апреля 1994 г. | Индевор | 6 | 11 д 05 ч | |
СТС-65 | 8 июля 1994 г. | Колумбия | 7 | 14 д 17 ч | |
СТС-64 | 9 сентября 1994 года | Открытие | 6 | 10 д 22 ч | |
СТС-68 | 30 сентября 1994 года | Индевор | 6 | 11 д 05 ч | |
СТС-66 | 3 ноября 1994 года | Атлантида | 6 | 10 д 22 ч | |
СТС-63 | 3 февраля 1995 г. | Открытие | 6 | 08 д 06 ч | Мир |
СТС-67 | 2 марта 1995 г. | Индевор | 7 | 16 д 15 ч | |
СТС-71 | 27 июня 1995 года | Атлантида | 7/8 | 09 д 19 ч | Мир |
СТС-70 | 13 июля 1995 года | Открытие | 5 | 08 д 22 ч | |
СТС-69 | 7 сентября 1995 г. | Индевор | 5 | 10 д 20 ч | |
СТС-73 | 20 октября 1995 г. | Колумбия | 7 | 15 д 21 ч | |
СТС-74 | 12 ноября 1995 г. | Атлантида | 5 | 08 д 04 ч | Мир |
СТС-72 | 11 января 1996 г. | Индевор | 6 | 08 д 22 ч | |
СТС-75 | 22 19 февраля96 | Колумбия | 7 | 15 д 17 ч | |
СТС-76 | 22 марта 1996 года | Атлантида | 6/5 | 09 д 05 ч | Мир |
СТС-77 | 19 мая 1996 г. | Индевор | 6 | 10 д 00 ч | |
СТС-78 | 20 июня 1996 года | Колумбия | 7 | 16 д 21 ч | |
СТС-79 | 16 сентября 1996 года | Атлантида | 6/6 | 10 д 03 ч | Мир |
СТС-80 | 19 ноября 1996 г. | Колумбия | 5 | 17 д 15 ч | |
СТС-81 | 12 января 1997 г. | Атлантида | 6/6 | 10 д 04 ч | Мир |
СТС-82 | 11 февраля 1997 г. | Открытие | 7 | 09 д 23 ч | HST |
СТС-83 | 4 апреля 1997 г. | Колумбия | 7 | 03 д 23 ч | |
СТС-84 | 15 мая 1997 г. | Атлантида | 7/7 | 09 д 05 ч | Мир |
СТС-94 | 1 июля 1997 г. | Колумбия | 7 | 15 д 16 ч | |
СТС-85 | 7 августа 1997 г. | Открытие | 6 | 11 д 20 ч | |
СТС-86 | 25 сентября 1997 года | Атлантида | 7/7 | 10 д 19 ч | Мир |
СТС-87 | 9 ноября 1997 г. | Колумбия | 6 | 15 д 16 ч | |
СТС-89 | 22 января 1998 года | Индевор | 7/7 | 08 д 19 ч | Мир |
СТС-90 | 17 апреля 1998 года | Колумбия | 7 | 15 д 21 ч | |
СТС-91 | 2 июня 1998 г. | Открытие | 6/7 | 09 д 19 ч | Мир |
СТС-95 | 29 октября 1998 г. | Открытие | 7 | 08 д 21 ч | |
СТС-88 | 4 декабря 1998 года | Индевор | 6 | 11 д 19 ч | МКС |
СТС-96 | 27 мая 1999 г. | Открытие | 7 | 09 д 19 ч | ИКС |
СТС-93 | 23 июля 1999 года | Колумбия | 5 | 04 д 22 ч | |
СТС-103 | 9 декабря 1999 г. | Открытие | 7 | 07 д 23 ч | HST |
СТС-99 | 11 февраля 2000 года | Индевор | 6 | 11 д 05 ч | |
СТС-101 | 19 мая 2000 | Атлантида | 7 | 09 д 21 ч | МКС |
СТС-106 | 8 сентября 2000 г. | Атлантида | 7 | 11 д 19 ч | МКС |
СТС-92 | 11 октября 2000 г. | Открытие | 7 | 12 д 21 ч | МКС |
СТС-97 | 30 ноября 2000 года | Индевор | 5 | 10 д 19 ч | МКС |
СТС-98 | 7 февраля 2001 г. | Атлантида | 5 | 12 д 21 ч | МКС |
СТС-102 | 8 марта 2001 г. | Открытие | 7/7 | 12 д 19 ч | МКС |
СТС-100 | 19 апреля 2001 г. | Индевор | 7 | 11 д 21 ч | МКС |
СТС-104 | 12 июля 2001 г. | Атлантида | 5 | 12 д 18 ч | МКС |
СТС-105 | 10 августа 2001 г. | Открытие | 7/7 | 11 д 21 ч | МКС |
СТС-108 | 5 декабря 2001 г. | Индевор | 7/7 | 11 д 19 ч | МКС |
СТС-109 | 1 марта 2002 г. | Колумбия | 7 | 10 д 22 ч | HST |
СТС-110 | 8 апреля 2002 г. | Атлантида | 7 | 10 д 19 ч | МКС |
СТС-111 | 5 июня 2002 г. | Индевор | 7/7 | 13 д 20 ч | 906:00 МКС|
СТС-112 | 7 октября 2002 г. | Атлантида | 6 | 10 д 19 ч | МКС |
СТС-113 | 23 ноября 2002 г. | Индевор | 7/7 | 13 д 18 ч | МКС |
СТС-107 | 16 января 2003 г. | Колумбия | 7 | 15 д 22 ч | * |
СТС-114 | 26 июля 2005 г. | Открытие | 7 | 13 д 21 ч | МКС |
СТС-121 | 4 июля 2006 г. | Открытие | 7/6 | 12 д 18 ч | МКС |
СТС-115 | 9 сентября 2006 г. | Атлантида | 6 | 11 д 19 ч | МКС |
СТС-116 | 9 декабря 2006 г. | Открытие | 7/7 | 12 д 21 ч | МКС |
СТС-117 | 8 июня 2007 г. | Атлантида | 7/7 | 13 д 20 ч | МКС |
СТС-118 | 8 августа 2007 г. | Индевор | 7 | 12 д 18 ч | МКС |
СТС-120 | 23 октября 2007 г. | Открытие | 7/7 | 15 д 02 ч | МКС |
СТС-122 | 7 февраля 2008 г. | Атлантида | 7/7 | 12 д 18 ч | МКС |
СТС-123 | 11 марта 2008 г. | Индевор | 7/7 | 15 д 18 ч | МКС |
СТС-124 | 31 мая 2008 г. | Дискавери | 7/7 | 13 д 18 ч | МКС |
СТС-126 | 14 ноября 2008 г. | Индевор | 7/7 | 15 д 20 ч | МКС |
СТС-119 | 15 марта 2009 г. | Открытие | 7/7 | 12 д 19 ч | МКС |
СТС-125 | 11 мая 2009 г. | Атлантида | 7 | 12 д 21 ч | HST |
СТС-127 | 15 июля 2009 г. | Индевор | 7/7 | 15 д 16 ч | МКС |
СТС-128 | 28 августа 2009 г. | Открытие | 7/7 | 13 д 21 ч | МКС |
СТС-129 | 16 ноября 2009 г. | Атлантида | 6/7 | 10 д 19 ч | МКС |
СТС-130 | 8 февраля 2010 г. | Индевор | 6 | 13 д 18 ч | МКС |
СТС-131 | 5 апреля 2010 г. |