Как алгоритмы «Яндекс.Такси» распределяют автомобили в городе — Яндекс Go на vc.ru
Несколько месяцев назад «Яндекс.Такси» разработало и запустило систему, которая предлагает каждому водителю, только что завершившему поездку, индивидуальный маршрут, предсказывая спрос и эффективно распределяя все автомобили по городу. Это позволило водителям, подключенным к сервису, как минимум на 20% увеличить свой ежедневный доход.
102 688 просмотров
Руководитель группы экспериментальных продуктов Лев Феофанов написал для блога компании на vc.ru колонку о том, как работает система подсказок.
Лев Феофанов, Яндекс.Такси
Доход водителя зависит от эффективности
У «Яндекс.Такси», как и у любого сервиса по заказу поездок онлайн, есть две категории пользователей — водители, подключенные к платформе, и пассажиры, которых они везут. Для тех и других важно, чтобы сервис был надёжным, быстрым и доступным.
Разница лишь в том, что для водителей это не просто приложение, а источник дохода — либо основного, либо дополнительного.
Сегодня водитель даже в крупных городах находится с пассажиром не больше двух третей рабочего времени. Это как раз то время, когда он зарабатывает. Остальную треть смены суммарно он ждёт заказ или едет до клиента.
Для повышения доходов водителя без увеличения времени его работы на линии, мы оптимизируем параметр эффективности — это доля от времени на смене, которое водитель проводит непосредственно с пассажиром.
Водителям зачастую сложно принимать решения
Чтобы максимально увеличить полезный пробег у «Яндекс.Такси», есть много алгоритмов. Платформа умеет искать для водителя заказ по цепочке: ещё до завершения текущей поездки система подбирает ему следующий заказ — недалеко от того места, куда он сейчас везёт пассажира.
К сожалению, такие заказы находятся не всегда: например, если текущий заказ заканчивается в отдалённом районе города, то там вполне может и не оказаться желающих заказать такси.
В таких ситуациях водителю приходится самостоятельно принимать решение: оставаться и ждать следующего пассажира или переместиться в другой район в надежде получить заказ там.
Первый путь — ждать заказ — не гарантирует, что он появится быстро. Можно простоять пять минут, а можно и пятьдесят (например, ночью). Второй — самому решать, куда ехать — не гарантирует, что в том районе, куда решит поехать водитель, будут заказы, так что бензин и время при этом можно потратить впустую.
Во многом водитель опирается на свой субъективный опыт. Например, он знает, что в обед много заказов у университета, по утрам стоит работать в спальных районах, откуда люди едут на работу в центр, а вечером лучше оказаться в центре, чтобы везти людей с работы.
Чтобы облегчить водителям жизнь, мы начали им помогать принимать эти решения. Несколько лет назад мы стали показывать карту повышенного спроса. Прямо в водительском приложении «Таксометр» стали обозначать районы, в которых клиентов больше, чем водителей — то есть много заказов и, как следствие, действует временный повышающий коэффициент.
Но глобально «проблему выбора» нововведение не решило. Часто возникают ситуации, когда рядом с водителем несколько районов с повышенным спросом, а на маршруте ещё и пробки. Как принять оптимальное решение, не потратив время и топливо зря?
Практика показала, что это сложно — чаще всего водители в такой ситуации остаются ждать следующего заказа в том месте, где до этого высадили пассажира, даже если неподалеку есть район, где сейчас не хватает машин и высокий спрос.
Как можно помочь водителям принимать решения
В подобных ситуациях на помощь водителям теперь приходит наш новый алгоритм. Он находит персональный оптимальный маршрут до того района, где его с наибольшей вероятностью ожидает следующий заказ. Мы называем этот алгоритм «Проводником».
Чтобы понять, как оптимизировать перемещения водителей, мы построили виртуальный город и перенесли туда настоящие алгоритмы, которые используются для распределения машин и расчёта стоимости проезда в нашем сервисе.
«Жизнь» в город привнесли тысячи виртуальных пассажиров: каждый из них перемещается по своим делам — в точности, как это делают настоящие горожане.
При помощи команды машинного обучения мы смогли воссоздать поведение обычного водителя, который опирается на свой опыт перемещения по городу, и доступную на текущий момент информацию от сервиса — такого, как «Яндекс.Такси». Чем больше дней такой водитель работает, тем больше знаний о городе накапливает, тем более качественными становятся его решения и тем больше он зарабатывает в конце своей виртуальной смены.
Затем мы добавили в виртуальный город водителя-профессионала. Он знает о городе всё: где лучшие заказы, когда будет повышенный спрос, в каком районе он возникнет, как долго продлится, как быстрее всего к нему доехать. Как правило, такой водитель зарабатывает значительно больше, чем первый, за то же время, проведённое на линии.
Мы повторили такую симуляцию для нескольких реальных городов в разное время года и получили огромный массив данных — с их помощью лучше поняли разницу в заработке «обычного» водителя и «оракула», который знает всё наперёд и придерживается оптимальной стратегии перемещения.
Оставалось разработать и протестировать такую рекомендательную систему, которая позволяла бы обычным водителям уже в настоящем городе достичь такой же эффективности, как их образцовые коллеги в симуляции.
Как работает алгоритм распределения водителей
Разбив город на тысячи маленьких районов, мы собираем данные о количестве пользователей в них на данный момент, смотрим на исторические показатели, получаем сведения о загрузке дорог и о предстоящих событиях — например, массовых мероприятиях. Так мы прогнозируем спрос и рассчитываем необходимое число такси, которые смогут его удовлетворить.
Определившись с объемом спроса на ближайшие несколько часов, нам остается найти всех водителей неподалеку и порекомендовать им переместиться оптимальным способом между районами.
Например, мы знаем, что сегодня после 19 часов в Хамовниках такси понадобится примерно 150 пользователям. Неподалеку свои заказы завершат 70 водителей, так что нам остается найти еще 80, для того чтобы удовлетворить спрос и не допустить повышающих коэффициентов.
Дальше в дело вступает математика: чтобы расчёты были точными, нужно учесть сразу несколько вводных. Например, что водитель не обязан следовать нашим рекомендациям: если мы отправим предложение «Проводника» 80 водителям поблизости, не факт, что все они согласятся.
Помимо этого, нужно максимально точно предсказать, скольким водителям это предложение отправить, чтобы в точное время и в нужном месте оказалось требуемое количество готовых к заказам такси.
А также учитывать расстояние, которое проедет водитель, чтобы минимизировать расходы на поездку вхолостую и выбрать только те предложения, которые будут для него выгодны.
Просчитав все эти сценарии, мы высылаем предложение нужному количеству водителей. Когда они начинают двигаться в сторону указанной точки, мы стараемся найти им заказы по пути. Это заказы, которые они могут взять, не слишком отклоняясь от маршрута, и заработать деньги даже за эту поездку.
Доходы водителя с «Проводником» увеличились
Уже первые пилотные запуски «Проводника» показали, что водители, следующие предложениям от системы, начали зарабатывать в среднем на 20% больше, не увеличивая при этом длительность своей рабочей смены.
Более того, мы заметили, что технология значительно облегчила жизнь новичкам в сервисе. Раньше у новых водителей, не работавших в такси и не знающих всех особенностей города, уходило несколько недель на то, чтобы начать ориентироваться и накопить опыт. Например, о том, в какое время и в каком районе спрос повышен. Теперь проводник помогает «догнать» более опытных коллег уже на второй-третий день работы.
Проводник делает сервис более привлекательным для водителей: как для тех, у кого такси — это основная работа, так и для тех, кто считает её подработкой.
На базе этой же технологии уже в скором времени появится новый продукт, который позволит водителям указывать желаемый график работы и получать в ответ от системы оптимальный маршрут на всю смену, завершая её заказом в сторону дома. Иными словами, заработок водителей будет становиться все более предсказуемым, а сама работа — менее напряженной. Ведь рядом всегда будет персональный помощник, который помогает оптимизировать маршрут.
Сейчас «Проводник» помогает водителям увеличивать свой заработок, но у этой технологии куда более широкое применение. В будущем она может быть применена к беспилотникам.
Компании по всему миру заняты созданием беспилотных автомобилей: свои наработки есть у Alphabet, Uber, «Яндекса», в гонку вступили производители автомобилей. Однако спроектировать автономные машины, способные распознавать дорожную разметку, самостоятельно перемещаться по дорогам, — это лишь одна часть задачи.
Дальше надо научить эти машины принимать решения — когда и куда именно двигаться, для того, чтобы как можно быстрее добраться до следующего пассажира и отвезти его максимально быстрым путём. И в тот момент, когда таких машин на дорогах станет больше, победит тот, кто будет эффективнее управлять таким беспилотным флотом.
Вакансии
В нашей команде еще много задач, который нам надо помочь решить. Присоединяйтесь:
Как отключить или поменять бизнес аккаунт Яндекс такси
Создание аккаунта Яндекс такси, обязательное условие сервиса. Так водитель видит оплату за доставку пассажира и свой прогресс деятельности. При отсутствие заказов нет необходимости удалять аккаунт, но многие водители, интересуются вопросом, как удалиться из сервиса и прекратить свою деятельность. Кроме этого можно поменять аккаунт на семейный или корпоративный, привязав одну банковскую карту. В бизнес аккаунт, можно пригласить до 20 человек и работать вместе.
Содержание
- 1 Отключение от сервиса Яндекс такси
- 1.1 Поменять таксопарк
- 2 Изменить аккаунт Яндекс такси
- 2.1 Передача данных водителя третьим лицам
- 3 Открытие своего таксопарка в Яндекс такси
Отключение от сервиса Яндекс такси
В настройках приложения, необходимо нажать на номер телефона. Происходит перенаправление на управление аккаунтом. Нажатие на аватар, приводит к перенаправлению в окно, где можно удалиться из сервиса.
Поменять таксопарк
В профиле водителя есть пункт, смены таксопарка. Нужно войти и будет видны все таксопарки, где водитель зарегистрирован. Обычно это срабатывает, но не всегда. Если не получилось, нужно пролистать вниз, найти раздел выйти из аккаунта. Потом снова зайти.
Изменить аккаунт Яндекс такси
Чтобы изменить аккаунт на семейный или корпоративный, необходимо нажать в верхнем правом углу. Войти в настройки. И переключить галочку на нужный аккаунт. Семейный и корпоративный, позволяет перечислять деньги на одну банковскую карту. Бизнес аккаунт позволяет использовать его 20 людьми. Деньги будут также перечисляться на одну банковскую карту организатора. Корпоративный подключается методом заключения договора.
Если удалить аккаунт целиком — это значит, водитель удаляет все данные в сервисе. Восстановлению они не подлежат. Единственный способ восстановления, пройти регистрацию заново.
Передача данных водителя третьим лицам
Сервис не рекомендует передавать логин и пароль третьим лицам. Плохое отношение к пассажирам, может отразится на рейтинге водителя. Как правило он понижается. Если совершено ДТП и водитель уехал с места происшествия, настоящему владельцу, придется доказывать свою непричастность и невиновность. При образование задолжености перед таксопарком, долг будет платить настоящий владелец.
Открытие своего таксопарка в Яндекс такси
Водитель при определенных условиях, может открыть свой таксопарк.
При наличие:
- Разрешения на перевозку пассажиров;
- Открытом ИП или самозанятости;
- При наличие 15 автомобилей в исправном состояние;
- Договора с сервисом Яндекс такси;
- Все авто должны иметь страховой полис КАСКО.
После этого, необходимо пройти обучение, заключить договор с Яндекс такси, подключиться к сервису и автопарк готов к работе. Сервис обеспечит работой. Созданные роботы позволяют перехватывать заявки, время простоя будет уменьшено до минимума. Защищенная GPS от вредоносных программ и программа, которая позволяет клиентам рассчитываться банковской картой.
Простой автомобилей минимален. Таксисты повышают стоимость поездки за счет постоянных поисков клиентов около вокзалов. Яндекс такси равномерно распределяет заявки между свободными машинами, поэтому стоимость поездки доступно многим пассажирам.
Начало работы — Яндекс 360 для бизнеса. Справка
Чтобы подключить Яндекс 360 для бизнеса, выберите тарифный план, зарегистрируйте свою компанию и добавьте сотрудников.
- Шаг 1. Выбрать тариф и зарегистрировать компанию
- Шаг 2. Привязать домен к Яндекс.Почте
- Шаг 3. Добавить сотрудников
- Шаг 4. Управление компанией
Авторизоваться на Яндексе аккаунт, который вы собираетесь использовать для Яндекс 360 для бизнеса.
Если у вас нет аккаунта на Яндексе, создайте его.
Ограничение. Чтобы создать новую компанию, войдите в свою учетную запись Яндекса (она должна иметь вид
login@yandex. com
). Аккаунты с доменными именами, отличными от@yandex.com
, не имеют прав доступа для создания новых компаний.Перейти в Яндекс 360 для бизнеса.
Выберите план и нажмите Подключиться.
Введите данные своей компании и нажмите Зарегистрироваться. В результате создается новая компания, и вы становитесь ее владельцем.
Примечание. Если вы уже зарегистрировали свою компанию в Яндекс.Коннекте, Яндекс 360 для бизнеса активируется для существующей компании.
Чтобы пользоваться корпоративной Яндекс.Почтой, привяжите почтовый домен к своей компании:
Перейдите на страницу Домены.
Введите имя вашего домена (например,
example.com
) и нажмите Добавить домен.Рядом с именем домена щелкните Подтвердить домен. Проверка гарантирует, что никто другой не сможет связать домен без согласия владельца.
Выберите метод подтверждения домена и следуйте инструкциям на экране. Подробнее читайте в разделе «Подключение доменов».
Дождитесь подтверждения вашего домена.
Ограничение. Если это первый домен, который вы подключаете к своей компании, другие действия в Яндекс.Почте для бизнеса будут заблокированы до его проверки.
Настройте DNS-записи для вашего домена, чтобы вы могли использовать Яндекс.Почту для бизнеса. Это можно сделать одним из следующих способов:
Если вы делегируете свой домен серверам Яндекса, все записи настраиваются автоматически.
Если вы не хотите делегировать свой домен серверам Яндекса, настройте DNS-записи для вашего домена на сайте вашей DNS-хостинговой компании. Эта компания обычно является вашим регистратором домена.
Тип записи Имя поддомена Приоритет Значение MX @
10
mx. yandex.net.
TXT (SPF) @
n/a v=spf1 redirect=_spf.yandex.net
TXT (DKIM) mail._domainkey
н/д Скопируйте значение из настроек домена CNAME почта
н/д домен. mail.yandex.net.
Чтобы узнать больше о настройках DNS, перейдите в разделы справки MX-запись, SPF-запись, DKIM-подпись, CNAME-запись.
Подождите, пока изменения вступят в силу. DNS-серверам может потребоваться до 72 часов для обмена обновленными данными о записях DNS.
Добавьте сотрудников в свою компанию. Вы можете создать совершенно новые аккаунты сотрудников, импортировать их с других почтовых серверов или пригласить в свою компанию пользователей с существующими аккаунтами Яндекса.
Сотрудники компании могут использовать свои учетные записи для работы с сервисами Яндекс.Почта, Яндекс.Диск или Яндекс.Коннект, включенными для вашей компании.
Перейти на страницу пользователей.
Щелкните Добавить пользователей.
На вкладке Создать учетную запись введите данные сотрудника и нажмите Сохранить.
Перейти на страницу пользователей.
Щелкните Добавить пользователей и выберите Пригласить в верхней части окна.
Скопируйте ссылку и отправьте ее сотрудникам, которых вы хотите пригласить в свою компанию.
Создание учетных записей
Ограничение. Перед созданием учетной записи сотрудника убедитесь, что у вашей компании есть подключенный домен электронной почты.
Создайте учетные записи сотрудников, размещенные на вашем домене электронной почты. Вы можете управлять этими учетными записями: устанавливать для них пароли, изменять личную информацию, блокировать их и так далее.
Импорт счетов
Ограничение. Прежде чем импортировать учетные записи сотрудников, убедитесь, что у вашей компании есть связанный домен электронной почты.
Вы можете импортировать сообщения из существующих корпоративных почтовых ящиков в Яндекс.Почту для бизнеса, даже если они размещены на другом почтовом сервисе (будь то частный сервер или публичный, например Gmail). Связанные учетные записи сотрудников создаются для каждого импортированного почтового ящика. Дополнительные сведения об импорте почтовых ящиков см. в разделе Импорт почтовых ящиков.
Пригласить пользователей
Вы можете пригласить пользователей присоединиться к вашей компании в качестве сотрудников. Для этого вам не нужно подключать почтовый домен или самостоятельно создавать аккаунты для сотрудников. Просто отправьте им приглашения:
Когда приглашенный пользователь щелкает ссылку, он может присоединиться к вашей компании. Для этого пользователю необходимо войти в учетную запись Яндекса, которую он будет использовать для вашей компании.
Для управления своей компанией войдите в учетную запись администратора компании и перейдите на страницу https://admin.yandex.ru.
Если вы являетесь администратором нескольких компаний, вы можете переключаться между ними. Для этого нажмите название текущей компании на левой панели, затем выберите компанию, на которую хотите переключиться.
Чтобы переименовать свою компанию, перейдите в раздел Тарифные планы и оплата и нажмите рядом с названием компании.
Чтобы добавить администраторов для компании, перейдите в Яндекс.Коннект. Вы также можете подключить сервисы Яндекс.Коннекта, такие как Трекер и Вики. Чтобы узнать больше, перейдите в Справку Яндекс.Коннекта.
Связаться со службой поддержки
Как компания такси завоевала доверие пользователей, воссоздав сцены из известных фильмов
Резюме
Многие люди в России предвзято относятся к водителям такси. Чтобы Яндекс.Такси завоевывало доверие пользователей, Look at Media создала нативный проект 360 и воссоздала известные киносцены в обычных такси Яндекса и засняла реакцию водителя. 79% пользователей досмотрели видео до самого конца.
Издатель/Агентство: Посмотрите на Media
Кампания: The Village
Бренд: Yandex. taxi
Страна: Russia
В настоящее время в Яндекс.Такси действует суровый набор экзаменов для водителей такси. Чтобы стать таксистом, нужно знать русский и английский языки, знать разные районы города, иметь приличную машину и быть очень клиентоориентированным.
Итак, Яндекс.Такси нужно было завоевать доверие пользователей и доказать, что все таксисты в сервисе отличные.
KPI для кейса
- Количество просмотров
- Использование промокода
Целевая аудитория
- 25-34-летние
- Городские жители
- Ведите активный образ жизни
- Они лидеры мнений среди друзей, они способны убедить своих сверстников попробовать что-то новое или даже изменить свое мнение о чем-то.
Взгляните на средства массовой информации, которые хотели перейти от парадигмы распространения контента к многоканальному собственному контенту.
Стратегический подход
Look at Media выбрала «Деревню» в качестве основного средства массовой информации для этого нативного проекта из-за аудитории, подходящей для бренда. The Village — интернет-газета, тематика которой, как правило, связана с городом, стилем жизни и концентрируется на положительной атмосфере города. Каждый городской житель может использовать The Village как инструмент для решения повседневной городской жизни.
В самом начале Look at Media напомнили себе, что потребление контента пользователями The Village резко изменилось. Все больше и больше людей следят за их страницами в Facebook (или других социальных сетях), читают мгновенные статьи, лайкают фотографии и не посещают саму веб-страницу.
СВЯЗАННЫЕ: Они здесь!! The Winners of Native Advertising Awards 2017
Таким образом, Look at Media поняли, что создание обычного нативного проекта не приведет к успеху и не достигнет идеальных показателей. Поэтому они изменили подход и решили создать что-то, что они теперь называют «нативным проектом 360», где у них есть одна основная идея для контента, но каждая часть может существовать отдельно в разных каналах социальных сетей. Посмотрите на СМИ, которые хотели перейти от парадигмы распространения контента к многоканальному нативному контенту.
Им нужна была кампания, в которой каждый элемент одновременно мог бы быть частью большой истории и самодостаточным материалом.
Look at Media воссоздал шесть известных киносцен в обычных такси Яндекса и наблюдал за реакцией водителя с помощью камер Go-Pro.
Креативная идея
Чтобы следовать подходу, Look at Media решила переосмыслить один из самых популярных редакционных форматов, используемых в Village, «эксперимент», когда журналист бросает вызов различным городским ситуациям и видит результат.
В рамках проекта Look at Media воссоздали шесть известных киносцен в обычных такси Яндекса и наблюдали за реакцией водителя с помощью камер Go-Pro. Водители не знали, что участвуют в проекте, в Look at Media им сказали, что камеры — это обычные видеорегистраторы.
ПО СВЯЗИ: 6 советов, как преуспеть в нативной рекламе и контент-маркетинге использовал).
Нажав на боковой баннер в проекте, пользователи могли получить свои промокоды на бесплатную поездку в Яндекс.Такси.
Платформы
- The-village.ru
- Facebook деревни
Распространение и продвижение контента
- Нативная статья на the-village.ru
- Баннеры на the-village.ru
- Публикаций на facebook.com/thevillagemsk
- Платные акции не использовались
Количество задействованных лиц
Более 25
Средний процент пользователей, досмотревших видео до самого конца: 79%
Результаты
- Количество просмотров статьи (прогноз): 30 000
- Реальное количество просмотров статьи: 41 875
- Среднее время на статье: 02:31
- Фактическое количество привлеченных пользователей (с учетом публикаций в социальных сетях): 73 651
- Средний процент пользователей, досмотревших видео до самого конца: 79%
- 50 000 промокодов были распространены в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.