Как и чем зарабатывает сейчас частный полиграфический бизнес – опыт типографии АКР
Сколько стоит запуск небольшой типографии. Как формируется цена на рекламную печатную продукции. Что происходит сегодня на рынке полиграфических услуг и как он меняется. Рассказывает Алексей Ивановский, коммерческий директор типографии АКР.
Алексей Ивановский. Фото Анастасии Бондарович– Как и многие типографии, АКР открылась как рекламное агентство. Отсюда и название – Агентство Креативных Решений. Занимались мы тогда в основном выставками. Цветной лазерный принтер, который иногда мы задействовали в работе, скорее был дополнением к основной деятельности.
Потом, естественно, возникло понимание, что выставки вещь сезонная, а кушать хочется всегда. Так в 2008 году наша компания заработала как типография.
Специфика бизнеса
Есть две большие проблемы нашего производственного бизнеса – размер инвестиций и высокая стоимость специалистов на рынке.
1. Качество продукции зависит от квалификации печатника, а хорошие специалисты стоят дорого – более $700 зарплаты в эквиваленте. Офсет очень чувствителен к нюансам, внештатные ситуации случаются всегда – специалист должен быть к ним готов.
Фото с сайта kba-print.ru2. Больших вложений в первую очередь требует сам процесс производства. Это очень ресурсоемкий бизнес. Хорошее оборудование стоит десятки тысяч долларов. И даже лизинговые схемы покупки очень рискованны из-за высоких процентных ставок.
Составлять какие-либо бизнес-планы в нынешних условиях очень наивно. Прогнозировать рынок, когда постоянно и быстро меняются условия игры, практически невозможно. Все риски полиграфического бизнеса связаны с состоянием экономики. Если деловая активность падает, то одни из первых, кто это чувствует – рекламщики и полиграфисты. Бизнес начинает экономить сначала на рекламе, потом на персонале… Потом приходит осознание, что без рекламного бюджета продаж вообще нет, и компании снова вбрасывают деньги в рекламу. Но на этот раз уже печатают не 50 тысяч флаеров, а сначала 5 тысяч, потом 10, затем 15.
Сегментация услуг
Сегментация печатных услуг конкретной типографии зависит от ее оборудования и квалификации персонала. Азы экономики говорят, что компании, которые фокусируются на отдельных товарных группах, получают большую прибыль. Но в нашем бизнесе это не всегда так.
- Если у типографии узкая сфера услуг, в условиях спада производства, а также из-за переориентации многих рекламных кампаний в Интернет это может «убить» бизнес.
Здесь важно проявлять гибкость и быстро перестраиваться в изменяющихся условиях. - Это сезонный рынок. Например, в начале года пользовалась спросом листовая продукция (листовки, флаеры, буклеты). Сейчас в портфеле много каталогов.
- Сам по себе полиграфический бизнес – производство ограниченных индивидуальных партий. «Чужие» листовки и визитки никому не нужны.
- Широкую линейку услуг и продуктов иметь не всегда выгодно. При этом, в полиграфическом бизнесе есть, например, визитки. Цена на них сверхдемпинговая. Эта позиция нужна скорее для рекламы. Все печатают их, понимая, что сегодня клиент заказал визитки, а через полгода может прийти за каталогами.
Балластом являются услуги, которые отнимают больше всего ресурсов на условно 1 заработанный рубль. Но вместе с тем, нужно понимать, что сейчас не время, когда можно «перебирать харчами». Если «неудобная» для работы товарная позиция приносит доход, то к черту неудобства! Разобрать по составляющим можно все – найти причину неудобства и устранить ее. Наша типография занимается тем, что востребовано на рынке. Мы сами производим продукцию и можем гибко подходить к запросам клиентам. Важнее не то, что мы можем делать – а то, в какие сроки и за какой бюджет. Одно из наших УТП – оперативная офсетная полиграфия. Например, офсетную листовую продукцию (листовки, буклеты, лифлеты) тиражами до 10 000 экземпляров мы можем делать за сутки. Часто это важно, особенно если рекламная активность у клиента уже запущена. Причем мы специально не сильно поднимаем цену за оперативность исполнения заказа.
Что сейчас происходит на рынке
Я бы описал сегмент оперативной полиграфии по всему рынку таким образом:
- Малые тиражи – до 2-3 тыс. экз.
- Средние – до 10 тыс.
- Крупные – свыше 10 тыс.
- Производство упаковки
В Минске около двух десятков крупных компаний. По понятным причинам называть их не буду.
Себя к крупным типографиям мы не относим. По количеству персонала мы – малый бизнес. Но мы берем заказы и на малые тиражи, и на продукцию до 20 000 экз., и на оперативную печать. Наше оборудование позволяет оказывать услуги, которые можно охарактеризовать как «оперативный офсет».
У крупных компаний – свои головные боли. Сейчас 100 000 экземпляров мало кто печатает. Получается, что даже большие типографии, где работает много сотрудников, начинают сдвигаться в малый сегмент (к малым тиражам). А там совсем другие условия. Более того, многим крупным заказчикам становится выгоднее печатать в России. Цена примерно та же, но договориться легче. Кроме того, в РФ типографиям гораздо проще оснаститься технически (за счет более низких процентов по кредитам и лизингу).
Полиграфический рынок нашей страны достаточно узок. И сейчас наблюдается еще одна тенденция – производители продукции активно выжимают с рынка посредников (они не имеют собственного оборудования, занимаются поиском заказов, а потом их размещением в типографиях).
И если ранее крупным типографиям выгоднее было работать с посредниками-рекламщиками, то теперь все стараются иметь дело с заказчиком напрямую. Работать с посредником опасно как для типографии, так и для клиента.
Фото с сайта vashposrednik.comВспомним испорченный телефон. Типография рискует неверно интерпретировать пожелания клиента, а клиент не может контролировать процесс вплоть до производства. Естественно, посредник не пригласит клиента на приладку (настройку печатной машины) перед тиражом.
Еще одно наблюдение: чем индивидуальнее и сложнее заказ, тем меньше на рынке конкурентов. Например, в листовой печати конкуренция очень плотная. Но если же речь идет о сложном продукте (эксклюзивный каталог, блокнот, ежедневник) – многие типографии за него не хотят браться. Это связано с тем, что чем крупнее организация, тем важнее для нее стабильный денежный поток, а не высокая норма прибыли с одного заказа. И здесь есть шанс для начинающих типографий.
Персонал
Количество сотрудников в нашей типографии зависит от сезона и экономической ситуации в стране. В зависимости от количества заказов, в хорошее время мы берем больше печатников и заново формируем отдел продаж. Для «ручной» работы полезно иметь список людей – тех же студентов, которых можно позвать на подработку. Сейчас же нам хватает 10 человек:
- Директор
- Коммерческий директор
- 3 печатника
- 3-4 человека в постпечатный отдел
Бухгалтерия на аутсорсе.
В первую очередь, небольшой штат связан с высоким уровнем автоматизации основного оборудования. На нашей офсетной машине комфортно справляется 1 печатник. Тогда как во многих типографиях нужен 1 печатник и 1-2 помощника. Формы для офсетной печати делает сама печатная машина, поэтому мы не нуждаемся в еще одном участке с дорогим оборудованием для формы и еще 2 людьми в штате.
Таким образом, на участке офсетной печати мы вместо 5-7 человек нанимаем 1-2 (в зависимости от сменности). Кроме того, активно используем кооперацию с другими компаниями.
От дизайнеров мы отказались. Это одна из самых сложных тем в полиграфическом бизнесе. Очень многие приходят с курсов веб-дизайна и абсолютно ничего не понимают в полиграфии. К тому же, у дизайнеров присутствуют недостатки творческих людей. Мне не нужен сотрудник, который встает в 12 утра. Допечатная подготовка очень отличается от обычного дизайна. Если в другой ситуации фотошоп подходит (например, в веб-дизайне и обработке фотографий), то здесь категорически нет.
Если мы получаем такое изображение от заказчиков, то переводим его в растровое, работаем в формате tiff.
Фото с сайта art-optimus.com.uaДопечатную подготовку я делаю сам.
После декабря 2014 произошло массовое перераспределение кадров. Некоторые думали, что перейдут на новое место с повышением, а перешли чуть ли не на меньшую сумму. Все крупные типографии резко сократили штат, некоторые вообще закрылись. К нам стали массово обращаться соискатели. Они находили даже объявления полугодовой давности. Так что у нас уже есть выбор квалифицированных кадров для найма к осеннему сезону.
Привлечение и удержание клиентов
Естественно, в домохозяйствах визитки и каталоги не нужны. Поэтому типография всегда обслуживает либо бизнес, либо государственные учреждения.
У типографий с заказчиками сложные отношения. Одни не могут соблюсти сроки сдачи макета. И нам, в свою очередь, становится сложно успеть выполнить заказ. Если мы говорим, что «постараемся выполнить срочный заказ в срок», то заказчики воспринимают это как обязательство. И когда случается просрочка +2 часа вместо +5 дней (если бы заказ был не срочным), возникает конфликт.
Но бывают заказы, когда понимаешь: будем делать ночью, но сделаем. И заказчики это ценят. А если людям очень важно, чтобы все было сделано в срок как минимум (не говоря уже о том, чтобы это было качественно), то работать с ними комфортнее всего. Они соблюдают срок по оплате, выполняют требования к макетам, и ты понимаешь, что ради таких заказчиков можно взять и успеть. Хотя сделать это очень трудно.
Поиск новых клиентов ведется такими способами:
1. Контекстная реклама и поисковое продвижение. Забирает большую часть рекламных бюджетов.
Отмечу также особенность рекламных сообщений, которые составляют типографии. Большинство из них предлагает набор распространенных услуг и индивидуальный подход к клиентам. И на чем именно акцентировать внимание в рекламе – непонятно. В итоге, у некоторых получаются общие фразы вроде «оперативная печать, выгодные цены».
Но если писать «приходите, всем скидка 10%» – клиенты придут. Но скидку придется давать даже на высокомаржинальные заказы.
2. Партнерские мероприятия. Здесь нужно понимать, что в таких кампаниях существует отложенный эффект. Продвижение – скорее работа на бренд и перспективу, нежели на сиюминутные продажи. Бывали случаи, когда люди приходили через год или более.
Кроме того, участие в качестве партнера делового мероприятия работает как последний аргумент – если чаши между твоей компанией и конкурентом уравновешены. Потенциальные заказчики могут посмотреть на статус типографии и мероприятия, которое она поддерживала. Репутация в полиграфическом бизнесе очень важна.
Фото с сайта acs.asksoft.netУ организаторов каждого мероприятия есть собственное видение, на каких условиях предлагать партнерство. Но общий принцип такой: разработан пакет участника (его предлагает организатор) и перечень продукции и услуг, которые могут произвести/оказать типографии (флаеры, плакаты и проч.). И в зависимости от объема работ, который может выполнить типография, «уравновешивается» и статус партнерства.
Иногда есть продукты, которые неудобны большинству типографий, и они от них отказываются. К ним относятся продукция с переменными данными (например, именные бейджи) или с большой долей ручной работы (продукция, под которую не «заточен» конвейер/которая требует перенастройки машины либо ручного труда – например, треугольный календарь машина изготовить не может). И у небольших типографий есть шанс стать партнером статусного мероприятия на более выгодных условиях.
3. Рекомендации, личные связи. На цены, естественно, люди смотрят. Но если предлагать среднерыночную – дальше начинают играть неценовые факторы.
Ценообразование
Полиграфический бизнес – это производственный бизнес. Соответственно, он сопряжен с материалоемкостью (бумага, расходные материалы, энергия) и высокими затратами на аренду и штат сотрудников.
Ценообразование в полиграфии сильно зависит от сегмента. В оперативной полиграфии доходность выше, в длинных контрактах она минимальна.
Структура конечной цены в полиграфических компаниях в Минске
Данные в таблице не претендуют на точность, а скорее отражают структуру рынка. И пусть не смущает снижение добавленной стоимости у крупных типографий. В абсолютных цифрах (рублях) суммы, естественно, будут расти слева направо – генерация дохода происходит за счет контрактов большей стоимости.
В регионах дороже материалы, но дешевле аренда и персонал.
После резкой перестройки рынка в декабре прошлого года мы сейчас выходим в ноль и выжидаем, чтобы пережить кризисные времена. Но при этом развернуть прежние объемы производства мы можем очень быстро. Точка безубыточности в современных условиях – это не результат, а процесс. На нее нужно выходить каждый месяц (в течение месяца).
Многие компании сейчас поставили на то, чтобы сохранить производство и персонал. Речь идет не о заработке, а выживании. Поэтому важнее не норма рентабельности, а стабильный денежный поток. Лучше работать в ноль, чем по месяцу с перерывами.
Ведь, помимо аренды, есть лизинговые платежи, люди стоят денег – нельзя специалистов растерять. Если они посидят недели две без работы (в отпуске, отгуле и прочее), то найдут сначала подработку. А потом и вовсе уйдут. Здесь есть хорошая аналогия с Алисой в Зазеркалье: чтобы оставаться на месте, надо быстро бежать. Именно для этого мы и берем длинные заказы. Это позволяет проще планировать загрузку производства и минимизировать простои, несмотря на низкую доходность.
Что нужно для открытия типографии
1. Чтобы «почувствовать» этот бизнес, для открытия небольшой типографии достаточно $2000-3000. Такая «типография» будет просто оказывать посреднические услуги (поиск заказов и размещение их в других типографиях). Суммы хватит на:
- Зарплату одного или двух учредителей
- Аренду помещения – подойдет даже место в коворкинге
- Транспортные расходы, чтобы набрать заказы
2. Если полиграфический бизнес понравится, можно открыть цифровой печатный салон. Такой компании дополнительно потребуются $15 000-20 000:
- Машина начального уровня (на б/у рынке ее можно найти за $1000)
- Офис
- Найм печатника и сотрудника на послепечатные работы (резка, сшивка, склейки и прочее)
3. И наконец, для запуска офсетного производства нужно более $100 000.
Фото с сайта dedaldesign.ruНаша типография росла именно так: сначала у нас был цветной принтер, а большие заказы мы отдавали другим компаниям. Потом мы заметили, что доля больших заказов увеличивается и надо что-то делать. Стало обидно отдавать большую часть заработка другой компании. И мы запустили офсетное производство.
Требования к помещению
Исходя из сегмента, предъявляются следующие требования:
- Размер помещения зависит от назначения. Чаще помещений несколько. Например, в печатном цехе тон задают машины и требования к их размещению (расстояния от стен и технические проходы), а также нормы противопожарной и электробезопасности. У переплетного цеха – свои требования. Кроме того, схема размещения оборудования должна учитывать и удобство перемещения материалов и полуфабрикатов (на поддонах и тележках). Т.е. проходы должны быть достаточно широкими.
- Тип здания (офисное либо промышленное). Если в помещении работают люди, то его возможности резко сокращаются. Многие типографии по этой причине вынуждены искать промышленные здания. Но, к примеру, мы не смогли снять помещение на велозаводе, потому что перекрытия не выдерживали вес печатной машины.
- Расположение (предпочтительнее, конечно, в центре).
- Технические характеристики. Не во всяком здании можно получить требуемые энергоресурсы. У одной печатной машины мощность 7 кВт.
Помещение чаще берут в аренду. Это как с квартирой – конечно, всегда хорошо купить свою, но с точки зрения некоторых видов бизнеса, в т.ч. полиграфического, это неправильные инвестиции.
Фронт-офис (для клиентов) тоже нужен далеко не всегда. Если типография работает в основном на розничном рынке, ей, конечно, понадобится презентабельный офис. Клиенту важно прийти в хорошо обставленный кабинет, где ему уделят достаточное количество времени, чтобы оговорить все детали заказа.
Мы сейчас работаем в основном с крупными заказчиками и рекламными агентствами, и этой категории клиентов важнее иное: качество, сроки, цена.
Наличие фронт-офиса автоматически увеличивает стоимость продукции, а нашему клиенту важно сохранить эти деньги.
Советы тем, кто задумывается об открытии типографии
Фото с сайта huss.com.ua1. Неплохо бы поработать в крупной типографии – как в производстве, так и в продажах, чтобы почувствовать рынок «руками».
Самая крупная ошибка новичков – приход в полиграфический бизнес без опыта работы. Это стоит серьезных денег и репутации. Если сначала покупается оборудование, то потом может выясниться, что либо рынок в этом сегменте плотный, либо оборудование не то. Либо не все так сладко в реальности, как на бумаге.
2. Найти свою нишу.Молодым компаниям я бы посоветовал обратить внимание на послепечатные услуги (отделка, сшивка, сборка продукции).Многим крупным типографиям такие работы выполнять неудобно, и они с удовольствием отдадут часть работ на сторону. А для начинающей компании иметь 2-3 стабильных заказчика и встроиться в их производственный цикл – залог стабильности.
3. Иметь свое уникальное предложение. Даже если у всех все то же самое, что и у вас – нужно вкладываться в сервис или в соблюдение сроков. В конце концов, опытный клиент работает не с тем, у кого дешевле, а с кем ему удобно и комфортно.
4. Определить путь развития бизнеса хотя бы в общих чертах (согласно сегменту рынка, например). Это позволит вдумчиво подходить к вопросу покупки оборудования и найма специалистов – с прицелом на будущее.
Перспективы же лежат в диверсификации рынка. Мы все больше начинаем работать с российскими компаниями-заказчиками. К счастью, изготовление продукции в нашей компании все еще дешевле, чем в РФ. Даже с учетом логистики.
probusiness.io
Как открыть типографию — Типография EGF (Еврографика) на Шаболовке
Структура типографии
«Прежде чем что-то сделать, три раза подумай» — сказал персонаж одного фильма. Воспользуемся этим мудрым советом. Прежде чем решить кадровый вопрос давайте определим примерную структуру типографии. В зависимости от структуры будет уже более понятным каких специалистов необходимо привлечь для работы.
Все начинается с коммерческого отдела. Коммерческий отдел (клиентская служба типографии) — это структура, непосредственно контактирующая с клиентом, производящая расчеты поступающих заказов, и контролирующая их прохождение по всем технологическим этапам, до самой отгрузки готового тиража.
Вторая, но не менее значимая структура типографии — отдел допечатной подготовки. Часто, в типографиях Москвы и других городов России, в этом отделе выполняются работы по дизайну полиграфии и корректорская проверка макетов. Этот отдел в типографии — последняя линия обороны, если хотя бы один макет не будет правильно подготовлен к печати, ждите брака в тираже. Согласно статистике, порядка 70% поступающих в типографию заказов приходится дорабатывать — они просто-напросто не соответствуют техническим требованиям типографии. Несоответствие макетов можно объяснить следующими факторами:
- непониманием клиента сути того, как должны быть подготовлены макеты и отсутствия у него в штате доверенного, опытного специалиста, способного правильно подготовить макет к печати
- макет — результат непрофессиональной работы клиента и бездарного (в профессиональном плане) фрилансера
- макет для клиента готовил его друг/родственник/рекомендованный специалист, который скрывая свою некомпетентность предпочитает настаивать на том, что его «макет идеально подготовлен к печати, а сотрудники типографии его просто оговаривают»
Не стесняйтесь довести до сведения вашего клиента, что типография — это по сути, большой принтер. Если в него запихнуть изначально некачественный исходник, конечный продукт будет аналогичным. Именно поэтому, доведение макетов до соответствия требованиям типографии должно осуществляться еще на стадии предпечатной подготовки, не важно, в типографии, или у опытного фрилансера.
Производственный цех — самая большая структура типографии. Управлять ей должен только компетентный специалист, прекрасно разбирающийся в технологии печатного производства. Здесь будут располагаться печатный участок, участок брошюровки, участок резки, участок ручных операций.
Кроме этих структур вам не обойтись без бухгалтерии и склада. В крупных типографиях дополнительно создается структура по обслуживанию и ремонту типографского оборудования, но в небольших типографиях, эту функцию выполняют, либо сами работники, либо периодически приглашаемый специалист.
egf.ru
Как открыть типографию высокой печати. Как открыть мини-типографию. Как открыть типографию с нуля
Полиграфическими услугами пользуются представители всех слоев населения, как бизнес-структуры – государственные и частные, так и физические лица. Возможность получения и распространения информации напрямую зависит от степени доступности и мобильности организаций, в сферу деятельности которых входит изготовление различной, в первую очередь, информационной продукции. В данной статье излагается небольшая инструкция как открыть мини-типографию или дизайн-бюро.
Зачем идти в дизайн-бюро?
Потребитель в различных сегментах рынка, в первую очередь, обращается к поставщику товаров и услуг:
- с которым лично знаком
- слышал от друзей или родственников
- видел в рекламе по ТВ или в интернете
- прочитал в газете или объявлении
- получил на улице флаер или бесплатный купон на скидку
- услышал рекомендации от сослуживцев
То есть, каким-то образом покупатель получает информацию. Более того, совершая покупку, выбирая товар или просто проходя мимо супермаркета или бутика, обыватель обратит внимание на нестандартную афишу, рекламный плакат, оригинальную упаковку. Это психология потребителя, спрос которого удовлетворяется, в первую очередь, за счет его личной жажды познания. Информационный голод вполне реально может привести к депрессии.
Ассортимент типографии
Ни для кого не является секретом основной постулат рыночных отношений — потребитель всегда прав. Поэтому непосредственной обязанностью полиграфии является насыщение информационного пространства . Исходя из всего вышесказанного, неизменным и постоянным спросом пользуется следующая продукция:
- визитки, являющиеся необходимым атрибутом представительства
- рекламно-информационные проспекты, буклеты, брошюры, монографии
- объявления и анонсы
- купоны, флаеры, накопительные призовые карточки, пригласительные билеты, контрамарки, листовки
- экспресс-информация: карты города и достопримечательностей карманного формата, телевизионные программы, развлекательные издания — кроссворды, анекдоты, справочники с полезной информацией
- небольшие сувенирные предметы — блокнотики с напечатанным логотипом, фирменные флажки, этикетки, эмблемы, вывески
Пожалуй, в рамках данного материала сложно перечислить весь спектр товаров и услуг, необходимых, как населению мегаполисов, так и жителям небольших поселков и деревень. Поэтому организация типографии или дизайн-бюро — это всегда «свободная ниша» в мире бизнеса.
Что требуется для открытия мини-типографии
Документация и организационные моменты
Для того, чтобы открыть типографию не потребуется получать лицензию. Исключение: изготовление бланков строгой отчетности, номерной продукции, нанесение защитных маркеров и т.д.
Обычно, можно зарегистрировать статус индивидуального предпринимателя или юридического лица — этого достаточно. ОКВЭД в зависимости от вида деятельности:
- 74.40 Реклама
- 22.22 Полиграфическая деятельность
Оборудование для типографии
- Компьютеры для дизайна и верстки
- Принтеры — черно-белый лазерный, цветной — струйный и лазерный. Желательно струйный принтер снабдить системой бесперебойной подачи чернил
- Ризограф . Желательно формата А-3.
Как открыть типографию с нуля
Сменные барабаны для различных цветов — черный, красный, синий, желтый
- Копир — XEROX, CANON и так далее
- Ламинатор . Обычно, в дизайн-бюро обращаются за такими услугами, как ламинирование документов
- Брошюровщик и степлер . Требуются для сшивки монографий и другой продукции пружинами и скобами
- Гильотина для обрезки
Это самый необходимый минимум , который требуется для производства печатной продукции. Следует учитывать, что придется постоянно пополнять расходные материалы, включающие:
- краску для печат