СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА | Международный правовой курьер
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению мер стимулирования малого предпринимательства. Проанализирован опыт государственной политики в данной сфере стран СНГ, Западной Европы, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Выделены и раскрыты отдельные формы налогового стимулирования малых форм предпринимательства в зарубежных странах. Определены основные подходы к использованию специальных налоговых режимов в налоговой политике зарубежных государств. Описаны принципиальные различия между российским малым бизнесом и малым бизнесом развитых государств. Обоснована недопустимость механического переноса применяющихся в других государствах методов налогового регулирования предпринимательской деятельности в нашу налоговую систему.
Ключевые слова: малое предпринимательство, налоговое стимулирование.
Annotation: Article is devoted consideration of measures of stimulation of small business in foreign countries.
Keywords: small business, tax stimulation.
При оценке влияния малого бизнеса на экономику государства следует обращать внимание на разницу в положении субъектов малого бизнеса по сравнению с положением крупных организаций. Крупные компании изначально существуют в более выгодных условиях по сравнению с малыми предприятиями. Как пример, стоит отметить, что они являются обладателями значительных средств производства, квалифицированной рабочей силой, устоявшимися связями с контрагентами, финансовой и информационной базой, а так же преимуществами в получении заемных средств.
Поэтому, малые предприятия при равных условиях осуществления хозяйственной деятельности становятся неконкурентоспособными по отношению к крупным организациям в силу своих сущностных особенностей. В таком случае государству следует осуществлять финансово-кредитную поддержку и стимулирование малого бизнеса.В нынешнее время активность малого бизнеса находится на низком уровне, ввиду чего, основной задачей для органов любого уровня самоуправления стало стимулирование к росту предпринимательской деятельности населения. Однозначно заметим, что за последние несколько лет государство предпринимало шаги к разработке целевых программ по оказанию помощи различным направлениям малого бизнеса.
Значение развития сектора малого бизнеса определяется развивающимися государствами как основополагающая задача для повышения уровня экономики в целом. Таким образом, около 90% промышленного производства на Тайване находится в руках малого и среднего бизнеса; на малый и средний бизнес приходится свыше 70% всех занятых, более 55% ВВП и около 99% от общего числа зарегистрированных предприятий [1, C. 59].
В настоящее время доля малых и средних предприятий в ВВП России не превышает 15-20%, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 70%-80. В последнее время органы государственной власти активизировали свои действия по поддержке малого и среднего предпринимательства, принят пакет законов, стимулирующих развитие предпринимательства, снижающий административную нагрузку на бизнес. Но, несмотря на это, успешному развитию данного сектора российской экономики препятствует наличие ряда серьезных проблем.
Основным шагом на пути к стимулированию развития малого предпринимательства стало создание различных ассоциаций, которые оказывают как юридическую, так и финансовую помощь. К первостепенным задачам подобных организаций относится также информационная поддержка частных лиц, которые совершают лишь первые шаги в развитии своего бизнеса.
Зачастую предприниматели, обладающие необходимыми идеями и желанием работать, сталкиваются с проблемами юридического характера и поиска денежных средств, необходимых для организации или развития малого бизнеса. В свою очередь, одним из способов стимулирования малого бизнеса является предоставление грантов или льготных кредитов, которые могут помочь предпринимателям.
На основе опыта иностранных государств, можно перенять идеи о строительстве и развитии технопарков, которые являются своеобразными бизнес-инкубаторами, где создаются необходимые условия для развития бизнеса. Во многих регионах России проходят конкурсы, на основании которых определяются лучшие предприниматели, получающие гранты для развития собственного бизнеса.
В рамках финансового кризиса одним из наиболее перспективных методов преодоления негативных последствий является стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
На основании изложенного, одной из первых задач государства становится создание таких предложений, которые смогут усовершенствовать законодательный механизм защиты прав субъектов малого предпринимательства от административного давления. В свою очередь, весьма активно, обсуждаются проблемы имущественной поддержки и налогового стимулирования малого бизнеса.
В период кризиса подобные меры особенно необходимы, ведь во все времена страны выходили из затруднений экономического характера благодаря именно этим участникам рынка. Стоит отметить, что ежегодно в среднем 25% занятости населения в России обеспечивается за счет предприятий малого предпринимательства, а среднегодовые темпы прироста занятости в секторе составляют 500-600 тысяч рабочих мест.
Не стоит забывать также про сферу финансового законодательства, которая требует к себе повышенного внимания. Общеизвестный факт, что кредиты, предназначенные для малого бизнеса, являются основой успешного и стабильного развития таких организаций. Исходя из исследований, малые и средние предприятия составляют 83% клиентов банков. Однако, в нынешнее время, данная тенденция пошла на спад, ввиду чего следует добиться того, чтобы отечественные предприниматели не испытывали избыточных трудностей при получении кредитов в российских банках и при их дальнейшем погашении.
Для роста числа новых малых предприятий, увеличения объемов выпуска ими продукции, продаж и оказания услуг
Налоги с малого бизнеса должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты. Тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. В то же время предельные ставки налогов на малые предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне.
На основании анализа предпринятых зарубежными государствами мер по поддержке в сфере налогообложения для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, следует отметить следующие основные ее формы и направления:
- Понижение налоговых ставок. В первую очередь, это касается основных налогов, таких как: налог на прибыль, на имущество организаций, налог на добавленную стоимость и т.п. На основании налогового законодательства, США предусматривает две ставки по налогу на прибыль для малого бизнеса – в 15% и 28%, а для корпораций – 34% и 46%.
В свою очередь, в рамках налоговой политики во Вьетнаме подоходный налог для субъектов малого бизнеса установлен в рамках 30%. Данная мера действовала в течение 2009 года. Государство впоследствии заявило о своем желании возмещать затраты компаний, занимающихся экспортом товаров, что поставило перед Правительством задачу возмещения затрат по уплате НДС на материалы, используемые при производстве экспортируемых товаров. Вследствие чего с 1 января 2009 г. сократились налоги с корпораций на 3% (с 28% до 25%), а также были освобождены от налогов доходы, полученные в сельском хозяй-стве и от научно-исследовательской деятельности [2].
- «Налоговые каникулы» по налогу на прибыль. Данный метод налогового стимулирования малого бизнеса применяется в таких странах, как: США, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, Румынии, Словакии, Чехии. Основной целью данной меры является максимальное облегчение процессов становления нового предприятия и преодоления неизбежных трудностей начального этапа деятельности.
- Введение специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Этот инструмент активно используется как в западных государствах (Франция, Испания), так и в странах СНГ, Латинской Америки и т.д.
В том случае, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает особый режим налогообложения для малого предпринимательства, то следует предоставить различные налоговые льготы по основным налогам, предусмотренным налоговой системой. Такая мера воздействия действует в США, Англии, Швейцарии, Швеции, Нидерландах и некоторых других странах. Льготы данного рода могут предполагать как материальный характер (снижение налогового бремени, освобождение от уплаты определенных налогов), так и процессуальный (упрощение порядка расчета и взимания налогов, налоговой отчетности).
Есть также второй путь, когда государства разрабатывают и внедряют специальные налоговые режимы для малого предпринимательства, предусматривающие оценку потенциального среднестатистического дохода предпринимателя и установление единого фиксированного размера платежа с заменой одного или нескольких налогов (Франция, Испания, Турция, Белоруссия).
Существует также комплексный подход к решению данного вопроса, предусматривающий совмещение в рамках одной налоговой системы рассмотренных подходов. В этом случае при введении одного или нескольких специальных налоговых режимов для малого бизнеса сохраняются некоторые налоговые льготы по отдельным налогам, уплачиваемым в рамках общего режима налогообложения.
- Прогрессивная шкала налогообложения. Используется в таких странах, как США, Великобритании, Австрия, Бельгия, Швейцария. Заслуживающим внимания при использовании данной меры является применение элемента регресса налоговой ставки для предприятий последней категории (самых крупных). Это в какой-то мере предупреждает искусственное сдерживание экономического роста предприятия, умышленное занижение показателей хозяйственной деятельности, а также создает стимулы для дальнейшего развития хозяйствующих субъектов.
- Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость малых предприятий с небольшим оборотом действует, к примеру, в таких странах как: Англия, Франция, Германия, Швеция и Чехия. Тут существует единый налог для организаций с небольшой величиной дохода, в рамках которого допускается освобождение от обязанности исчислять и уплачивать НДС. Так же для таких предусматриваются определенные льготы, которые позволяют избежать ситуаций отказа сотрудничества с малым бизнесом предпринимателей, являющихся плательщиками НДС.
- Создание необлагаемого минимума прибыли. В Канаде контролируемые гражданами частные корпорации получают налоговую скидку, которая позволяет уменьшить федеральный налог на доходы на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает $200 000 [3]. В свою очередь, в Японии практикуется установление необлагаемого минимума прибыли. Как правило, этой льготой пользуются те малые предприятия, доминирующая часть доходов которых уходит на заработную плату. По такой системе доход члена семьи владельца малого предприятия от работы на предприятии попадает под категорию заработной платы, а не прибыли. Благодаря этому общая прибыль предприятия вполне может уложиться в установленный законом верхний предел налоговой льготы [4, C.183].
- Налоговые послабления при уплате налогов и сборов социального значения. Необходимо при этом отметить, что ставки социальных налогов в зарубежных странах, которые уплачиваются и работниками, и работодателями, в том числе и частными предпринимателями, достаточно велики. Наивысшие ставки социального налога для физических лиц достигают 39,9% с заработной платы (Нидерланды), но здесь, как правило, используется регрессивная или комбинированная шкала налогообложения. Кроме того, устанавливаются необлагаемые минимумы или предельные доходы: в Нидерландах социальные налоги не взимаются с суммы годового дохода, не превышающего 44 950 евро [5, С. 32].
- Налоговые преференции, непосредственно не снижающие налоговую нагрузку, но значительно облегчающие взаимодействие налогоплательщика и налоговых органов. К подобным льготам относятся, например, предоставление упрощенной налоговой декларации, использование кассового метода учета доходов (Швеция).
- Налоговые льготы для малых предприятий, реализующих инновационный путь развития. К примеру, в Японии давно введены налоговые льготы до 50% предприятиям, выпускающим продукцию на базе новейших технологий, что позволило привлечь
инвестиции и специалистов (так называемых «золотых воротничков»), что обеспечи-ло малому и среднему бизнесу прорыв в сферу Hi-Tec [6, С.56].
- Налоговые льготы, направленные на эффективное обновление основных средств производства. Так, в США еще в 1981 г. был принят Закон об ускоренной амортизации, который значительно уменьшил сроки амортизации и распространил систему амортизации на предприятия малого бизнеса [7, С. 185-187].
- Налоговая политика, ориентированная на поддержку отдельных групп предпринима-телей, направлений их деятельности или отраслей предпринимательства. Например, в Ве-ликобритании с 1983 г. действовала программа «Молодые предприниматели», пред-усматривавшая освобождение от подоходного налога на капитал, недвижимость, деловые операции [4, С.202].
Малый бизнес в России отличен по многим параметрам с малым предпринимательством в отдельных зарубежных государствах. Для отечественного малого бизнеса присуще совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности в сочетании со значительным инновационным потенциалом, недостаточно высокий уровень менеджмента, деятельность в условиях неразвитости инфраструктуры поддержки малых предприятий, высокой монополизации российской экономики.
Обобщая вышесказанное, следует отметить важность взвешенного подхода в рамках применения опыта зарубежных стран в сфере налогового стимулирования деятельности экономических субъектов, и в частности – субъектов малого бизнеса. Стоит также отметить, что необдуманный перенос применяющихся в других государствах методов налогового регулирования предпринимательской деятельности в нашу налоговую систему может привести к общему спаду экономического развития, коллапсу отдельных сфер национальной экономики, появлению иждивенческих настроений среди субъектов хозяйственной деятельности и множеству других негативных для нашего государства последствий.
Список использованной литературы:
- Блинов А.О. Малое предпринимательство в экономике развивающихся стран // Региональные проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса: материалы Всероссийской научно-практической конференции 13-14 ноября 2003 г. / ред. Н.П. Макаркин, Н.Д. Гуськова, А.Н. Салмов, В.В. Митрохин и др. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. – 384 с.
- ИнтерФакс, 15 января 2009 года.
- Налоги и налогообложение. Интернет-ресурс. URL: http://nalogpro.ru/kursovayazarubegnij-opit-nalogooblogeniya-malogo-biznesa/(дата обращения 03. 11.2011).
- В.И. Ляшенко, В.В. Хахулин. Экономико-правовое обеспечение развития субъ- ектов малого предпринимательства (Зарубежный опыт и перспективы его использо- вания в Украине). Донецк, 2001.
- Дьячкина Л. А. Анализ практики налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом//Все для бухгалтера. 2007. № 4. С.42-52.
- Лынник Н., Еременко В.К. К созданию системы правового регулирования ин- новаций//Российский экономический журнал.1993.№ 2. С.48-58.
- Рубе В.А.: Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000. 231 С.
В Уфе на премии «Бизнес-Успех» определили лучшие примеры малого бизнеса,
16 сентября в Уфе прошёл 134-й региональный этап Национальной предпринимательской премии «Бизнес-Успех» в рамках форума «Территория бизнеса — территория жизни». Финалисты конкурса представили свои проекты перед экспертным жюри, лучшие из них получили памятные призы и путёвку на финал премии в Москву.
Юлия Вепринцева, вице-президент Университета «Синергия» поприветствовала участников форума и пожелала конкурсантам удачи: «Рада вас приветствовать на премии «Бизнес-Успех»! Мы очень рады, что большое количество предпринимателей принимают участие в Премии. Ведь от вас зависит экономика России. Чем больше будет малого и среднего бизнеса в России, тем больше и сильнее будет экономика нашей страны. Поэтому я уверена, что сегодня нас ждут презентации самых сильных, самых лучших бизнес-проектов Республики Башкортостан. Я желаю вам успехов и удачи!».
Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Азат Газизов отметил, что Правительство Республики Башкортостан на деле показывает, как оно относится к предпринимательству, проводя на регулярной основе премию «Бизнес-Успех» и вспомнил историю создания Премии: «Когда «ОПОРА РОССИИ» создавала премию «Бизнес-Успех», образ предпринимателя был негативным, его представляли как какого-то спекулянта, но никак не созидателя. И у нас стояла задача популяризировать образ предпринимателя. Поэтому форум носит такое название «Территория бизнеса — территория жизни», потому что там, где предприниматель, там создаются новые рабочие места, там возникает жизнь, растут города. Предприниматели, принявшие участие в премии «Бизнес-Успех», начинают нарабатывать свой социальный капитал, они получают новые знакомства, о них узнают инвесторы, ими интересуются банки, они выходят на федеральный уровень и получают известность».
Для предпринимателей была организована насыщенная деловая программа: мастер-классы и круглые столы по бизнес-тематике.
Победителями 134-го регионального этапа премии «Бизнес-Успех» в Уфе стали:
Никита Абрамов (Компания «Цифровые Образовательные Технологии Чайлд Скилл», г. Уфа) победил в номинации «Лучший молодёжный проект. Номинация имени Сергея Выходцева». «Child Skill» предоставляет образовательные IT- и иные курсы для детей возрастом от 6 до 17 лет. В основе образовательного процесса «Цифровой учитель» специально разработанные мультипликационные герои, которые в удобном формате для каждого ребёнка преподносят информацию, без привлечения в штат преподавателей.
Елена Чингизова (ИП Чингизова Елена Наилевна, г. Уфа) победила в номинации «Лучший женский проект». Елена — основатель концептуального бутика-ателье «Helen Gray». Компания Елены производит и продаёт женскую одежду.
Аида Салимова (ИП Салимова Аида Геннадьевна, г. Уфа) победила в номинации «Лучший социальный проект». Семейный клуб «Любящие сердца» — многопарный проект, придуманный для семьи и, в частности, для современной женщины. В одном месте собраны направления, отвечающие вызовам современности, направленные на развитие человека (интеллектуальное, физическое, эмоциональное и др.) для всех возрастов 0+.
Альбина Мазунина (Компания «Way Pack», г. Уфа) победила в номинации «Лучший проект в сфере торговли». «Way Pack» — единственное производство бумажной упаковки с полным циклом производства на территории Башкортостана. С 2018 года компания помогает фирмам упаковать свой продукт так, чтобы их бренд стал незабываемым.
Роман Юферов (ИП Юферов Роман Эдуардович, г. Уфа) победил в номинации «Лучший проект в сфере услуг». У Романа бюро переводов и языковой центр «Полиглот-Про». Это многофункциональный центр по оказанию переводческих и образовательных услуг (перевод на 82 языка), сопровождению официальных делегаций и организацию экскурсионных туров, реализации сувенирной и полиграфической продукции.
Аделя Литягина (ИП Литягина Аделя Радиковна, г. Уфа) победила в номинации «Лучший экспортный проект». Аделя представляет компанию по производству развивающих детских игрушек и книжек из фетра «Аmeli». Все игрушки имеют необходимые сертификаты безопасности, созданы совместно с нейропсихологами и дефектологами.
Лилия Работяева (ИП Работяева Лилия Сафаевна, г. Ишимбай) победила в номинации «Народный предприниматель», набрав наибольшее количество голосов в смс-голосовании на сайте премии «Бизнес-Успех». Лилия — основатель маркетингового агентства «LR business». Компания занимается упаковкой бизнеса «под ключ», созданием бизнес-модели MVP, настройкой и расширением отдела продаж, упаковкой идеи для привлечения инвестиций, увеличением трафика клиентов.
Все победители конкурса получили: символ премии «Бизнес-Успех» — статуэтку «Золотой домкрат», сертификат на годовой доступ к образовательной онлайн-платформе Synergy.Online, бизнес-литературу от издательства «Альпина Паблишер». Один из победителей выиграл обучение Mini MBA в Университете «Синергия».
Партнерами мероприятия выступили — ГК «Новард», издательство «Альпина Паблишер», ГК «Seldon». Информационные партнеры: портал предпринимателей SmallBusiness.ru, портал о малом бизнесе Biz360.
Организаторы форума: Центр «Мой бизнес» Республика Башкортостан, АНО «Агентство Республики Башкортостан по развитию малого и среднего предпринимательства», Корпорация «Синергия», «ОПОРА РОССИИ», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Агентство стратегических инициатив и Общественная палата РФ.
Мероприятие проводилось при поддержке Правительства Республики Башкортостан, Министерства предпринимательства и туризма Республики Башкортостан.
Малый бизнес в инновационном развитии России
Ключевые слова
инновации, малый инновационный бизнес, технологические инновации, социально-экономическое развитие
Введение
Количество работ, посвященных инновациям, постоянно растет и в настоящее время интерес к данной проблеме снижается. т стать слабее. Об инновационном развитии страны говорить не приходится, ведь только то государство, которое применяет в своей работе научные достижения, способно добиться высокого социально-экономического развития. Важно отметить, что Россия взяла курс на повышение уровня социально-экономического развития и в марте 2010 года была введена в действие Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия 2020», разработанная в основу концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия направлена на переход экономики России на курс инновационного развития к 2020 году. Благодаря активной инновационной политике федерального центра Многие регионы начали формировать региональную инновационную политику, направленную на социально-экономическое развитие территории, на основе роста инновационной активности предприятий, в том числе малых инновационных.
Очень волнует вопрос, как малые предприятия могут повлиять на инновационное развитие России в настоящее время применительно к реализуемой стратегии? Это порождает исследования в области инновационной деятельности малых предприятий, в том числе в различных регионах Российской Федерации.
Обзор литературы
Обзор экономической литературы, посвященной вопросам инноваций, показал, что существовала различная трактовка понятий инновации и инновационного процесса, что, в свою очередь, усложняет разработку теории управления инновациями. Для дальнейшего исследования необходимо определить эти понятия. В настоящее время в экономических работах можно встретить два видения инноваций: более широкое и более узкое. Первое видение определяет инновации как изменения, направленные на внедрение и использование новых потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в отрасли (Шумпетер, 19).34), как изменения за счет введения чего-то нового (Коллинз, 1966). Ожидается, что второе видение будет учитывать научно-технический аспект, связанный с созданием и производством новых товаров, а также шаги по внедрению технологически новых продуктов или процессов (ОЭСР, 1995).
В литературе встречаются две точки зрения, в одном случае инновация идентифицируется как процесс внесения изменений, подходов, принципов в качестве альтернативы существующим, а во втором — как результат творческий процесс в виде новых продуктов (оборудования), технологии, метода и т. д. Представители первого взгляда (Аллен, 1966, Harman, 1971) определяют инновацию как внедрение новых или улучшенных производственных процессов, а также внедрение и массовое потребление новых продуктов, процессов или моделей поведения. Другая группа ученых (Соколов, Титов, Шабанов, 1997) описывает инновацию не как процесс изменения, а как результат создания и развития (внедрения) принципиально нового или видоизмененного подхода (инновации), удовлетворяющего конкретные социальные потребности и с указанием количества эффектов (экономических, научных, технических, социальных, экологических). Инновацию можно определить как результат инновационной деятельности, который воплотился в виде нового или усовершенствованного продукта, представленного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, применяемого на практике. Большое внимание уделяется развитию высоких технологий в малых компаниях (ВТНК), что отражает актуальность исследований в этой области, а также возможность использования передовых технологий для процветания развитых и развивающихся экономик (Оки, Гроен, Кук , Сидже, 2014).
Некоторые ученые (Isom, Ceteris, Jarczyk, Ceteris, 2009) отмечают, что малые компании играют решающую роль в технологических изменениях, поскольку они имеют много преимуществ как источники инноваций. Другие исследователи (Сафронов, Анищенко, 2012) определяют малые инновационные предприятия как малые предприятия, осуществляющие преимущественно деятельность, направленную на коммерциализацию существующих знаний, технологий и оборудования. Небольшие компании успешно осваивают новые доли рынка, имеют возможность оценивать риски. Отчет Intuit о будущем малого бизнеса (2009 г.)) показал, что в следующем десятилетии малые предприятия будут использовать инновации все шире и шире, чем в тот день. Предпринимательский дух позволит использовать новые технологии и бизнес-процессы, которые повысят производительность, улучшат качество продукции и услуг, расширят бизнес и сэкономят время.
Методика
В целях изучения роли малых предприятий в инновационном развитии России проведен анализ данных. Анализ количества малых предприятий, занимающихся технологическими инновациями (см. Таблица 1 ) показывает, что их количество не превышает в среднем по Российской Федерации 5%. Большой разницы между бизнес-сегментами нет.
Таблица 1 : Доля малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в Российской Федерации (%) | |||||
2007 | 2009 | 2011 | 2013 | 2015 | |
---|---|---|---|---|---|
Итого | 4,3 | 4,1 | 5,1 | 4,8 | 4,5 |
Горнодобывающая промышленность в том числе: | 3,5 | 3,1 | 3,4 | 3,1 | 2,8 |
Добыча ископаемого топлива | 4,7 | 6,3 | 4,2 | 3,4 | 4,9 |
Добыча полезных ископаемых, кроме ископаемого топлива | 3,1 | 1,8 | 3,0 | 2,9 | 1,9 |
Производство в том числе: | 4,5 | 4,3 | 5,4 | 5,1 | 4,8 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия | 4,5 | 4,5 | 4,8 | 4,4 | 4,5 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева | 3,0 | 2,0 | 3,4 | 2,5 | 3,0 |
Производство целлюлозы и бумаги; издательское дело и полиграфия | 3,1 | 4,0 | 5,4 | 3,6 | 3,7 |
Коксохимическая и нефтяная промышленность | 4,5 | 3,2 | 6,6 | 3,3 | 6,3 |
Химическая промышленность | 9,9 | 11,3 | 13,0 | 10,7 | 10,0 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий | 6,0 | 5,0 | 6,4 | 4,9 | 5,7 |
Металлургическое производство ? производство готовых металлических изделий | 3,5 | 2,9 | 4,3 | 4,8 | 5,0 |
Производство электрического, электронного и оптического оборудования | 9,6 | 10,9 | 13,5 | 12,6 | 11,2 |
Производство автомобилей и транспортного оборудования | 3,6 | 5,1 | 6,7 | 5,3 | 4,6 |
Производство и поставка электроэнергии, газа и воды | 1,6 | 1,8 | 3,1 | 2,2 | 2,2 |
Наибольший удельный вес инновационных предприятий приходится на обрабатывающий сектор в 2013 г. , который включает производство электрического, электронного и оптического оборудования – до 13,5 %, химическую промышленность – до 13,0 % в 2013 г., коксохимическую и нефтяную промышленность – до 6,6%, производство автомобилей и транспортного оборудования — до 6,7%, производство резиновых и пластмассовых изделий — до 6,4%. В сфере добычи полезных ископаемых доля малых предприятий, занимающихся техническими инновациями, составляет в среднем 3%. Добыча ископаемого топлива несколько выше в 2009 г., максимальное значение составило 6,3%. По состоянию на 2015 г. этот показатель также выше, почти в 2,6 раза, чем в добыче полезных ископаемых, кроме ископаемых видов топлива. Удельный вес инновационных предприятий в сфере производства и снабжения электроэнергией, газом и водой составляет 2,0% в среднем за год. Такие ставки очень малы для России. Например, сейчас доля малого инвестиционного бизнеса в общем объеме промышленного производства западноевропейских стран такова: Ирландия — 75%, Германия — 66%, Финляндия — 49%, Франция — 46%, Италия — 40%, Великобритания – 39% (Голиченко, 2006).
Таблица 2 : Затраты на технологические инновации малых предприятий в федеральных округах РФ | ||||||||
2009 | 2011 | 2013 | 2015 | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
млн.руб. | % | млн.руб. | % | млн.руб. | % | млн.руб. | % | |
Российская Федерация | 6793,5 | 100 | 9479,3 | 100 | 13510,5 | 100 | 12151,8 | 100 |
Центральный федеральный округ | 1967,5 | 28,96 | 2734,5 | 28,85 | 3489,2 | 25,83 | 3466,0 | 28,52 |
Северо-Западный федеральный округ | 668,4 | 9,84 | 845,6 | 8,92 | 1955,7 | 14,48 | 982,4 | 8 084 |
ЮФО | 240,0 | 3,53 | 795,1 | 8,39 | 1184,8 | 8,77 | 957,0 | 7,88 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 140,4 | 2,06 | 110,9 | 1,17 | 63,4 | 0,47 | 16,4 | 0,13 |
Приволжский федеральный округ | 2104,8 | 30,98 | 2545,0 | 26,85 | 2967,1 | 21,96 | 2391,8 | 19,68 |
Уральский федеральный округ | 747,6 | 11,0 | 853,3 | 9,0 | 2126,0 | 15,74 | 1295,6 | 10,66 |
Сибирский федеральный округ | 575,8 | 8,48 | 1472,2 | 15,53 | 1356,2 | 10,04 | 2647,1 | 21,78 |
Дальневосточный федеральный округ | 349,1 | 5,14 | 122,6 | 1,29 | 368,2 | 2,73 | 283,0 | 2,33 |
Нами были исследованы затраты на технологические инновации малых предприятий в федеральных округах Российской Федерации ( Таблица 2 ). Таблица 2 показывает, что в целом затраты на инновации малых предприятий увеличились к 2013 г. По состоянию на 2015 г. Центральный федеральный округ занимает лидирующие позиции с долей затрат 28,52%. Высокий коэффициент затрат на инновационные технологии в Сибирском федеральном округе – 21,78% и в Приволжском федеральном округе – 19.0,68%. Самый низкий показатель в этой сфере в Северо-Кавказском федеральном округе – 0,13%, при этом инновации сократились в абсолютном и относительном выражении по сравнению с 2009 годом в 8,5 и 15,8 раза соответственно.
Таблица 3 . Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий в федеральных округах Российской Федерации (%) | ||||
2009 | 2011 | 2013 | 2015 | |
---|---|---|---|---|
Российская Федерация | 1,38 | 1,48 | 2,07 | 1,64 |
Центральный федеральный округ | 1,76 | 1,46 | 1,82 | 1,71 |
Северо-Западный федеральный округ | 1,42 | 0,88 | 2,54 | 0,90 |
ЮФО | 1,01 | 0,96 | 1,89 | 2,75 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 0,65 | 0,74 | 0,85 | 0,08 |
Приволжский федеральный округ | 1,50 | 1,78 | 2,41 | 1,56 |
Уральский федеральный округ | 0,67 | 1,74 | 1,95 | 0,96 |
Сибирский федеральный округ | 1,73 | 2,48 | 2,72 | 4,17 |
Дальневосточный федеральный округ | 0,14 | 0,15 | 0,53 | 0,20 |
Анализ производства инновационных товаров в районах показывает рентабельность инвестиций ( Таблица 3 ). По состоянию на 2015 год первое место принадлежит Сибирскому федеральному округу, где доля инновационной продукции составляет 4,17%. Этот район характеризуется высокими темпами инновационного производства с 2009 года.. Эта территория является стратегическим резервом и силовой базой развития экономики России, ее инновационный характер во многом обусловлен ресурсной направленностью, а также развитием научно-технического и образовательного потенциала. В Сибирском федеральном округе более 100 институтов и научных центров.
В 2015 году доля инновационной продукции в Южном федеральном округе достаточно высока и равна 2,75%. Промышленная структура района отличается развитием пищевой промышленности благодаря благоприятным климатическим условиям, а также развиты легкая и химическая промышленность. Центральный федеральный округ имеет долю инновационной продукции 1,71% в общем объеме 2015 года. В этом округе расположены крупные центры по подготовке высококвалифицированных специалистов, а также научно-исследовательские институты, наукограды, которые способствуют развитию высокотехнологичные отрасли. Другие федеральные округа также производят инновационную продукцию, но ее доля ниже 1%, что характеризует несовершенство малого инновационного бизнеса в этих регионах.
Результаты
Исследование развития малого инновационного бизнеса в Российской Федерации показало, что Россия сделала только первый шаг на пути к инновационному развитию. Количество малых предприятий, занимающихся технологическими инновациями, составляет в среднем 5%, что является достаточно низким показателем. Самый высокий показатель малых инновационных предприятий приходится на производственный сектор в 2013 г., а в 2015 г. произошло некоторое снижение уровня инновационных малых предприятий, что связано с глобальными и национальными экономическими и финансовыми проблемами. Затраты на технологические инновации малых предприятий федеральных округов Российской Федерации к 2013 г. увеличились. Лидерами по объемам инвестиций в инновации являются Центральный, Сибирский и Приволжский федеральные округа. Анализ производства инновационных товаров в районах выявил рентабельность инвестиций. По состоянию на 2015 г. первое место принадлежит Сибирскому федеральному округу, при этом показатели инновационного производства в этом регионе высокие на протяжении всего периода исследования. Что касается остальных федеральных округов, то в Южном федеральном и Центральном федеральных округах отмечается высокий уровень производства инновационной продукции малыми предприятиями. Темп производства инновационной продукции в этих районах выше в основном за счет наличия высококвалифицированных специалистов и высокотехнологичных разработок в различных сферах.
Дискуссия
?Исследования малого инновационного бизнеса в России выявили, что уровень его развития недостаточен и значительно ниже, чем в передовых странах, тем не менее с 2009 года наблюдается положительная динамика инновационной активности малых предприятий. Инфляционные процессы в ориентация экономики и производителей на текущие потребности негативно сказываются на инновационном развитии малых предприятий. На наш взгляд, наибольшей проблемой является незаинтересованность малого бизнеса в разработке и производстве инновационной продукции, что связано с высоким риском инновационной деятельности. В этом случае решающая роль принадлежит государству, которое должно стимулировать разработку и внедрение инновационных продуктов на всех уровнях управления, в свою очередь, эти продукты будут способствовать развитию конкурентоспособности территорий как на внутреннем, так и на внешнем рынках. На федеральном уровне должны обсуждаться вопросы приоритетных направлений, направленных на развитие науки, техники, повышение конкурентоспособности продукции страны. Решение сквозных вопросов, таких как реализация крупных сквозных проектов на основе создания инноваций, ведущих к коренным изменениям технологической базы страны, имеет первостепенное значение. На территориальном уровне вопросы инновационного развития должны интегрировать территориальные приоритеты и социально-экономическое развитие конкретной территории на основе эффективного использования имеющегося производственного, материально-сырьевого и трудового потенциалов.
Заключение
Малый бизнес должен сыграть важную роль в превращении России в конкурентоспособную страну, применяющую научно-технические достижения. Это важнейший фактор, обеспечивающий динамичное развитие предпринимательской деятельности, а также необходимое условие функционирования инновационной экономики. В то же время исследование показало, что малый бизнес в настоящее время вносит незначительный вклад в инновационное развитие России. Основной причиной этого является низкая активность предпринимателей в инновационной сфере, что объясняется более высокими рисками ведения бизнеса. Поэтому важнейшей задачей государства является создание механизма, который будет способствовать заинтересованности предпринимателей в разработке инновационных продуктов. Механизм должен учитывать как национальные приоритеты научно-технических исследований, так и особенности развития территорий и их специфику. Таким образом, дальнейшее изучение данного вопроса представляет научный интерес и может быть направлено на разработку механизма повышения инновационной активности предпринимателей.
Ссылки
- Аллен, Дж.А. (1966). Научные инновации и промышленное процветание . Лондон.
- Исом, С. Дж. и Ярчик, Д. (2009). Инновации в малом бизнесе: движущие силы изменений и ценности: SBA (Отдел защиты интересов): Национальный словарь Коллинза . Лондон и Глазго.
- Голиченко О.Г. (2006). Национальная инновационная система России: состояние и перспективы развития . Москва.
- Харман, А.Дж. (1971). Международная компьютерная индустрия: инновации и сравнительные преимущества . Кембридж (Массачусетс): Издательство Гарвардского университета.
- Организация экономического сотрудничества и развития (1995 г.). Измерение научно-технической деятельности . Европейская комиссия Евростат.
- Оки, Р., Гроен, А., Кук, Г. и Сейде, П. (2014). Нидерланды Новые технологические фирмы в новом тысячелетии . Изумруд Групп Паблишинг Лимитед.
- Шумпетер, Дж. (1934). Теория экономического развития Кембридж . MA, издательство Гарвардского университета.
- Сафронов М. В. и Анищенко, Ю. (2012). Малые инновационные предприятия: формирование концептуальной основы. Актуальные вопросы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки, 8 (2), 66-67.
- Соколов Д.В., Титов А.Б. и Шабанова М.М. (1997). Предпосылки анализа и формирования инновационной политики . Санкт-Петербург, изд-во ГЭФ.
- Доля малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (по состоянию на 19 февраля 2017 г.).
- Затраты на технологические инновации малых предприятий в федеральных округах Российской Федерации Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения 19февраль 2017 г.).
- Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий в федеральных округах Российской Федерации. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (по состоянию на 20 февраля 2017 г.).
Россия: малый бизнес противостоит коррупции
Сегодня в большинстве промышленно развитых стран около половины валового внутреннего продукта создается малым и средним бизнесом. Иначе обстоит дело в России, где около 30 миллионов человек, работающих на скромных предприятиях, составляют лишь одну десятую ВВП страны. В первой части серии из двух частей о малом бизнесе в России корреспондент Радио Свобода Софи Ламброскини исследует бремя местной коррупции.
Москва, 29 июня 2000 г. (Радио Свободная Европа/Радио Свобода) — Гигантские коммунальные монополии России и ее «олигархи» — богатые бизнесмены с влиятельными связями в правительстве — получают большую выгоду от помощи государства. Но малые бизнесмены страны, чья работа варьируется от варки пива до продажи шнурков, получают мало такой помощи, если вообще получают ее. Согласно одному недавнему опросу, более 90 процентов из них говорят, что никогда не получали никакой помощи от государства.
Большинство российских мелких предпринимателей также не имеют финансовых или политических связей, которые могли бы им помочь. Многие из них находятся во власти местных чиновников со связями, которые обычно требуют взятки. Владельцы малого бизнеса говорят, что взятки могут быть непомерно высокими расходами для бизнеса.
Возьмем, к примеру, Татьяну Виноградову. Она бывшая работница завода в Туле, городе в 200 км к югу от Москвы, где было много рабочих мест, связанных с обороной, пока оборонная промышленность не рухнула вместе с Советским Союзом в начале 1990-х годов. В результате в 1992 году Виноградова присоединилась к эшелонам бедных россиян, которые ездили в Польшу за дешевыми товарами, а затем возвращались, чтобы продавать их на холодных и унылых тульских рынках под открытым небом.
Два года назад, после многих таких поездок, Виноградова, наконец, смогла закрыть свой уличный прилавок и открыть прилавок в главном детском магазине Тулы «Детский мир» («Детский мир»). Она думала, что ее усилия, наконец, окупились, пока через пять дней после того, как она открыла свой бизнес, не пришел чиновник из правительственного бюро торговой инспекции, чтобы осмотреть ее выставку свитеров с Микки Маусом и ярких нагрудников.
Виноградова рассказала Азаттыку, что чиновник предъявил почти невозможное требование:
«Знаете, как она это сделала? Мои товары из Польши. Русский?’ Я не могу их все перевести-тысяча детских свитеров!Но она мне не грозит законом,просто просит взятку.И я на самом деле согласилась пойти на ее поводке и дала ей взятку.Я ей дала около 1400 долларов в месяц [несколько раз], думая, что тогда все закончится. Но этому не было конца. Поэтому я сказал ей, что закрываю свой прилавок. Но она сказала: «Да, но я знаю, что у вас есть еще один стенд». в главном торговом центре».
Когда там появился и торговый инспектор, Виноградова испугалась, что ее бизнес скоро сожрут, и решила рискнуть с другим правоохранительным органом — полицией по борьбе с мафией. Полиция снабдила Виноградову помеченными купюрами и скрытым микрофоном, чтобы поймать коррумпированного чиновника. В последний момент, по словам Виноградовой, ей стало чуть ли не жаль женщину:
«Когда она брала помеченные купюры, я думала: «Ого, вы себе смертный приговор подписали». Директора «Детского мира» и других магазинов все Она очень хорошо знала ее. Они буквально три дня пили за мое здоровье, не так ли? Потому что она терроризировала весь город — все платили, и все молчали».
Сообществу малого бизнеса Тулы посчастливилось заручиться поддержкой милиции. В Москве такая помощь бывает не часто.
Никита Кузнецов — юрист, работающий в группе поддержки малого бизнеса под названием «Движение за рынок и малый бизнес Московской области». По его словам, в столице наибольшую угрозу для малого бизнеса представляют сотрудники правоохранительных органов.
Кузнецов отмечает, что российские законы зачастую неточны и необоснованно требовательны, что делает их идеальным инструментом для коррумпированных сотрудников правоохранительных органов. Он ссылается на нереально высокие федеральные и местные налоговые ставки, которые вынуждают мелких предпринимателей прибегать к «творческому учету», то есть к лжи и мошенничеству. Более того, говорит Кузнецов, те же самые высокие налоговые ставки также делают малый бизнес весьма уязвимым для взяток чиновников.
Российское законодательство позволяет любому сотруднику полиции, в том числе ГАИ, проверять прайс-лист любого предприятия. По словам Кузнецова, это открывает двери для взяточничества чиновников. Он рассказал RFE/RL типичный случай:
«У человека есть магазин, обычный магазин — так называемый «торговый киоск». К нему приезжает ОВД и конфискует товар на сумму около 60 000 рублей (2200 долларов США), проводит инвентаризацию товара и забирает его, так что у вас магазин без товара На следующий день бизнесмену предписано явиться в отделение милиции. Там ему конфиденциально говорят: «Мы конфисковали у вас товар на 60 000 руб. Дайте нам 30 000 рублей, и товар ваш. Он дает им деньги? Да, так и есть, потому что другого выхода нет» 9. 0005
Недавно движение Кузнецова организовало демонстрацию против постановления городского совета Москвы, обязывающего все рыночные прилавки установить кассовые аппараты. Указ был направлен на усиление контроля над так называемой «серой рыночной» торговлей — небольшими продажами, которые могут не облагаться налогами из-за отсутствия средств проверки бухгалтерского учета. Кассовые аппараты, которые стоили до 400 долларов каждый, должны были быть оснащены электронными чипами для регистрации продаж.
Кузнецов говорит: «Это означает, что маленькая бабушка, которая может голодать, живя только на свою пенсию, но сводит концы с концами благодаря маленькому киоску, где она продает сигареты, должна будет вложиться в машину, которая уничтожит ее прибыль. .»
По мнению Кузнецова, Россия еще далека от готовности к сложным правилам ведения бизнеса в западном стиле. Он говорит, что лучший способ сократить небольшую, но обширную коррупцию в полиции — это свести правительственные правила к минимуму:
рыночный принцип. Как можно бороться со взяточничеством?Только путем устранения предлогов для взяточничества — или, по крайней мере, сведения их к минимуму.Нужен закон, четко определяющий условия, при которых официальное вмешательство — и в конечном итоге конфискация товаров — уполномочен. Если в постановлении просто сказано, что милиционеру разрешено проверять подозрение в хозяйственном мошенничестве, то он этим и занимается — с почти неограниченными полномочиями.
Но сегодня в России вмешательство государства в бизнес, похоже, не уменьшается, а растет. Одной из новых трудностей для малого бизнеса является растущая монополизация региональными чиновниками высокорентабельных направлений экономики. Николай Петров, аналитик Фонда Карнеги в Москве, приводит в пример небольшие водочные заводы, процветающий местный бизнес.
Петров говорит, что региональные чиновники не только стараются держать заводы на своей территории, чтобы получать свои доходы, но и пытаются контролировать весь рынок, создавая компании, которые вытесняют конкурентов из регионов. Они вводят требования ко всевозможным акцизным маркам и сертификатам качества, которые препятствуют выходу водки других заводов на местный рынок.
Петров отмечает, что выполнение этих бюрократических требований обычно занимает так много времени и стоит столько взяток, что к моменту, когда конкурентный спиртзавод фактически собирает все необходимые разрешения, завод регионального чиновника уже прочно стоит на месте.
Дороговизна и нестабильность аренды имущества в Москве создают еще одну серьезную проблему для малого бизнеса — сложность получения кредитов. Особенно это касается кредитов, необходимых для инвестиций в производство, для которых, по мнению российских банков, нет действительного залога. Кузнецов Московского областного движения говорит:
«Если собственность не находится в частной собственности, никто не предоставит вам долгосрочный кредит, потому что единственным стабильным залогом для кредитов является земля. [Это означает], что если земля не ваша, ваш бизнес не считается стабильным.