Дуин бизнес – Doing Business

Ведение бизнеса 2019

Краткое содержание

«Ведение бизнеса 2019: Тренинг и реформы» является 16-ым выпуском в серии ведущего ежегодного издания Группы Всемирного банка, которое производит оценку правовых норм, способствующих расширению предпринимательской деятельности, а также норм, ограничивающих ее. Исследование «Ведение бизнеса» использует количественные показатели, которые оценивают уровень благоприятности правовых норм для предпринимательской деятельности и защиты прав собственности, а также позволяют сопоставить данные для 190 стран, от Афганистана до Зимбабве, по мере их изменения с течением времени.

«Ведение бизнеса» проводит анализ правовых норм, применяемых в отношении частных предприятий по 11 областям их жизненного цикла. В этом году десять из этих областей были включены в совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса. В их число входят: «Создание предприятий», «Получение разрешений на строительство», «Подключение к системе электроснабжения», «Регистрация собственности», «Получение кредитов», «Защита миноритарных инвесторов», «Налогообложение», «Международная торговля», «Обеспечение исполнения контрактов» и «Разрешение неплатежеспособности». «Ведение бизнеса» также измеряет «Регулирование рынка труда» – показатель, который в этом году не входит в рейтинг.

Данные в «Ведение бизнеса 2019» подготовлены по состоянию на 1 мая 2018 года. Эти индикаторы используются для анализа экономических результатов и выявления успешных реформ в сфере регулирования бизнеса, а также для определения где и почему они были эффективны.

Основные результаты
  • Со 2 июня 2017 года по 1 мая 2018 года, 128 стран внедрили рекордные 314 реформ, улучшающих регулирование во всех сферах, измеряемых в «Ведении бизнеса». Краткое содержание (на английском языке).
  • Афганистан, Джибути, Китай, Азербайджан, Индия, Того, Кения, Кот-д’Ивуар, Турция и Руанда входят в число стран, которые достигли наилучших результатов по улучшению показателей в «Ведении бизнеса 2019».
  • Треть всех регуляторных реформ, охваченных «Ведением бизнеса 2019», были проведены в странах Африки к югу от Сахары. С общим количеством в 107 реформ, Африка к югу от Сахары вновь установила рекорд.
  • Страны БРИК – Бразилия, Российская Федерация, Индия и Китай – провели в общей сложности 21 реформу. Подключение к системе электроснабжения и международная торговля были самими распространенными сферами реформирования в данных странах.
  • 10 ведущих стран в рейтинге степени благоприятности условий ведения бизнеса имеют общие характеристики эффективности и качества регулирования, включая обязательные инспекции во время строительства, автоматизированные средства, используемые поставщиками электроэнергии для восстановления питания во время перебоев в электроснабжении, надежные гарантии, доступные кредиторам в процессе разрешения неплатежеспособности, а также автоматизация специализированных коммерческих судов.
  • Возможности обучения для поставщиков услуг и пользователей положительно связаны с показателем благоприятности условий ведения бизнеса. Аналогичным образом, расширение коммуникации между государственным и частным секторами в отношении законодательных изменений и процессов, затрагивающих малые и средние предприятия, связано с большим количеством реформ и более высокими показателями по индикаторам «Ведение бизнеса».
  • См. все тематические кейсы (на английском языке).

 

russian.doingbusiness.org

Ведение бизнеса 2018

Краткое содержание

«Ведение бизнеса 2018: Реформирование для создания рабочих мест» является 15-ым выпуском в серии ведущего ежегодного издания Группы Всемирного банка, которое производит оценку норм, способствующих расширению предпринимательской деятельности, а также норм, ограничивающих ее. Исследование «Ведение бизнеса» использует количественные показатели, которые оценивают уровень благоприятности правовых норм для предпринимательской деятельности и защиты прав собственности, а также позволяют сопоставить данные для 190 стран, от Афганистана до Зимбабве, по мере их изменения с течением времени.

«Ведение бизнеса» проводит анализ правовых норм, применяемых в отношении частных предприятий по 11 областям их жизненного цикла. В этом году десять из этих областей были включены в совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса. В их число входят: «Создание предприятий», «Получение разрешений на строительство», «Подключение к системе электроснабжения», «Регистрация собственности», «Получение кредитов», «Защита миноритарных инвесторов», «Налогообложение», «Международная торговля», «Обеспечение исполнения контрактов» и «Разрешение неплатежеспособности». «Ведение бизнеса» также измеряет «Регулирование рынка труда» – показатель, который в этом году не входит в рейтинг.

Данные в «Ведение бизнеса 2018» подготовлены по состоянию на 1 июня 2017 года. Эти индикаторы используются для анализа экономических результатов и выявления успешных реформ в сфере регулирования бизнеса, а также для определения где и почему они были эффективны.

Основные результаты
  • Исследование «Ведение бизнеса 2018: Реформирование для создания рабочих мест» устанавливает, что предприниматели в 119 странах отметили улучшение местного законодательства в прошлом году. С июня 2016 года по июнь 2017 года, доклад, охватывающий 190 стран, зафиксировал 264 реформы в сфере регулирования бизнеса. Из числа реформ, направленных на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм, наиболее распространенными в 2016-2017 годах были реформы в областях «Создание предприятий» и «Получение кредитов». Следующими по популярности были реформы в сфере «Международная торговля». Читать о регулятивных реформах (Краткое содержание).
  • Бруней-Даруссалам, Таиланд, Малави, Косово, Индия, Узбекистан, Замбия, Нигерия, Джибути, и Эль-Сальвадор входят в число стран, которые за 2016/2017 годы достигли наилучших результатов по улучшению показателей «Ведения бизнеса». В общей сложности эти страны-лидеры по степени улучшения провели 53 регулятивную реформу, которые направленны на улучшение предпринимательской среды.

  • Страны во всех регионах осуществляют реформы, направленные на улучшение предпринимательской среды, но Европа и Центральная Азия продолжает оставаться регионом с наибольшим количеством стран, которые осуществили по меньшей мере одну реформу: 79% стран этого региона осуществили хотя бы одну регулятивную реформу. Далее по этому показателю следуют Южная Азия и Африка (к югу от Сахары).
  • Доклад также включает четыре тематических кейса в областях «Создание предприятий», «Получение разрешений на строительство», «Регистрация собственности» и «Разрешение неплатежеспособности», а также приложение в области «Регулирование рынка труда». См. все тематические кейсы (на английском языке).

russian.doingbusiness.org

Россия поднялась в рейтинге Doing Business до 35 места — Экономика и бизнес

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Россия поднялась в рейтинге Doing Business-2018, который ежегодно готовит одно из подразделений Всемирного банка, на 35-е место. Об этом говорится в пресс-релизе Всемирного банка. В 2017 году результат России был на пять ступеней ниже — 40-е место.

«Майскими указами» 2012 года Путин поставил задачу достижения 20-й строчки в этом рейтинге к 2018 году. В 2012 году Россия находилась на 120-м месте в рейтинге Doing Business.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин в рамках совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства отметил, что в целом прогресс в части улучшения своей позиции в рейтинге продолжается уже шесть лет.

«Россия здесь (в рейтинге Doing Business — прим. ТАСС) поднялась на пять позиций по сравнению с результатам прошлого года и занимает 35-е место», — сказал он. «Третий год подряд мы опережаем все страны БРИКС, в этом году мы стали лучшей страной из ЕврАзЭС. Соседними и прямыми конкурентами для нас являются такие страны как Франция, Голландия, Швейцария, Япония. Позади нас остались Бельгия и Италия», — сказал министр.

Орешкин отметил, что рейтинг Doing Business-2018 не учел ряд реформ, уже реализованных в России. Цель войти в топ-20 рейтинга в следующем году сохраняется, и реализация реформ продолжится.  «Действительно, здесь есть ряд реформ, которые не нашли отражение в статистике и в рейтинге, и мы надеемся, что как раз к рейтингу, который будет опубликован через год эти реформы будут учтены и позволят нам значительно продвинуться вверх по рейтингу. Цель — попасть в двадцатку, она остается, будем активно работать в ближайшие шесть-девять месяцев по реализации дополнительных реформ, которые позволят достигнуть этой цели», — сказал он.

При этом министр отметил, что сейчас России становится все труднее подниматься в рейтинге.

«Важно понимать, что сейчас мы вошли в ту зону, где конкуренция между странами повышенная. Движение, например, с 100-й до 50-й позиции в этом плане проходило гораздо проще. Сейчас нашими соседями и прямыми конкурентами по рейтингу являются такие страны как Франция, Голландия, Швейцария, Япония. Понято, что эти страны также активно улучшают качество условий ведения бизнеса, стараются продвигаться вперед, поэтому для продвижения вперед нам нужно быть лучше, чем они», — пояснил он.

«Грубо говоря, с текущими показателями, если бы все страны оставались бы на том уровне, на котором они были пять-шесть лет назад, то мы бы уже где-то были около 20 места», — подчеркнул он.

Глава МЭР подчеркнул, что место в рейтинге важно для России, однако не является конечной целью для правительства. «Цель правительства по улучшению инвестиционного климата находится в приоритете. Мы должны дальше двигаться по пути упрощения условий ведения бизнеса и снижения издержек на ведение бизнеса для малых и средних предприятий. Цель — это конечно же не позиция в рейтинге, цель — это рост инвестиционной активности со стороны малых и средних предприятий, это рост по всем регионам в целом по стране», — пояснил он.

Министр подчеркнул, что в будущем году необходимо будет сконцентрироваться на четырех направлениях. Во-первых, это продолжение внедрения лучших практик по инвестиционному климату, по условию ведения бизнеса в российских регионах. Во-вторых, применение цифровых технологий при проведении процедур, в том числе и в сфере разрешения на строительство. В-третьих, необходима реформа контроля и надзора. В-четвертых, необходимо создавать комфортную среду для развития человека.

Успехи и проблемные места

Совокупная оценка условий бизнеса состоит из 10 показателей: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности.

За 15 лет существования доклада Россия провела 36 реформ в области делового климата, отмечает Всемирный банк. В основном реформы касались таких направлений, как «Регистрация собственности» (семь реформ) и «Регистрация предприятия» (шесть реформ), отмечается в пресс-релизе Всемирного банка.

При этом по направлению «Подключение к сетям электроснабжения» Россия демонстрирует наилучшие показатели и занимает 10-е место в мировом рейтинге. Всемирный банк связывает такие результаты с надежностью электроснабжения и прозрачностью тарифов, доступной стоимостью и легкостью подключения к электросетям.

«Для подключения к электросетям в России необходимо пройти лишь три процедуры, стоимость которых не превышает 42% доходов на душу населения, тогда как в мире требуется пять процедур, стоимость которых составляет 1 345% доходов на душу населения», — поясняют во Всемирном банке.

По направлению «Регистрация собственности» Россия также демонстрирует хорошие результаты — 12-е место в глобальном рейтинге. По показателю «Исполнение контрактов» Россия занимает 18-е место, что в большой степени обусловлено созданием системы «электронное правосудие», которая опирается на различные меры и передовую практику, что дает возможность оформлять ряд процедур в электронном виде. России удалось занять 28-е место по показателю «Регистрация предприятия». Этому поспособствовали реформы по упрощению порядка регистрации и последующих процедур, улучшению порядка обмена информацией между государственными ведомствами и сокращению сроков, необходимых для открытия в банке счета предприятия. Помимо этого, было отменено требование внесения минимального капитала при регистрации бизнеса.

Тем не менее, как отмечается в докладе, для обеспечения дополнительных преимуществ для бизнеса в России необходимы усилия по двум направлениям: «Получение разрешений на строительство» и «Международная торговля». Сейчас сроки согласования и получения необходимой разрешительной документации для строительства склада в России примерно на 50% выше, чем в среднем в мире, несмотря на то, что этот срок сократился почти вдвое по сравнению с шестью годами ранее. Кроме того, несмотря на улучшение инфраструктуры и внедрение электронной системы подачи экспортной и импортной документации, затраты на прохождение экспортных и импортных процедур на границе остаются высокими, отмечают в ВБ.

Две столицы

В докладе, в частности рассматривалась ситуация в Москве и Санкт-Петербурге. Всемирный банк выделил ряд проведенных в городах реформ: «расширение доступа к кредитам за счет принятия закона, направленного на совершенствование системы реестра уведомлений о залоге движимого имущества», «упрощение международной торговли благодаря открытию нового глубоководного порта на берегу Финского залива, что позволило повысить конкуренцию и сократить издержки, связанные с контролем на границах в порту Санкт-Петербурга», а также «упрощение порядка регистрации собственности благодаря сокращению сроков подачи документов на государственную регистрацию передачи прав собственности».

Глобальные результаты

По совокупной оценке благоприятности условий для ведения бизнеса в тройку лидеров исследования «Ведение бизнеса 2018» вошли Новая Зеландия (1-е место), Сингапур (2-е место) и Дания (3-е место). При этом Сингапур, традиционно ранее занимавший первое место рейтинга, уже второй год подряд занимает вторую позицию. Также в первую десятку стран по комфортности ведения бизнеса вошли Южная Корея, Гонконг, США, Великобритания, Норвегия, Грузия, Швеция.

В этом году России удалось опередить Казахстан, который теперь занимает следующее после России 36-е место в рейтинге. Кроме того, у России самая сильная позиция среди партнеров по БРИКС: ЮАР (82-е место в рейтинге), Китай — (78-е), Индия — (100-е), Бразилия — (125-е).

Авторы рейтинга отдельно выделяют страны и области, которые, проведя за прошедший год не менее трех реформ, достигли наилучших результатов по улучшению регулирования и улучшили свои позиции в рейтинге. К ним относятся Бруней (второй год подряд), Таиланд, Малави, Индия, Узбекистан, Замбия, Нигерия, Джибути, Сальвадор, а также непризнанное Косово. Впервые в группу десяти стран, добившихся заметных успехов, вошли экономики, отличные друг от друга по уровню доходов и величине, половина из которых вошла в эту группу впервые: Сальвадор, Индия, Малави, Нигерия и Таиланд.

В регионе Европа и Центральная Азия, к которому относится Россия, непризнанное Косово и Узбекистан вошли в десятку мировых лидеров по улучшению деловой среды, а 13 из 24 экономик региона попали в первые 50 строчек мирового рейтинга «Ведение бизнеса».
На 190-м, последнем, месте рейтинга оказалась Сомали, в прошлом году исследование по республике предоставляло информацию впервые.

Мнение экспертов

Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков считает, что России придется приложить немало усилий, чтобы выйти на 20-е место в рейтинге Doing Business — 2018, как это предусмотрено «майскими указами». «По сравнению с прошлым годом, когда мы были на 40-м месте, 35-е место — это определенный прогресс, хотя предстоит приложить немало усилий, чтобы в 2018 году выйти на 20-е место, как это предусмотрено указом президента», — сказал Жуков.

По словам главного экономиста Евразийского банка развития Ярослава Лисоволика за последние годы Россия серьезно продвинулась в рейтинге Doing Business, преодолев почти 100 ступеней вверх.

«При этом многие задаются вопросом, насколько это продвижение отразилось в улучшении ситуации с точки зрения инвестиционного климата в РФ. С одной стороны можно говорить о возобновлении экономического роста, которое характеризуется тем, что инвестиции у нас являются одним из драйверов этого роста, но насколько этот рост жизнеспособен — остается вопросом. Кроме того у нас есть ряд успешных историй в регионах и улучшение инвестклимата на региональном уровне, но в целом насколько это масштабно по стране, пока остается открытым вопросом», — отмечает Лисоволик.
По мнению экономиста, на рынке есть сигналы того, что экономическая ситуация нормализуется. «Постепенно восстанавливается приток иностранных и прямых инвестиций, кроме того, международные рейтинговые агентства улучшают прогнозы и повышают российские рейтинги. Это положительные сигналы», — заключил Лисоволик.

«Налицо устойчивая и ясная приверженность России улучшению делового климата для малых и средних предприятий в стране. Претворение реформ в жизнь проходило под эффективным руководством и координацией со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации. За последние годы достигнуто немало успехов. Так, в этом году по такому показателю, как легкость ведения бизнеса, Россия занимает 35-е место из 190 экономик. Всего шесть лет назад она занимала 120-е место», — прокомментировал рейтинг директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Андраш Хорваи.

По мнению члена Общественной палаты РФ Артема Кирьянова, в рейтинге Всемирного банка в последние несколько лет «прослеживается тенденциозность».

«Странно, что с 2014 года в разделе «Уплата налогов» ничего не меняется. Посмотрите, например, на показатель времени на подготовку и подачу налоговых деклараций остается неизменным и равен 168 часам. Уже четыре года. Как такое может быть? Практики согласятся, что повсеместно используемые современные программы ведения бухгалтерского учета автоматизировали процесс подготовки и подачи налоговых деклараций и сегодня эта операция вообще не занимает времени. Любой может это проверить, но не видно, чтобы Всемирный банк хотел это увидеть», — заключил Кирьянов.

Драйверы роста

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева сообщила ТАСС, что основными драйверами, улучшившими показатели России в рейтинге стали реформы в сфере электроэнергетики и международной торговли.

«Работа [по улучшению показателей] ведется уже на протяжении пяти лет в рамках поручения президента Российской Федерации войти в топ-20 лучших стран по благоприятному инвестиционному климату. Основными драйверами роста в этом году для России стали реформы, которые реализованы в сфере электроэнергетики — подключения к электросетям — и международной торговли», — сказала она.

Чупшева отметила, что еще в 2011 году Россия занимала последнее, 183 место, по показателю подключения к электросетям. По данным на июнь 2016 года РФ была уже на 30 месте по этому параметру. По словам главы АСИ, благодаря выделению земли под электрические сети за пять лет удалось «в шесть раз сократить сроки [подключения к электросетям]» и подняться на 150 пунктов рейтинга.

«По международной торговле действительно много было сделано с Федеральной таможенной службой в части сокращения затрат, как финансовых, так и временных, для участников внешнеэкономической деятельности при прохождении таможенных процедур через морские порты. Например, Санкт-Петербург является таким оценочным [ориентиром] для Всемирного банка», — рассказала ТАСС Чупшева.

Глава АСИ сообщила, что работа ведется по направлениям, которые набрали меньшее количество пунктов рейтинга. По ее словам, некоторые результаты могут быть засчитаны Всемирным банком только в следующем году, так как проекты уже «были реализованы, но правоприменительная практика отложена». Примером таких проектов могут быть «последняя миля» в электроэнергетике, а также отмена «синей печати».

«Какие-то вещи давно у нас работают, но Всемирный банк пока их не учитывает. Например, старт бизнеса, регистрация предприятий, уже более двух лет отменена «синяя печать», но предприниматели по старой доброй памяти не перестают пользоваться ей. Поэтому Всемирный банк пока не засчитывает эту реформу. Но здесь важно, что благодаря работе вместе с бизнес-сообществом было убрано очень много избыточных процедур, и бизнес на себе чувствует сегодня действительно понятные и прозрачные процедуры, правила, которые работают в субъектах РФ», — сказала Чупшева.

По словам главы АСИ, российский опыт и методика работы могут использоваться и в других странах. Чупшева сообщила, что соответствующий запрос уже поступил «во Всемирный банк от коллег из Индии».

«На встрече, которая прошла у нас с руководством Всемирного банка в этом году, когда мы рассказывали о реформах и изменениях, проведенных за последний год в части регулирования и услуг, условий для бизнеса, коллеги отметили Россию в топ-тройке лучших стран по динамике, по организации работы и по результатам, самое главное, создания условий для бизнеса. Поэтому я тоже уверена в том, что наша практика, наш опыт организации такой работы вместе с бизнес-объединениями, непосредственное участие бизнеса в этих реформах, будет очень интересен другим странам», — сказала она.

Дальнейшее продвижение

Дальнейшее продвижение РФ в рейтинге по показателю «подключение к системе электроснабжения» невозможно без решения вопроса с предоставлением земельных участков, сообщили ТАСС в Минэнерго. В ведомстве отметили, что положительное влияние на позиции рейтинга оказали две основополагающих реформы.

Во-первых, на уровне федерального законодательства создан и внедрен в практику сетевых и энергосбытовых компаний механизм параллельного заключения договоров технологического присоединения и энергоснабжения. Теперь потребителю договор энергоснабжения выдается вместе договором технологического присоединения после подачи заявки на подключение. Это исключает необходимость взаимодействия (отдельной процедуры) с энергосбытовой организацией. У потребителя появилась возможность потребления электрической энергии сразу по завершении процедуры технологического присоединения, без необходимости отдельного посещения заявителем энергосбытовой организации.

Во вторых, благодаря созданной нормативной базе и совместной работе органов исполнительной власти и инфраструктурных организаций удалось оптимизировать процедуру выполнения мероприятий, необходимых для технологического присоединения заявителя, таким образом, что теперь в Москве и Санкт-Петербурге пройти весь процесс присоединения со стороны заявителя занимает менее чем 90 дней.

Кроме того, с 1 октября 2017 года в Российской Федерации произошло снижение платы за технологическое присоединение, так как в плату за техприсоединение до 150 кВт теперь не включаются расходы на строительство сетевых объектов. В части индикаторов «Индекс надежности электроснабжения» и «Прозрачности тарифов» Россия третий год подряд показывает максимально возможные показатели — восемь из восьми баллов.

Вместе с тем, отмечают в Минэнерго, на фоне движения других стран, прироста значения «передового рубежа» РФ оказалось недостаточным для улучшения позиций в рейтинге 2017 года. Агрегированный по всем индикаторам показатель»Подключение к системе электроснабжения» позволил России закрепиться на 30-м месте. По результатам прошлогоднего исследования Россия по данному показателю заняла 29-ю строку рейтинга (с учетом пересчета текущего года 26-ю строку).

Минэнерго отмечает, что итоги рейтинга 2017 года свидетельствуют о закреплении ранее достигнутых результатов развития услуг сетевых организаций и внедренных ими практик.

«Кроме того, они подтверждают вывод о невозможности достижения целевого показателя по срокам технологического присоединения (90 дней) и дальнейшего продвижения России в рейтинге по показателю «подключение к системе электроснабжения» без мер, направленных на сокращение сроков технологического присоединения, что объективно невозможно до тех пор, пока не будут решены вопросы связанные с трудоемкими и длительными процессами предоставления земельных участков и получения исходно-разрешительной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства», — отметили в министерстве.

tass.ru

Ведение бизнеса 2017

Краткое содержание

«Ведение бизнеса 2017: Равные возможности для всех», ведущее издание группы Всемирного банка, является 14-ым выпуском в серии ведущего ежегодного издания Группы Всемирного банка, который производит оценку норм, способствующих расширению предпринимательской деятельности, а так же норм ограничивающих ее. Исследование «Ведение бизнеса» использует количественные показатели, которые оценивают уровень благоприятности правовых норм для предпринимательской деятельности и защиты прав собственности, а также позволяют сопоставить данные для 190 стран, от Афганистана до Зимбабве, по мере их изменения с течением времени.

«Ведение бизнеса» проводит анализ правовых норм, применяемых в отношении частных предприятий по 11 областям их жизненного цикла. В этом году десять из этих областей были включены в совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса. В их число входят: «Создание предприятий», «Получение разрешений на строительство», «Подключение к системе электроснабжения», «Регистрация собственности», «Получение кредитов», «Защита миноритарных инвесторов», «Налогообложение», «Международная торговля», «Обеспечение исполнения контрактов», «Разрешение неплатежеспособности».  «Ведение бизнеса — 2017» также  измеряет «Регулирование рынка труда», показатель, который в этом году не входит в рейтинг.

Данные в «Ведение бизнеса — 2017» подготовлены по состоянию на 1 июня, 2016.  Эти индикаторы используются для анализа экономических результатов и для выявления успешных реформ в сфере регулирования бизнеса, а также для определения где и почему они были эффективны.

Основные результаты
  • Исследование «Ведение бизнеса — 2017: Равные возможности для всех» отмечает, что предприниматели в 137 странах отметили улучшение местного законодательства в прошлом году. С июня 2015 года по июль 2016 года, доклад, охватывающий 190 стран, зафиксировал 283 реформу в сфере регулирования бизнеса. Из числа реформ направленных на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм, также как и в прошлом году, наиболее частыми в 2015-2016 годах были реформы по упрощению процедуры «Создания предприятий». Следующие по популярности были реформы в сфере «Налогообложения», «Получения кредитов» и «Международной торговли».  Читать о регуляторных реформах (Краткое содержание).
  • Бруней Даруссалам, Казахстан, Кения, Беларусь, Индонезия, Сербия, Грузия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн входят в число стран, которые за 2015/2016 годы, достигли наилучших результатов по улучшению показателей «Ведения бизнеса». В общей сложности эти страны-лидеры по степени улучшения провели 48 регуляторных реформ, направленных на улучшение предпринимательской среды.
  • Страны во всех регионах осуществляют реформы направленные на улучшение предпринимательской среды, но Европа и Центральная Азия остается регионом с наибольшим количеством стран, которые осуществили по меньшей мере одну реформу – 96% стран этого региона осуществили по меньшей мере одну регуляторную реформу.
  • «Ведение бизнеса» учитывает так же гендерные аспекты в четырех из одиннадцати индикаторах. Индикаторы «Создание предприятий», «Регистрации собственности» и «Обеспечения выполнения контрактов» включили гендерные аспекты впервые в этом году. Индикатор «Регулирования рынка труда» охватил гендерные аспекты в прошлогоднем отчете.
  • В этом году отчет расширил индикатор «Налогообложения»  он теперь охватывает процессы после подачи отчетности и уплаты налогов – что происходит после того как компания заплатила налоги, включая возврат налогов, налоговый аудит и апелляция по административным налогам.
  • В этом году отчет так же включает как приложение исследование пилотного индикатора по правилам государственной закупки.
  • Отчет так же включает шесть тематических исследований в областях «Подключения к системе электроснабжения», «Получения кредитов: законных правах», «Получения кредитов: кредитной информации», «Зашиты миноритарных инвесторов», «Налогообложения» и «Международной торговле», а так же два приложения в области «Регулирования рынка труда» и «Продаже правительству». Тематические исследования и приложения либо представляют новые индикаторы, либо предоставляют более полное представление основываясь на данных, собранных в результате методологических изменений, произведенных в течении последних двух лет. Все тематические записки (на английском языке).

russian.doingbusiness.org

Ведение бизнеса | Гуманитарная энциклопедия


«Ведение бизнеса» (Doing Business) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. Исследование проводится по методике Всемирного банка (World Bank) и Международной финансовой корпорации (входит в группу Всемирного банка), основанной на комбинации анализа нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и общедоступных статистических данных о регулировании предпринимательской деятельности. Проект разработан экономистом Всемирного банка Симеоном Дьянковым и реализуется с 2002 года. На данный момент исследование представляет наиболее полный комплекс показателей регулирования предпринимательской деятельности по всему миру. Методика исследования и типовая модель анализа являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

Проект «Ведение бизнеса» посвящён анализу деятельности национальных, прежде всего малых и средних предприятий, на протяжении всего их жизненного цикла — от создания и до ликвидации, и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла. Исследование позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на национальном уровне, и обеспечение их соблюдения в исследуемых странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях.

Изначально определённое назначение проекта: дать объективную основу для понимания и совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру. Авторы исследования считают, что в системах с прозрачными и эффективными нормами регулирования предпринимательской деятельности доступ к деловым возможностям в меньшей степени обусловлен личными связями или специальными привилегиями, а бóльшая часть экономической деятельности осуществляется в формальном секторе экономики, где она может пользоваться надлежащим регулированием и налогообложением. При этом подразумевается, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Результаты исследования способствовали дебатам по вопросам экономической политики во многих государствах и сделали возможным появление всё большего числа исследований, изучающих взаимосвязь регулирования на уровне компаний с показателями развития экономики разных стран.

В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами, тем самым проект побуждает государства к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для учёных, журналистов, исследователей из частного сектора и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране. В проекте участвуют более 7000 экспертов в разных странах мира — консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, экономисты, представители правительств, а также ведущие учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Исследование содержит рейтинг стран мира по показателю благоприятствия ведения бизнеса, который рассчитывается по среднему арифметическому десяти контрольных индикаторов:

  1. Регистрация предприятий.
  2. Получение разрешений на строительство.
  3. Подключение к системе электроснабжения.
  4. Регистрация собственности.
  5. Кредитование.
  6. Защита инвесторов.
  7. Налогообложение.
  8. Международная торговля.
  9. Обеспечение исполнения контрактов.
  10. Ликвидация предприятий.

Актуальность информации для подготовки рейтингов фиксируется в течение финансового года (окончание 30 июня) и обновляется ежегодно. В итоговом рейтинге все страны, охваченные исследованием, ранжируются с первого до последнего места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. При расчете не учитываются такие переменные, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Таким образом, условия организации и ведения бизнеса рассматриваются без учёта политических аспектов, исключительно на уровне законодательных положений и нормативов.

Кроме того, в рамках проекта предлагаются развёрнутые субнациональные доклады, в которых даётся исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени лёгкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки по каждой из тематических категорий, к которым относятся составляемые показатели. Участвующие в исследовании города могут сравнивать действующие у них нормы регулирования предпринимательской деятельности с другими городами страны или региона, а также с городами других стран, включённых в рейтинг «Ведение бизнеса».

gtmarket.ru

О проекте

Проект «Ведение бизнеса» позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в 190 странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях.

Проект «Ведение бизнеса», реализация которого началась в 2002 году, посвящен деятельности национальных малых и средних предприятий и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла. Методика исследования «Ведение бизнеса» и типовая модель анализа затрат являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами и в динамике, тем самым проект «Ведение бизнеса» побуждает страны к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для ученых, журналистов, исследователей из частного сектора и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране.

Кроме того, проект «Ведение бизнеса» предлагает развернутые субнациональные доклады, в которых дается исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени легкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки по каждой из тематических категорий, к которым относятся составляемые показатели. Участвующие в исследовании города могут сравнивать действующие у них нормы регулирования предпринимательской деятельности с другими городами страны или региона, а также с городами 190 стран, включенных в рейтинг проекта «Ведение бизнеса».

Первый доклад «Ведение бизнеса» опубликованный в 2003 году, охватывал 5 наборов показателей по 133 странам. Доклад этого года охватывает 11 наборов показателей по 190 странам. Проект «Ведение бизнеса» дорабатывается с использованием отзывов представителей правительств, ученых, специалистов-практиков и рецензентов. Изначально определенное назначение проекта остается неизменным: дать объективную основу для понимания и совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру.

russian.doingbusiness.org

Ведение бизнеса 2014

Краткое содержание

Доклад «Ведение бизнеса 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий» измеряет нормы регулироавния, применимые к местным предприятиям, в 189 странах и определяет рейтинг стран по 10 направлениям регулирования предпринимательской деятельности, таким как создание предприятий, разрешение неплатежеспособности и осуществление внешнеторговой деятельности. В этом году, в докладе учитываются нормы регулирования применимые в период с июня 2012 года по май 2013 года. Доклад является 11-м выпуском из серии докладов «Ведение бизнеса».

Основные результаты
  • Украина, Руанда, Российская Федерация, Филиппины, Косово, Джибути, Кот-д’Ивуар, Бурунди, Бывшая югославская Республика Македония и Гватемала  входят в число стран, которые наиболее улучшили свои результаты в 2012-2013 годах по направлениям измеряемым докладом «Ведение бизнеса». 
  • Во всем мире, 114 стран провели 238 реформ системы регулирования, тем самым упростив условия для ведения предпринимательской деятельности, измеряемые докладом «Ведение бизнеса». Этот результат на 18% превышает количество реформ в прошлом году. 
  • Из 20 стран, которые достигли наибольших успехов в сокращении удаленности от «передового рубежа» с 2009 года, 9 находятся в регионе Африки к югу от Сахары. Страны с низким уровнем дохода сократили удаленность от передовых практик в два раза больше по сравнению со странами с высоким уровнем дохода.
  • Сингапур возглавил мировой рейтинг по благоприятности условий для предпринимательской деятельности. Также в список 10 стран с наиболее благоприятными условиями регулирования предпринимательской деятельности вошли: САР Гонконг, Китай; Новая Зеландия;  Соединённые Штаты Америки; Дания; Малайзия; Республика Корея; Грузия; Норвегия и Великобритания.
  • В этом году в доклад «Ведение бизнеса» впервые была включена информация по четырем новым странам: Ливии, Мьянме, Сан-Марино и  Южныму Судану.
  • В докладе этого года представлены тематические исследования, сосредоточенные на оптимальной практике в шести областях, оцениваемых на основе индикаторов исследования «Ведение бизнеса»: минимальный размер уставного капитала при создании предприятия; проверки с учетом уровня рисков в процессе получения разрешений на строительство; структура затрат при подключении к системе электроснабжения; системы, работающие по принципу «одного окна» во внешнеторговой деятельности; системы электронной подачи заявок и уплаты электронных платежей в налогообложении; а также практика электронного правосудия при обеспечении исполнения договоров.
  • В доклад этого года впервые включена отдельная глава,  в которой обсуждается анализ результатов регулирования предпринимательской деятельности. Число эмпирических исследований по изучению влияния улучшений во многих областях регулирования, оцениваемых на основе индикаторов исследования «Ведение бизнеса», быстро увеличивается, и в этой главе дается полезный и стимулирующий дальнейшую работу синтез этих исследований. 

russian.doingbusiness.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о