ЦБ будет учить школьников обращаться с деньгами
Банк России разработал более 70 сценариев уроков, которые позволят встроить финансовые знания в основные школьные предметы…
В сценариях даются рекомендации, как включать знания по финансовой грамотности в преподавание обязательных предметов, в них содержатся также вопросы для обсуждения и жизненные ситуации. Например, на уроках обществознания предлагается рассмотреть варианты страхования и банковских вкладов. На математике можно рассчитать налоги и составить личный финансовый план. Кроме того, школьники научатся распознавать схемы мошенников и поймут, как им противостоять. Отдельной темой станут цифровые сервисы и способы защиты персональных данных.
Очень нужно дело! Посмотрим, какую пользу приносит школа, и кому она приносит пользу. Родителям школа нужна, чтобы сдать ребёнка в камеру хранения, пока они на работе. Незанятый школьник — потенциальный преступник. Государству школа готовит обученные кадры для экономики. Самим детям школа теоретически должна давать ценные знания и навык учиться, но на практике прививает острое отвращение к учёбе и оставляет в голове обрывки воспоминаний о строении паука-крестовика.
Возьмём за пуговицу взрослого человека: почтенную мать семейства или, может быть, пузатого главу семьи. Спросим, что им нужно от жизни. Если не брать в расчёт материи зыбкие, — здоровье, отношения с близкими, — мы наверняка услышим слово «деньги». Ну, серьёзно: взрослому человеку не нужно знать про Эдуарда II и кочергу, а если внезапно понадобится, так он залезет в Яндекс и узнает всё за 5 минут. Взрослому человеку хочется понимать, как зарабатывать хорошие деньги, и как их тратить, чтобы на всё хватало. Поэтому, по-хорошему, финансовая грамотность должна жить в школе не в роли бедной родственницы на приставном стульчике, а в качестве основного предмета — более важного, чем математика, русский и английский вместе взятые.
На это скажут: математика и русский нужны, чтобы зарабатывать деньги. Ладно, вот у нас три выпускника школы. Один умеет считать объём пирамиды через синус, второй может просклонять число 809, а третий знает, как за пять лет выйти на зарплату вдвое выше средней по региону. Очевидно же, что зарабатывать больше будет тот, кого прицельно учили именно этому — зарабатывать деньги. А если даже кто-то из его сверстников и получит случайно крупную сумму, так эта сумма немедленно разойдётся на всякую ерунду, так как школьников никто и не думал учить распоряжаться деньгами.
Я регулярно провожу собеседования и нанимаю людей на работу. Грамотных среди них — подавляющее большинство. Спасибо Николаю II и его реформе образования, читать-писать сейчас умеет почти каждый, пусть и с ошибками. Считать на калькуляторе молодёжь тоже научилась — если не влезать в такие дебри высшей математики, как дроби и проценты, можно надеяться даже на более-менее верные подсчёты. Вот с чем у соискателей полный провал, так это с элементарной деловой культурой.
Снять трубку и сказать «алло»? Не умеем. Прийти на собеседование вовремя, причёсанным, без сильных посторонних запахов? Не умеем. Провести элементарный разговор на деловые темы? Нет. Пообещать и сделать? Нет. Отчитаться о выполнении? Нет. Выбрать из трёх вариантов более выгодный? Нет. Спланировать собственную жизнь хотя бы на полгода вперёд? Нет. Мягко развернуть беседу, которая на всех парах мчится к конфликту? Да ну что вы такое говорите, они же ещё маленькие…
Где-то лет до 25 типичный представитель молодёжи — это воспитанный обезьянами варвар, весь волосатый и в колтунах. Его надо учить элементарным вещам: не грызть ножку стула, не драться с турникетом, не выламывать сиденье унитаза. С возрастом потихоньку ситуация улучшается, но именно что потихоньку. Работники понимают, как не надо (их ругают, когда те сильно косячат), но не понимают, как надо, так как никто им даже не пытается этого объяснять. Как итог, я регулярно вижу пенсионеров, которые честно оттрубили 45 лет по 8 часов в день, и все эти годы то закручивали гвозди отвёрткой, то забивали шурупы молотком.
Исключение — счастливые люди, которых учили правилам игры вне школьных стен. Я пишу «исключение», так как явление это редкое. Во-первых, родители обычно или ленивы, или зациклены на разных глупостях типа двойки по геометрии. Вместо того, чтобы разговаривать с подростком о жизни, они размахивают табелем и подбирают оскорбления поизысканнее, чтобы «пронять» отпрыска и «сделать из него человека». Во-вторых, финансовой грамотности в школах не учили никогда — да и не могли учить, так как в СССР образцами для подражания считались голодранцы, а слово «мещанин» использовалось как ругательство. Таким образом, типичные родители могут научить детей водить машину, стрелять из ружья или быть порядочным человеком, — что тоже важно, — но навряд ли способны объяснить ему, как правильно обращаться с деньгами. Несколько лет назад в одной хорошей петербургской школе проводили опрос по кредитам, вот как раз на уроке финансовой грамотности. Выяснилось, что на всю параллель (три класса) был ровно один школьник, семья которого живёт без кредитов, на свои.
В общем, коллеги, я аплодирую Центробанку двумя руками — образовательную программу надо накачивать советами по финансовой грамотности обязательно. Если только мы принимаем в расчёт интересы самих школьников, это архиважная тема. Но, конечно же, так не получится — прежде всего потому, что мы живём в обществе потребления, которое считает высшей ценностью всякую ерунду типа новых автомобилей, французского сыра и заграничных поездок.
Но это и неважно, дорогу осилит идущий. Если школьники получат хотя бы самые элементарные навыки, — не брать микрокредитов, не покупать на всю зарплату двенадцатиструнную гитару и пакет беляшей, — им уже будет гораздо легче жить. А богатая страна — это ведь не страна, у которой в недрах что-то там булькает или сверкает. Богатая страна — это страна, в которой живут богатые граждане. Как завещал мудрый Дэн Сяопин, «Обогащайтесь!».
Как научить школьника грамотно обращаться с деньгами
365 дней вместе
Как научить школьника грамотно обращаться с деньгами
11 сентября 2019 2 882 просмотра
Екатерина Ушахина
Подростковый возраст — отличное время, чтобы научиться обращаться с деньгами: понять, как планировать бюджет, управлять счетом в банке и откладывать средства.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут в этом.
Планирование бюджета
Как помочь ребенку повзрослеть
Бюджет — это оценка будущих доходов и трат. Хороший бюджет основывается на реалистичных прогнозах.
Подросток может начать с определения того, сколько он получает (карманные деньги, частичная занятость и пр.). Это нужно записать, потом отметить необходимые траты, например, на канцелярские принадлежности для школы. Если после этих расходов останутся деньги, их можно отложить на то, что очень хочется себе позволить (видеоигры или музыка).
Чтобы осуществить мечту, сначала придется разобраться в своих финансах. Удобнее всего анализировать бюджет на неделю.
Следи за своим бюджетом в течение недели: фиксируй все-все потраченные суммы, даже на мелочи!
Вычти итоговое число из суммы твоего недельного бюджета. То, что осталось, — твои недельные сбережения.
Карманные деньги
Твои финансы
Владение карманными деньгами помогает становлению финансовой независимости. Расскажите ребенку, как определить свой бюджет и стараться его придерживаться. Если бюджет выстроен правильно, будет возможность откладывать деньги и покупать себе все, что хочется.
Бесплатно
Не обязательно тратить много денег на досуг. Есть много бесплатных занятий для подростков. Книги из местной библиотеки, вечеринки с обменом одеждой, посещение галерей и музеев, посещение бесплатных концертов в общественных местах или игры в парке — это лишь несколько идей.
Сравнение цен
Объясните ребенку, что можно существенно сэкономить, просто зная, где покупать выгоднее. Например, есть надежные сайты, позволяющие сравнить цены и сэкономить.
Источник
Неполная занятость
Работа на неполный день — отличный способ получить новый опыт, завести новых друзей и обрести финансовую независимость. В законодательстве указано, в каком возрасте подростки могут начать трудиться (в России это 14 лет), сколько часов в неделю им разрешено работать. Такая работа не должна мешать учебе, особенно во время экзаменов.
Выполнение даже несложной работы учит подростка ответственности и помогает развивать коммуникабельность.
Сбережения
Откладывая свободные деньги, подросток сможет в будущем позволить себе купить необходимые или желанные вещи.
Во многих банках даже подросткам предлагаются простые сберегательные счета. Можно настроить регулярные платежи на сберегательный счет, и тогда откладывать деньги на будущее станет проще.
Это поможет, если подросток хочет накопить денег на дорогую вещь, например, на новый гаджет.
Конечно, можно поступить проще и просто завести специальный конверт для накоплений.
Чтобы было проще откладывать, воспользуйтесь вот таким планом:
Задание из книги «Твои финансы»
Хороший пример
Если для вас привычно планировать доходы и расходы и откладывать средства, ваш ребенок, скорее всего, именно от вас узнает о таких возможностях.
Если в прошлом у вас были финансовые проблемы, полезно поговорить об этом с вашим ребенком, чтобы он понял, как избежать ошибок.
Отличный способ мотивации и воспитания подростка в отношении денег — вовлекать его в финансовые решения семьи, например, в выбор отпуска.
По материалам книги «Как помочь ребенку повзрослеть» и «Твои финансы».
Обложка поста отсюда.
5 вещей, которые каждый студент должен знать о деньгах перед поступлением в колледж
Ресурсы / Деньги имеют значение
Аниса Пурбасари Хортон
От чтения мелкого шрифта до понимания того, как работает интерес.
Для многих студентов первый год обучения знаменует собой первую из многих обязанностей. Для некоторых это, вероятно, будет включать в себя управление вашими деньгами. Возможно, вы впервые сами оплачиваете свои счета.
Это захватывающее время учиться, экспериментировать и делать ошибки, на которых можно учиться. А некоторых экспертов по личным финансам колледж преподал несколько ценных уроков о деньгах, которые и сегодня продолжают формировать их взгляды и финансовые решения. Вот что они хотели бы знать перед поступлением в колледж.
1. Долг – это заемные деньги
0028 поступил в колледж, она очень мало знала о деньгах, долгах, кредитных картах и студенческих ссудах. Будучи иностранной студенткой из Нигерии, ей пришлось самостоятельно разбираться в финансовой системе США. «Я действительно не понимал, как планировать свои деньги… Когда я устроился на работу с частичной занятостью, я не знал, как работают кредитные карты. Я не знал, как работает интерес. В итоге у меня с этим возникли проблемы», — говорит она. В какой-то момент у Сокунби было несколько кредитных карт. У ее первой кредитной карты была высокая годовая процентная ставка (годовая ставка), и она увеличила ее до максимума, не понимая, что, если она не сможет погасить ее полностью, проценты будут начисляться на невыплаченный остаток на основе высокой годовой процентной ставки и будут добавлены к ее баланс. Это, в свою очередь, увеличило бы сумму, которую она должна. Сокунби хотела, чтобы она поняла эту концепцию.
То же самое касается задолженности по студенческому кредиту. По словам Сокунби, многие студенты не знают, как работают их студенческие кредиты, каковы процентные ставки и как будут начисляться проценты. А поскольку задолженность по студенческому кредиту обычно включает в себя большие числа, может быть сложно понять, что заимствование такой суммы денег может означать для вас в будущем. Пять тысяч долларов могут показаться большими деньгами, но в контексте средней студенческой ссуды (которая, согласно статье US News & World Report за 2020 год, составляла 30 062 доллара в 2019 году), получение дополнительной ссуды в размере 5000 долларов может показаться нравится многое.
По словам Роба Бертмана, старшего консультанта Student Loan Planner, консультационной компании, которая помогает людям понять, как погасить студенческий долг, чтобы понять эти цифры, нужно подумать от трех до пяти. кусочки года. Это означает понимание ваших обязательств по погашению долга на следующие три-пять лет и начало погашения как можно скорее.
Чтобы начать работу, ознакомьтесь с симулятором кредита Министерства образования, который может помочь вам выяснить, какими могут быть платежи по федеральному кредиту.
2. Тратьте деньги на то, что для вас важно, и сохраняйте остальное 99 Personal Money Management Principles to Live By считает, что учеба в колледже — это время, когда многие люди начинают формировать привычки тратить и сберегать деньги, которые будут преобладать по мере взросления.
Сигел призывает студентов иметь бюджет, который, как он настаивает, не должен быть сложным. Начните с выяснения того, сколько денег будет доступно каждую неделю, говорит он, а затем посмотрите, за что вам нужно платить. «Они должны выяснить, какие расходы они собираются иметь. Включает ли он книги? Включает ли это здравоохранение? Допустим, мама и папа покрывают все, кроме вашей личной общественной жизни. Это может быть много в колледже. Соответственно, очень важно составить бюджет».
Вместо жесткого и ограничительного подхода к составлению бюджета Сигел рекомендует учащимся выделить время для определения приоритетов своих дискреционных (неосновных) расходов. По словам Сигела, учащиеся должны понять, что для них важно, и «осознать, что вы не можете иметь все это». Он признает, что в колледже существует сильное искушение говорить «да» всему, но «не обязательно идти в ногу с тем, что делают все остальные». Студенты должны тратить деньги на то, что им дорого, и экономить на остальном. В противном случае, говорит Сигел, они могут получить ненужные долги в дополнение к своим студенческим кредитам.
3. Всегда смотрите, где вы можете получить наибольшую ценность
Говоря о тратах денег на важные вещи, Сигел говорит, что есть еще один способ, которым студенты могут сэкономить деньги, пока предложение состоит в том, чтобы спросить себя: «Где я могу получить наибольшую отдачу от своего доллара?»
Продавцы часто предлагают специальные предложения или скидки для студентов. В «8 способов растянуть тесто для колледжа», CollegeData также рекомендует несколько полезных способов экономить и тратить меньше в колледже, не жертвуя при этом удовольствием.
4. Но будьте осторожны со сделками, которые выглядят слишком хорошо, чтобы быть правдой. Сокунби сказала, что когда она училась в колледже, она видела спонсируемые компанией стенды на ярмарках вакансий и других студенческих мероприятиях, которые были украшены воздушными шарами и предлагали бесплатные футболки, ручки и другие подарки для студентов, которые подписались на кредитную карту компании. Как она написала в своем блоге Clever Girl Finance, кредитные карты будут предлагаться как «бесплатные деньги», которые не нужно будет возвращать немедленно. В итоге Сокунби уступила некоторым из этих сделок.
Сокунби оформила кредитную карту, не понимая, как работают проценты, и сегодня она продолжает видеть, как студенты борются с этим. Многие также не тратят время на чтение мелкого шрифта, что впоследствии может привести к тому, что они окажутся в затруднительном финансовом положении.
Прежде чем подписывать какие-либо сделки или финансовые контракты, «проведите исследование», говорит Сокунби, и будьте осторожны с любым, кто предлагает «сделку, которая слишком хороша, чтобы быть правдой. Если есть финансовая услуга, которая вас не устраивает, не доверяйте кому-то слепо».
5. Узнать о деньгах может быть весело и интересно интересный. Оба рекомендуют учащимся начать с выбора темы, которая вызывает у них любопытство.
Сокунби рекомендует, чтобы учащиеся не изучали все сразу, а сосредоточивались на одной теме за раз. Возможно, вы можете потратить месяц на изучение бюджетирования, а затем в следующем месяце вы, возможно, захотите понять, как работает ваш студенческий кредит, говорит она. По словам Сокунби, существует множество подкастов, блогов и даже сериалов на YouTube о деньгах, ориентированных на разные интересы и демографические группы. «Это не должно быть скучно. Если вы окажетесь на сайте, где узнаете о деньгах, и это скучно, вы используете не те ресурсы», — говорит она.
И Сигел, и Сокунби признают, что образовательные учреждения могут лучше обеспечивать базовое финансовое образование. Сигел, например, считает, что управление личными финансами должно быть обязательным предметом в старшей школе. Но они также соглашаются с тем, что в конечном счете студенты сами должны контролировать свои финансы. В дополнение к чтению книг Сигел рекомендует студентам искать в своей жизни людей, которые хорошо (или не очень) справились с деньгами, и спрашивать их о том, чему они научились в процессе. Тем, чьи родители не хотят говорить о деньгах, он рекомендует сказать своим родителям: «Я знаю, что это то, что мне нужно знать и понимать. Если ты не хочешь говорить об этом, могу ли я поговорить с другими людьми?»
«Студенты должны сосредоточиться на том, чтобы взять на себя ответственность и стать хозяевами своего будущего», — говорит Сокунби. Потому что, когда дело доходит до денег, «мы живем в мире, где вам их никто не даст».
Дополнительные ресурсы о том, как разумно распоряжаться деньгами в колледже, см. на сайте CollegeData «Деньги имеют значение».
Аниса Пурбасари Хортон — внештатный писатель и редактор, освещающая вопросы высшего образования, денег, личного развития и работы. Помимо работы для CollegeData, Аниса регулярно пишет для ряда изданий, включая Fast Company, Business Insider и BBC.
Взгляды, мысли и мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору и не обязательно CollegeData, 1st Financial Bank USA или любому другому физическому или юридическому лицу. Настоящим прямо отказывается от любой ответственности в отношении действий, предпринятых или не предпринятых на основании содержания этой статьи.
Центр управления денежными средствами студентов (SMMC)
Центр управления студенческими деньгами (SMMC) Перейти к основному содержанию Перейти к основной навигации Перейти к нижнему колонтитулуПрофессиональный персонал Центра управления денежными средствами студентов (SMMC) занимается обучением и расширением возможностей студентов UNG в области финансовой грамотности.
Финансовые консультации Мероприятия и услуги Денежные наставники Ресурсы SMMC
Позвольте нам помочь вам достичь ваших финансовых целей
Присоединяйтесь к iGrad , программе личных финансов, разработанной Университетом Северной Джорджии.
Зарегистрируйтесь в iGrad сегодня!
Наша миссия
Центр управления денежными средствами студентов Университета Северной Джорджии стремится предоставить студентам возможность расширить свои знания в области эффективного управления денежными средствами путем повышения финансовой грамотности и предоставления студентам возможности принимать ответственные финансовые решения.
Наше видение
Создание финансово независимого студенческого сообщества.
В центре нашего внимания
Наша цель: Обучить учащихся и повысить их финансовую грамотность, Предоставить учащимся возможность принимать правильные финансовые решения и помочь учащимся Упражнение накачать новые финансовые мускулы.