Как происходит печать на ткани, технологии и особенности
Времена, когда одежда украшалась аппликациями, а флаги вручную расшивались гербами, прошли. Оригинальный текстиль, дизайнерское постельное белье, декоративные подушки, корпоративная форма и спецодежда — сегодня печать на ткани почти не имеет ограничений.
Печать на тканых материалах наружной рекламы и сувенирной продукции стала отдельным направлением полиграфии для бизнеса. Стильные майки с логотипами могут раскрутить торговую марку лучше, чем реклама по ТВ. Главное — правильно выбрать целевую аудиторию, модель изделия и способ нанесения.
Тканные холсты с фото — настоящие произведения искусства
Печать на ткани возникла раньше, чем на бумаге. Предположительно ее изобрели копты Северного Египта. Они вырезали деревянные фигурные изображения, которыми штамповали материал.
Виды печати на тканях
Существует два подхода — использование промежуточных форм и прямая технология. Каждый из них имеет свои подвиды. Рассмотрим основные.
Печать с использованием промежуточных форм
Шелкография (шелкотрафарет)
Краска через трафарет продавливается на рабочую поверхность. Таким способом можно нанести рисунок и на любое изделие — и бокал, и фюзеляж самолета. Никаких ограничений по площади запечатки. Сфера использования шелкографии — изготовление баннеров, лайтбоксов.
Ротационная печать сетчатыми шаблонами
Роль печатного вала играет перфорированный цилиндр. Внутри шаблона под заданным углом расположен ракельный механизм, состоящий из резиновых или стальных лезвий. Внутрь шаблона закачивается краситель. Каждый вал наносит один цвет. Скорость работы — до 4,8 км/ч. Изготовить цилиндрические трафареты можно только в цеху. Поэтому метод ротационной печати на тканях реализуем лишь в условиях текстильных фабрик.
Можно работать с практически любым материалом — от тонких синтетических тканей до массивных ковров. Возможна печать по термобумаге. Особенно хорошо таким способом печатать изображения, требующие точного соблюдения геометрии.
Геометрический рисунок выполняют ротационным способом
Механическая печать
На поверхности металлического вала гравируется рисунок, который потом переносится на носитель. Вал окунается в краситель, и выгравированное на ролике изображение переносится на материал. Такой способ рентабелен при крупных тиражах.
Использование гравированных валов позволяет полностью пропечатать изображение и добиться четкости контуров.
Термотрансфер (термоаппликация)
Технология подразумевает перенос красителя со специальной пленки, которая нагревается до заданной температуры. На бумагу или пленку наносят зеркальное изображение, которое вырезают по контуру, оставляя поля — они необходимы для более прочного приваривания пленки к текстилю.
Далее накладывают пленку на ткань, изображением вниз, и помещают изделие в термотрансферный пресс. Здесь оно нагревается до 160—180 °С, а потом в течение 5—20 секунд плотно прижимается к материалу. Изделие вынимается из-под пресса, пленка снимается. Готово.
Сфера использования термоаппликаций — производство рекламных футболок, спортивной формы, кепок, флагов, спецодежды. Работать можно с хлопком, льном и любой натуральной тканью. Синтетику тоже можно брать, но только ту, которая выдержит высокую температуру во время глажки. Текстиль обязательно должен быть светлым, в идеале — белым.
Кепки с термоаппликациями используют для промоакций или в качестве униформы
Прямая печать
Метод нанесения изображений без использования клише, пленок, бумаги и других промежуточных носителей. Позволяет работать с любым, в том числе натуральным, материалом.
Сублимация
Используется исключительно при работе с синтетикой (содержание полиэстера — не менее 50 %). Чем менее натуральна материал, тем лучше качество изображения. Специальная твердая краска в сублимационном принтере резко нагревается и сразу становится газообразной. В результате такой возгонки краситель впаивается в структуру ткани, создавая изображение, стойкое к истиранию.
Печатают на таких материалах:
- сатен — плотная синтетика для пошива сумок, портьер, верхней одежды;
- таффета — материал для чехлов и флагов;
- атлас — применим для изготовления флажков, легкой одежды, постельного белья;
- шармус — внешне схож с атласом, но легче и воздушнее;
- микрофибра — используется в интерьерной печати;
- габардин — плотная ткань для пошива баннеров и флагов;
- таслан — более прочный, чем габардин, поэтому подходит для баннеров наружной рекламы;
- блэкаут — плотный и непропускающий свет текстиль для мобильных стендов, декораций, уличных флагов.
Сублимационная печать на атласной ткани
Цифровая печать
В отличие от ротационной или шелкотрафаретной, цифровая печать гибче реагирует на спрос: загрузить новое изображение в память принтера проще, чем изготовить клише. Рисунок получается детальным и четким.
Единственное уязвимое место в технологии — воспроизведение цветов синего спектра. Оттенки получаются фиолетовыми, голубыми, но не синими. Причина: синяя составляющая текстильных пурпурных красок гораздо слабее, чем у полиграфических красителей. Поэтому к традиционным цветам CMYK (голубому, пурпурному, желтому и черному) добавляют синий краситель.
Выбор чернил для цифровой печати на тканях — принципиальный момент. Использование активных чернил требует многостадийной пред- и постпечатной обработки. Для этого используется специальное оборудование и химреактивы. Поэтому нужно выбирать типографию, которая оснащена всем необходимым для получения качественных изображений.
Цифровая печать чаще всего используется для печати на футболках
Видео показывает, как происходит цифровая печать на пледе:
Итоги
- Сегодня можно наносить изображения на любой текстиль: натуральный, искусственный, смесовый. Размеры полотен ничем не ограничены.
- Существует два основных вида печати по ткани — прямая и с использованием промежуточных форм.
- Косвенная технология с использованием промежуточных форм идеальная для больших тиражей. Прямая — для разовых и небольших заказов.
print-info.ru
Оборудование для печати на футболках и различных текстильных изделиях
Ниже перечислено оборудование для печати на футболках, материалы и приспособления, которые могут быть использованы для текстильной трафаретной печати: нанесение логотипов, полноцветная растровая печать и т.д.
Настольные карусельные станки (оборудование для печати на футболках)
Малогабаритные настольные станки начального уровня, карусельного типа с одним столом для печати на футболках. Печать до 4-х цветов, в зависимости от модели.
Ranar Pony
Станки пр-ва Китай
Профессиональные ручное оборудование для печати на футболках
Профессиональные станки карусельного типа с микроприводками для производительной, качественной трафаретной печати на футболках и других текстильных изделиях:
Ranar Elite Pro II
Ranar Vista
Workhorse MACH
Hopkins/BWM
Станки пр-ва Китай
Печать этикеток на футболках
Автоматическое оборудование для прямой трафаретной печати этикеток на футболках.
Станки пр-ва Китай
Промежуточные сушилки / подсушки
Используются при многоцветной трафаретной печати на футболках, для подсушивания слоя краски перед печатью следующего. Возможно, использовать для изготовления трансферов и для окончательной сушки с некоторым ограничением производительности.
с ИК панелью
с кварцевыми лампами
Текстильные краски
Наибольшее распространение получили
Пластизолевые краски
Краски на водной основе
Сублимационные краски
Оборудование для печати на футболках. Складывание и упаковка футболок.
Оборудование используется для складывания и упаковки в пакеты футболок и других текстильных изделий
Складыватель, п/а упаковщик, стакер, маркировщик
Складыватель и упаковщик
Фиксация изделий на столе
Клей для фиксации текстильных изделий на столе. В аэрозольном баллончике, а также в экономичной упаковке. Устройства для разбрызгивания клея.
Мы предлагаем оборудование для печати на футболках и других производителей. Наша специализация — печать на футболках методом шелкографии. Спрашивайте любое оборудование для печати на футболках.
www.agalsea.ru
Печать по тканям: «цифра» решает. Журнал Publish.
Всё, что вы хотели узнать про цифровую печать по тканям, — от основ до практики и перспектив.
Сегодня объём мирового рынка цифровой печати по текстилю, по разным оценкам, значительно превышает 2 млрд долл. А в натуральном выражении суммарный объём печати — примерно 1 млрд м2. Ежегодный рост рынка составляет примерно 12%. В России уровень проникновения цифровых технологий в этот сегмент существенно ниже, чем в странах Западной Европы, США и Китае, поэтому потенциал развития намного больше. 26 сентября 2018 г. в рамках выставки «Реклама 2018» Publish совместно с «ЭкспоЦентром» провели конференцию «День цифровой печати по тканям».
Важные основы
Конференцию открыл её консультант — независимый эксперт в области цифровой печати по тканям
![]() |
М. Шпилькин (на первом плане): «Мы не можем конкурировать с странами, имеющими собственное производство тканей и дешёвую рабочую силу исключительно ценой. Есть другие аргументы, например, близость производства к месту продаж или импортозамещение» |
Сублимационные чернила позволяют легко и просто напечатать способом сублимационного термопереноса на синтетических тканях (обычно с содержанием не менее 70% полиэфира). Пигментные чернила отлично работают по некоторым натуральным тканям (однозначно — на хлопке и льне, но на практике — даже на шёлке). Производители чернил и принтеров рекомендуют использовать заранее подготовленные (пропитанные) ткани, но российский опыт показал, что это не обязательно, да и купить такие ткани в России очень сложно. Но пигментные чернила хорошо ведут себя на неподготовленных для цифровой печати тканях. После печати — финальная сушка в каландре. Сложнее всего — печать активными и кислотными чернилами на натуральных тканях и коже. Стандартный процесс таков: пропитка ткани, сушка, печать, обработка паром в зрельнике, а затем в специальных составах при различной температуре, завершает всё сушка. Для каждого из этих этапов есть специализированное промышленное оборудование, стоимость которого может превысить цену принтера. Самые популярные — активные чернила — используются для печати по хлопку, льну, шёлку и вискозе; кислотными чернилами печатают по шерсти, шёлку, нейлону и коже.
Также Михаил выделил три группы оборудования, которые отличаются по способы и результатам печати. Планшетные футболочные принтеры (Direct to Garment, DTG) печатают прямо на готовых изделиях и на крое из натуральных или синтетических тканей, их формат ограничен размером печатного стола. Младшие модели имеют формат А4, а максимальный обычно 60×90 см. Кроме формата, DTG-принтеры можно делить по скорости печати — от 10 изделий в час до нескольких сотен, но это даётся непропорционально большим ростом стоимости оборудования. Перед печатью на изделие зачастую необходимо нанести специальный праймер для лучшей адгезии чернил к ткани. Чернила — пигментные, выпускаются различными производителями, для большинства принтеров предлагается белый цвет, позволяющий печатать по цветным тканям, а также дополнительные цвета для расширения цветового охвата. Для окончательного закрепления чернил на ткани нужно второе устройство, которое будет нагревать готовое изделие: плоский термопресс или туннельная печь.
Сублимационные принтеры могут печатать сначала на специальной бумаге, а потом с неё делается перенос на синтетическую ткань в каландре (валковом термопрессе) с рулона на рулон. Это самая массовая технология печати в России. В другом варианте печать идёт дисперсными чернилами сразу по синтетической ткани, однако она должна быть специально подготовлена для прямой печати. После печати — сушка в каландре. Есть деление по скорости печати: до 50 м2/ч и промышленное оборудование со скоростью до 1500 м2/ч.
Следующая категория оборудования —
Существуют промышленные машины Kornit, которые могут печатать по несколько иной технологии, но тоже пигментными чернилами прямо по ткани. Всё делается за один шаг за счёт автоматического нанесения пропитки непосредственно перед печатью.
Многие производители серьёзного оборудования представили в этом году принтеры для печати пигментными чернилами. Это модная тенденция, потому что рынок расширяется, а этот метод печати значительно проще, чем с применением активных или кислотных чернил.
Нужно помнить, уточнил Михаил, что готовый отпечатанный рулон ткани — это всего лишь один этап производства. После этого её нужно либо разрезать на размер, либо раскроить по лекалам и сшить. И для этого тоже нужны отдельные единицы оборудования.
Для получения предсказуемого результата печатное оборудование должно быть откалибровано и отпрофилировано под каждый вид ткани. В случае сублимации это сделать ещё сложнее, так как используется промежуточный носитель, а измерения делаются уже по ткани. Но без этого ничего хорошего получить нельзя, уверен Михаил. В этом году Pantone выпустила свой первый каталог цветов на синтетической ткани, и он может стать подспорьем в работе текстильного производства.
История о моде и мерче
Основатель и исполнительный директор фабрики цифровой печати «Принтпик» Михаил Купавцев рассказал немного трагическую, но со счастливым концом историю своего бизнеса. Первоначально был бренд одежды с большим ассортиментом: платья, куртки, плащи, платки, юбки. Одежда этого бренда до сих пор продаётся, но в 2016 г. пришлось сократить персонал, распродавать остатки и закрыть магазины. У бренда была сложная аудитория, покупательская способность которой снизилась из-за проблем в экономике. Развитие бренда решили отложить на будущее. А ведь уже была реализована вся цепочка производства: от проектирования до печати ткани, пошива и продажи. В то время конкуренты не печатали сами, а покупали ткани на выставках, у оптовиков. Михаил с партнёрами решили делать то, что у них получается хорошо, — цифровую печать по ткани. У «Принтпик» есть несколько направлений работы: промотекстиль — промоодежда и аксессуары с логотипом клиента, производство бизнес-сувениров; домашний текстиль — пледы, подушки, шторы, палатки, одежда. Главная особенность — индивидуализация, это продукция с брендом клиента. В «Принтпик» же в первую очередь стали продавать свои услуги производителям одежды — брендам, которые славятся повышенными требованиями к качеству печати и материалам. Выбор делается буквально с образцами ткани в руках, и только так принимается решение о покупке. Печать должна быть насыщенная, яркая.
![]() |
М. Купавцев: «Раньше был ограниченный выбор тканей, сейчас появляется всё больше интересных видов, но нужно ещё больше, особенно для рынка “фэшн“» |
Отдельно Михаил отметил ещё одно редкое направление текстильной печати — мерчандайзинг. Например, бренд «Калашников» — это концерн, который производит различные типы вооружения. Но, как ни странно, у него есть свой интернет-магазин, который заказывает и продаёт много одежды. Музыкальный лейбл, который из своего мерча (мерч — сленговое обозначение разного рода продукции с определённой символикой) построил отдельный бизнес, — Black Star. По сути, это промотекстиль, но который не дарится в целях продвижения бренда, вместо этого из него был создан качественный продукт для реализации на рынке, открыты точки продаж по всей России. Многие компании и видеоблогеры, которые производят продукт или контент, стараются обзавестись своим мерчем. И здесь прорыв состоялся благодаря цифровой печати: индивидуализация, выпуск ограниченных серий, производство необычных товаров, например, двусторонних футболок. И нет ограничений, свойственных шёлкографии. В «Принтпик» могут запечатывать отдельно манжеты, воротники, подкладки или всё изделие целиком.
Ещё одна отличная сфера, где можно предлагать услуги цифровой печати, — галереи и музеи. Та же самая Третьяковская галерея имеет потрясающий интернет-магазин, у них классная продукция, и производят они её очень много. «Если у вас есть такие клиенты, обязательно предлагайте им это», — посоветовал Михаил.
Затронул он и больную тему практически для всех производителей текстиля. Наверное, в силу предубеждений клиенты часто отказываются от изделий из синтетических тканей, которые представляются им чуть ли не ядовитыми. Но футболисты бегают в синтетике всю игру, а альпинисты поднимаются на Эверест никак не в полушубке, а в высокотехнологичной одежде из синтетики. Когда вопрос заходит о корпоративной одежде, все начинают думать про галстуки и шейные платки. Но самый популярный вариант — фартук. Их много заказывают с фирменными цветами, логотипами. И всегда встаёт вопрос выбора между натуральными тканями и синтетическими. А у клиентов есть твёрдое мнение, что корпоративная одежда должна быть из хлопка. И ощущение такое, что этот стереотип индустрия будет преодолевать ещё лет 15.
Сейчас в «Принтпик», кроме обычных сублимационных принтеров Epson SureColor SC-F7200 и SC-F9200, работает большое промышленное оборудование — недавно инсталлированный итальянский принтер MS JP4 шириной 1,85 м и каландр Monti Antonio. Работа идёт на итальянском оборудовании с итальянскими чернилами, потому что рекламные агентства, которым важна цена, — не основные клиенты «Принтпик». Их заказчики — бренды одежды, для которых помимо цены очень важно качество.
Как начинать подобный бизнес? По опыту Михаила, лучше всего проявили себя принтеры Epson и маленький корейский каландр, которые появились в компании, заменив слишком медленный Roland. Именно с таких принтеров и имеет смысл начинать бизнес: они позволяют печатать больше, так как их даже можно оставлять работать на ночь без присмотра.
Когда текстильная печать «зашла»
Технологии производства синтетических тканей ушли далеко вперёд, всё время появляются новые материалы. Генеральный директор ГК «Русском» Юлия Арешко явно этим восхищена: «Я даже не знаю названий некоторых тканей и волокон — из чего они состоят». По её мнению, не надо отрицательно относиться к синтетике и смесовым тканям. «Русском» с 2002 г. занимается темой текстильной печати, «подружившись» по этому поводу с техникой Mimaki. У этой компании — широкая линейка широкоформатных принтеров, есть среди них и текстильные — это были первые принтеры, специально разработанные для печати текстильными чернилами. В то время было две модели, а у других производителей не было ни одной. Они отличались надёжностью: некоторые принтеры работают по сей день, хотя были сняты с производства в 2010 г. Вся техника Mimaki позволяет работать почти круглосуточно, уверяет Юлия, но осторожно рекомендует делать перерыв для принтера хотя бы на пару часов в сутки. Тема текстильной печати, что называется, «зашла», но, познакомившись с ней поближе, специалисты «Русском» осознали, что не хватает других составляющих для организации полноценного производства: клиентам нужна на просто ещё одна «машинка», а инструмент для зарабатывания денег. Не хватало довольно большого количества обрабатывающей техники: в сублимации — для процесса фиксации чернил необходим термопресс или каландр, в прямой печати по синтетической или смесовой ткани — для изделий «неодёжного» назначения, помимо термоустройств с контактным способом воздействия, можно обойтись ИК-сушками.
В случае печати на натуральной ткани всё сложнее. На конференции прозвучал вопрос, который Юлия слышит в разных вариациях 15 лет: можно ли работать на натуральных тканях и как это делать? В «Русском» были полны энтузиазма и изучили все технологии, включая традиционные. Так были найдены поставщики самого различного оборудования. Это и каландры — сейчас поставляются машины трёх производителей (двух корейских и одного европейского). У Mimaki на тот момент не было своих чернил, и пришлось найти 3–4 производителя, а свой выбор остановили на Kiian — это один из мировых лидеров в текстильных чернилах. Итальянская MS сделала для «Русском» пропитчики, а также станины с ременной протяжкой для ткани. В течение первых лет приходилось не просто продавать технику, но и очень много печатать самим для отработки технологии и изучения тонкостей производства. Например, управления цветом при работе с текстилем — это особая и очень непростая тема.
В те времена были разработаны два комплекса для печати по текстилю. Один — на базе принтера Mimaki JV4 и последующих моделей, которые хорошо работали на чернилах на водной основе для сублимации. Второй — оборудование для прямой печати на натуральных тканях на базе принтера Mimaki TX-2. Таких было продано три, ориентировочная стоимость каждого — 250 тыс. евро. Вот ответ на вопрос о возможностях такой печати. Для сравнения, за этот же период времени принтеров TX-2 в версии для прямой печати на синтетических тканях было продано более 30.
Юлия представила текущую линейку: «Сегодня мы предлагаем комплекты оборудования разной производительности на базе разных моделей принтеров Mimaki: TS30–1300 (до 20 м2/ч), JV150–160 (до 50 м2/ч), JV300–160 (до 100 м2/ч). Их можно использовать как в версии для сублимационной печати, так и, при небольшой модификации, для прямой печати. Комплексы на базе принтеров TS300P-1800 (до 115 м2/ч) и TS500–1800 (до 150 м2/ч) работают только с сублимационными чернилами. И новинка — комплекс на базе TS55–1800 достигает производительности 140 м2/ч».
Гибрид ткани и металла
Возможности печати на тканях активно используются и в рекламной отрасли. Санкт-петербургская «Лиго» начала заниматься печатью на текстиле в 2009 г. С этого же времени началось сотрудничество с Adidas, открывшей для генерального директора Руслана Закирова факт существования фреймсистем, которые ещё только появлялись. В «Лиго» начали с ними работать, но первый год вышел с убытком: учились на своих ошибках — печать на ткани сложна. За эти годы было перепробовано множество оборудования. Сейчас остановились на текстильных принтерах MS, также используют Durst.
Фреймсистема AluTextile представляет собой рамку из алюминиевого профиля и постер, выполненный с помощью интерьерной печати на текстиле. По краю отпечатка пришивается силиконовая лента, благодаря которой края ткани прочно закрепляются в алюминиевом профиле. Сложность при производстве возникает на этапе обрезки изображения на формат фрейма: точность должна быть миллиметровая, в «Лиго» используют для этого плоттер Zünd, ножницы не подойдут. Это связано с тем, что ткань не тянется и если отрезать лишку, то уже нельзя будет закрепить её в рамке, а если отрезать меньше, чем нужно, полотно не натянется и будет провисать.
Печать по ткани выполняется сублимационным способом. Реклама на этом типе носителя получается дороже баннера, но магазины, в которых установлены рамки AluTextile, экономят на логистике, так как всё транспортируется в сложенном виде без риска получения повреждений, и на профессиональном монтаже — заменить ткань с изображением под силу даже неспециалисту. Ткань — 100% полиэфир — не содержит хлор, нет вредных выделений в атмосферу, а «Лиго» сертифицирована практически по всем экологическим стандартам, что позволяет работать с иностранными компаниями, для которых это принципиально.
Использование лёгких материалов (полиэфира и алюминия) даёт возможность для создания необычных рекламных конструкций большого размера: например, подвешивать их на очень тонких тросиках, что выглядит в закрытых пространствах очень эффектно.
Касаясь стоимости текстильной печати, Руслан высказал осторожную мысль, что нельзя просто сказать, что чем больше по размеру и производительности оборудование, тем дешевле отпечаток. На первый взгляд может показаться, что так и есть, но в расчёте себестоимости надо учесть и амортизацию машин, которые, естественно, тем дороже, чем они производительнее, и часто — непропорционально дороже. Поэтому надо позаботиться о полной загрузке производства. Тем не менее, по расчётам Руслана, полная себестоимость изготовления рекламных конструкций на ткани (с учётом затрат на хранение и логистику) получается вдвое ниже, чем на баннере.
Умные ткани
Такова одна из возможных расшифровок названия компании «Смарт-Т». Удивительный факт: она занимает пятое место в мире по объёмам продаж (обороту) техники Mimaki. Об этом сообщил слушателям руководитель учебного центра «Смарт-Т» Павел Баулин. Помимо принтеров, в ассортименте есть много вспомогательного оборудования, которое позволяет полностью оснастить участок текстильной печати по любой технологии. Самый доступный вариант по цене 15 тыс. евро создан на базе принтера Mimaki TS30 и каландрового термопресса Titanjet GTM-44. Это решение самого начального уровня для сублимационной печати. Но даже в этом случае есть приятные бонусы: на печатные головки производитель даёт двухгодичную гарантию без ограничения пробега, каландр имеет барабан с верхней загрузкой, что позволяет работать не только с рулонами ткани, но и с кроем. Самый производительный принтер в этой линейке TS500 выдаёт до 150 м2/ч. В нём установлены шесть промышленных головок Ricoh Gen5, усиленный механизм натяжения и размотки/намотки для рулонов весом до 60 кг для продолжительной печати без остановки.
Промышленный принтер Tiger-1800B может работать как с сублимационными чернилами, так и с активными для прямой печати по натуральным тканям. Восемь печатающих головок Kyocera обеспечивают производительность на уровне 385 м2/ч.
Но начать работу на рынке текстильной печати Павел рекомендует с футболочных принтеров TexJet греческой компании Polyprint. Три модели различаются размерами печатных столов. Добавьте плоский термопресс — и получится идеальный вариант, чтобы начать печатать на натуральных тканях на небольшой производственной площади. Принтеры позволяют легко менять стандартный стол на специальные: для печати на манжетах, кепках или рубашках-поло.
Прямая печать по натуральным тканям пигментными чернилами доступна с Mimaki Tx300P. Это наиболее простая технология печати на рулонах ткани, не требует дополнительного оборудования, кроме сушки (каландра или ИК). При скорости до 35 м2/ч обеспечивается себестоимость печати (по расходу чернил) около 1 евро. Для расширения цветового охвата принтер может печатать в семицветной конфигурации (CMYK плюс красный, синий и серый).
Поделился своим опытом Павел и в вопросе предварительной обработки натуральных тканей. При печати пигментными чернилами предварительной обработки тканей не требуется. Хотя и существуют специальные пропиточные растворы, которые должны увеличивать чёткость печати и стойкость к стиркам, но проведённые в демозале компании испытания не позволили утверждать, что результат заметно отличается от непропитанных тканей. А кажущаяся слабая стойкость к стирке, которую приписывают отпечаткам пигментными чернилами, связана, по словам Павла, с другим процессом. После нескольких стирок изделия из нитей ткани начинает лезть ворс, который располагается выше поверхности ткани. Именно он и создаёт эффект «выцветания» отпечатка. Это особенно характерно для дешёвых тканей.
Меньше ткани, больше стандартизации
Владелец и руководитель типографии «Вишнёвый пирог» Евгений Тимощенко сначала поведал слушателям о прописных истинах цифровой печати, с уверенностью заявив, что нас ждёт эпоха массового производства штучных индивидуальных изделий. В своей презентации он провел сравнение цифрового способа производства печати на ткани с традиционным. Оказалось что у обоих (сюрприз!) есть плюсы и минусы.
![]() |
Е. Тимощенко: «Вы любите котиков? Вы захотите напечатать себе сегодня костюм с котиками, а завтра — с чем-то другим. Что же побуждает развиваться эту технологию? Нежелание повторяться и быть похожим на других» |
Существует минимальный/оптимальный размер партии ткани. В «цифре» можно сделать одно изделие. Или изготовить столько, сколько нужно. В традиционном производстве нужно изготовить столько, сколько минимально экономически выгодно. Таким образом, здесь на стороне «цифры» оказывается высокая стоимость одного изделия, но низкая стоимость небольшой партии. Евгений привёл пример из более знакомого ему бизнеса. Исследования в области книгоиздания показали, что в общей массе до 40% книг после длительного срока хранения остаются невостребованными покупателями и утилизируются. Теперь на рынке небольшие, пробные тиражи, допечатки тиражей делают с применением цифровой печати. Скорее всего, аналогичная история ждёт и цифровую печать по ткани, предположил Евгений. Если клиент хочет попробовать, доделать или произвести индивидуальный товар, то поможет «цифра», в остальных случаях — традиционная технология печати.
Ещё один не очевидный факт при организации цифрового печатного производства — затраты на оплату труда в структуре себестоимости печати, например, футболки. Самая дорогая часть изделия — время, потраченное на обработку заказа, приём и проверку файла, подготовку к печати, упаковку готовой футболки и отсылку клиенту.
Если на производстве есть огромный принтер, то его нельзя загрузить огромным заказом на военную униформу, потому что стоимость печати всё равно выше, чем при традиционном способе окрашивания тканей. Вместо этого нужна куча маленьких заказов и технология для их эффективной обработки.
Рост количества заказов, которые требуются для загрузки промышленного оборудования, приводит к тому, что количество времени, затрачиваемое на обработку каждого заказа (ещё до начала печати), начинает играть существенную роль. Средняя типография обрабатывает от 30 до 50 заказов в день. И выйти за границы этого диапазона сложно: нужна стандартизация решений и процессинга. И пока не будут пройдены определённые этапы в общении с клиентом (согласование параметров заказа и файла), самые замечательные печатные машины не смогут помочь производителю при росте числа заказов.
Инновации снова здесь
О них уже говорил Шпилькин, и вот они снова вернулись в выступлении руководителя инженерно-технологического отдела цифровой печати «Ол принтс Технологии» Георгия Мурылева — технологии Kornit в печати по тканям. В принтерах этого производителя используются промышленные печатающие головки Dimatix Spectra с высоким ресурсом, надёжные и позволяющие выполнять промывку. Последнее означает, что даже если они засорились, то существует возможность аккуратно очистить их от засора и восстановить. Срок службы — 10 лет при компетентном обслуживании.
Kornit была пионером и остаётся одним из лидеров среди производителей принтеров промышленной печати по готовым текстильным изделиям. У неё есть своя запатентованная технология подготовки к печати. Обычный футболочный принтер требует подготовительных работ перед началом печати: либо разглаживание ткани, либо пропитка, закрепление и сушка. В последнем случае — это дополнительная технологическая операция, которая удлиняет цикл производства и увеличивает издержки и требования к площади производственного помещения. Интегрированный процесс Kornit допускает печать «мокрым-по-мокрому»: нанесение праймера происходит непосредственно в принтере и только на то место, где будет производиться печать. За разглаживание ткани перед печатью отвечает специальный ракель, который проходит над поверхностью изделия, расправляя её.
Принтеры Kornit позиционируются для тех, у кого уже есть поток заказов, кто понимает, чем он загрузит оборудование. Это оборудование промышленного класса, но и в пределах его есть несколько условных градаций. Самый популярный и массовый принтер в этом классе — Kornit Breeze. Благодаря его конструкции, белый цвет печатается одновременно с CMYK, поэтому скорость печати на тёмной ткани ненамного меньше, чем на светлой. Используются пигментные чернила, в первую очередь подходящие для натуральных тканей, но можно работать и с синтетикой. Причём чем больше шероховатость поверхности, тем выше уровень адгезии чернил.
В модели Storm 1000 установлен увлажнитель воздуха для создания микроклимата в зоне печати и сокращения испарения водных чернил с поверхности головки. Модификации Storm Hexa и Storm HD6 печатают дополнительными цветами — красным и зелёным, которые являются проблемными для текстильных принтеров. В них нет ограничений модели CMYK, поэтому печать ведётся с файлов RGB, дающих больший цветовой охват.
Флагман линейки — принтер Avalanche с двумя палетами, которые могут заменяться на одну большую. В модификации Avalanche DC Pro печать производится вытравными чернилами по изделиям из тёмной ткани без нанесения белой подложки. Это делает слой чернил на поверхности изделия более тонким.
А для очень больших объёмов заказов есть машина Vulсan с конвейерной подачей палет: каждые пятнадцать секунд из машины выходит запечатанная футболка.
Те, кто печатает трафаретным способом, уже знают, что полноцветное изображение с высокими требованиями к приводке удобнее наносить цифровым способом. Для них была разработана концепция Paradigm (сейчас на рынке уже вторая версия), в которой принтер интегрируется в трафаретный станок карусельного типа. Это даёт возможность за один цикл наносить полноцветную картинку с точным позиционированием относительно трафаретной части всего изображения.
Георгий отметил новинку среди расходных материалов — серию чернил NeoPigment Rapid, которая доступна в моделях принтеров с буквенным индексом HD. Эти чернила при меньшем размере капли обеспечивают такую же площадь покрытия и укрывистость, как у предыдущей серии. Заливки при этом получаются более ровными, а красочный слой кажется более тонким. Белые чернила имеют более высокое содержание пигмента, что даёт более плотное нанесение.
Ещё одна инновация Kornit — рулонный принтер Allegro. Это компактное решение в первую очередь для печати по натуральным тканям на скорости до 183 м2/ч, также подходит и для других тканей независимо от состава волокон. Печать ведётся без предварительной подготовки ткани, нанесение праймера обеспечивают отдельные печатающие головки, поэтому расход состава минимизирован: каждая капля праймера ложится только в то место, где будет наноситься капля чернил.
Текстильная печать на «расстоянии» 48 часов
Полностью автоматизированным процессом прохождения заказов на своем предприятии гордится генеральный директор «Мануфактуры печати и пошива» Иван Виноградов. По его словам, от приёмки заказа до сдачи готового изделия в службу логистики проходит 48 часов. Этот срок заявлен как для розничных клиентов, так и для оптовых. При этом в работу могут поступать заказы различного объёма: и на 2000 изделий, и на одну футболку. И нет разницы ни в цене на изделие, ни в себестоимости, ни в сроках или качестве.
«Мануфактура» предоставляет весь процесс производства текстильных изделий «на вынос»: они могут напечатать, сшить, упаковать и доставить изделие заказчику. А их ИТ-мощности позволяют интегрироваться с интернет-магазинами, с другими клиентами и их CRM-системами. В розницу продаются простые изделия, благодаря которым клиенты могут выразить себя, своё «я» при помощи каких-то модных принтов. Если говорить об оптовых клиентах, то это в основном промопродукция, спортивная одежда.
Ещё одно направление деятельности «Мануфактуры» связано с новым оборудованием (приобретено в декабре 2017 г.) для печати активными чернилами по натуральным тканям на базе принтера MS. Сейчас уже отлажен полностью автоматизированный процесс подачи в производство заказов клиентов. Есть обученная команда, которая может отпечатать до 400 погонных метров за 12-часовую смену в спокойном режиме без напряжения. А при росте числа заказов производство может выйти на максимальную производительность — 2–3 тыс. погонных метров отпечатанных натуральных тканей. Полный цикл производства занимает 5–6 часов.
![]() |
И. Виноградов: «Мы не просто производим изделия из ткани. При необходимости мы помогаем организовать процесс их реализации: разрабатываем для наших клиентов различные ИТ-решения, например, платформы для продажи готовых изделий конечным потребителям» |
Иван декларировал стремление своей компании, чтобы клиент получал свой заказ всегда вовремя: через 48 или 72 часа. Это может быть депозитная система работы, когда заказчик оплачивает определённую сумму за весь заказ, например, на ткань, а производство по его требованию сможет производить хоть по одному метру в день — это не принципиальный вопрос. У компании есть собственная логистика и контроль качества на всех этапах производства, как встроенный, так и внешний.
В «Мануфактуре» не демпингуют, чтобы не разрушать сложившийся рынок. Работа идёт по принципу, чтобы клиент мог заработать сам: «Мы делаем изделия по такой цене, чтобы потом клиент их мог бы с прибылью продать». Свои работы могут размещать сотни дизайнеров одежды. Таким образом, «Мануфактура» стала частью процесса развития индустрии моды в России.
Система продаж — ещё один повод для гордости Ивана. Основной источник заказов — интернет, как только клиент попадает на сайт и оставляет заявку, CRM-система автоматически дозванивается до него в течение пяти минут. После консультации клиенту будет отправлен индивидуальный прайс-лист, созданный под потребности. Когда клиент становится постоянным (а в логике CRM-системы это происходит уже после второго заказа), то к работе с ним подключаются самые опытные менеджеры, которые знают все возможные (и невозможные) решения, которые можно предложить: интеграция, депозитная система заказов, создание ИТ-проекта «под ключ», а также логистика и склад.
Например, таким образом был создан интернет-магазин телеканалу ТНТ для продажи их собственного мерча. У ТНТ не было ни платформы, ни площадки, «Мануфактура» выполнила всю техническую часть, а задача телеканала — маркетинг, привлекать людей для розничных покупок. Примерно так же было организовано взаимодействие со спортивными клубами «Спартак» и ЦСКА.
Крупный проект был реализован для ралли Silk Way — порядка 20 тыс. изделий, которые нужно было произвести за один месяц. У «Мануфактуры» тогда месячная мощность была 16 тыс. изделий, и оборудование было занято выполнением текущих заказов, поэтому были изысканы внутренние резервы и привлечены партнёры. Всё было выполнено в срок, и заказы отправились в разные точки по маршруту гонки.
Краткость — делу венец
Завершил серию выступлений конференции менеджер по развитию направления промышленной струйной печати Ricoh Rus Игорь Ломакин. Он был лаконичен и убедителен в презентации новых футболочных принтеров Ricoh Ri 3000/Ri 6000. По своим характеристиками это ещё не индустриальные модели, но уже где-то рядом. Благодаря использованию печатающих головок собственного производства Ricoh Gen5 машины серии Ri 3000/6000 являются самыми быстрыми в классе. Соотношение скорости печати и цен на чернила при максимальном уровне автоматизации обслуживания принтера позволит начать работать и зарабатывать на рынке текстильной печати. А технические решения, реализованные в этих моделях, позволяют «футболочникам» Ricoh всерьёз конкурировать на рынке устройств DTG.
Закончилась конференция круглым столом с участием всех выступающих, в ходе которого обсуждались самые насущные вопросы — от начала бизнеса до источников получения заказов и перспектив развития в России.
Все материалы конференции (презентации участников, видеозаписи их выступлений, фотографии) можно найти на сайте https://www.publish.ru/dtextile
www.publish.ru
Картина по холсту не маслом. Журнал Publish.
Выбираем рулонный принтер для прямой печати по ткани.
Как и в прошлом номере, мы снова рассказываем о принтерах для печати по ткани. Если в прошлый раз речь шла о небольших (или сравнительно небольших) «футболочных» агрегатах, то в этот — о рулонных устройствах. Мы решили ограничиться принтерами для прямой печати по ткани. Широко распространён сублимационный способ печати, когда изображение наносится на специальную бумагу, а затем с помощью термопресса или термокаландра переносится на ткань. Но это совсем другая технология, заслуживающая отдельного рассмотрения. Также мы не стали рассматривать и латексные принтеры: это всё же более универсальное по запечатываемым материалам решение, которое лучше рассматривать в комплексе с экосольвентными принтерами. Тем более, что в НР уверены — через несколько лет «латекс» вытеснит экосольвент, а о вытеснении конкурентов из сектора печати по тканям речи не идёт. Одна из причин — меньшая, по сравнению со специализированными решениями, яркость красок.
Некоторые известные на этом рынке марки принтеров в нашу таблицу не попали: они слишком дороги для нашего рынка прямой цифровой печати по тканям, который только начинает развиваться. Устанавливаются они обычно не в типографиях, а на текстильных предприятиях. Мы решили ограничиться принтерами с максимальной производительностью до 150 м 2/ч. Также мы воздержались от включения в таблицу подходящих по производительности принтеров d.gen, поскольку российский дистрибьютор не предоставил информации об актуальных моделях.
Печать по «любому»?
Kornit, известная своими принтерами для печати по футболкам, решила заняться и рулонной печатью. Модель Kornit Allegro пока ещё не продаётся, известно лишь, что при сравнительно небольшой ширине печати (180 см) она обладает высокой скоростью: до 300 м 2/ч. Производитель применил свой фирменный приём: печать с нанесением праймера непосредственно в принтере, благодаря чему ткань не нуждается в предварительной пропитке.
Чернила: определяйтесь заранее
Струйные чернила для тканей делятся на 4 типа.
Пигментные аналогичны тем, что используются в футболочных принтерах, и предназначены для натуральных тканей: хлопок, вискоза, лён. Их преимущество — экологичность, технологическая простота процесса и минимальная цена за комплекс оборудования. Но на практике для рулонной печати их используют редко, поскольку печать получается не очень яркая, а изделие выдерживает небольшое количество стирок. Немаловажный недостаток — малая скорость печати.
Также для натуральных тканей (хлопок, шёлк и др.) предназначены кислотные и активные (они же — реактивные) чернила, для которых нужно специфическое оборудование (см. ниже). Кислотные чернила используются также для печати по нейлону.
Для полиэфирных тканей применяются дисперсные чернила, которые разделяются на три разновидности: для прямой печати по ткани, для печати через сублимационную бумагу и универсальные. Чернилами для бумаги можно печатать и напрямую по ткани, но изображение при этом получается менее ярким. Экономически печать через бумагу или напрямую почти равноценны. Выбор способа печати зависит от вида продукции. Прямую печать обычно используют на тканях с открытой ячеистой структурой, когда требуется двустороннее изображение, чаще всего при изготовлении флагов.
Хотя мы и решили не писать в этот раз о печати с сублимационной бумагой, в таблице есть универсальные принтеры, которые могут печатать универсальными дисперсными сублимационными чернилами как по сублимационной бумаге, так и непосредственно по ткани.
![]() |
Палитра чернил у рулонных текстильных принтеров гораздо богаче, чем у футболочных: в соответствующей графе таблицы можно найти самые разнообразные дополнительные цвета. На фото — образцы печати на принтерах Hollanders. К сожалению, триадная печать иллюстраций в журнале не позволит вам увидеть яркие оттенки печати, особенно — ярко-зелёный |
Красители чернил на рулонных текстильных принтерах, в отличие от пигментных, вступают в химическую связь с волокнами ткани, что даёт яркое и устойчивое изображение. Например, для сублимационной технологии обещают устойчивость до тысячи стирок, в то время как пигментные чернила для футболочных принтеров обычно выдерживают до полусотни.
Надо отметить, что среди полиграфистов, начинающих осваивать печать по тканям, бытуют заблуждения относительно возможности печати различными чернилами на одном принтере. В рекламных материалах поставщики указывают, что один и тот же принтер может печатать несколькими типами текстильных чернил. Например, в принтерах с головками Epson DX5 можно использовать все 4 типа чернил. Но, к сожалению, менять их нельзя (в крайнем случае можно менять между собой различные виды дисперсных чернил). Попытки заменить чернила разных типов в большинстве случаев приводят к выходу головок из строя без возможности их восстановления.
Таким образом, выбор чернил жёстко определяется видом запечатываемых тканей — и наоборот. Поэтому в таблице у нас колонка с тканями отсутствует.
Допечать
Чтобы нанести на ткань рисунок методом прямой печати, одного принтера недостаточно. Ткани для этого вида печати нуждаются в предварительной обработке (пропитке) — точнее, в применении специальных веществ, которые при трафаретной печати добавляются непосредственно в красочную пасту. При струйной печати добавить нужные вещества непосредственно в чернила невозможно, поскольку они изменят их вязкость — критичный фактор для этой технологии. Поэтому нанесение этих веществ на ткань производится до печати. Состав пропитки зависит от вида чернил и указывается их производителем.
Необходимость пропитки не всегда представляет проблему. К примеру, т. н. флажная ткань поставляется уже готовой для печати. А вот ткани на основе натуральных волокон с пропиткой, из которых можно делать, например, одежду, в России не продаются, да и синтетические так просто достать. Чтобы решить проблему, можно либо купить специальное оборудование для пропитки, либо обратиться к услугам текстильного предприятия, у которого такое оборудование есть. Но не у всех такие предприятия имеются поблизости, да и минимальный объём заказа в этом случае вряд ли будет маленьким: фабрике просто неинтересно работать с рулоном в несколько десятков метров. Можно, конечно, заказать большой рулон в расчёте на будущие заказы, но надо учитывать, что с некоторыми видами пропитки ткань нельзя хранить долго.
Кроме подготовки ткани к восприятию чернил, «допечатная подготовка» может понадобиться и в других случаях. Например, при запечатке трикотажа возникает проблема механического характера: на краю ткань скручивается, печатающую головку приходится поднимать, при этом качество печати падает. За рубежом, чтобы такой проблемы не возникало, покупают ткань со специально обработанным (проклеенным) краем.
Печать
Среди производителей техники для печати по тканям встречаются уже знакомые полиграфистам. Например, у Mimaki имеется модель JV5 с автоматическим определением толщины материала и настройкой высоты печатающей головки, что обеспечивает не только сохранность оборудования, но и наилучшее качество печати. Печатающая головка этой модели снабжена автоматическим определением загрязнения сопел: при необходимости включается функция прочистки, что уменьшает количество брака. Система автоматической смены двойных картриджей и объём чернил 1,76 л на каждый цвет позволяют производить замену закончившихся картриджей без остановки печати. В комплект поставки плоттера входит комплект доливных картриджей для альтернативных чернил (16 шт. по 220 мл).
Также Mimaki выпустила линейку принтеров Tx500 с производительностью до 150 м 2/ч. При этом не упущено из виду и качество печати — благодаря сочетанию печатающих головок Ricoh последнего поколения, подавления сателлитных капель, фирменного модуля дегазации чернил и оригинальных (и при этом — доступных по цене) быстросохнущих чернил Mimaki Sb300. Разнообразие цветовых конфигураций позволяет максимально эффективно использовать плоттеры Тx500 в зависимости от тех или иных задач. Так, 6- или 8-цветная конфигурация предназначена для уменьшения зернистости и улучшения воспроизведения градаций полутонов, а традиционная 4-цветная конфигурация хороша для максимальной производительности.
Не все производители принтеров для ткани выпускают собственные чернила. Часто принтеры снабжены не картриджами с встроенными чипами, а обычными ёмкостями. Тогда чернила можно выбирать любые из имеющихся на рынке.
Кonica Мinolta также широко известна полиграфистам как производитель ЦПМ, МФУ и печатающих головок для струйной печати. А вот что касается широкоформатных принтеров, компания выпускает оборудование в секторе печати по тканям под маркой Nassenger PRO. Konica Minolta единственная на рынке предлагает три компонента под своей маркой: и печатные головки, и оборудование, и чернила.
В Nassenger PRO применяются решения, направленные на высокие стабильность и качество печати — система защиты головок от высыхания с «парковкой» головок над ванночками с дистиллированной водой, автоматическая дегазация, автоматическое определение качества печати и чистка головок и т. д.
А вот компания Hollanders в традиционной полиграфии неизвестна, поскольку её принтеры изначально создавались для печати ткани. Hollanders ColorBooster 250 предназначен для начинающих, но поддаётся модернизации: на нём можно установить более производительные печатающие головки и кондиционер для поддержания среды внутри принтера.
Новая модель ColorBooster DS интересна тем, что единственная позволяет запечатывать ткань с обеих сторон одновременно: ткань проходит вертикально между двумя печатающими головками, что создаёт равные условия печати с обеих сторон. Таким образом не только повышается производительность, но и обеспечивается идеальное совмещение рисунков с обеих сторон: это может быть важно, например, для штор.
Для надёжной протяжки
![]() |
Во многих текстильных рулонных принтерах, например, Кonica Мinolta Nassenger PRO (на фото), применяется специальная подающая лента (т. н. «кирза»). Она подаёт ткань, при этом не натягивая её, что обеспечивает высококачественную печать на эластичных и деликатных материалах. Она незаменима при производстве одежды из трикотажа и шифона.
Подобная конструкция применяется в гибридных УФ-принтерах. Но там для фиксации материала используют вакуумный прижим. А на «кирзу» наносят специальный клей: при нагревании ленты ткань прилипает к ней. Благодаря предварительному разравниванию (на фото прижимной ролик закрыт «рельсой» печатной головки) ткань на ленте не морщится.
У Nassenger PRO под лентой находится мойка со щёткой и ракелем, которые снимают с ленты остатки краски и прилипшие волокна ткани. После этого лента высушивается. В производственных условиях клей на ленте меняют примерно раз в полгода.
Послепечать
Обработка ткани после прямой струйной печати — задача непростая. В зависимости от материала и чернил нужно то или иное оборудование для послепечатной обработки при высокой температуре.
Активные и кислотные чернила закрепляются в паровом зрельнике (стимере) — устройстве, в котором ткань подвергается воздействию горячего пара.
При использовании дисперсных чернил зрельник не обязателен: в качестве послепечатного оборудования используют привычные полиграфистам термокаландр (или термопресс, если отпечатанная ткань сразу разрезается) или ИК-сушку. Цена устройства в этом случае умеренная. Например, ИК-сушку SuperTex можно приобрести за 9500 долл. Hollanders, которая, как было сказано выше, специализируется именно на оборудовании для тканей, предлагает ИК-сушку собственного производства. Каландры тоже пользуются спросом: в частности потому, что ИК-фиксация имеет проблемы с чернилами красных и фиолетовых оттенков.
Зрельники — обычно оборудование более дорогое. Хотя есть и вполне умеренные по величине и цене варианты — например, среди стимеров австралийской Rimslow есть компактный агрегат производительностью 30 погонных м/ч — см. врезку к теме номера на с. 21 (http://www.publish.ru/articles/201407-08_20013273).
У этого же производителя есть комбинированное устройство, на котором делается как предварительная пропитка ткани, так и её стирка после печати. Да-да, требуется ещё и стирка! Поскольку закрепить изображение на ткани — это ещё не всё. Необходимо избавить материал от пропитки и остатков незакрепившегося красителя. В случае с флажной тканью этот этап может быть опущен — её обычно не носят на себе и даже не применяют для оформления интерьера. У Hollanders имеется и собственная стиральная машина, в которой очищение ткани происходит без агрессивной химии, с помощью мыльного раствора.
Если речь идёт о совсем коротких тиражах, то для стирки можно использовать обычную бытовую стиральную машину.
Со стиркой и пропиткой связана ещё одна проблема, которую мы не упомянули, рассказывая о допечатной подготовке: при смачивании многие ткани, как известно, «садятся». Правда, основная усадка происходит при пропитке, а стирка уже не оказывает заметного влияния на размер изделия и изображения. Но стремление к экономии ткани либо необходимость сохранить стандартную ширину рулона заставляют приобретать т. н. ширительные машины, которые растягивают ткань до первоначальной ширины: после пропитки или после стирки, а лучше — дважды.
Ковровая дорожка к прибыли
Среди не вошедшего в нашу таблицу оборудования хотелось бы отметить Hollanders ColorBooster 250 Carpet Edition — принтер для печати на коврах и ковровых дорожках. Максимальная толщина запечатываемого изделия — 20 мм, что вполне достаточно даже для многих ковров с длинным ворсом. Ещё одно отличие — разумеется, усиленная конструкция размотки и намотки. Конечно, это очень своеобразное направление печати, но для парочки таких устройств место в России явно найдётся.
Экономика
Как и в случае с футболочными принтерами, поставщики охотно делились ценами на оборудование и чернила. Надо признать, что внесённые нами в таблицу агрегаты не дёшевы, а для работы с ними желательно иметь дополнительное оборудование для допечатной и послепечатной обработки. Но, с другой стороны, устройства для широкоформатной печати на картоне или виниле могут стоить даже дороже, при этом ситуация на рынке наружной печати в последнее время не внушает оптимизма.
Единственная неясность (как всегда) — расход чернил. Производители называют цифры в диапазоне 10–20 мл на 1 м 2. Но очевидно, что расход очень сильно зависит от красочного заполнения изображения, материала, его толщины и впитываемости.
Как рассказал директор компании «Пятый партнёр» Александр Черников, в Италии граница между аналоговой и цифровой печатью составляет 5000 погонных метров — довольно большая величина. В её пределах выгодными могут быть даже фирменные изделия для не очень большой гостиницы или торговой сети, не говоря уже о персональных заказах на один комплект штор или постельного белья.
Заключение
В России рынок печати на ткани только развивается. В основном это пока что рынок флагов, в т. ч. и потому, что готовая ткань для этого сектора уже имеется в наличии, при печати уже не надо думать о пропитке и стирке.
Практически не охвачены сектора печати по одежде, шторам, ковровым покрытиям. В целом рынок печати по тканям в России есть, но его развитие сдерживается стоимостью комплекта печатного оборудования, особенно для кислотных и активных чернил. Между тем, как рассказывает Черников, на итальянских предприятиях заметная доля заказов для цифровой печати по тканям делается по заказам московских домов моды. Удастся ли нам вернуть их домой?
www.publish.ru
Технология сублимационной печати на ткани
Процесс сублимационной печати на ткани традиционно подразумевает использование промежуточного носителя — сублимационной бумаги. Именно на бумагу принтером наносится изображение. Затем, при помощи специального оборудования (термопрессов) чернила переносятся на ткань, образуя конечный продукт.
Тем не менее, помимо сублимационной печати, сублимационными чернилами можно осуществлять и прямую печать по ткани. Однако, такой процесс имеет определенные требования к устройству плоттера, который должен быть специально предназначен для этих целей.
Процесс сублимационной печати на ткани начинается с заправки струйного плоттера сублимационными или дисперсными чернилами. Подобные чернила, как правило, имеют масляную или, чаще всего, водную основу. К производителям таких чернил относятся Manoukian, InkTec и другие компании.
Появление сублимационных чернил для струйной широкоформатной печати на ткани позволило объединить возможности проверенной временем традиционной технологии окраски ткани с преимуществами цифровой печати, т.е. производить продукцию промышленного качества единичными тиражами и на заказ. Сублимационные красители позволяют осуществлять широкоформатную печать на ткани на различных полиэфирных поверхностях, в том числе, на синтетических или смесевых полиэфирных тканях (полиэстер), например, лавсан. Изображение, нанесенное при помощи сублимационных чернил, устойчиво к механическим и температурным воздействиям, свету, стиркам.
Часто для повышения качества цветопередачи используют расширенные наборы чернил, включающие в себя помимо CMYK также Orange и Blue цвета. Применение таких наборов требует и соответствующего программного обеспечения — профессионального RIP’а, поддерживающего работу с подобными цветовыми наборами. Безусловно, для получения качественных результатов сублимационной печати на ткани необходимо использование ICC-профиля.
Технологический процесс сублимационной печати
Итак, весь процесс сублимационной печати на ткани можно поделить на несколько этапов.
1. Нанесение изображения на сублимационную бумагу.
Сначала файл, предварительно перевернутый зеркально, печатается на сублимационной бумаге. Главная особенность этого материала состоит в том, что он не впитывает чернила, позволяя на следующем технологическом этапе практически полностью перенести их на ткань. К наиболее хорошо зарекомендовавшим себя маркам сублимационных бумаг относятся Transjet и Texprint.
Внимание! Не следует судить о качестве цветопередачи по изображению, отпечатанному на сублимационной бумаге. Оно будет значительно уступать в яркости тому, которое Вы получите на ткани по окончании технологического цикла.
2. Перенос напечатанного изображения на ткань или текстильное изделие.
Далее полученный на сублимационной бумаге отпечаток совмещается своей лицевой стороной с лицевой стороной ткани или изделия, на которое требуется нанести изображение. Непосредственно для переноса изображения, в зависимости от формы и размеров изделия, используется плоский или каландровый термопресс. Данное устройство под воздействием температуры и давления переносит изображение на ткань, в результате чего краситель внедряется в структуру волокон и надежно закрепляется в них.
Изделие готово!
Подведение итогов
Для того, чтобы начать процесс широкоформатной сублимационной печати на ткани, Вам потребуется следующее оборудование и программное обеспечение:
Получить консультацию по оборудованию и узнать актуальные цены Вы можете у наших менеджеров.
www.sib-sp.com
Текстильный принтер. Технология печати на ткани
В ситуации, когда устойчиво формируется «тренд» к снижению вредного воздействия на окружающую среду, производители стали стремиться к новым технологиям, которые позволяют делать производство более экологичным. Потребители все больше обращают внимание на экологическую безопасность выбираемой ими продукции. Естественно, что новые тенденции затронули и производителей рекламной продукции, а значит и производственное оборудование.
Самое популярное и в некоторой степени универсальное печатное широкоформатное оборудование, которое активно использовалось на протяжении последних 10 лет, а именно сольвентные плоттеры, постепенно сдают свои лидирующие позиции, в пользу более экологичных моделей широкоформатных принтеров. Повышенные требования к использованию сольвентного оборудования, вредные органические соединения, нефтепродукты и агрессивные растворители в составе чернил, не оставляют шансов такого рода технике в современном мире. Естественно, что для производства наружной рекламы, на сложных виниловых материалах сложно найти достойную альтернативу, однако производители нашли выход из данной ситуации! Производство наружной рекламы на текстильных носителях – становится все более популярной тенденцией в европейских странах.
Такая популярность печати рекламной продукции на тканях и текстильных материалах, обусловлена высокой экологической безопасностью, как для процесса производства, так и для выпускаемой продукции. Ведь вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека сведено к минимуму.
Всё больше вопросов по прямой текстильной или сублимационной печати поступает к нам, и мы решили рассказать о том, как можно расширить сферу услуг компаний, оказывающих печатные услуги или услуги по производству наружной рекламы.
Что же привлекает современное производство в текстильной печати (печать на ткани)? Первое, как мы уже говорили — экологическая безопасность выпускаемой продукции, возможность применения готовых материалов в оформлении интерьеров жилых помещений и наружной рекламе. Второе — это возможность выпускать практически все те же рекламные продукты, которые раньше были под силу, только сольвентным плоттерам. Третье — с помощью текстильного принтера (плоттера) есть возможность существенно расширить свои производственные возможности, за счет расширения списка выпускаемой продукции, например: производство текстильных изделий с уникальным принтом, производство уникальных тканей, штор, подушек и чехлов, жалюзи, текстильных панелей для интерьера, занавесок, театральных декораций, производство одежды в том числе спортивной, тапочек, шарфов, футболок для промо-акций или повседневной носки, нанесения изображения на кружки и посуду, список можно продолжать, он безграничен, как и человеческая фантазия.
Что нужно знать о печати на ткани?
Для разных тканей (разного состава), требуются разные чернила, а также отличается способ нанесения изображения на материал. Принтер для печати по ткани (текстильный принтер, плоттер) может использовать два метода для нанесения изображения.
Существует два способа нанесения изображения на ткань:
1. Прямая сублимационная печать;
2. Сублимационная печать на бумаге с последующим термопереносом на материал.
Прямая печать на ткани (прямая сублимационная печать)
Основной принцип данной технологии заключается в том, что печать происходит на заранее подготовленных тканях, которые пропитаны специальным составом для того, чтобы чернила не растекались при формировании изображения. Стоит отметить, что найти такую ткань в продаже не составит особого труда. Можно приобрести заранее пропитанную ткань, как из натуральных, так и из синтетических волокон. Можно пропитывать ткань самостоятельно, в таком случае вам понадобится дополнительное оборудование. Изображение напрямую печатается непосредственно по подготовленной ткани, после чего готовый продукт, в любом случае, необходимо подвергнуть либо термической обработке, либо нагретым до высокой температуры паром, или же при помощи планшетного термопреса, или каландрового термопресса закрепить изображение на ткани.
В зависимости от типа ткани подбирается и тип чернил. Например, для печати на синтетических видах ткани, либо на тканях, в которых содержание полиэстера больше 70% — подойдут обычные сублимационные чернила. Для печати на натуральных тканях требуются специальные реактивные (смешанные типы чернил), чернила на водной основе, либо кислотные чернила. Вне зависимости от чернил, которые вы планируете использовать, ткань должна пройти предварительную обработку — пропитку.
Водные текстильные пигментные чернила позволяют печатать на натуральных и синтетических тканях без предварительной пропитки. В зависимости от используемого типа чернил требуется только последующее термозакрепление.
Безусловно данный тип печати экологически чистый и пользуется все большей популярностью в производстве одежды из натуральных материалов. Технологии данного типа печати постоянно модернизируются и сегодня можно приобрести принтер, который может печатать непосредственно на готовом изделии, например на майке, скорость печати в таком плоттере составляет 27секунд (нанесение изображения на одну майку): EPSON SureColor SC-F2000 (4C) и EPSON SureColor SC-F2000 (5C)
Сублимационная печать на бумаге с последующим термопереносом на материал.
Технологический процесс печати на сублимационной бумаге с последующим переносом на ткань кардинально отличается от прямой печати, единственный момент, который объединяет эти технология – это последний этап «закрепления изображения» с помощью термической обработки.
Первоначально, изображение наносится на специальную сублимационную бумагу для последующего переноса на ткань. Главная особенность бумаги для сублимационного переноса заключается в её свойстве не впитывать чернила, а позволять им высыхать, не растекаясь на поверхности бумаги. После высыхания такие изображения могут храниться на бумаге сколь угодно, в ожидании следующего технологического процесса – переноса на ткань. В отличие от прямой печати на ткани – изображение для печати, на бумаге, должно быть зеркально отображено в горизонтальной плоскости, для того чтобы при переносе, текст был читаемым не только через зеркало заднего вида, как в случае с надписью для машины скорой помощи — ECNALUBMA. После полного высыхания, напечатанное изображение, размещается лицевой стороной к лицевой стороне ткани или изделия, на которое планируется перенос, при помощи термоплёнки изображение закрепляемся, и помещается в термопрес каландровый или планшетный в зависимости от формы и размеров изделия. Под воздействием температуры и давления в термопресе, сублимационные чернила переходят из твёрдого состояния в газообразное, и пропитываются в ткани, тем самым перенося изображение на неё и надежно закрепляясь в волокнах. Стоит отметить, что такой метод печати подходит, когда требуется несквозная прокраска ткани.
Плюсами данного метода печати, безусловно, является экологичность и независимость двух процессов друг от друга. Можно создавать отпечатанную коллекцию изображений на сублимационной бумаге и переносить по мере необходимости на ткань. Еще один плюс — высокая устойчивость к воздействию окружающей среды и стиркам. Несомненным плюсом такого метода печати является возможность делать перенос на любой устойчивый к температурным воздействиям материал, помимо ткани — это может быть металл, керамика или другая посуда, предварительно покрытая сублимационным лаком, а также можно переносить изображения на уже готовое изделие.
Из минусов можно отметить ограничение по составу ткани, которая должна состоять не менее чем на 2/3 из полиэстера.
Купить принтер для печати на ткани (текстильный принтер) можно в нашей компании, обратитесь в отдел продаж.
cdls.by
Технологии печати на тканях | FAN Sport
Наше производство использует следующие технологии нанесения изображений на спортивную одежду:
Каждая из этих технологий имеет свои преимущества и недостатки. Их выбор зависит от следующих параметров заказа:
- тиража
- количества цветов в нанесении
- величины разрешения изображения (наличие мелких деталей и растрового нанесения)
- материала, на котором необходимо сделать нанесение
- предпочтения заказчика и его финансового бюджета
Требования к запечатываемым изделиям: в области нанесения должны отсутствовать швы и фурнитура, материал должен выдержать необходимые для печати температурные и механические нагрузки. Часто, для изготовления качественного нанесения, возникает необходимость отпороть, а потом пришить подкладку (куртки, костюмы, сумки). Это может значительно увеличить стоимость работ и срок исполнения заказа.
Прямая печать (или шелкография, трафаретная печать)
Самая распространенная технология печати по тканям. Сочетает высокое качество и доступную цену для достаточно больших тиражей. Однако в спорте применяется редко, т.к. не подходит для нанесения единичных изображений (например, номера или фамилии). Используется для нанесения эмблем и надписей при тираже от 10 шт. на хлопковые изделия (х/б майки, поло, толстовки). Также на изделия из нейлона или тканей с пропиткой, где не держится термотрансферная печать (например — парадные и ветрозащитные костюмы, куртки, сумки).
Технология прямой печати основана на нанесении густой и вязкой краски путем продавливания её через очень мелкое сито, которое одновременно является трафаретом. В качестве такого сита раньше использовался шелк, по этой причине данный метод получил название «шелкография» или «трафаретная печать». Прямая печать, при невысокой цене, обеспечивает высокую стойкость изображения, а также яркость и насыщенность цветов. Одно из преимуществ этого способа печати — возможность применения красок со спецэффектами. Существуют краски для создания объема, «пенящиеся» краски, с эффектом флока, с эффектом замши, краски под старину, перламутровые, блестящие и сверкающие, флуоресцентные (светятся в темноте), краски со светоотражающими свойствами, термочувствительные, металлосодержащие под золото или серебро. Все это можно заказать на нашем производстве.Полноцветная термотрансферная печать
В данной технологии изображение наносится с помощью промежуточного носителя (трансфера), при нагревании в термопрессе. Мы используем две разновидности полноцветных термотрансферов:
- пластизолевые — изготавливаются методом прямой печати пластизолевыми красками на специальной бумаге – подложке
- принтерные — цифровая печать водными чернилами на специальных подложках.
Второй способ выгоден при малых тиражах. Кроме того, цифровая печать может давать более качественные полноцветные изображения (например, цветные фотографии).
Преимущество перед другими видами печати – простота изготовления, высокое качество многоцветных изображений, доступная цена при малых тиражах. Кроме того, это единственный способ многоцветной печати на сложных поверхностях – например, бейсболках и рукавах маек.Стойкость нанесения цветным термотрансфером ниже, чем других видов печати, но при соблюдении Правил эксплуатации идеально прослужит два – три сезона.
Термотрансферная печать пленками флок, флекс
Технология нанесения аналогична предыдущему методу Полноцветной термотрансферной печати, но сам трансфер вырезается с помощью режущего плоттера из специальных полимерных пленок. Затем его «вплавляют» под прессом в ткань, что создает очень стойкое и яркое изображение. Флекс – гладкая пленка, флок – пленка с «бархатной» поверхностью.
Нанесение очень стойкое, при правильной эксплуатации срок службы практически не ограничен. Эта технология используется для нанесения единичных изображений (например, фамилии или номера игрока).Недостаток этого метода – нанесение возможно только в один цвет (или несколько цветов рядом, на достаточном расстоянии друг на друга). Этим способом трудно напечатать мелкие детали (их трудно вырезать). Количество цветов пленок ограничено – около 10 основных цветов, в том числе под золото и серебро.
Сублимационная печать
Можно сказать, что сублимация — оптимальный вид печати для спортивной одежды из синтетических тканей (игровая форма для футбола и баскетбола, хоккейных майках и т.д.). Печать происходит под давлением при температуре 210 – 230 градусов, при этом окрашивание происходит на молекулярном уровне парами красителя. Такая краска не ощутима на одежде (не изменяет ткань, нельзя нащупать) и сохраняется весь срок службы изделия. Такую печать нельзя смыть, стереть, она не выгорает под прямым воздействием солнечных лучей. По яркости и качеству (вплоть до фотопечати) этот вид нанесения превосходит все другие технологии.
Однако такое нанесение можно сделать только на белую ткань, так как это не кроющие краски. Поэтому ее используют для печати на крой одежды в процессе производства. Также этот способ печати используют при изготовлении флагов, вымпелов, перетяжек, различной сувенирной продукции.
Стоимость сублимационной печати уже входит в цену изделий. То есть цена заказных изделий с сублимационной печатью (футбольной и баскетбольной формы, хоккейных маек и т.д.) не зависит от количества и сложности эмблем, надписей и других нанесений.
Вышивка
Вышивка используется в тех случаях, когда надо сделать «солидное» и качественное нанесение на готовые изделия. Сегодня она широко используется в спортивной одежде. По сравнению с другими технологиями, вышивка достаточно долговечна, имеет яркие цвета, фактура вышивки придает логотипу дорогой и эффектный вид.
Мы работаем на современном японском оборудовании марки «TAJIMA» с использованием высококачественных расходных материалов, что гарантирует высокое качество изображения любой сложности. Большой выбор цветов ниток, используемых при вышивке, позволяет подбирать практически любые оттенки. Возможна вышивка металлизированными нитками под золото или серебро.
Стоимость вышивки всегда рассчитывается индивидуально, цена зависит от количества стежков в нанесении (площадь нанесения, плотность застила и количество цветов) и марки нити. Для предварительного расчета стоимости тиража необходимо видеть макет и знать его точные размеры.На основании макета дизайнер создает программу для вышивальной машины. После этого изготавливается контрольный образец нанесения и рассчитывается точная цена за вышивку. Этот этап занимает 1 – 3 дня в зависимости от сложности. После утверждения заказчиком образца изделие передается в производство.
Однако у вышивки существует ряд ограничений. Так, количество цветов нитей не должно превышать двенадцати. Существуют сложности при отображении мелких элементов и тонких линий Вышивку невозможно изготовить на труднодоступных элементах одежды (воротник, карман, рукав, манжета и др.), в таких случаях нанесение предпочтительно сделать на крое изделия (при пошиве изделия в нашей фирме).
Шевроны и аппликация
Шеврон (нашивка) является универсальным способом нанесения эмблемы на спортивную одежду и экипировку. Эта технология не очень распространена, так как более трудоемкая и дорогая, чем остальные методы. Однако такое нанесение придает одежде «солидный» вид. Кроме того, этой технологией можно сделать качественное нанесение логотипа в труднодоступных местах, или на специальных тканях. Шевроны имеет смысл использовать для нанесения на комплекты изделий из разных материалов. Например, только этой технологией можно добиться одинакового внешнего вида эмблемы на майке, сумке и куртке.
Аппликация логотипа
Аппликация номера
Аппликация номера
Аппликация номера
Для изготовления шеврона используют три технологии: вышивку, сублимационную печать и жаккардовое переплетение. Выбор технологии зависит от тиража изделий и сложности эмблемы.
Для крепления к одежде шеврон может пришиваться или приклеиваться специальным термоклеем, иногда используют оба способа одновременно.
Разновидность шеврона, применяемая при изготовлении хоккейных маек и баскетбольной формы профессионального уровня – аппликация из специальных тканей, пришитых по периметру на вышивальной машине. Таким способом можно наносить номера, надписи, логотипы.
www.fan.ru