Организация экскурсий – 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта

10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта

10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий

Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.

Можно выделить несколько основных признаков экскурсии:

1) наличие экскурсионной группы;

2) наличие профессионального экскурсовода;

3) наличие определенной темы;

4) наличие определенной задачи и цели;

5) знакомство с объектами (в соответствии с определенной темой) в движении или при остановках.

Главным признаком экскурсии является единство показа объектов экскурсии и грамотного и интересного рассказа экскурсовода. Только при объединении этих двух условий экскурсия будет полной и интересной, а экскурсанты останутся довольны.

Классификация экскурсий представляет собой разделение их на типовые группы, подгруппы и виды. Классификация экскурсий по признакам помогает подготовить наиболее эффективную и интересную программу, в зависимости от ее целей и аудитории, дает возможность экскурсоводу правильно подобрать план экскурсии, тон подачи информации.

В своей общей массе экскурсии можно разделить по нескольким признакам.

По содержанию экскурсии делятся на:

1) обзорные;

2) тематические, которые, в свою очередь, могут подразделяться на исторические, литературные, природоведческие, военно-исторические и др.

По составу участников экскурсии делятся на экскурсии для:

1) взрослых;

2) детей;

3) местных жителей;

4) иногородних;

5) иностранцев.

По месту проведения экскурсии бывают:

1) городские;

2) загородные;

3) музейные;

4) производственные;

5) религиозные (экскурсии в монастырях, церквях).

По способу передвижения экскурсии бывают:

1) пешеходные;

2) транспортные;

3) комбинированные.

На практике чаще всего используется классификация по признакам.

Существует еще несколько классификаций экскурсий.

1. Классификация по степени увлеченности экскурсией. Сущность этой классификации заключается в делении всех участников экскурсий на определенные группы, в зависимости от их отношения к экскурсии, как к виду услуг. Этот вид классификации включает три основные категории экскурсантов. В первую категорию экскурсантов входят любознательные люди, которые хотят знать «все обо всем», и экскурсоводы должны рассказать им все самое новое и интересное, не забывая о мелких подробностях. Это самые активные участники экскурсий. Они постоянно задают вопросы и требуют на них полных и развернутых ответов. В эту группу могут входить люди, различные по уровню дохода, образованию и возрасту. Но все они сходны в одном – в своем желании получать знания, их привлекают любые темы экскурсий.

Во вторую категорию могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, например, к литературе XVII в. Чаще всего эта группа ставит перед собой задачу пополнить свои знания по интересующей теме, поэтому такие люди выбирают конкретную тему экскурсии и относятся к информации довольно серьезно. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения и углубления экскурсионной тематики. К третьей категории относятся люди, которые хотят заполнить свой досуг интересными мероприятиями без четко определенной цели. В ходе экскурсии в подобной группе происходит разделение: часть экскурсантов становится активными участниками мероприятия, другие не проявляют заинтересованности к речи экскурсовода.

2. Классификация по роду занятий (профессии) экскурсантов. Для проведения экскурсий для подобных групп должны учитываться профессиональные интересы каждой группы.

3. Классификация экскурсий по направленности на различные группы слушателей. Главное отличие экскурсий по данной классификации – это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, методика его преподнесения участникам. Нужно учитывать то, что люди различного возраста и разных профессий по-разному воспринимают и усваивают одинаковую информацию. Школьников, например, не заинтересует монотонный рассказ гида на тему, о которой они знают очень мало, в свою очередь, учителя и педагоги, воспитанные на научных трудах, не воспримут материал, изложенный в игровой форме, с использованием анекдотов и шуток.

Существуют также особенности проведения экскурсий для различных групп.

Всех участников экскурсий можно подразделить на:

1) участвующих в обычных экскурсиях, которые помогают расширить кругозор слушателей. Среди этой части экскурсантов создаются группы из молодежи, детей, городских и сельских жителей, отдыхающих на туристических базах, в гостиницах или путешествующих по туристическим маршрутам. Тема экскурсии должна заинтересовать любого слушателя из данной группы. Для этого необходимо продумать методику преподнесения информации в зависимости от группы слушателей. Комплектование групп производится по желанию самих участников;

2) участвующих в учебных экскурсиях, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса. Подобные экскурсии помогают раскрыть темы, предусмотренные учебным планом. Учебные экскурсии проводятся для учащихся школ и вузов, а также для участников семинаров и курсов.

Экскурсии для сельского населения. Особенностью проведения названного вида экскурсий является то, что экскурсии проводятся между сельскохозяйственными работами. Именно поэтому такие экскурсии должны сочетаться с отдыхом. При подготовке данного вида экскурсий необходимо учитывать профессиональные интересы данной группы экскурсантов, а также тот факт, что сельское население часто плохо знает город и слабо ориентируется в нем. Экскурсоводы должны хорошо знать интересы сельских жителей, иметь представление об их культурной жизни и производственной деятельности.

Экскурсии для приезжих граждан (жильцы гостиниц, пансионатов, отелей). При проведении подобных экскурсий, экскурсоводы должны помнить, что большинство туристов приезжает в незнакомый для них город. Приезжающие хотят узнать о городе побольше нового и познакомиться с его достопримечательностями. Программа экскурсий должна включать любые виды экскурсии – музейные, литературные и т. д.

Экскурсии для отдыхающих в санаториях. Особенность этих экскурсий заключается в том, что все люди, приезжающие в санаторий, имеют различные проблемы со здоровьем. При подготовке экскурсии необходимо учесть, какой срок может вынести отдыхающий на свежем воздухе, какая эмоциональная и умственная нагрузка необходима для того, чтобы человек, находящийся в нездоровом состоянии, мог полноценно воспринимать информацию.

Экскурсии для молодежи. При подготовке таких экскурсий нужно учитывать, что молодежь наиболее активна. Экскурсия должна быть построена в форме диалога, чтобы все могли задавать вопросы. Информация должна преподноситься в живой, активной форме, должны учитываться специфические особенности молодого поколения. Часто в экскурсию добавляют несколько современных интересных фактов. Экскурсию можно провести на роликах или велосипедах.

Экскурсии для детей можно разделить на две группы:

1) школьные: урочные, внеурочные и внеклассные. Эти экскурсии носят обучающий характер. За знания, полученные на экскурсии, ученики часто получают оценку, которая заносится в журнал;

2) внешкольные. Могут носить игровой характер, связаны с общим обозрением интересующей темы.

Технология организации экскурсии включает в себя два основных этапа.

Первый этап – подготовка экскурсии. В данный этап включается:

1) выбор темы, целей и задач экскурсии;

2) изучение и выбор экскурсионных объектов;

3) разработка, уточнение и окончательное составление маршрута экскурсии;

4) изучение материалов по выбранной теме экскурсии;

5) разработка контрольного и индивидуального текста экскурсии;

8) составление технологической карты экскурсии;

9) проведение и утверждение пробной экскурсии.

Второй этап – проведение экскурсии – включает:

1) показ объектов экскурсии;

2) экскурсионный рассказ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Глава 10. Проведение экскурсий. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта

10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий

Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.

Можно выделить несколько основных признаков экскурсии:

1) наличие экскурсионной группы;

2) наличие профессионального экскурсовода;

3) наличие определенной темы;

4) наличие определенной задачи и цели;

5) знакомство с объектами (в соответствии с определенной темой) в движении или при остановках.

Главным признаком экскурсии является единство показа объектов экскурсии и грамотного и интересного рассказа экскурсовода. Только при объединении этих двух условий экскурсия будет полной и интересной, а экскурсанты останутся довольны.

Классификация экскурсий представляет собой разделение их на типовые группы, подгруппы и виды. Классификация экскурсий по признакам помогает подготовить наиболее эффективную и интересную программу, в зависимости от ее целей и аудитории, дает возможность экскурсоводу правильно подобрать план экскурсии, тон подачи информации.

В своей общей массе экскурсии можно разделить по нескольким признакам.

По содержанию экскурсии делятся на:

1) обзорные;

2) тематические, которые, в свою очередь, могут подразделяться на исторические, литературные, природоведческие, военно-исторические и др.

По составу участников экскурсии делятся на экскурсии для:

1) взрослых;

2) детей;

3) местных жителей;

4) иногородних;

5) иностранцев.

По месту проведения экскурсии бывают:

1) городские;

2) загородные;

3) музейные;

4) производственные;

5) религиозные (экскурсии в монастырях, церквях).

По способу передвижения экскурсии бывают:

1) пешеходные;

2) транспортные;

3) комбинированные.

На практике чаще всего используется классификация по признакам.

Существует еще несколько классификаций экскурсий.

1. Классификация по степени увлеченности экскурсией. Сущность этой классификации заключается в делении всех участников экскурсий на определенные группы, в зависимости от их отношения к экскурсии, как к виду услуг. Этот вид классификации включает три основные категории экскурсантов. В первую категорию экскурсантов входят любознательные люди, которые хотят знать «все обо всем», и экскурсоводы должны рассказать им все самое новое и интересное, не забывая о мелких подробностях. Это самые активные участники экскурсий. Они постоянно задают вопросы и требуют на них полных и развернутых ответов. В эту группу могут входить люди, различные по уровню дохода, образованию и возрасту. Но все они сходны в одном – в своем желании получать знания, их привлекают любые темы экскурсий. Во вторую категорию могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, например, к литературе XVII в. Чаще всего эта группа ставит перед собой задачу пополнить свои знания по интересующей теме, поэтому такие люди выбирают конкретную тему экскурсии и относятся к информации довольно серьезно. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения и углубления экскурсионной тематики. К третьей категории относятся люди, которые хотят заполнить свой досуг интересными мероприятиями без четко определенной цели. В ходе экскурсии в подобной группе происходит разделение: часть экскурсантов становится активными участниками мероприятия, другие не проявляют заинтересованности к речи экскурсовода.

2. Классификация по роду занятий (профессии) экскурсантов. Для проведения экскурсий для подобных групп должны учитываться профессиональные интересы каждой группы.

3. Классификация экскурсий по направленности на различные группы слушателей. Главное отличие экскурсий по данной классификации – это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, методика его преподнесения участникам. Нужно учитывать то, что люди различного возраста и разных профессий по-разному воспринимают и усваивают одинаковую информацию. Школьников, например, не заинтересует монотонный рассказ гида на тему, о которой они знают очень мало, в свою очередь, учителя и педагоги, воспитанные на научных трудах, не воспримут материал, изложенный в игровой форме, с использованием анекдотов и шуток.

Существуют также особенности проведения экскурсий для различных групп.

Всех участников экскурсий можно подразделить на:

1) участвующих в обычных экскурсиях, которые помогают расширить кругозор слушателей. Среди этой части экскурсантов создаются группы из молодежи, детей, городских и сельских жителей, отдыхающих на туристических базах, в гостиницах или путешествующих по туристическим маршрутам. Тема экскурсии должна заинтересовать любого слушателя из данной группы. Для этого необходимо продумать методику преподнесения информации в зависимости от группы слушателей. Комплектование групп производится по желанию самих участников;

2) участвующих в учебных экскурсиях, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса. Подобные экскурсии помогают раскрыть темы, предусмотренные учебным планом. Учебные экскурсии проводятся для учащихся школ и вузов, а также для участников семинаров и курсов.

Экскурсии для сельского населения. Особенностью проведения названного вида экскурсий является то, что экскурсии проводятся между сельскохозяйственными работами. Именно поэтому такие экскурсии должны сочетаться с отдыхом. При подготовке данного вида экскурсий необходимо учитывать профессиональные интересы данной группы экскурсантов, а также тот факт, что сельское население часто плохо знает город и слабо ориентируется в нем. Экскурсоводы должны хорошо знать интересы сельских жителей, иметь представление об их культурной жизни и производственной деятельности.

Экскурсии для приезжих граждан (жильцы гостиниц, пансионатов, отелей). При проведении подобных экскурсий, экскурсоводы должны помнить, что большинство туристов приезжает в незнакомый для них город. Приезжающие хотят узнать о городе побольше нового и познакомиться с его достопримечательностями. Программа экскурсий должна включать любые виды экскурсии – музейные, литературные и т. д.

Экскурсии для отдыхающих в санаториях. Особенность этих экскурсий заключается в том, что все люди, приезжающие в санаторий, имеют различные проблемы со здоровьем. При подготовке экскурсии необходимо учесть, какой срок может вынести отдыхающий на свежем воздухе, какая эмоциональная и умственная нагрузка необходима для того, чтобы человек, находящийся в нездоровом состоянии, мог полноценно воспринимать информацию.

Экскурсии для молодежи. При подготовке таких экскурсий нужно учитывать, что молодежь наиболее активна. Экскурсия должна быть построена в форме диалога, чтобы все могли задавать вопросы. Информация должна преподноситься в живой, активной форме, должны учитываться специфические особенности молодого поколения. Часто в экскурсию добавляют несколько современных интересных фактов. Экскурсию можно провести на роликах или велосипедах.

Экскурсии для детей можно разделить на две группы:

1) школьные: урочные, внеурочные и внеклассные. Эти экскурсии носят обучающий характер. За знания, полученные на экскурсии, ученики часто получают оценку, которая заносится в журнал;

2) внешкольные. Могут носить игровой характер, связаны с общим обозрением интересующей темы.

Технология организации экскурсии включает в себя два основных этапа.

Первый этап – подготовка экскурсии. В данный этап включается:

1) выбор темы, целей и задач экскурсии;

2) изучение и выбор экскурсионных объектов;

3) разработка, уточнение и окончательное составление маршрута экскурсии;

4) изучение материалов по выбранной теме экскурсии;

5) разработка контрольного и индивидуального текста экскурсии;

8) составление технологической карты экскурсии;

9) проведение и утверждение пробной экскурсии.

Второй этап – проведение экскурсии – включает:

1) показ объектов экскурсии;

2) экскурсионный рассказ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Экскурсии в Санкт-Петербурге 2019

 

Читать далее…

Популярные категории

Экскурсии в Санкт-Петербурге

Мы собрали для вас самые интересные экскурсии на любой вкус в одном месте – на официальном сайте туроператора «Прогулки». У нас вы найдете более 1000 экскурсий по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Мы являемся лицензированным туроператором и работаем в туризме более 10 лет. Мы знаем, как предложить вам лучшее: уникальные программы, проверенных гидов, безопасный новый транспорт.

«Прогулки» ответят на ваш звонок даже ночью и работают в выходные дни.

Когда лучше приезжать в Петербург?

Город прекрасен в любое время года. Летние прогулки белыми ночами невероятно романтичны, прогулки осенью окутаны тёплым золотом листопада. Зимой город сказочно прекрасен в снежном одеянии, а весной словно рождается заново с первым ледоходом на реке Неве и началом сезона разводных мостов.

Какие экскурсии выбрать?

На сайте «Прогулок» доступно свыше тысячи экскурсий как по Санкт-Петербургу, так и по Ленинградской области:

  • от классических экскурсий в знаменитые музеи и роскошные дворцы до романтических прогулок по городским крышам и дворам;
  • от традиционных экскурсий на автобусе или теплоходе до необычных прогулок на сегвее, мотоцикле или sup-серфе.

Наши профессиональные гиды поделятся с вами удивительными историями Петербурга и его знаменитых жителей, покажут популярные места и незнакомые уголки города, откроют тайны петербургской архитектуры и оживят исторические страницы улиц и площадей.

С нами вы отправитесь в знаменитые пригороды Петербурга:

Мы рады предложить программы и для знатоков города. Наши авторские экскурсии по Петербургу и Северо-Западу откроют для вас любопытные исторические места и культурные объекты, во многие из которых трудно попасть.

Расписание туров и экскурсий мы обновляем каждый день, и каждый месяц радуем вас новинками. Выбирайте понравившиеся экскурсии и заказывайте онлайн или в нашем офисе.

excurspb.ru

Организация и проведение профориентационных экскурсий.

Организация и проведение профэкскурсий.

I. Введение.

    Выбор профессии – это одна из самых важных и актуальных задач, которую обязательно приходится решать юношам и девушкам.

    Для того чтобы выбранная специальность оказалась делом по душе и по плечу, нужно как можно больше знать о ней, о своих способностях и о том, насколько будущая специальность окажется необходимой на рынке труда.

    Главная цель производственной экскурсии помощь в профессиональном самоопределении.

    Основные задачи производственной экскурсии:

  1. Расширение технического образования учащихся. Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает обучающимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей. Экскурсия дает возможность в сравнительно короткие сроки с помощью непосредственного наблюдения, которое сопровождается необходимым объяснением.
  2. Ознакомить учащихся с основными условиями и структурными элементами конкретной профессиональной деятельности.
  3. Помочь приобрести умения самостоятельно анализировать профессии и соотносить свои личные качества с требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к личности.

II. Виды производственных экскурсий.

     По форме экскурсии разделяются на ознакомительные, тематические, комплексные и профессиографические.    

     Несмотря на разнообразие видов экскурсий, наиболее приемлемая по содержанию является комплексная экскурсия. Такого рода экскурсии позволяют охватить более широкий круг вопросов (объекты техники, производственные процессы, организация рабочих мест, техника безопасности, содержание труда по различным профессиям и т.п.). Поэтому специалисты центра «Вектор» отдают предпочтение именно комплексным экскурсиям. В данном методическом пособии различные варианты предлагаемых подобных экскурсий.

Производственные экскурсии проводятся:

  • на предприятия в целом,
  • в отдельные цеха,
  • к отдельным техническим объектам,
  • в музеи трудовой славы, которые созданы на многих предприятиях,
  • в мастерские образовательных учреждений.

    Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам техники безопасности.

    Сама экскурсия начинается вступительным словом организатора (цель, задачи, план) и экскурсовода, который дает участникам экскурсии общую характеристику предприятия, его коллектива, наиболее типичных профессий.     После окончания экскурсии здесь же на объекте проводится заключительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы учащихся.

    Подведение итогов посвященных обсуждению профессий, с которыми познакомились на экскурсии, может происходить в разных формах:

  • урок-диспут,
  • беседа
  • викторина,
  • ролевая игра,
  • анкета,
  • защита рефератов,
  • сочинение.

                                                Функции сторон:

Школа

Производство

  • в лице учителя-предметника (педагога в качестве классного руководителя, воспитателя, ответственного за профориентационную работу  в школе) совместно с организатором (специалистом Центра): уточняет цель экскурсии.
  • представляет список учащихся.
  • разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, беседы.
  • в лице ответственного за проведение экскурсии: составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей школы, цели экскурсии.
  • согласовывает их с отделом технической безопасности.
  • Готовит экскурсоводов, проводя с ними методическую работу.

Примерные варианты экскурсий:

ВАРИАНТ № 1

ВАРИАНТ № 2

ВАРИАНТ № 3

III. Этапы организации.

    Проведению экскурсии предшествует тщательная подготовительная работа по организации экскурсионной базы.

Она включает в себя следующие этапы:

№ п/п

Центр «Вектор»

Школа

Предприятие

1.

Изучение спроса на проведение экскурсий среди образовательных учреждений города.

Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся (это может сделать школьный психолог, классный руководитель, и т.д.)

Подготовка к экскурсии экскурсовода (на предприятии это могут быть специалисты, заместители руководителя, опытные рабочие).

2.

Изучение предприятий города в целях отбора для организации экскурсионной базы. Следует охватить предприятия различных отраслей.

Написание заявки  в адрес руководства центра для организации экскурсии  (цель экскурсии, время проведения, и т.п.).

Заключение договора с руководителями центра о проведении экскурсий.

3.

Проведение переговоров с руководителями предприятий о возможности проведения экскурсий.

 Подготовка списка учащихся с данными удостоверяющими личность, количество участников, включая сопровождающих.

Составление маршрутного листа (тема экскурсии, время, количество участников, ответственные, сопровождающие, вид транспортного средства, место проведения).

4.

Заключение договора с руководителями предприятий о проведении экскурсий.

Заключение договора с руководителями центра о проведении экскурсий.

5.

Заключение договора с руководителями образовательных учреждений.

6.

Написание информационных писем в адрес руководства предприятий (цель экскурсии, время проведения, количество участников, включая сопровождающих и т.п.). К письму должен прилагаться список участников экскурсии с личными данными.

 VI. Ошибки при проведении производственных экскурсий.

  1. Безответственное отношение представителей образовательных учреждений к организации экскурсии  (считают это одним из развлекательных мероприятий.)
  2. Плохая информированность учащихся о мероприятии.
  3. Отсутствие контроля со стороны школы за усвоением материала.
  4. Неточная координация действий представителей предприятия на период экскурсии.
  5. Избыточная детализация и использование специальных терминов, непонятных учащимся.
  6. Задержки во время маршрута и длительные переходы, что приводит к снижению концентрации внимания учащихся.
  7. Недостаточно продумывается методика показа объектов по маршруту.

V. Перспективы развития.

    Хорошо подготовленные и проведенные экскурсии содействуют устранению штампов в преподавании, реорганизуют связь школьных предметов с жизнью, техникой, производством, способствуют профессиональному самоопределению и формированию у молодежи адекватных представлений о востребованных и перспективных профессиях в различных секторах экономики города; знакомство с содержанием и реальными условиями деятельности специалистов разных профессий.  

nsportal.ru

10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта

10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий

При проведении экскурсий следует строго соблюдать правила безопасности.

Рассмотрим некоторые из первоочередных мер, обеспечивающих безопасность туристов при проведении экскурсий:

1) проведение перед экскурсиями инструктажа и медицинского осмотра. К экскурсиям допускаются люди, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. В том случае, если у человека нестабильное состояние здоровья, в его медицинской справке должно быть указано – какие виды экскурсии он может посещать, а какие виды экскурсий ему противопоказаны. К примеру, человеку с заболеваниями сердца могут быть разрешены автобусные, но противопоказаны пешеходные экскурсии;

2) соблюдение установленных правил поведения, режимов передвижения и отдыха;

3) выполнение всех указаний руководителя группы, гида или экскурсовода;

4) неизменность установленного (утвержденного) маршрута передвижения;

5) во время привалов в лесу запрещается разводить костры;

6) запрещается пробовать какие-либо плоды, растения или грибы;

7) запрещается трогать руками животных, пресмыкающихся и насекомых;

8) запрещается при передвижении ходить босиком, в носках;

9) запрещается пить воду из непроверенных водоемов, при жажде следует использовать воду из фляжки;

10) соблюдать все правила личной и общественной гигиены, в случае ухудшения состояния здоровья или при травмах необходимо своевременно информировать руководителя экскурсии об этом;

11) запрещается порча всех объектов экскурсии.

Отправляясь на экскурсию, следует взять с собой аптечку с необходимым содержимым.

В случае, если экскурсионная группа собирается большая и экскурсоводу трудно проводить экскурсию и следить за безопасностью туристов одновременно, в состав такой группы входит сопровождающее лицо, которое следит за соблюдением правил безопасности в то время, как экскурсовод проводит экскурсию.

Это наиболее общие требования безопасности, более точно их можно установить, исходя из конкретного места экскурсии, количества человек в группе, способа передвижения и т. д.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *