Зачем нужно утилизировать автомобильные шины и как делать это правильно
Шины – один из основных и самых очевидных «расходников» любого автомобиля. Вместе с тем, только легковых автомобилей в России – более 42 миллионов. С грузовиками и спецтехникой – около 59.7 млн. А это значит, что ежегодно на свалки выбрасываются не менее миллиона тонн изношенных автомобильных шин. В этом контексте – уже не средств обеспечения контакта с поверхностью, а просто опасных отходов.
Формально, автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности, то есть малоопасным отходам. Но не стоит недооценивать их опасность – неправильно утилизированные шины наносят значительный ущерб окружающей среде.
В естественных условиях, для разложения выброшенной на свалку или закопанной шины требуются сотни лет. При контакте с влагой из них вымываются токсичные органические соединения. Частично наполненные водой шины становятся рассадниками крыс и кровососущих насекомых. Миллионы выброшенных на свалки шин – это экологическая катастрофа сама по себе, даже без учета занимаемой площади, поэтому за добрую сотню лет человечество разработало несколько способов утилизации данного типа отходов.
Использование целых шин
Первый способ подразумевает использование целых автомобильных шин – например, для защиты склонов от эрозии, создания звукоизолирующих ограждений вдоль автотрасс, а также барьеров безопасности для автогоночных треков. В семидесятых годах прошлого века из отработавших свое шин даже устраивали… искусственные рифы! Так, в 1972 году группой BARINC (Broward Artificial Reef) при поддержке компании Goodyear у берегов Флориды был создан так называемый риф Осборна. Было утоплено более двух миллионов покрышек – чтобы создать условия для размножения рыб и устриц. Эффект, к сожалению, получился обратный – стальные ремешки, фиксирующие шины, быстро сгнили. Шины начало выбрасывать на пляжи, они начали разрушать соседние коралловые рифы. Последние полтора десятка лет шины достают обратно – в том числе, с использованием армейских водолазов.
Сжигание шин
Второй популярный способ утилизации шин – сжигание (в том числе, с целью получения энергии). В большинстве случаев именно такая утилизация наносит максимальный ущерб природе и здоровью человека. Дело в том, что при горении в атмосферу выбрасываются не только цинки, окислы серы, но и диоксины, которые относятся к суперэкотоксикантам 1-го класса опасности. Эти вещества обладают мутагенными, канцерогенными и кумулятивными свойствами. По уровню токсичности диоксины превосходят практически любой известный яд, и, к тому же, не разлагаются десятки лет, накапливаясь в верхнем слое почвы, а также всех объектах окружающей среды, включая растения и животных.
Сжигание шин в высокотемпературных (1200-2800 градусов Цельсия) печах современных цементных или целлюлозно-бумажных заводов тоже не является панацеей – по мнению многих экспертов, при таком методе утилизации выбросы диоксинов в атмосферу также присутствуют, пусть и в меньшем объеме. Установка высокоэффективных очистительных систем для улавливания вредных газов делает сжигание шин для получения энергии малорентабельным.
Пиролиз шин
Еще один метод утилизации отработавших свое шин – пиролиз. Шины загружаются в специальные реакторы, где при высокой температуре в отсутствие кислорода продукт разлагается на составляющие (технический углерод, пиролизный газ, а также жидкие фракции, пригодные для использования в качестве печного топлива). Выделяемый в процессе газ также может быть использован для получения топлива. Данная технология требовательна к оборудованию, и до недавнего времени считалась недостаточно эффективной. Однако, современные пиролизные установки уже лишены подобных недостатков.
Дробление (измельчение) изношенных шин
Наиболее экономически эффективным является механическое измельчение шин. При использовании данного метода на выходе в виде дисперсных материалов получается каучук и другие полимеры, из которых состоит шина. Полученная резиновая крошка обретает новую жизнь в виде различных резинотехнических изделий, таких как автомобильные коврики, лежачие полицейские, покрытие для детских площадок и так далее. Наиболее мелкодисперсная резиновая крошка используется в качестве добавки (от 5 до 20%) в резиновой смеси при производстве новых шин. Существует несколько способов механического измельчения шин, основанных на разных физических принципах – например, применение высоких скоростей соударения, низких температур, или высокого давления.
Проблемы утилизации
Несмотря на то, что в России на сегодняшний день существует как минимум несколько крупных и большое количество небольших заводов по утилизации автомобильных шин одним из перечисленных промышленных методов, до полной загрузки этих производств далеко. Причина проста – большинство шин утилизируется простым и нелегальным путем – выбрасывание на свалку или сжигание.
Вот почему правильная утилизация и переработка шин – один из важнейших приоритетов в области охраны здоровья человека и окружающей среды. Именно этой цели служит новый проект от Nokian Tyres – Nokian Eco Challenge. В рамках проекта компания берет на себя обязательства по ликвидации нелегальных шинных свалок.
Механика проста – заявку на ликвидацию свалки может подать любой желающий, от себя лично или от организации. В рамках проекта ликвидируются свалки шин объемом не менее 10 тонн, что в пересчете на покрышки составляет порядка 250 грузовых или 1 000 легковых шин. Все собранные шины будут переработаны для повторного использования.
К слову, почти одновременно с похожей инициативой выступили и ярославские власти. Так, на мусорном полигоне «Скоково» под Ярославлем уже в этом году должен быть построен завод по дроблению отходов и переработке старых шин. Мы считаем, что это правильный подход – без грамотной сортировки и переработки отходов, речи о защите окружающей среды и нашего с вам здоровья говорить не приходится!
Источник изображения: Phoenix Industries
Как утилизировать автомобильные шины и покрышки
Проблема автомобильных шин, которые отслужили свой срок, стоит остро во всех странах. Средний период эксплуатации таких изделий составляет 6-10 лет, после чего их необходимо менять. Ежегодно в мире образуется более 25 млн. тонн таких отходов.
Поскольку современная резина имеет сложный состав и включает металлический корд, то колеса не разлагаются на полигонах. При обычном складировании или сжигании они представляют угрозу для окружающей среды. Экологически и экономически правильно от них избавиться – переработать.
При выборе способа переработки важно учитывать производительность линии и скорость процесса, энергопотребление технологии и качество получаемого продукта, наличие токсичных выбросов в ходе переработки.
Многие не знают, куда сдавать шины не бесплатно, чтобы на них можно заработать денег. Сейчас практически в каждом городе есть специальные пункты. Прием изношенных покрышек осуществляется каждый день. Куда подъехать, чтобы в дальнейшем сдавать отходы можно узнать в Интернете.
Способы утилизации покрышек
Измельченные старые резиновые покрышки
Наиболее безопасным способом утилизировать шины является их измельчение с дальнейшим использованием полученной крошки, которую еще именуют гранулят, крупка. Сдавать негодные покрышки можно в специальных пунктах приема.
Такая технология, по сравнению с пиролизом (получением мазута из шин), имеет ряд преимуществ:
- техническая простота способа;
- отсутствие токсичных выбросов в атмосферу;
- сохранение технических параметров и химического состава материала;
- широкие возможности использования полученной резиновой крошки.
Недостатками измельчения шин автомобильных колес является необходимость специального и достаточно дорогого оборудования, а также расход электроэнергии. Наиболее распространенными способами являются механическое и ударно-волновое измельчение отходов. Каждый из них имеет свои нюансы.
Ударно-волновое измельчение
Эта технология утилизации отходов предполагает охлаждение сырья до сверхнизкой температуры в криогенных камерах. Перед тем, как утилизировать шины, их вывозят с пунктов приема и замораживают до -80 градусов, после чего резину дробят ударной волной в бронекамере. Ее вырабатывают за счет взрывчатых веществ или генерируют электронным способом. Дробление происходящее в замкнутой системе, где циркулирует ударная волна, предполагает всего лишь 2-3 технологических этапа. На выходе получается измельченная смесь из резины, стального и текстильного корда. Дальнейшее разделение происходит на системе сепараторов.
Сепаратор для разделения резиновой крошки
Ударно-волновая технология имеет ряд преимуществ:
- Метод пригоден для изношенных шин любого типа и вида.
- Этим способом можно получать даже очень мелкую крошку, особый порошок с девулканизированным слоем для укладки модифицированного асфальта.
- Коэффициент простоя для ремонта и замены режущих элементов оборудования сводится практически к нулю, тогда как у механического способа этот показатель равен 0,3-0,5. Взрывоциркулятор имеет срок службы 10 лет до капитального ремонта.
- Небольшой расход электроэнергии. Для переработки 1 тонны покрышек по ударно-волновой технологии требуется до 250 кВт/ч. При механической переработке требуется до 1000 кВт/ч на каждую тонну переработанных покрышек.
Но, чтобы переработать автомобильные шины, требуется дорогое оборудование, включая специальную бронекамеру для безопасного взрыва. Этот метод подходит только для крупных заводов, которые занимаются утилизацией большого количества отходов. Он позволяет организовать переработку с производительностью до 30 тысяч тонн покрышек из автомобильных колес в год. Также стоит учесть, что этот метод предъявляет особые требования к зданию.
Механическое измельчение
Это самый простой метод переработки автомобильных шин на крошку. Такой бизнес с использованием данного способа популярен во всем мире. Он приносит достаточно много денег.
Механическое измельчение старых шин
Утилизация отходов, которые решили сдать в пункт приема, предусматривает такие этапы:
- Отработанные шины сначала сортируются, чтобы в дальнейшем было проще настроить оборудование под габариты сырья.
- С них срезаются бортовые кольца при помощи специального оборудования. Шины разрезаются на крупные части гидравлическими ножницами (ленты по 4 см шириной). После этого может происходить первичное удаление стального корда магнитом либо же этот этап пропускается в технологической схеме, очистка происходит на следующем этапе и только один раз.
- Сырье измельчается до размера «чипсов» по 2-10 см2 на шредере, проходит обработку на магнитном сепараторе для отделения металлического корда. Также из смеси на воздушном сепараторе удаляется текстильный материал.
- Чипсы измельчают еще сильнее (до нужного размера) и пропускают через систему сит для сортировки по фракциям.
При автоматизации процесса этот способ занимает немного времени, обходится дешевле, нежели ударно-волновая технология, если дробление отходов ведется при обычной температуре. Кроме стандартных условий, механическое измельчение можно проводить с предварительным нагреванием или охлаждением сырья, с использованием пресса или озонового ножа. При криогенном измельчении старые шины предварительно охлаждаются жидким азотом, что позволяет легче отделять текстильный и стальной корд. Но крошка получается гладкая, плохо скрепляется со связующими полимерами при дальнейшей переработке, аппаратура для утилизации стоит дорого.
Озоновый нож предполагает использование аллотропной модификации кислорода и ведение процесса в нормальных условиях. Технология отличается небольшим потреблением энергии, отсутствием выделения газов, но потребуется оборудование для получения озона.Минимальный комплект оборудования для получения резиновой крошки
Наиболее распространенный способ переработки покрышек – механическое измельчение при обычных температурных условиях.
Станок для удаления бортов покрышек
Для получения крошки с отходов, которые решили сдать владельцы машин, потребуется такое оборудование:
- Станок для удаления бортов. Он необходим для начального этапа переработки отходов. Посадочное кольцо с покрышки удаляется способом вырезания, вырубания либо вырывания. Разницы между этими способами практически нет. Дальнейшая утилизация бортовых колец происходит на обжимных станках, где металл выдавливается из базы.
- Измельчители без бортов. Для дробления можно применять различное оборудование. На первом этапе эффективно использовать гидравлические ножницы и лентозеры, чтобы измельчить резиновые покрышки на крупные фрагменты. Второй шаг дробления происходит в шредере. Для получения мелких гранул необходим третий этап и обработка в вальцовых установках.
- Вибросито для разделения продукта на фракции. Это большой стол, поверхность которого имеет отверстия, соответствующие размеру фракции. Крошка из шин проходит по нему и просеивается за счет вибрации стола. Минимальное количество вибросит – 2. Первое вибросито отделяет грубую крошку, которая еще не до конца переработана. Второе выполняет тонкую очистку и отсортировывает кондиционный гранулят.
- Транспортеры и другие механизмы. Автоматизированная переработка шин в крошку невозможна без транспортеров. Они перемещают сырье с места хранения на переработку, крупные куски резины на измельчение, а также готовую крошку в бункеры. Такие устройства могут быть ленточного или шнекового типа. Для отделения стального корда необходимо в линии предусмотреть магнитный сепаратор. При помощи электромагнита металл улавливается из крошки, перемещается в отдельный бункер. Текстильный корд удаляется из смеси за счет обработки в воздушном сепараторе. Это циклон, в котором смесь продувается воздухом. Кроме этого, линия по переработке шин должна иметь бункеры для сырья и готового продукта.
Применение этого оборудования позволяет организовать переработку старых покрышек даже в условиях небольшого завода, получать на выходе продукцию разного размера: от «чипсов» до тонкодисперсной пыли. При такой технологии утилизации не происходит выброса токсичных соединений в атмосферу.
Для обслуживания линии по переработке покрышек необходимо задействовать всего 3-4 человека, но для функционирования оборудования потребуется подключение к промышленной электросети.
Что делают из переработанных шин
Основные свойства автомобильной резины сохраняются при ее измельчении, поэтому материалы из крошки отличаются высокой прочностью и эластичностью, стойкостью к атмосферным факторам, растворам кислот и щелочей.
При правильной переработке старых шин выход гранулята составляет около 70%. Поэтому сдать изношенную резину – это лучшее решение.Резиновая крошка находит широкое применение в различных сферах:
- Автомобильная промышленность. Гранулят используют для изготовления резиновых элементов транспортных средств и новых покрышек. Он востребован для покрытия на автомойках и парковках, поскольку не скользит.
- Обувное производство. Крошка пригодна для изготовления подошвы и резиновой обуви, различных ковриков.
- Строительство. Старые шины следует сдавать для того, чтобы изготавливать материалы для гидроизоляции и звукоизоляции. Также из них делают покрытие для кровли, мастику для технических полов на заводах, которые перерабатывают химически агрессивные соединения.
- Добыча полезных ископаемых. В нефтяных скважинах крошка применяется для их тампонирования.
- В коммунальном хозяйстве. Гранулят из шин подходит для создания безопасного покрытия для детских и спортивных площадок, футбольных полей, кортов, оформления тротуаров и парковых дорожек. В составе таких покрытий на долю гранулята приходится более 80%. Покрытие не скользит зимой, не плавится под воздействием солнечных лучей. За счет добавления пигментов крошку можно окрашивать практически в любой цвет.
- В дорожном строительстве. При укладывании асфальта к нему добавляют порядка 10% крошки. Лежачих полицейских также делают после утилизации и переработки резины. Из нее же изготавливают бордюры, отбойники.
Также измельченные старые шины пригодны для формирования декоративных садовых статуэток и скульптур, изготовления диэлектриков, подложек и упаковок для безопасной транспортировки грузов. Жесткая крошка в виде гранул чаще применяется для получения бесшовных покрытий. Стружка из отходов отправляется на производство плитки для тротуаров. Фрагменты рваной формы подходят для производства изоляционных материалов. При обустройстве дорожных покрытий нижний слой выполняется из крупной фракции (6-12 мм), а верхний – из мелкой и мягкой, размером 0,1-4 мм.
Покрытие детской площадки из переработанных покрышек
Стальной корд, который извлекают перед измельчением резиновых покрышек, отправляется на переплавку и производство металлопроката или для армирования железобетонных конструкций. Его выход при правильной переработке составляет около 10%, еще 8% приходится на бортовые кольца, которые отправляются на переплавку. Текстильный корд можно использовать как шумоизоляционный материал, наполнитель для матов, спортивного инвентаря. Его выход (пух, нитки) при утилизации покрышек в пределах 10%.
Утилизация шин | Департамент природных ресурсов штата Миссури
жителей штата Миссури производят около шести миллионов утильных шин в год, или примерно по одному на человека в год. Что такое бракованная шина? Утилизированная шина – это шина, которую больше нельзя использовать, поскольку она изначально предназначалась для использования, она простояла в непогоде более года, была каким-то образом разрезана или кто-то поместил ее куда-то только для того, чтобы избавиться от него.
Окружающая среда, свободная от старых шин, важна для здоровья всех жителей Миссури. Почему? Изношенные шины могут стать домом для комаров, змей и других паразитов. Комары размножаются в стоячей воде, которая скапливается внутри шин. Поскольку болезни, передающиеся комарами, могут представлять серьезную угрозу для здоровья, удаление старых шин и правильное обращение с ними являются приоритетом в штате Миссури.
Варианты утилизации
НЕ сжигайте их! В Миссури запрещено сжигать шины, за исключением объектов, одобренных департаментом. Неконтролируемое сжигание шин может загрязнить наш воздух, воду и грунтовые воды.
Ниже приведены некоторые варианты надлежащей утилизации утильных шин. Либо отрежьте боковины от каждой шины, создав две боковины и протекторное кольцо, либо разрежьте каждую шину через центр протекторного кольца (как рогалик) и выбросьте кусочки вместе с бытовым мусором. Шины, разрезанные любым из этих двух способов, являются единственным способом, которым разрешенная санитарная свалка может принять шины для утилизации.
Большая картина
Геодезисты измеряют штабели шин на площадке RIM Tire.К 1990 году незаконные кучи отходов шин стали настолько большими и широко распространены в Миссури, что Законодательное собрание штата приняло Сенатский законопроект 530. Этот закон признавал отходы шин значительным потоком отходов в штате и устанавливал сбор за утилизацию шин для финансирования Департамента штата Миссури. Деятельность Natural Resources по надзору и управлению утилизированными шинами, уборка утильных шин некоммерческими группами, образовательные программы/учебные программы по обращению с твердыми отходами и гранты на материалы для обработки утильных шин. Плата за утилизацию шин в размере 50 центов применяется к розничной продаже каждой новой шины.
Измельчение утильных шин на заводе Bishop Tire, 2006 г.С 2006 по 2018 год департамент проводил программу очистки утильных шин под названием «Сводка утильных шин». Департамент сотрудничал с Департаментом исправительных учреждений штата Миссури для очистки мест свалки шин, содержащих от 500 до 10 000 шин. Из-за экономической целесообразности проведения этих работ по очистке отдел сместил акцент с очистки шин на поощрение и поддержку разработки альтернативных полезных способов использования утилизированных шин. Департамент использует средства, полученные от сборов за утилизацию шин, для создания экономических стимулов для надлежащего обращения с утилизированными шинами в Миссури. Департамент также обучает отдельных лиц и предприятия и стремится поддерживать равные условия для всех участников отрасли, разрешая переработку шин, проверяя предприятия по переработке шин и при необходимости принимая меры по обеспечению соблюдения. Для получения общей информации об обращении с утильными шинами посетите страницу Управление утилизированными шинами — PUB2056.
С начала авторизации и финансирования в 1990 г. —
- Беговая дорожка, на которой в качестве материала покрытия использовались переработанные утильные шины. Было убрано более 17,6 миллионов утильных шин с 1386 площадок утилизации шин, включая надлежащую утилизацию всех выброшенных шин.
- По оценкам департамента, в 132 известных местах по всему штату имеется чуть более 159 000 утильных шин, которые все еще необходимо удалить
- По оценкам департамента, на свалках по всему штату могут оставаться еще 500 000 шин, которые не были обнаружены
- Приблизительно 2000 перевозчиков утильных шин получили разрешение, при этом 60-70 перевозчиков получают новые разрешения или продлевают свои существующие разрешения каждый год.
- Проверки проводятся каждый год в ряде примерно 6 000–7 000 центров сбора старых шин, расположенных в штате .
- Приблизительно 30 предприятий по переработке утильных шин получили разрешение на переработку цельных утильных шин в измельченные шины, шинную стружку или резиновую крошку в качестве исходного материала для других целей.
- По оценкам департамента, к концу 2021 года более 40 000 тонн утильных шин будут перенаправлены из потока отходов и переработаны в различные материалы для покрытия игровых площадок, резиновые коврики, скамейки, столы и другие альтернативные виды использования утильных шинных материалов. .
Для получения дополнительной информации об утилизации шин см. Руководящие документы и информационные бюллетени по утилизации шин.
Как правильно утилизировать шины
Фото: istockphoto.com
В: На днях у моей машины спустило колесо. Я смог без проблем заменить шину, но понял, что не знаю, как утилизировать шины. Могу ли я просто выбросить шину на бордюр вместе с остальным мусором или есть специальные процедуры утилизации шин, которым я должен следовать?A: К сожалению, вы не можете просто выбросить шины вместе с остальным мусором. На самом деле выбрасывать шины в мусорное ведро незаконно. Они содержат стальные ленты, которые могут пробить вкладыши на свалке, что приведет к загрязнению почвы. Кроме того, шины громоздки и занимают много места на свалке. А поскольку шины не поддаются биологическому разложению, они будут храниться тысячи лет, прежде чем разлагаться.
Если вы недавно меняли шину на велосипеде или автомобиле или у вас есть другие старые шины, их переработка может минимизировать количество отходов, которые попадают на наши свалки. Читайте дальше, чтобы узнать, как правильно утилизировать шины.
СВЯЗАННЫЕ: Как использовать манометр в шинах
Когда на автомобиль устанавливаются новые шины, шиномонтаж может утилизировать для вас старые шины. Во многих случаях плата за утилизацию может быть включена в общую стоимость установки новых шин. Возможно, вам придется заплатить дополнительную плату — обычно менее 25 долларов за шину — но, вероятно, она того стоит, учитывая удобство отсутствия необходимости возить старые шины для утилизации.
Однако, прежде чем позволить магазину забрать шины у вас из рук, вы можете уточнить, планируют ли они переработать их или отправить на свалку. В последнем случае подумайте о том, чтобы найти центр по переработке шин и вместо этого утилизировать шины самостоятельно.
Фото: istockphoto.com
Некоторые продавцы утилизируют старые шины за определенную плату.Даже если вы не покупаете новые шины, а хотите избавиться от старых, некоторые розничные продавцы, такие как магазины шин и автозапчастей, все равно утилизируют ваши шины. В зависимости от вашего региона и выбранного вами продавца стоимость утилизации шин может варьироваться, но обычно плата составляет от 5 до 20 долларов за шину.
Возможно, вам придется обзвонить несколько местных розничных продавцов, чтобы найти того, кто готов утилизировать старые шины. Когда вы будете звонить, обязательно спросите у розничных продавцов, которые предлагают услуги по утилизации, будут ли шины переработаны или отправлены на свалку. Чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду, найдите магазин, который перерабатывает шины.
ПО ТЕМЕ: Лучшие манометры для автовладельцев
Фото: istockphoto.com
Специализированные центры утилизации могут бесплатно перерабатывать шины.В вашем округе или муниципалитете может быть специализированный центр утилизации, куда можно сдать шины и другие предметы, требующие особого ухода, такие как электроника или опасные отходы. Если вы не знаете, где находится ваш местный центр утилизации (или предлагается ли эта услуга вообще в вашем районе), попробуйте поискать в Интернете «утилизация шин рядом со мной», «бесплатная утилизация шин рядом со мной» или «где я могу утилизировать шины бесплатно». Местные органы власти также могут дать рекомендации лично или по телефону.
Если вы планируете заменить шины своего автомобиля самостоятельно, сначала изучите боковины своих старых шин, чтобы убедиться, что приобретаемые вами сменные шины соответствуют типу и размеру вашего автомобиля.
Услуги по вывозу мусора утилизируют для вас шины.Вместо того, чтобы искать место для утилизации шин и отвозить их в центр утилизации самостоятельно, вы можете обратиться в компанию по вывозу мусора. Служба вывоза хлама приедет к вам и уберет все шины за вас, сэкономив ваше время и силы.
Многие компании по вывозу хлама также рекламируют услуги по утилизации, а это означает, что вы все равно сможете уберечь свои шины от попадания на свалку, работая с ними. Тем не менее, обязательно уточните это у конкретной компании, которую вы планируете использовать, прежде чем вывозить шины.
СВЯЗАННЫЕ: Как утилизировать старые или сломанные инструменты
Фото: etsy.