своими руками на токарном станке
Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики Блога Андрея Ноака! Сегодня поговорим о том как производится изготовление деревянной посуды в домашних условиях. Действительно установив себе нижеописанную технологию можно не плохо зарабатывать своими руками.
Преимущества деревянной посуды
- Деревянная посуда является не только одной из самых экологически чистых, но и полезных.
- Именно посуда из дерева хранит в себе полезные бактерии для организма человека.
- Уникальные свойства древесины позволяют продуктам храниться и не портиться более длительное время чем в любой другой посуде.
- Высокие декоративные свойства деревянной посуды позволяют ее применять как украшение на любом столе.
- Древесина не проводит тепло, поэтому еда может длительное время оставаться горячей, а обжечься о такую чашу невозможно.
Именно этим мотивируют своих покупателей производители деревянной посуды в Европе.
Недостатки
- Возможен преждевременный выход при неправильном хранении.
- Срок годности меньше чем у стеклянной и пластмассовой посуды.
- За деревом необходим дополнительный уход. Зайдите в поисковик и вы увидите, что много людей столкнулись с проблемой потемнения посуды.
Сырье для производства посуды из дерева
Древесные породы.
- Береза.
- Рябина.
- Вяз.
- Липа.
- Кедр.
- Можжевельник.
- Осина.
- Лиственница.
- Клен.
Требования к древесине для изготовления посуды
- Дерево должно быть недавней заготовки. Именно такое дерево обладает достаточной пластичностью.
- Не допускаются такие дефекты как синева, гниль, трещины, сучки, древесина из сухостоя.
- Преимуществом пользуется древесина первого второго реза, именно она имеет наименьшее количество сучков.
- Большие диаметры дают большее количество посуды.
Технология производства деревянной посуды
Изготовление деревянной посуды не очень сложный процесс. Все операции получения готового изделия можно поочередно расписать следующим образом:
- Заготовка леса. Этот процесс в идеале должен производиться индивидуально под производство, для получения минимального количества отходов. Подсказкой на данном этапе могут быть следующие советы:
- Тщательный осмотр бревна на дефекты.
- Не нужные дефекты удаляются на этапе заготовки.
- Древесина раскряжевывается только на кратную длину получаемых впоследствии заготовок.
- Вывозка леса.
- Раскряжевка на заготовки.
- Изготовление посуды на токарном станке.
- При желании нанесение покрытия и рисунка.
Следует помнить что из больших диаметров древесины желательно производить большую посуду, так коэффициент полезного использования сырья будет гораздо выше. В среднем из одного куба дерева можно получить до 80 чашек разных размеров.
Выводы из всего вышеописанного
Психологи утверждают, что у каждого человека свой путь. Аналогично можно сказать что и каждый вид бизнеса будет развиваться если найти путь этому бизнесу. Объясним это на сегодняшнем примере, бизнес по производству деревянной посуды будет развиваться при наличии небольшого но качественного леса разных пород в качестве сырья для изготовления посуды. Конкретно в наших условиях при наличии древесины не особо пользующейся спросом в качестве пилмата, в других случаях конкуренцию данному бизнесу могут составить обычные лесопилки.
Для лесопилок большое число разных пород древесины, не всегда хорошо, так как потребитель предпочитает брать конкретные породы, а не «супермаркет». При производстве посуды это преимущество позволит разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.
Также для окупания работы лесопилки необходимы большие объемы древесины, даже для обычной ленточки нужно около 30 кубометров в смену. При изготовлении деревянной посуды можно съездить один раз на «ГАЗике» в лес и привести сырья в чурках на месяц работы (сырье должно быть «белое»).
Как мы увидели вложений для такого бизнеса как производство посуды требуется не очень много:
- Вывозка и заготовка леса может осуществляться как собственными силами, так и от поставщиков. Требования к сырью заранее обговариваются.
- Бензопила.
- Токарный станок по дерева для больших размеров. На этот станок устанавливается специальная насадка.
- Шаблоны для покраски и краскопульты.
Какая посуда будет наиболее востребована задаются иногда производители, на этот вопрос можно сказать следующее: «Наиболее востребованной будет посуда которая чаще применяется на кухне, а это чашки, стаканы, декоративные вазы, и даже кастрюльки из дерева».
Видео производства деревянных чашек на токарном станке:
Хорошая книга о деревянной посуде имеется тут!
Удачи и до новых встреч!
andreynoak.ru
Какая древесина подходит для изготовления посуды — Древология
Деревянная посуда оригинальный и стильный предмет кухни. Конечно, посуда из дерева уже не пользуется тем спросом, когда другой посуды просто не было. Но в наше время погоня за экологичностью своего дома, возвращает спрос на деревянную посуду.
Но не все породы дерева подходят для изготовления не только качественной посуды, но и посуды в принципе. В статье разберемся, из каких пород дерева делают посуду и какую лучше всего выбирать
Плюсы и минусы деревянной посуды
К положительным характеристикам деревянной посуды можно отнести :
- Само собой, первым плюсом деревянной посуды выступает натуральность материала. Посуду из дерева не обрабатывают химическими средствами, красками и т.д.
- Некоторые породы дерева, используемые для производства посуды, могут способствовать улучшению состояния при болезнях желудка, в некоторых случаях даже излечить болезнь.
- Деревянная посуда не разобьется при падении не появляются сколы при ударе. Поэтому, высокая прочность это второй плюс деревянной посуды.
- В деревянной тарелке (чашке, кружке и т. д.) пища и напитки остывают дольше, а снаружи посуда не становится обжигающе горячей.
- Дубильные вещества, которыми богата древесина обогащают вкус и аромат пищи. Потом, дерево обладает природными антисептическими свойствами, которые улучшают качество пищи, дополнительно «обеззараживая» ее.
- В посуде из дерева, пища дольше не покрывается плесенью. Крупа в деревянной емкости не отсыревает.
- Сравнительно низкая стоимость деревянной посуды, относительно аналогов из других материалов.
Недостатки деревянной посуды
- Посуду из дерева нельзя использовать в духовке и микроволновке
- Нужно соблюдать определенные правила ухода (нельзя мыть в посудомоечной машине, мыть сразу после использования, тщательно просушивать во избежание появления грибка и плесени)
Из породы каких деревьев делают посуду
Правильно подобрать древесину, для изготовления посуды, это очень важный момент. От которого зависит прочность, долговечность и качество изделий.
Основными породами, которые используют для изготовления посуды являются древесина дуба, акации, осины, ясеня, бамбука, липы
Древесина дуба имеет высокую степень стойкости к влаге, перепадам температуры. Вместе с тем обладает очень дуб очень прочен.
Тонкий приятный, стойки аромат имеет древесина акации. Плюс, текстура акации очень красивая. Посуда выглядит шикарно.
Для производства посуды, бамбук можно назвать лучшим материалом. Бамбук легкий, прочный, стойко переносит влажность, обладает выраженным антисептическим свойством. А еще бамбук не поглощает запахи., в отличие от других пород дерева.
Механические характеристики по стойкости к внешним воздействиям древесины липы, сделали ее древесину активно применяемой для изготовления деревянной посуды. Кроме того, благодаря веществам, входящим в состав древесины липы, она обладает тонизирующим, бактерицидным и даже лечебным действием.
Прочная и долговечная посуда получается из древесины ясеня. А также, она обладает глубоким, насыщенным темным и очень красивым цветом
Помимо характеристик древесины, важно, из какой части ствола изготовлена посуда
Древесина из самой нижней части ствола-самая прочная, структура ее должна быть прямолинейной. Прочности прибавит изготовление посуды из свежесрубленного, сырого дерева. Кроме того, такое дерево легче поддается обработке, нежели прошедшее сушку.
Дополнительной обработке посуда не подвергается, за исключением покрытия пищевым лаком.
Приятного аппетита и здоровья вам!)
Вам будет интересно
drevologia.ru
Деревянная посуда: вопросы и ответы
Экологический стиль оформления кухни находится на пике моды. Те, кто следит и заботится о своем здоровье, предпочитают использовать в интерьере кухни натуральные материалы, такие как дерево, камень, песок, стекло или глина. Кухонная утварь, сделанная из натуральных материалов, требует иного ухода нежели изготовленная из пластика.
Так как наша мастерская производит деревянную посуду, поэтому я остановлюсь сегодня на теме, как выбрать деревянную посуду и ухаживать за ней.
Прежде всего нужно определиться для какой цели вы приобретаете деревянную посуду. Вы хотите пользоваться ей время от времени или вам нужна посуда для ежедневного пользования? Если вы планируете регулярно пользоваться деревянной посудой,то возможно вам будет удобнее для каждого блюда иметь определенную посуду. Ведь если посуда без покрытия или покрыта маслом, она в любом случае будет впитывать в себя запах блюда, которое в ней находится. Например вы любите подавать плов, как в Средней Азии на большом деревянном блюде? То это блюдо у вас будет пропитано маслом, ведь в плове всегда много растительного масла. А может вы любите подавать шашлык с зеленью? Эта посуда всегда будет сохранять в себе запах костра и остатки угольков, которые есть на кусочках мяса.
Бытует мнение, что посуда из клеенного дерева хуже, чем посуда из цельной древесины. Но это заблуждение. Мы используем клеи фирмы Kleiberit. Немецкое качество. Даже разделочные доски в нашей семье из клеенной древесины, они служат нам очень долго и не деформируются. Преимущество клееной древесины в том, что она практически не подвержена деформации, чего не скажешь о посуде из цельного дерева.
Покрытие посуды тоже очень важный вопрос. Многие предпочитают покрытие маслом. Но сразу предупреждаем, что за такой посудой очень сложно ухаживать. Такое покрытие требует постоянного обновления. Хотя бы раз в месяц нужно пропитывать посуду заново маслом и через время вытирать войлоком или шерстью. Но если вы купили посуду покрытую маслом и не пользуетесь ей, то учтите, что через время она покроется толстым слоем пыли. Потому что именно на такую поверхность пыль быстрее всего оседает и ее сложно потом отмыть.
Если вы планируете приобрести посуду для фруктов, овощей или для торта, то лучше использовать лакированную посуду. Она лучше относиться к влаге и за ней проще ухаживать. Мы используем мебельный лак, основа которого — органические смолы, они безопасны. Но лакированная поверхность не терпит контакта с горячими продуктами, тольхо для холодный закусок, фруктов, овощей и т.д.
Итак, простые правила ухода за деревянной посудой:
1. Ни каких посудомоечных машин, иначе вы достанете из нее только кучку щепок.
2. Деревянная посуда не терпит долгого контакта с водой, иначе она разбухнет и потрескается.
3. Для мытья деревянной посуды не использовать агрессивную химию, максимум мыльное средство для мытья посуды.
4. Сразу после мытья посуду нужно вытереть насухо и хранить в хорошо проветриваемом шкафу в далеке от нагревательных приборов, включая батареи отопления.
5. Раз в месяц кухонную утварь из дерева нужно протирать теплым спиртом или водкой. Такое простое средство предотвратит распространение микробов и бактерий на деревянной поверхности.
6. Разделочную доску рекомендуется заменить после года эксплуатации. Ложки и тарелки не должны служить хозяевам более пяти лет.
7. Если ваша посуда без покрытия стала шершавой, то возьмите мелкую наждачку и немного потрите посуду, она вновь станет гладкой.
Пользуйтесь деревянной посудой и получайте от этого удовольствие!
www.livemaster.ru
одноразовые изделия из дерева для ресторанов, особенности русских расписных наборов под хохлому
Дерево – один из первых материалов, который человек освоил. Оно просто в обработке, универсально и смотрится красиво, поэтому неудивительно, что первая посуда была изготовлена именно из него.
Немного истории
Из древесины изготавливали на Древней Руси большую часть кухонной утвари и не только. Как показали археологические находки, уже в VIII веке деревянная посуда имела большой успех. Самые дорогие экземпляры имели декоративную резьбу на внешней стороне.
В качестве основы использовались лиственные породы, поскольку этот материал обладает необходимыми свойствами. Методов изготовления было несколько. Утварь была представлена несколькими видами:
- точеная;
- долбленая;
- резаная;
- бондарная;
- из заклепок;
- собранная обручами.
Большее распространение получила точеная посуда, это были не только кружки, но и тарелки, ложки, ступки и многое другое. В хозяйстве использовались деревянные тазики, лохани. Ремесленники хранили свои секреты и передавали их из поколения в поколение.
Есть и еще одно преимущество у деревянной утвари – она была доступна всем, независимо от положения.
Ложки были представлены в большом разнообразии, они отличались по форме, поскольку одна использовалась для салата, другая – для супа, а третья – отдельно для горчицы или десерта.
Сегодня такой вид посуды уже не пользуется большой популярностью и больше представляет собой декоративные предметы на кухне.
Плюсы и минусы
Задолго до того, как была изобретена первая серебряная вилка, люди пировали примитивными деревянными столовыми приборами. Долговечность серебряных столовых ложек и вилок, а также легкая утилизация пластиковых приборов в итоге отодвинули деревянные изделия в сторону.
Однако сейчас, в эпоху энергоэффективности и энергосбережения, деревянные столовые приборы снова вернулись в обиход, хотя они не так прочны и гигиеничны, как металлические аналоги, деревянную утварь ценят за ее безопасность.
Из преимуществ можно выделить ряд факторов.
- Дерево – это натуральный материал.
- Древесина – возобновляемый ресурс. К примеру, бамбуковые изделия очень экологичны, вместе с тем само растение быстро заполняет вырубленную зону.
- По сравнению с нефтяными, неразлагаемыми пластиковыми приборами, которые переполняют мировые свалки, деревянные являются безопасными для человека.
- Такие изделия можно производить из любого типа твердой древесины, в том числе березы и клена.
- Переработка деревянных столовых приборов помогает решить растущую проблему утилизации пластмассы и других неразлагаемых и опасных материалов, которые уже в большом количестве содержатся в почве.
- Столовые приборы из дерева могут быть очень красивыми и дорого стоить, если расписаны.
Несмотря на такое количество преимуществ, есть у деревянных изделий и свои недостатки.
- Древесина абсорбент, пористый материал, впитывающая влагу, поэтому она является замечательным местом для размножения бактерий. По этой причине деревянные столовые приборы негигиеничны и непригодны для длительного использования.
- Посуда, изготовленная из определенных видов древесины, таких как кедр или кипарис, может портить вкус еды своим сильным запахом и смолой.
- Деревянные столовые приборы, изготовленные из побочных продуктов, импортированной или переработанной древесины, могут подвергаться воздействию химических веществ в процессе производства.
- Большинство таких столовых приборов тщательно отшлифованы для безопасного использования. Когда материал высыхает, на его поверхности могут образовываться трещины, соответственно, появляются небольшие щепки, которые втыкаются в полость рта.
- Такие изделия недолговечны, а при неправильном использовании и хранении могут прослужить всего несколько месяцев.
Разновидности
Расписной набор посуды для кухни, изготовленный из дерева, с росписью хохлома по обеим сторонам – настоящее произведение искусства. Такое изделие может играть исключительно декоративную роль и не использоваться. Для организации необычного интерьера кухни лучшего дополнения не придумаешь, поскольку такие предметы утвари добавляют колорита.
В поисках чего-то необычного на рынке можно увидеть деревянные изделия в большом разнообразии. Тут представлена посуда следующих производителей:
- русская;
- финская;
- китайская;
- японская.
Каждый представленный вид обладает своими особенностями. К примеру, японская идеально подходит для суши. Она кардинально отличается от финской и русской формой, оформлением, спилом.
Иногда тарелки и ложки делают из оливкового дерева, чаще из других лиственных пород. От качества древесины зависит и стоимость на такую продукцию. Резная, на которой присутствует роспись, стоит недешево и подходит исключительно в качестве подарочного набора. Чем сложнее резьба, тем дороже обходится подобный подарок. На определенных платформах продается старинная посуда.
Можно найти на рынке изделия для меда и даже одноразовые тарелки и ложки, но они практически не пользуются популярностью.
Отдельно нужно упомянуть о видах деревянной утвари, которая использовалась на Руси. Перечислить все сложно, но можно остановиться на тех, что чаще всего использовались в хозяйстве.
- Ушат. Эта емкость была необходима для хранения вина и меда, иногда в ней переносили воду, давали напиться. Основным материалом изготовления служили стволы таких деревьев, как береза и осина. Ушат обладал цилиндрической формой, сверху у него были небольшие «ушки», откуда и появилось такое название.
- Ставец. Своего рода тарелка с крышкой и плоским дном. Использовался не для подачи блюд, а для хранения хлеба и другой кухонной утвари.
- Братина. Такой кувшин часто можно было встретить на столе, поскольку его подавали гостям вместе с напитком. Вокруг него всегда стояли кружки и тарелки с закуской.
- Ложки. Привычные нам изделия очень отличались от тех, что изготавливались в самом начале. После археологических раскопок на Урале были найдены экземпляры весьма необычной формы. Старинная посуда отличалась декоративной красотой, вытачивалась в форме птиц и животных. Историки называют много видов ложек, которые отличались по форме между собой, были рыбацкие, межеумки, полубаски и протирки.
Было доказано, что производство деревянной утвари представляло даже тогда целый промышленный процесс. В одном селе занимались заготовками, в другом – вытачкой, в третьем – шлифованием.
- Ковши. Их тоже было несколько видов. Название брали от места, где изготавливался предмет. К примеру, пользовались популярностью московские и тверские ковши, также были костромские, волгоградские и другие. Чаще всего можно было встретить ковши на праздничном столе, поскольку в них подавалась еда. Московские изделия отличались от всех остальных материалов, поскольку делали их из капа. Со стороны такая посуда очень походила на ладью с плоским дном и заостренным носиком. Прочности такому изделию можно было только позавидовать, толщина стенок достигала 0.8 см. Отличались от московских тверские ковши, которые делали из корня. Такая утварь были низкой, длинной и имела на конце украшение в виде головы коня. Мастера не скупились на оформление резьбы.
- Тарелки. Они также представлены в большом разнообразии. Были глубокие и мелкие, большие и маленькие. Когда князья посчитали, что подавать еду им на стол в посуде, с которой едят и простолюдины, – проявление неуважения, деревянную утварь заменили серебряные и золотые изделия.
Как выбрать?
При выборе качественного изделия стоит опираться на советы профессионалов, поскольку на полках в магазинах есть много моделей, и не все они отвечают требованиям безопасности и долговечности.
- Если и покупать такой предмет для кухни, то лучше, если он будет изготовлен на территории нашей страны. Эти изделия проверяют на качество и экологическую безопасность.
- Обязательно нужно хорошо осмотреть посуду, чтобы пропитка была нанесена равномерно. Если модель лакированная, то она не подходит для использования во время приготовления пищи.
- На поверхности должны отсутствовать любого рода деформации, поскольку при попадании туда влаги дерево треснет.
- Лучшей посудой считается та, что изготавливается из можжевельника и ольхи, а также подходит кедр, осина.
Правила использования
Нередко деревянные изделия приобретаются для ресторанов, поскольку подходят для сервировки необычным образом оформленных столов. Чтобы такая посуда прослужила долго, необходимо знать и соблюдать правила ее использования.
Ставить в микроволновку тарелки из дерева можно, главное, не готовить в них, а лишь разогревать еду. Поскольку материал впитывает влагу и способен со временем расширяться или высыхать, такая утварь с годами теряет свою привлекательность.
По этой причине подобные изделия должны быть пропитаны специальным масленым раствором, который закрывает поры и препятствует проникновению влаги внутрь.
Строго запрещается мыть такую посуду в посудомоечной машине, поскольку это приведет к появлению шероховатой поверхности.
Особенности ухода
Если за деревянными изделиями правильно ухаживать, то они прослужат долго.
- Неприятный запах, который впитывает дерево, устраняется просто. Для этого надо раз в месяц протирать ложки и тарелки смоченной в спирте марлей или уксусом.
- Дубильные вещества в древесине легко устраняются при замачивании утвари в простой воде на несколько часов.
- Выровнять поверхность разделочной доски можно простой наждачной бумагой.
- Протирание отваром луковой шелухи или перекисью водорода позволяет увеличивать срок службы деревянной утвари.
- После использования тарелки, ложки требуется сразу споласкивать и вытирать насухо.
- Хранится такая утварь в хорошо проветриваемом шкафу, где отсутствует повышенная влажность.
О том, как сделать тарелку из сосны, смотрите в следующем видео.
vplate.ru
Бизнес идея — изготовление посуды из дерева. Из
- Прихожая
- Спальня
- Декор
- Кухня
- Гостиная
- Мебель
- Своими руками
- Детская
- Шторы
- Ландшафтный дизайн
- Интерьер
- Ванная
- Обои
- Прихожая
- Спальня
- Главная
- Декор
desinprof.ru
Деревянная посуда своими руками :: SYL.ru
Кухонная утварь является обязательным атрибутом в хозяйстве любого дома. В обслуживании гастрономических потребностей задействуется множество элементов и приспособлений, но главное место среди них занимает посуда. Как правило, она изготавливается из фарфора, стекла, фаянса, керамики и различных металлов. Однако ценителей изящных искусств и приверженцев экологической безопасности все чаще привлекает деревянная посуда для бытовых нужд. Казалось бы, от натурального материала давно отказались ввиду его непрактичности в использовании. Но это не совсем так, поскольку многое в эксплуатационных свойствах зависит от технологии изготовления. Древесина – один из самых гибких в обработке материалов, поэтому из нее можно сделать красивую и прочную посуду даже своими руками.
Какую древесину использовать?
Характеристики дерева не позволяют его применять во многих областях строительства и промышленности. Требования для кухонной утвари не столь высоки, но и здесь лучше заранее использовать материал с наиболее высокой стойкостью к температурным и физическим воздействиям. И выбор предоставляется немалый: липа, клен, бамбук, рябина, кедр и т. д. Кроме технико-эксплуатационных качеств, рекомендуется оценивать и лечебные свойства, которыми может обладать деревянная посуда из конкретной породы. Например, дуб оказывает восстановительное и укрепляющее воздействие на зубы, а рябина обеспечивает слабительный и кровоостанавливающий эффект. Разумеется, для наиболее полного действия в медицине используются особые технологии обработки деревьев, коры и листвы, но и ежедневный контакт с такой посудой, несомненно, даст определенный результат.
Оборудование для изготовления посуды
В решении этого вопроса многое зависит от планируемых объемов выпуска. Это может быть и единичное изготовление нескольких экземпляров для собственного дома, мелкосерийный выпуск для родственников и друзей или же полноценное производство деревянной посуды, рассчитанное как бизнес-проект. В первых двух случаях можно ограничиться минимальным набором для обработки древесины, который будет состоять из рубанка, стамески, резцов, различных лобзиков и пил. Но если предполагается серийное изготовление посуды, обойтись без токарного и шлифовального станков не получится. Впрочем, производство изделий домашней утвари на продажу не всегда подразумевает необходимость использования специализированного оборудования. В России немало ремесленников, которые применяют лишь несколько плотницких инструментов, и это не мешает им создавать настоящие шедевры. В таких случаях ценится именно ручная работа, но зато о крупных объемах производства говорить не приходится.
Технология изготовления
Стандартная техника создания посуды из дерева предполагает изначальное формирование заготовки из массива. Далее начинается разметка на поверхности дерева, в соответствии с которой в дальнейшем будут образованы углубления. Опять же многое зависит от того, каким инструментом выполняется изготовление деревянной посуды, поскольку для удобства возможно и применение обратной последовательности. В этом случае первоначально создается углубление, а затем производится обрезка заготовки с наделением ее максимально приближенной к конечному изделию формой. Специалисты обычно применяют хорошо заточенные резцы, с помощью которых формируются углубления любого вида. Но можно ограничиться и применением обычной полукруглой стамески. По мере работы углубление будет увеличиваться. Для начинающих рекомендуется зафиксировать заготовку в тисках. Профессионалы отказываются от такого решения ввиду его непрактичности – опытный мастер в ходе работы всячески вертит изделие в руках, быстро обрабатывая с разных сторон. Это важно для скорости рабочего процесса, за которой ученику на первом этапе лучше не гнаться.
Создание резьбы
В традиционном представлении русская посуда, выполненная из дерева, обязательно имеет на поверхности изящное покрытие с резьбой. Такую обработку лучше выполнять на заготовках, которые были завершены осенью, то есть в период, когда влага выходит из дерева. В рабочем процессе участвуют резцы, стамески, рашпиль, наждачная бумага. За счет стамески будущая деревянная посуда корректируется в целом по форме и краям. Основная часть работы выполняется резцом, с помощью которого образуются рисунки и орнаменты. В готовом виде такая посуда выглядит маловыразительной, поэтому ее обрабатывают наждачной бумагой для гладкости и выделения текстуры. Рашпиль, в свою очередь, используется в обработке торцов будущих изделий.
Защитное покрытие
Недостаточная стойкость к химическим и температурным воздействиям является слабым местом дерева и фактором, из-за которого его крайне редко используют крупные производители кухонных принадлежностей. По этой причине деревянная посуда сразу после изготовления должна обрабатываться и покрываться защитными слоями. Кроме непосредственного придания прочности и создания стойкого покрытия, специальные составы обеспечивают изделию и антисептические свойства. Это могут быть лаки, масла, пропитки, жиры и специализированные препараты. Но важно учесть, что большинство фирменных средств обеспечения защиты древесины химически вредны, поэтому для посуды их использовать не рекомендуется. Одним из самых доступных и безвредных вариантов такой обработки является льняное масло. Заготовку необходимо погрузить в кипящую жидкость и спустя 1-2 минуты вынуть, оставив до полного высыхания.
Роспись посуды
Деревянные изделия, прошедшие обработку на станке или выполненные путем обычной резки, называют бельем. Такая посуда являет собой чистую заготовку, но при этом имеет форму готовой к использованию утвари. В качестве последующей декорации можно выполнить и роспись деревянной посуды одним из существующих методов. К самым простым технологиям относится оформление гуашью или акриловой краской. Первоначально заготовка проходит обработку мелкозернистой шкуркой, после чего на ее поверхность наносят рисунок с помощью карандаша. Далее по этому наброску формируется уже красочное покрытие. Но есть и другая, более сложная технология декорирования – с помощью хохломы.
Роспись хохломой
Данная методика требует тщательной грунтовки посуды. Она производится в два этапа с промежутками в 6-7 часов. Вначале деревянная заготовка грунтуется вапой, а затем покрывается льняным маслом. Следующий этап предполагает втирание алюминиевого порошка. Это процедура так называемого лужения, после которой приступают к непосредственному нанесению узоров масляными красками. В готовом виде расписная деревянная посуда отличается необычными орнаментами и своеобразным сочетанием оттенков. В обработке хохломой преимущественно используются красный и черный цвета, но для разнообразия нередко включают зеленоватые и желтые тона.
Заключение
Предметы домашнего хозяйства в современных домах по большей части представлены заводскими изделиями, что вполне оправдано с точки зрения практичности и надежности. Но есть ниши, которые вполне может заполнить утварь, созданная в домашних условиях. Для подобных целей является просто идеальной деревянная посуда. Своими руками ее изготовить несложно, зато конечный результат оправдает все ожидания. Кроме экологической чистоты, пользователь сможет рассчитывать на оригинальный предмет кухонного убранства, украшенный эффектными узорами и резьбой. При условии качественной обработки защитными составами такая посуда не проиграет заводским аналогам и по критериям долговечности.
www.syl.ru
Деревянная посуда Руси » Перуница
Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.
О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI — начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.
Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 — братина; 2 — чаша; 3, 4 — блюда; 5, 6 — кубки; 7 — стакан; 8 — чарка; 9 — ставчик; 10 — ставец.
Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец — глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину — сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша — сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш — 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие — даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.
Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. — на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.
В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла — в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия — массивные чаши и ковши — выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов — до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели — подносы. В каждый набор обязательно входят ложки — столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.
Рис. 2. Набор для кофе. Липа, масло, точение, резьба, роспись “Кудрина”. Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова, 1970-е гг., г. Семенов, объединение “Хохломская роспись”.
Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.
Рис. 1. Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.
В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент — плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.
Рис. 2. Ложки. Клен, резьба. Новгород Великий: 1, 2 — простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 — дорожные ложки, X, XI, XVI вв.
У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае (рис. 3). Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой — утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 — 20 мин.
Рис. 3. Русские ложки XIX-XX вв. ГИМ.
На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д. (рис. 1).
Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 — каповый ладьевидным московский ковш; 2 — большой Козьмодемьянским ковш; 3 — Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 — тверской ковш “конюх”; 5 — ковш ярославско-костромского типа; 6 — вологодский ковш-налевка; 7 — северодвинский скопкарь; 8 — тверская ендова; 9 — северодвинская ендова.
Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера — прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.
Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик — в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.
На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние — для подачи напитков на стол, малые — для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.
Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова — невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.
Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X — XII вв. В XVI — XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.
В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол (рис. 2). Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.
Рис. 2. Ковш. Липа, кудринская резьба. 1970-е гг., Хотьково, фабрика резных художественных изделий.
Источник: reznoe.su
www.perunica.ru