Глиняное ремесло: Гончарное ремесло | Традиционные ремёсла и хозяйство

Содержание

когда научились делать изделия из глины, история

Гончарное дело не просто древнее ремесло, оно пускает свои корни в те времена, когда люди еще не овладели даже примитивной агротехникой. И ремесло не просто живет, а переживает сегодня новый виток популярности. Все, что вы хотели узнать про гончарное дело, его секреты и принципы, а также возможность мощного стартапа – далее.

История гончарного дела

Еще недавно историки сводили возникновение ремесла ко временам десятитысячелетней давности. И вот сравнительно недавнее открытие археологов перевернуло это представление о древности гончарства: в Хорватии обнаружили фигурки животных, возраст которых не менее 17,5 тысяч лет!

Первый обожженный сосуд относится к эпохе мезолита. Хотя, что интересно, первоначально умельцы использовали глину не как податливый материал для посуды, а как природное «тесто» для лепки статуэток и фигурок животных. Скорее всего, они носили ритуальный характер, принадлежали к тотемам и оберегам.

О гончарном круге, как полноценном приспособлении для работы с глиной, упоминается в Ветхом Завете. Но это не значит, что он не мог появиться значительно раньше описываемых в книге времен. Известно только, что какое-то время человек мог рассчитывать лишь на ручной труд, но уже тогда понимал – глина способна на многое.

Гончарное ремесло в мире

Глазурованная керамика. Древний Китай IX — I вв. до н.э.

Распространена глина повсеместно, а значит, в самых разных точках земли человек обращался к природному материалу с богатыми возможностями. Пластичная субстанция в руках умельца обретала форму, а главное, обретала и смысл. Но в каждой части света история гончарного искусства своя.

Например, в Китае ремесло появилось как минимум за 2000 лет до нашей эры – примеры тому в виде удивительной керамики и фарфора Китайской Империи красноречивы. Есть сведения и о том, как налажено было гончарное производство и в Античном мире: умельцы использовали простую железистую глину, которая превращалась в изящные амфоры и сосуды.

Веками гончарное искусство развивалось и совершенствовалось, не сдавало своих позиций. В Средневековье керамическую посуду потеснили изделия из серебра, золота и олова. Металл оказался конкурентом глины, но из нее продолжали активно делать гончарные монограммы, изразцы, фамильные гербы – речь идет о знати, конечно. Простой люд такого позволить себе не мог, а потому о полном отказе от глиняной посуды говорить не приходится.

Гончарное ремесло на Руси

Древнерусские керамические изделия с. Сорокино.

На этих территориях гончарное ремесло развивалось еще в доисторическую эпоху. И сейчас археологи обнаруживают во время раскопок артефакты, говорящие много о быте и уровне развития людей разных эпох. Самые интересные образцы – это керамические изделия, сделанные еще до появления гончарного круга. Когда люди научились делать изделия из глины на специальном круге, ремесло стало промыслом, и оно переживало свой расцвет.

Появлялись гончарные мастерские, где каждый хозяин наносил на изделие фирменное клеймо. Форма, размеры, технические хитрости обжига – все это были инструменты крупного рынка, которым в то время считалось гончарство.

В девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины.

Что же до цифр, то еще в девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины. Чистую глину комбинировали с песком, мелкими ракушками, кварцевыми и гранитными частичками. В конце девятого века на юге страны появился гончарный круг: прогресс связывают с переселением туда славянских племен. Именно технический прорыв привел к появлению такой профессии – гончар. Начали появляться мастерские, где работали уже мужчины: так и стало исключительно женское занятие преимущественно мужским.

Затем гончарному ремеслу на Руси пришлось пережить спад: татаро-монгольское иго перевернуло историю древнерусского государства, керамическое дело остановилось. Утварь становилась грубее, уничтожались выдающиеся работы гончаров. И только после освобождения от агрессоров гончарное дело потихоньку начало возрождаться. С переменным успехом оно дошло до наших дней, и в информационную эру больших технических возможностей, славяне стали открывать все больше фамильных гончарных мастерских, а их работы (не без помощи соцсетей) быстро и ловко разлетаются по сотням тысяч адресов. Древний промысел нашел себя и в 21 веке.

Данное видео познакомит вас с историей развития гончарного ремесла.

Виды изделий из глины

Глина – душа гончарного дела. Природный вторичный продукт образуется в ходе разрушения горных пород в результате выветривания. Смешиваясь с водой, глина становится массой с невероятной пластичностью. Керамикой называют материалы и изделия, созданные путем формования и обжига глин. Все керамизделия принято делить на пористые и плотные.

Плотные

Им свойственен показатель водопоглощения меньше 5%. Яркие примеры плотной керамики – напольная плитка и дорожный кирпич. Санитарно-техническую отрасль могут представлять и плотные, и пористые изделия. Плотность керамики определяет степень спекания.

Пористые

Поглощают более 5% воды. К ним относят глиняный кирпич, пустотные стеновые камни, черепицу для кровли, облицовочную плитку. Различие изделий обуславливает структура черепка. Керамический черепок – это материал, из которого после обжига состоит керамика.

Материалы гончарного ремесла

Глина состоит из очень маленьких кристаллов, которые и формируют каолинит, глинообразующий материал. Используют в гончарстве несколько сортов глины.

Глиняные изделия производят из:

  • природной красной глины;
  • белой и цветной;
  • майолики;
  • пористой керамической массы;
  • каменной керамической массы;
  • глины для фарфора и т. д.

Каждый вид природного материал отличен от другого: например, из белой глины производят изделия, которые после обжига приобретают цвет слоновой кости. Из майолики делают знаменитую фаянсовую посуду. Глина же для фарфора непористая, после обжига изделие приобретает характерную прозрачность и изящество.

Отдельного упоминания заслуживает глазурь для керамики, без которой сегодня невозможно представить гончарное искусство. Глазурью называют тонкое стекловидное покрытие, которое наносят поверх изделия из глины. Керамическая глазурь может быть глухой и прозрачной, блестящей и матовой, цветной и бесцветной. Глазурирование – процесс, при котором предмет окунается в глазурный шликер. Второй вариант – поливка предмета составом глазури. Используют нередко и метод распыления. Прозрачную глазурь можно сделать даже в домашней мастерской, хотя вручную сегодня этим мало кто занимается.

Инструменты для работы с глиной

Лепка из глины – процесс, предполагающий оттачивание мастерства. Какие-то инструменты покажутся неудобными, и вы будете искать подходящую альтернативу. У каждого мастера появляется свой инструмент: чуткий и вторящий его стилю работы.

Список инструментов для начинающего керамиста выглядит так:

  • Струна. Именно ею вы будете срезать готовое изделие с гончарного круга. Это леска или очень тонкая проволока, оба конца которой зафиксированы на деревянных ручках (в силу безопасности труда). Металлоструны быстро уходят в утиль, потому большинство мастеров предпочитают работать с леской.
  • Турнетка. Так называют крутящуюся небольшую подставку из металла, без которой художник-керамист редко обходится. Турнетка организует медленное вращение вокруг своей оси, за счет чего мастер создает идеальной ровности линии.
  • Стек. Это очень общий термин, так как под ним подразумеваются самые разные инструменты для декорирования и моделирования керамики. Это и деревянные стеки, и стек-ножи, и скульптурные стеки, и, наконец, пластмассовые (надо же с чего-то начинать). Топ-стек – гончарная петля, ею выгребают глину и обрезают края изделия.
  • Штампики, оттиски, фактурные гребни. Этими инструментами создается рельеф и текстура еще сырого изделия, наносятся ими симметричные полосы.
  • Гончарный циркуль. Это измеритель, который позволяет сравнить линейные размеры деталей и размеры, взятые по масштабной линейке, калибру и концевым мерам.
  • Подручные средства. Условное название всевозможных вспомогательных аксессуаров: скалки для раскатывания, губки, текстильные фрагменты (лоскутки), листы из дерева и гипса.

Настоящий керамист не может работать без гончарного круга. Когда начинали делать предки изделия из глины, его не было, и вы, как новичок, можете пойти тем же путем. Но практически все приходят к тому, что развиваться без наличия гончарного круга невозможно. Он формирует посуду и прочие изделия, задействовав инерцию вращения. Это придает работе нужную форму и, что немаловажно, повышает производительность труда.

Этапы работы с глиной

Не спешите сразу делать керамические шедевры – научаться в любом возрасте приходится по принципу «от простого к сложному». Сначала потренируйтесь соблюдать все этапы работы, тщательно отрабатывая каждый.

Подготовка глины

Разбейте материал на маленькие части, высушите, а потом залейте горячей водой. Когда глина набухнет, переложите ее на стол, устланный тканью. Регулярно материал переминайте и переворачивайте. Когда лишняя вода уйдет, можно браться за дело – глина готова.

Если же в ней есть примеси, ее предварительно очищают. Это можно делать путем продавливания через мелкую сетку (в пластичном состоянии) либо разминая в руках сухой материал. Можете залить глину водой, дать пару часов отстояться – тяжелые примеси оседают на дно.

Глиняное тесто проминают на столе. Струной, сделанной из лески или же гитарной, с закрепленными по бокам деревянными брусочками, глину разрезают.

Формовка изделий

Предполагает несколько способов работы. Первый – это вытягивание сосуда из куска глины на гончарном круге. Существует также формовка путем выбивания, отминка в форму, лепка из четырех горизонтальных поясов, лепка из нескольких частей со спаями, а также ленточно-жгутовый способ.

Современный гончарный круг электрический, и хоть это упрощает процесс изготовления изделия, научиться работать руками придется так, как учились этому еще наши предки. Можно сравнить уроки работы на круге с уроками игры на фортепиано: каким бы оно не было технически совершенным, руки, их постановка, опыт и прилежание решают все. Толщину сосуда, который вы делаете, должны чувствовать тактильно: никакая техника здесь не поможет. Когда вы научитесь нескольким базовым постановкам рук на гончарном круге, примитесь за освоение основных операций. Начиная от центровки глины на круге, продолжая фиксированием дна сосуда, вы постепенно будете осваивать очень интересное, живое ремесло.

Обжиг

Оставшаяся в материале часть влаги испаряется при обжиге, начинается процесс остекловывания. Материал в руках мастера обретает жесткость и прочность, он более не способен присоединять воду. Сегодня для обжига чаще используются электрические муфельные печи. Какую температуру выставлять – отдельное мастерство: ее плавно повышают, а потом плавно же понижают (по четкой схеме).

Пока изделие не остынет, из печи его не вынимают – может расколоться. Готовая работа словно катарсис для мастера, гончарные изделия ручной работы не сравнятся с конвейерным производством.

Нанесение глазури

Делать это можно путем пульверизации, которая должна пройти несколько сеансов (3-5), после каждого изделие просушивается. Применяется и метод набрызга с помощью кисточки или щеточки с иголкой. Мастер может выбрать окунание, полив, тампонирование, кистевое нанесение глазури – как именно декорировать керамику, автор решает индивидуально. Обычно начинают пробовать себя в этом деле молодые керамисты, выбирая тампонирование и пульверизацию.

Что требуется, чтобы открыть свое дело

Стартовать с нуля не получится: вы должны «прокачаться» в плане техники и предусмотреть начальные траты. Посмотрите, что у вас хорошо получается: мелкая сувенирная продукция или вы, к примеру, неплохо делаете авторскую посуду.

Примерный план действий:

  1. Гончарное дело поначалу ваше хобби, но если чашки и вазочки охотно нахваливают друзья, можно задуматься о бизнесе.
  2. Проведите простой маркетинговый срез: у знакомых и друзей узнайте, что из ваших работ они бы купили и за сколько.
  3. Если вашим творчеством интересуются, ищите помещение, знакомьтесь с нормами и требованиями по технике безопасности.
  4. Начинать можете как ремесленник – меньше рисков, небольшой ремесленный сбор, но и меньше объем производства.
  5. Когда заказов больше, чем свободного времени и возможностей, можно открывать гончарную мастерскую.
  6. На приобретение качественной печи, инструментов и материалы нужны деньги, чтобы их быстрее «отбить», не просто отдавайте товар на реализацию и работайте по заказам, а проводите мастер-классы, раскручивайте свой аккаунт, участвуйте в крупных выставках и ярмарках.

В видео подробно рассказываются достоинства гончарного ремесла как бизнеса.

Попробовать стоит: даже если дальше хобби не зайдет, глина будет дышать в ваших руках, руки приобретут особую чуткость и даже кинестетическую интуицию – занятие действительно завораживает. Ручной труд с психотерапевтическим эффектом: не зря так называют гончарное дело, которое своей тысячелетней историей обеспечило себе лучшую рекламу.

история, традиции, сохранение промысла в Меленковском районе Владимирской области.

ОписаниеВидео

Гончарное ремесло считается одним из древнейших на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна. Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду и украшения. С изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

На Руси было множество гончарных мастерских, изделия которых отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство считалось самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Одним из центров гончарного посудного производства на Владимирской земле было село Коровино Меленковского уезда.

Коровинская чернолощеная посуда была хорошо известна своей простотой и функциональностью: пищевые горшки различной емкости, молочные крынки, кашники, плошки, блюда, тарелки, кружки, курганы для браги, воды и молока, квасники, корчаги и бочата для солений и запасов пищи, кувшины и т. д. Мастера использовали ручной гончарный круг и ручную лепку.

С конца XIX века стал применяться ножной гончарный круг, обусловивший переход к новой технике изготовления посуды. В XX в. началось производство светлоглиняных изделий, покрытых цветной контрастной глазурью, что сделало коровинскую бытовую керамику более нарядной и гигиеничной. Она постепенно вытеснила чернолощеную посуду. Эту глиняную посуду продавали на базарах и ярмарках в разных городах Владимирской губернии и даже за ее пределами. Она нравилась прочностью обжига, сдержанным декором, удобством и разнообразием форм.

Вплоть до начала XX в. в коровинском гончарстве удерживалось и изготовление лепных игрушек, истоки которого уходят в древнейшие времена. Им в деревне занимались женщины и подростки, которые вручную лепили фигурки птиц, коней, медведей, баранов. Затем игрушки раскрашивались масляной краской красного, желтого, зеленого и коричневого цветов в виде беспорядочно разбросанных декоративных пятен.

В советское время отдельные коровинские мастера объедились в сельскую артель. С 1932 г. в селе Коровино работал керамический завод. В послевоенные годы гончары трудились в отдельной бригаде имени Куйбышева в г. Меленки. С 1960-х годов гончарным производством занимался отдельный цех Меленковского промкомбината, где работали потомственные мастера-гончары. Часть коровинских гончаров-надомников сдавала в этот цех свою продукцию. Однако к началу XXI в. это гончарное производство было утрачено.

В настоящее время традиции гончарного ремесла сохраняет семья Малаховых в селе Коровино. Она создала целый домашний гончарный цех, передавая ремесло из рук в руки, из поколения в поколение. В 2008 г. династии гончаров Малаховых было присвоено звание Лауреата Областной премии в области культуры, искусства и литературы с вручением Диплома за большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства. Гончары творчески подходят к использованию местных традиций. Они не просто копируют форму изделий и их художественное оформление, но в процессе работы изменяют ее, разнообразят детали.

Мастерская-цех, которую возглавляет Алексей Михайлович Малахов, хорошо известна во Владимирской области и за ее пределами, имеет большие заказы. Семья Малаховых участвует в региональных, всероссийских и международных выставках народных промыслов, побеждает в творческих конкурсах. Средства, которые дает ей активная деятельность, во многом уходят на расширение и усовершенствование керамического производства. Мастера постоянно работают над созданием современного ассортимента практичной и декоративной керамической посуды.

Сыновья Алексея Михайловича – Алексей и Михаил Малаховы – устраивают мастер-классы. Работа и изделия гончаров Малаховых по-прежнему вызывают восторг и восхищение, ведь перед глазами публики оживает история. Сейчас у А.М. Малахова подрастают внуки, которые уже тянутся к гончарному кругу, пытаются создавать свои первые творения из глины. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет с лица земли.

В 2016 г. гончарное ремесло села Коровино Меленковского района было отмечено на российском уровне. Оно было признано одним из лучших традиционных промыслов и было включено во всероссийский путеводитель по сельскому туризму, представленный Общественной палатой РФ совместно с порталом Культура.рф.

Адрес: Владимирская область, Меленковский район, село Коровино, Гончарная мастерская Малаховых
Телефоны: +7 (49247) 2-10-02, +7 (920) 625-72-31, +7 (920) 625-72-19

Автор: В. Королькова

Источник: Телерадиокомпания «Губерния 33», эфир от 26.06.2017

Источник: Призыв ТВ, эфир от 13.11.2014

Поделитесь:

Лучшая современная керамика — CLAY + CRAFT

У нас есть небольшой выбор современной керамики для продажи в THE MUDD HOUSe STUDio (ранее — магазин/студия CLAY + CRAFT), который находится по адресу: 810 N Coast Hwy 101, Encinitas, CA 92024.

В настоящее время я переезжаю на Мауи. Узнать больше

МОЖНО Здесь .

Пожалуйста, присоединитесь к нашему списку адресов электронной почты, чтобы узнать, когда наш интернет-магазин будет пополнен.

Современная коллекция

Неподвластная времени посуда для напитков, тарелки и пиалы, тщательно продуманные для развлечения. Графин обманчиво держит бутылку вина (сакэ, воды или чего угодно вашему сердцу). А керамические чашки на 6 унций и глиняные кружки на 12 унций предназначены для всего: от кофе до коктейлей. Доступны в четырех цветах, пока есть запасы.

Продано

Быстрый просмотр

Современная тарелка / пластина

48,00 $

Продано

Быстрый просмотр

Чаша

40,00 $

Продано

Quick View

Набор графин + чашка / набор для саке / набор для вина / набор для виски / подарочный набор

135,00 $

Продано

Quick View

Кружка / 12 унций — Стакан / Кофейная чашка

35,00 $

Продано

Графин — Графин для вина / Графин для саке — Лучшие графины для саке

75,00 $

Продано

Quick View

Чашка / 6 унций — Чашка для латте / Чашка для чая / Маленький стакан

30,00 $

ОТМЕЧЕННЫЕ НАГРАДЫ ВАЗЫ

Идеально брошенные, а затем намеренно измененные. Наша переделанная коллекция ваз — это ода художнику. Сериал прославляет процесс, охватывает несовершенство и подчеркивает красоту того, что мы продвинулись немного дальше.

Минималистичные, но значимые гончарные вазы ручной работы для любого стиля дизайна и пространства.

Продано

Быстрый просмотр

Измененная серия ваз

от $50,00

Продано

Quick View

Маленькая ваза для цветов / ваза для бутонов

35,00 $

Коллекция Organic

Наша коллекция Organic подчеркивает материал и его естественную красоту. Мы позволяем глине идти туда, куда она хочет, чтобы создавать необработанные, но изысканные органические сырные доски и тарелки, включая BlateTM, нашу фирменную комбинацию миски и тарелки, вдохновленную минимализмом.

Продано

Quick View

Тарелки с органическим сыром

30,00 $

Продано

Quick View

Тарелки / тарелки — органические тарелки в стиле минимализма

от 40,00 $

Продано

Быстрый просмотр

Органические чаши / тарелки

от $38,00

ДОМАШНЯЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ + КЕРАМИЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ

Персонализируйте свой дом и естественным образом украсьте свое пространство, привнеся в него внешний вид.

Продано

Быстрый просмотр

Керамическое настенное искусство / Настенные колокольчики

от 60,00 $

Продано

Быстрый просмотр

Солнце + Море Художественная инсталляция из керамики

250,00 $

ПРАЗДНИЧНЫЕ ПОДАРКИ + Уникальные находки

Будь то подарок любимому человеку или подарок себе. У нас есть уникальный выбор небольших партий, единственных в своем роде керамических изделий, созданных, чтобы вызвать радость и сделать ваш дом более священным убежищем.

Продано

Быстрый просмотр

Калифорнийское рождественское украшение

18,00 $

Продано

Быстрый просмотр

Керамическое украшение «Праздничная снежинка»

$18,00

Современный художник по керамике — Сан-Диего — ГЛИНА + РЕМЕСЛО

Николь Новена — сердце и душа

ЗА КАЖДОЙ ГЛИНОЙ И РЕМЕСЛОМ

/klā/ — мелкозернистая земля

/kraft/ — деятельность, связанная с умением делать вещи вручную San Diego Magazine и финалист премии Etsy Design Award, наша современная керамика была заказана для телевизионной рекламы, ее можно найти в ресторанах, ее обожают самые опытные дизайнеры интерьеров страны, и она появляется в домах по всей стране.

CLAY AND CRAFT была основана в 2016 году как небольшая домашняя мастерская керамики. В октябре 2019 года Николь открыла частично студию / частично магазин CLAY AND CRAFT в приморском районе Энсинитас, Калифорния. Пространство служило студией CLAY AND CRAFT и предоставило сообществу Сан-Диего место, где можно было узнать и испытать гончарное дело из первых рук. В конце 2022 года Николь продала студийную часть CLAY AND CRAFT в связи с личным переездом на Мауи. В настоящее время она находится в разгаре переезда и переведет гончарный бизнес на 100% в онлайн.

Следите за нашим путешествием по глине на @clayandcraftco в Instagram или @clayandcraft на Facebook.

Николь Новена — современный художник по керамике

Глиняное покрытие + вечное изготовление.

Николь Новена, родившаяся в Беннингтоне, штат Вермонт, в настоящее время проживающая в Энсинитасе, штат Калифорния, и Мауи, владелица CLAY AND CRAFT / художник по керамике, впервые познакомилась с глиной и с тех пор занимается созданием керамики. Она происходит из рода творческих людей; от повседневных художников до успешных режиссеров, ее желание творить — это черта, которую она унаследовала.

ГЛИНА И РЕМЕСЛО — это результат более чем 20-летнего исследования гончарного дела в сочетании с 15-летним опытом маркетинга и бизнеса.

ВОТ ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ…

  • СОЗДАВАЙТЕ С НАМЕРЕНИЕМ — Сделано в США из местных материалов. Наша керамика неподвластна времени, минималистична и тщательно продумана, чтобы чувствовать себя хорошо и хорошо функционировать. Мы стремимся создавать семейные реликвии, которые выдерживают испытание временем, используя подход «меньше значит больше».

  • СВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ — От земной почвы до функциональных, полезных органических объектов, которые питают нашу повседневную жизнь. Мы нашли эту волшебную сырую, но изысканную смесь.

  • SLOW MADE — Мы возвращаемся к основам, сознательному потреблению, продуманным подаркам, прославляем ручную работу и отстаиваем современную ремесленную культуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *