Дерево дом и столовая для животных – ࠗ . , — .

КОНСТРУИРОВАНИЕ из природного материала — Студопедия.Нет

«Друзья-притворяшки»

Задачи. Закреплять умение детей анализировать природный материал как основу будущей поделки; помогать детям увидеть раз­ное в одном и том же материале, создавать образ способом опред­мечивания, используя приемы: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения; развивать творческую фантазию.

Материалы, инструменты, оборудование. Ветки, корни, сучки разной конфигурации (лучше специально подобрать такие, которые могут вызвать определенные ассоциации), кора, шишки, желуди, каш­таны, древесные грибы, плоды и семена разных растений и пр., плас­тилин.

Содержание занятия. В гости к детям приходит Старичок-лесови-чок. Он хвалит детей за то, как хорошо они «оживили» его друзей-при­творяшек в прошлый раз и говорит, что сегодня принес задание потруд­нее: «оживить» лесные ветки, корни, кору. Демонстрирует их, вынимая из корзины.

Воспитатель говорит Старичку-лесовичку, что дети легко спра­вятся с этим заданием. Затем она показывает детям разные ветки, сучки, корни интересной конфигурации и предлагает определить, на что или на кого они похожи (так, ветки с разветвлением — как будто «ножки» или «ручки», изогнутая ветка — как будто нагнулся человечек и т. п.). Показывая корень, имеющий несколько ответв­лений, воспитатель спрашивает у детей: «На что это похоже? С чем это можно сравнить? Кого напоминает?» Затем поворачивает корень другой стороной: «А теперь на что?» Уже только поворачивая мате­риал, воспитатель демонстрирует один из приемов создания разных образов на одной основе — изменение пространственного положе­ния этой основы. Аналогично демонстрируется и прием достраи­вания (так, если к веткам-ножкам прикрепить шишку, а сверху желудь — получится человечек) и прием убирания лишнего (по совету детей воспитатель сам отрезает ненужные части ножом или секатором).

Следует обращать внимание детей на то, что один и тот же материал может дать разный образ: так, еловая или сосновая шишка с раскрытыми чешуйками, направленными вниз, похожа на юбочку девочки; а если ее перевернуть чешуйками вверх, — на туловище.

173


В процессе самостоятельной работы детей воспитатель не только поддерживает высказывания, но и развивает их, помогает детям уви­деть образ, и практически выпол­нить его, советует, как с помощью дополнительных деталей добиться выразительности (например, фигур­ке, похожей на грибника, — сделать шляпу и корзинку; Бабе-яге — мет­лу; клоуну — воротник из гофриро­ванной бумаги).

По окончании занятия все рабо­ты рассматриваются, Старичок-ле-совичок хвалит детей, просит их рассказать о своих героях, отмечает удачные находки, выразительные образы.

Детские поделки. У ваших детей они могут быть совеем другими.

После занятия. Детские поделки остаются в группе на несколько дней, чтобы дети имели возмож­ность при желании изменить их, зарисовать. Как только интерес детей к поделкам будет утрачен, воспи­татель предлагает детям разобрать их, аккуратно рассортировать мате­риал по коробкам для последующей работы. А некоторые поделки можно оставить для украшения группы, вестибюля и т. д.

ПРИРОДА

«Как животные готовятся к зиме»

Задачи. Формировать представления о сезонных изменениях в жиз­ни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме; воспи­тывать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление их подкармливать; давать первые представления о приспособлении животных к изменениям природы.

Предварительная работа. Наблюдения за животными. Воспитатель обращает внимание детей на изменения, которые происходят в жизни животных: исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже улетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи), другие перебираются побли­же к жилью человека (синицы, снегири, свиристели). Дети наблюдают за птицами на кормушках, подкармливают их. Если есть возможность, наблюдают за белкой: сменила ли она шубку; посещают водоем: оста­лись ли на нем утки? Проводят исследование: есть ли сейчас пиша для

174

животных? На территории детского сада, в лесу дети ищут самих животных или их следы (отпечатки лап, цепочки следов, объеденные шишки, раздавленные ягоды).

Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии, рисунки перелетных и зимующих птиц и зверей (прежде всего, характерных для вашего населенного пункта и природной зоны вашего региона), бумаж­ные силуэты зайцев серого и белого цвета, листы бумаги разного цвета (фоны для моделирования).

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми признаки осени, которые обсуждались на предыдущих занятиях: растения зимой «спят» — почти не растут, не пьют воду. А что происходит с животными?

Педагог рассказывает детям, что разные животные встречают зиму по-разному. Рассматривает с детьми изображения перелетных птиц: грача, ласточки, стрижа. (В каждом регионе могут быть свои примеры.) Дети высказывают предположения: почему эти птицы улетают осенью и прилетают весной; вспоминают о том, чем питаются разные птицы (об этом они узнали на занятиях раньше). В зависимости от характера питания животного ребенок делает вывод: улетает эта птица в теплые края или остается зимовать. Главная причина того, что птицы улета­ют — исчезновение их пищи — насекомых, которые вновь появятся только весной.

Некоторые птицы — вороны, синицы, воробьи — остаются рядом с человеком. Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из северных лесов. Они едят ягоды рябины и других растений. Вороны держатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пиши (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом).

Некоторые животные на зиму впадают в спячку. Чтобы пережить зиму, они осенью много едят, накапливают жир и толстеют. Спит в бер­логе бурый медведь, спит ежик, рыбы спят на дне рек и озер, в ил зары­ваются лягушки, жабы, раки. Под корой деревьев, в старых пнях пря­чутся насекомые.

Мех зверей к зиме становится гуще, пушистее и лучше согревает их в холодное время. Некоторые звери меняют цвет своих шубок. Воспитатель загадывает загадку: «Летом серый, зимой белый» и спра­шивает ребят, почему заяц к зиме становится белым. Для того чтобы ответить на вопрос, дошкольники работают с моделью. Силуэты зай­цев белого и серого цвета поочередно помещают на разные фоны. Затем выбирают фон, на котором белый заяц будет наименее заме­тен, и делают соответствующие выводы. Воспитатель может показать детям фотографии горностая и белки, рассказать о том, как они меняют цвет своих шубок. Горностай становится белым, а белочка — серой. (Детом ее рыжевато-коричневая шубка не очень заметна сре­ди стволов деревьев.)

Педагог объясняет, что некоторые животные (белка, мышь, хомяк, бурундук, сойка, поползень) запасают на зиму корм (желуди, орехи,

грибы, семена и т. п.). В голодное время они ими питаются, но отыски­вают не все запасы. Из оставшихся желудей, семян потом вырастают новые растения.

Дети выбирают животных, которые обитают в их регионе, и расска­зывают, как те готовятся к зиме.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает выводы: живот­ные по-разному готовятся к зиме: впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утеп­ляют свои шубки и меняют их цвет, насекомые прячутся под кору дере­вьев, зарываются в землю и т. д.

После занятия. Дети подкармливают птиц, белок шишками, ореха­ми, семенами. Воспитатель подчеркивает, что животных нужно кор­мить только тем, что они едят в природе.

Дополнительные материалы. Загадки:

Не барашек и не кот, Носит шубу целый год. Шуба серая — для лета, Для зимы — другого цвета.

(Заяц)1

Серый зверюшка, длинные ушки, А хвостик клубком, Спит под кустом, там его дом. Зима наступает — шубку меняет. (Заяц)2

То рыжая, то серая, а названье белое. (Белка)3

1 См.: Природа края. Животный мир / Сост. Гаврилова О. — Тюмень: Софт
дизайн, 1997. С. 128.

2 Там же. С. 129.

3Там же. С. 165.

НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Эта неделя будет посвя­щена формированию первичных представлений детей о лесе, разно­образии растений леса и их взаимосвязи с животным миром. Дети узнают о том, как лес помогает человеку, примут участие в подготовке выставки деревянных предметов. Эта работа будет способствовать формированию у детей бережного и ответственного отношения к при­роде. Знакомясь с разными образами одного и того же сказочного героя, дети будут сравнивать их характеры и поступки; учиться пере­давать содержание рассказа своими словами, высказываться на темы из личного опыта. Результатом этой работы станут книжки-самодел­ки по мотивам прочитанных сказок. Дети познакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства, создадут художествен­ные образы по мотивам народной пластики. Они будут также сравни­вать предметы по весу, познакомятся с относительностью порядково­го счета, будут упражняться в построении числового ряда.

Л     Временные

^         отрезки                  Содержание образовательной работы

Недели

_________ дня_________________________________________________________

1 день Утро        Наблюдения в группе. «Какие веши сделаны из дерева?»

Игры по инициативе детей

Занятия  1. Природа. «Дерево — дом и столовая для животных»

2. Конструирование из природного материала. «На лес­ной поляне»

3. Физкультура № 9.1. Разучивание техники ходьбы при­ставными шагами (вперед, в стороны, назад). Совершен­ствование умения проползать под несколькими препятст­виями. Развитие ловкости (специальные упражнения на развитие координации движений — упражнения цикли­ческого характера с перекрестной координацией)

Прогулка Наблюдения на участке детского сада. «Что сделано из дерева?»

Разучивание народной игры «Коршун» Игры по инициативе детей

После      Чтение по выбору педагога или желанию детей

обеда

Вечер      Игры по инициативе детей

Знакомство с богородской игрушкой, искусством резьбы по дереву (предварительная работа к занятию по лепке)

2 день Утро        Составление «коллекции» деревянных вещей (см. раздел

«Познание окружающего мира»)
——— 1_________ I Игры по инициативе детей______________________________

177

178

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Представления Детей об окружающей природе и ее обитателях, о сказочных персона­жах леса могут иметь воплощение в детских самодеятельных играх. Те Дети, для которых эти сведения эмоционально значимы, могут разыг­рывать с этими персонажами различные сюжеты. Стимулировать дет-

179

ские игры можно подбором мягких игрушек, предлагая куклы для пальчикового театра с изображением тех персонажей, которые встре­чались на занятиях. Дети часто берут на себя роли животных, и свое ролевое поведение строят, подражая им (например, мама-лиса варит кашу на кухне и кормит своих лисят). Поддержать интерес к игре помогут внесенные взрослым элементы театральных костюмов. Кроме этих «лесных» сюжетов, дети могут проигрывать и другие (по сюжетам сказок, мультфильмов, жизненных ситуаций и пр.)

ПРИРОДА

«Дерево — дом и столовая для животных»

Задачи. Формировать первичные представления о разнообразии растений, их строении, о взаимосвязях деревьев с другими растениями и животными.

Материалы, инструменты, оборудование. Комплекты карточек «Кто с деревом дружит». (Каждый комплект включает одну большую карточку с изображением дерева (сосны и дуба) и несколько маленьких — с изобра­жением разных частей дерева и животных, грибов, растений, которые с ним связаны. (Деревья выбираются с учетом особенностей региона.) Большие карточки делятся натри части (крона, ствол, корни). Маленькие карточки к большой карточке «сосна»: хвоя, шишка с семечком, «свечи» сосны, брусника, сон-трава, молодило (заячья капуста), кошачья лапка, белый гриб боровик, белка, дятел, глухарь, лось, гусеница соснового браж­ника, рыжий лесной муравей, жук-короед. Маленькие карточки к боль­шой карточке «Дуб»: дубовый лист, цветок дуба, желудь, ландыш, копы­тень, кабан, хохлатка, пролеска (голубой подснежник), жук-олень, белка, сова, сойка, барсук, гриб дубовик, гусеница непарного шелкопряда.

Содержание занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминает результаты исследований деревьев во время прогулок, их особенности, строение (естьствол, кора, корни, ветки, листья, плоды и семена). Бла­годаря предыдущим наблюдениям дети уже знают, что деревья — это «дом» и «столовая» для разных животных.

Педагог организует работу с комплектом карточек «Кто с деревом дружит». Дети выполняют задание: сложить деревья из отдельных час­тей больших карточек с изображением корней в почве, ствола и кроны дерева. Чем отличаются эти растения? Чем похожи? (У всех есть корни, ствол, крона и т. д.). Затем воспитатель берет по очереди маленькие карточки и советуется со своими воспитанниками, возле рисунка како­го дерева ее положить и почему. Выслушав ответы, он дает дополни­тельную информацию и оставляет маленькую карточку (например, с рисунком кабана) возле большой (соответственно с изображением дуба). Следует чередовать «сосновые» и «дубовые» карточки. В конце

180

игры образуются две группы карточек, на которых нарисованы живые организмы. Жизнь одних связана с дубом (они обычно встречаются в дубовых лесах), других — с сосной (они обитают в сосняках). Обра­щается внимание детей на то, что с каждой из пород связаны разные организмы: и растения, и животные (птицы, звери, насекомые), и гри­бы. Одни используют дерево как дом, другие как столовую, третьи и живут, и питаются на этих деревьях. Кто-то из них ест листья, кто-то — желуди или кору, то есть все части деревьев являются кормом.

Воспитатель проводит игру «Дерево — это…». Педагог предлагает детям определить, что значит то или иное дерево в жизни разных живот­ных и людей. Например: «Для птицы дерево — это… (варианты ответов: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться)». «Для жука дуб — это… (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу)». «Для художника дерево — это… (объект для картины)». «Для усталого путника раскидистое дерево — это… (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть…)». «Дерево для мебельщика — это… (древесина, из которой можно сделать много разных предметов)». «Дерево для зайца — это… (пища — кора зимой, укрытие)». «Дерево для горожанина — это… (чистый воздух; про­хлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха)» и т. п.

В заключение воспитатель делает вывод о том, что деревья играют большую роль в жизни людей и в природе. Множество животных, рас­тений связано с ними невидимыми ниточками.

После занятия. Дети собирают коллекцию деревянных предметов, на следующем занятии по познанию окружающего мира знакомятся с тем, как человек использует деревья.

studopedia.net

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Конспект НОД старшая группа по теме «Деревья» «Путешествие в лес».

Конспект НОД старшая группа по теме «Деревья»

 «Путешествие в лес».

Составила:  воспитатель Гладкина М. А.

                                                                                                   Д/с № 8 г. Коркино

Цель. Совершенствовать представления детей о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе.

Задачи.

Образовательная. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе. Закреплять знания о деревьях и их строении. Развивающая. Развивать наблюдательность, внимание, воображение. Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе, деревьям Предварительная работа.

Рассматривание иллюстрации изображающие деревья. Беседы о деревьях в разное время года, о значении в жизни человека. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Живое — неживое»

Материал. Знаки разрешающие и запрещающие , красный и зеленый обруч, Иллюстрации изображающие деревья, лес, карточки для игры «Из семечка в дерево».

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята вы любите путешествовать? Я предлагаю отправиться на прогулку в лес, (Звучит музыка «Звуки леса»).

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Посмотрите ребята вокруг, что вы видите. Дети. Много деревьев, кустарников

 Воспитатель. Назовите деревья?

Дети. Сосна, дуб, береза, осина….

Воспитатель. Чем похожи все деревья? А чем отличаются?

Дети. Деревья похожи тем, что есть ствол, корни, ветки, листья, плод с семена….

Игра «Из семечка в дерево»

Воспитатель:

 — Сейчас будем играть «Из семечка в дерево» вот 4 карточки нужно разложить, так что было понятно, как из желудя вырос дуб.

Физ. минутка: Упражнение «Расскажи стихи руками»

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Сильными, большими

Ноги — это корни          (раздвигают ноги шире)

Их расставим шире

Чтоб держали дерево (сжатый кулак ставят)

Падать не давали         (над другим кулаком)

Из глубины далеких    (наклоняются, складывают ладошки чашкой)

Воду доставали,             ( разгибаются)

Тело наше — ствол могучий  (раскрытыми ладонями проводят вдоль тела

                                                 сверху вниз)

Он чуть-чуть качается          (покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой острой   (складывают ладошки шалашиком острым

                                                   Концом вверх)

В небо упирается,                (поднимают соединенные руки вверх)

Наши руки — это ветви  (раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы

                                       направляют от себя)

Крону вместе образуют    (смыкают пальцы над головой)

В кроне им совсем не страшно (качают головой)

Когда ветры сильно дуют          (качают поднятыми руками)

Пальцы — веточками будут         (шевелят пальцами обеих рук)

Листья закрывают их                (прикрывают одну ладонь другой)

Как придет за летом осень        (поднимают вверх правую руку, затем левую)

 Разлетятся листья вмиг          (разводят руки в сторону)

Воспитатель. Вот мы немного отдохнули. Ребята вы готовы дальше путешествовать.

Игра «Отгадай и покажи»

1. Стоит Аленка

Платок зеленый

Тонкий стан

Белый сарафан (Береза)

З.Я из крошки бочки вылез

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок

 Ничего, что плод мой мелок (Дуб)

5. Ягода не сладкая

Зато глазу радость!

И леса украшение,    

И дроздам угощения (Рябина)

2. Весной растет

Летом цветет

Осенью осыпается

Зимой отсыпается

А цветок — то- медок

Лечит от гриппа

Кашля и хрипа (Липа)

4.Если дует ветерок

Задрожит ее листок

Ветерок совсем не сильный

Но дрожит листок (Осина)

6. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

 А в иголкак круглый год (Елъ,Сосна)

Воспитатель: А что такое лес? Как вы его себе представляете?

Дети: где много деревьев, цветов, травы, много растений, животных, птиц, насекомых

Воспитатель: Ребята! Лес — это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними.

Воспитатель, Ребята «Для чего нужны деревья»

Например: Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, — богатство всей планеты Земля.

Воспитатель: Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете?

Дети: нам дают его деревья

Воспитатель: Да, ребята, правильно — нам дают деревья. Зеленое вещество в листьях растений — хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и

выделяет чистый кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. И выдающая роль в этом процессе принадлежит деревьям.

Воспитатель. Ребята, а для чего еще нужны деревья?

Дети: Деревья место для постройки гнезда, столовая для насекомых, животных …и т.д.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Мы сейчас поиграем в игру «Можно-нельзя»

В красный обруч — запрещающие знаки поведения в лесу, а зеленый обруч —

разрешающие.

(ломать ветки, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы,

собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, оставлять мусор

после себя).

Воспитатель. Молодцы вы правильно разложили знаки.

Воспитатель. Чем похожи все деревья? А чем отличаются?

Дети. Деревья похожи тем что есть ствол, корни, ветки, листья, плод с семена….

Воспитатель. Ребята, вспомните, какие деревья вы сегодня встречали в нашем

лесу?

Дети: берёза, дуб, осина, ёлка

•    Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)

•    Какие части растений расположены под землей, над землей?

•   Что нужно для роста растений?

   •    Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Воспитатель: Лес — это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.

Воспитатель:   Гуляя по лесу много разных животных мы повстречали. Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу?

^ Чем питаются животные?

^ Как готовится к зиме медведь?

^ Как готовится к зиме белка?

^ Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?

Воспитатель: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие — едят животных, и мы их называем хищниками. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору, и деревья погибнут. А ведь деревья — это самое главное богатство леса.

Воспитатель: А сейчас, ребятки, мы с земли поднимемся в небо.

•    Кто живет в воздухе?

•    Чем отличаются птицы от животных?

•   Как называют птиц, которые улетают на зиму?

•   Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

•    Почему птицы улетают?

•    Чем питаются птицы?

Воспитатель: Среда обитания птиц — воздух. Но они живут и на земле. Гнезда

птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют — пернатые. Одни птицы с наступление холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать.

Воспитатель: Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ.

•    Назовите их. (Дети перечисляют)

•   Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован?

Дети: Насекомые

•    Кому нужны насекомые на земле? Дети: Насекомые нужны птицам. Они ими питаются.

 Воспитатель: Что будет, если исчезнут все насекомые? ( Ответы детей) Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которыми питались насекомые. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки, Не будет воды на земле, будет пустыня, и погибнет человек. Звери, птицы, насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц, зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле.

Итог

Земля — наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Трудно представить себе землю без лесов. Лес — чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь — узнать захочешь. Узнаешь — непременно полюбишь, а полюбишь — в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать

Что нового вы узнали в ходе путешествия?

Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: Мне сегодня тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были

очень активными, внимательными. Я думаю, что вы будите беречь природу,

заботится о птицах и животных.

Воспитатель: Ребятки, а теперь попрощаемся с лесом:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем Добрый лес, могучий лес.

nsportal.ru

Презентация экологического проекта «Лес — наше богатство»

Описание слайда:

Основной этап Вид деятельности Задачи Методы и приемы Познавательное развитие Систематизировать знания детей об лесе, его обитателях,растительности, значении леса как для человека и природы в целом. Наблюденияза деревьями на участке. Отгадывание загадок оживотных, растениях, грибах. Беседы:«Что такое лес», «Польза леса», «Интересные факты о лесе», «Правила поведения в лесу»; просмотр презентаций «Берегите лес», «Откуда берется бумага?» Экспериментальная деятельность: «Исследуем деревянные предметы». Рассматривание картин ииллюстрацийизвестных художников-пейзажистов. НОД «Дерево – дом и столовая для животных» Развитие речи Учитьописывать, составлять рассказыисказки. Активизировать словарь. Составление описательных рассказов оживотных, деревьях. Составление рассказов, сказок. Заучивание стихов,пословиц. Пальчиковые игры «Мухомор», «По малину», «Дятел», «Деревья» Ознакомление с худ. литературой Закрепитьзнания о лесечерез знакомство с художественными произведениями;воспитыватьлюбовь к природе, видеть ее красоту, осознавать значимость. Чтение и заучивание стихотворений,загадок. Чтениерассказов М.Пришвина «Листопад»,Г.Скребицкого«Лесной голосок». Разныевиды театра. Рассказывание сказки по схеме. «Закончи сказку по-другому». Физ.воспитание Закрепитьповадкиживотныхчерезподвижные игры,игры-соревнования.Развивать физическую активность. Подвижные игры:«Олени и пастух», «Найди свое дерево», «Сова и мыши», «Хитраялиса», «Волк и оленята». Социально-коммуникативное развитие Формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к лесу, его обитателям.Формировать умения использовать полученные знания в сюжетно-ролевой игре Сюжетно-ролевыеигры:«Зоопарк»,«Строители»,«Ветеринарная лечебница», «Путешествие в лес». Настольные игры:«Магнитная мозаика»,домино «Животные» , лото «Деревья», «Ягоды», «Грибы». Дидактические игры:«Кто, где живет?», «Собери птицу», «Чей листок», «Четвертый лишний. Работас родителями: изготовлениепаспорта деревьев, дидактических игр: «Соберичасти дерево», «Собери части цветка»,«От семечка до семечка». Художественное творчество Развитие детского творчества в разных видах деятельности; умения создавать образ деревьев, рисовать лесных животных. Аппликация: «Деревья и кустарники» дляобщей композиции газеты «Берегите лес, берегите!» Рисование: «Лиса», «Заяц» . Лепка + конструирование:создание макета«Лес» и его жители. Сотрудничество с муз. школой: игра на муз. инструментах «Братья наши меньшие».

infourok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия «Краса леса — деревья»

1.

Организационный момент

  • создание игровой мотивации;
  • сюрпризный момент

Вводная часть. Она составляет 3-4 мин. 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда — отгадайте:                (Слайд 1)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем.

Дети: лес

Воспитатель: Да, ребята, в лес. Сегодня мы с вами  рассмотрим красоту природы. Если мы говорим о природе, то, прежде всего, имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы ни описывалась природа.  Там, где лес, — там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. (Слайд 2)

Создание игровой мотивации – заинтересовать, мотивировать детей.

Введение детей в тему занятия – формировать представление о лесе

Дети отгадывают загадку

2.

Основная часть

разрешение проблемы с помощью:

  • описания методов и приемов совместной деятельности педагога и воспитанника для решения проблемы;
  • использования здоровьесберегающих технологий;
  • использования коррекционно-развивающих технологий

Беседа

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое природа?

Дети: Природа – это то, что существует независимо от человека

Воспитатель: А что мы не можем назвать природой?

Дети: Мы не можем назвать природой то, что сделано руками человека

Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что природа существует независимо от человека.

Природа еще бывает живой и неживой. И прежде чем отправиться в путешествие, мы должны это знать.

Скажите, что мы отнесем к живой природе?

Дети: К живой природе мы отнесем птиц, животных, насекомых, рыб.

Воспитатель:  Почему вы их отнесли к живой природе?

Дети: Потому что они  рождаются, питаются, дышат, размножаются, двигаются,  умирают

Воспитатель: Вы ответили правильно, но это еще не все, что относится к живой природе.

Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают очень большие и приносят нам с вами огромную пользу.

Вы догадались, о чем я говорю?

Дети: Вы говорите о деревьях

Воспитатель:  Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже.

Что относиться к неживой природе?

Дети: камень, песок, земля

Экспериментирование

Воспитатель:  Правильно, неживая природа – это вода, снег, камни, земля.

Посмотрите на ваши столы, на них кусочки мела и стаканчики – один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?  

Дети: нет

Воспитатель:  Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше. Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик.

Что стало с водой, она перестала быть водой или нет?  

Дети: нет

Воспитатель:  А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?

Дети: Они погибнут

Игра «Живое – неживое»  Если объекты живой природы, то дети двигаются, если объекты неживой природы – дети стоят. (Слайд 3)

Воспитатель:  Итак, мы отправляемся в лес. Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу.

Поиграем в игру «Можно-нельзя» (Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами).  (Слайд 4)

• Ломать деревья и ветки.

• Сажать больше деревьев.

• Ходить и топтать на лугах цветы.
• Ходить только по тропинкам.
• Рвать большие букеты цветов.
• Любоваться ими.
• Оставлять мусор в лесу.
• Собрать мусор в яму и закопать.
• Разжигать костры в лесу.

• В лесу шуметь.

Воспитатель:   А теперь можно отправиться в лес. Для этого нам достаточно только закрыть глазки. (Звучат «Звуки леса»)

Вот мы с вами и в лесу. 

(Слайд  5)
Воспитатель: Ребятки, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым   людям. Давайте с лесом поздороваемся.

Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,      

Что нам шепчешь на заре?
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи,
Ты же видишь, мы свои…

Воспитатель: А  что такое лес?  Как вы его себе представляете?

Дети: где много деревьев

Воспитатель:  Ребята!  Лес – это целый мир! Есть вещи, которые кажутся нам   настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними.

Например:  Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, — богатство всей планеты Земля.

Воспитатель: Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете?

Дети: нам дают его деревья

Воспитатель: Да, ребята, правильно – нам дают  деревья. Зеленое вещество в листьях растений  – хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. И выдающая роль в этом процессе принадлежит деревьям.

Воспитатель: А какие деревья вы знаете?

Дети: берёза, дуб, осина, ёлка

Воспитатель: Ель – это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий день в еловом лесу прохладно и темно. (Слайд 6)

Белоснежная береза  — Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), березовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.  (Слайд 7)

Дуб — Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Посев желудей является основным способом восстановления дубовых лесов. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. (Слайд 8)

Сосна – удивительное дерево. Растет она быстро, не боится  ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосны вечнозеленые, хвойные, богатые  смолой деревья. (Слайд 9)

Вопросы к детям:  (Слайд 10)

  • Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)
  • Какие части растений расположены под землей, над землей?
  • Что нужно для роста растений?
  • Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Воспитатель:  Лес — это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.  Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.

Физкультминутка

А мы  по лесу гуляли,

 И лисичку повстречали.

 Под кустом она сидит –

 Видно, зайку сторожит.

 А мы  по лесу гуляли,

 И зайчонка повстречали.    

 Зайка скачет по дорожке,

 Быстрые у зайки ножки.  

 А мы  по лесу гуляли,                  

 Ёжика мы повстречали      

 По дорожке он идет,

 На спине грибок несет.              

А мы  по лесу гуляли,                

Белочку мы повстречали.

Белка кушает без спешки,  

Зубками грызет орешки.

А мы  по лесу гуляли,  

И медведя повстречали.  

Мишка по лесу шагает,

Ребятишек он пугает.

Мы от страха задрожали,

И от мишки убежали.

Воспитатель:   Гуляя по лесу много разных животных мы повстречали. Ребята, а как называются животные, которые живут в лесу? (Слайд 12)

  • Чем питаются животные?
  • Как готовится к зиме медведь?
  • Как готовится к зиме белка?
  • Что случится, если волк и лиса не будут, есть зайцев?

Воспитатель: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных, и мы их называем хищниками. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору, и деревья погибнут. А ведь деревья – это  самое главное богатство леса.

Воспитатель: А  сейчас, ребятки, мы с земли поднимемся в небо. (Слайд 13)

  • Кто живет в воздухе?
  • Чем отличаются птицы от животных?
  • Как называют птиц, которые улетают на зиму?
  • Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
  • Почему птицы улетают?
  • Чем питаются птицы?

Воспитатель:  Среда обитания птиц – воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступление холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать.

Воспитатель:  Посмотрите, как много здесь нарисовано небольших существ.

  • Назовите их. (Дети перечисляют)
  • Как можно назвать одним словом всех, кто тут нарисован?

Дети: Насекомые

  • Кому нужны насекомые на земле?  

Дети: Насекомые нужны птицам. Они ими питаются.

Воспитатель:  Что будет, если исчезнут все насекомые? ( Ответы детей)

 Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которыми питались насекомые. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки. Не будет воды на земле, будет пустыня, и погибнет человек. Звери, птицы, насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц, зверей. Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле.

Задаёт вопрос – развитие мышления у детей

Развитие умений детей  отвечать на вопросы полным предложением

Обобщение знаний детей о живой и неживой природе

Формирование представлений о лесе

Развитие воображения детей, экспериментальных способностей

Развитие наблюдательности у детей

Умение анализировать, делать выводы

Умение детей различать живые и неживые природные объекты

Воспитание бережного отношения к природе, правил поведения в природе

Развитие внимания

Снятие психоэмоционального напряжения

Развитие речи детей

Формирование представлений о лесе, деревьях, растущих в нём

Задаёт вопросы – развитие мыслительных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи

Закрепление знаний детей о деревьях

Обобщение, уточнение  знаний детей о деревьях

Расширение знаний  детей о предметах, сделанных из дерева

Развитие двигательной активности детей

Закрепление знаний детей о животных леса

Умение детей устанавливать пищеварительные цепочки

Закрепление знаний детей о птицах

Закрепить знание детей о перелётных и зимующих птицах, о среде обитания

Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, умение обобщать

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети экспериментируют с мелом

Дети переливают воду

Ответы детей

Дети играют в игру

Дети перечисляют правила поведения в лесу

Дети играют в игру

Дети имитируют движения

Дети здороваются с лесом стихотворным текстом

Слушают воспитателя

Отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют физкультминутку

Дети отвечают на вопросы

nsportal.ru

Детско-родительский проект «Посади свое дерево»

Детско-родительский проект

«Посади своё дерево»

Участники проекта:

Дети средней группы, родители, воспитатель группы №6 Эйн И.Б.

Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
(В. Берестов.)

Аннотация проекта. Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский, детско- родительский.

 Участники проекта: Дети средней группы, родители, воспитатель группы №6 МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» Эйн Ирина Борисовна.

Введение

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами — деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья — это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы.

Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны?» Совместно с детьми мы нашли орехи каштана. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.

Цели и задачи проекта

Цель:

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

  • Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.

  • Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

  • Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Сроки реализации проекта: 1-1, 5 месяца.

Этапы реализации проекта

Содержание практической деятельности

1 этап — организационный (1 неделя)

  • Изучение методической литературы.

  • Подбор справочной, детской художественной литературы.

  • Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

  • Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»

  • Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане и других деревьях.

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)

  • Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана?»

  • Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом каштана.

  • Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

  • Сбор плодов каштана совместно с родителями.

  • Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

2 этап — основной (1 месяц)

Вид деятельности

Формы организации детской деятельности

Игровая

деятельность Д/и «От какой ветки детки?»«Собери дерево»«Узнай дерево»«Подбери листья, семена или плоды к дереву»«Найди желудь» (ящик ощущений)«Определи на ощупь»

Н/и «Как зовут тебя деревце»«Почемучка-1» (от семечка до дерева).

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур»«Обведи рисунки точно по линиям».

Коммуникативная деятельность Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево».

Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

Д/и «Скажи со словом много»«Подбери слово»«Назови ласково».

Познавательно- исследовательская деятельность

Рассматривание коллекции семян.

Беседа «Для чего нужны семена?»«Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.).

Рассматривание альбома «Деревья».

НОД «Дерево- дом и столовая для животных».

Цикл наблюдений за прорастанием ростков каштана.

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?»«Как продлить жизнь дереву?»

Исследовательская деятельность

«Для чего корешки?»«Какие деревья растут у моего дома?»«Какие деревья растут в нашем городе?»(совместно с родителями);

«Свойства древесины»«Какие деревья растут вокруг детского сада?»«Кому лучше?» (условия для роста),«Где спрятались семена?».

Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб»«Профессор Карапуз» ( «Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»)(совместно с родителями).

Восприятие художественной литературы и фольклора Стихи: Н. Григорьева «Ожидание»«Мы сажали на полях»,«Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб»«Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба«Считалка»«Дуб».

Сказки: «Голубой дуб»«Мечта дерева»

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони»«Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин«Осинкам холодно»«Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза»«Черемуха»«Ива»«Дуб»«Ель»«Сосна»,«Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).

Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983)«Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932)«Лоракс» (2012)«Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).

Самообслуживание и элементарный бытовой труд Посадка орехов каштана дома и в детском саду.

Поручение «Полив росточков».

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

«Экологические знаки» (совместно с родителями).

Изобразительная деятельность Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Раскрашивание деревьев.

Рисование с натуры «Ветка каштана».

Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика)(совместно с родителями).

Музыкальная деятельность Слушание: Аудио записи «Звуки природы»

Двигательная деятельность Физкультминутки: «Дерево»«Две больших сосны»«Выросли деревья в поле».

Пальчиковая гимнастика: «Елка».

П/игры: «Если бы я был деревом…»«Я — дерево-мама»«Раз, два, три- к дереву беги»«Как семечко выросло».

Взаимодействие с родителями

  • Помочь детям посадить дома орех каштана.

  • Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

  • Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

  • Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

  • Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап — заключительный (1 неделя)

  • Изготовление паспорта дерева.

  • Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана»«Красивое дерево».

  • Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».

  • Разработка и создание плаката «Посади своё дерево»

  • Изготовление экологических знаков.

  • Заполненный лист наблюдений за ростом каштанов.

  • Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

Методическая литература:

  • Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.

  • Н. Н. Кондратьева «Мы» — программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.

  • Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», Москва, «Олма», 2007.

  • О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.» Москва, «Карапуз», 2010.

Методический материал, имеющийся в детском саду

  • Набор карточек «Деревья».

  • Дидактический материал «Почемучка-1».

  • Демонстрационный материал «Уроки экологии».

  • Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».

  • Схема для описательного рассказа о деревьях.

  • Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из росточка выросло дерево».

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

  • Выращенные каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.

  • Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).

  • Разработка и создание плаката «Посади своё дерево»

  • Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».

  • Выставка творческих работ.

Итоговое мероприятие

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

  • Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

  • Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

  • Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

  • Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

  • Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

  • Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

  • Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

  • Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

  • У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

  • Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

infourok.ru

Детско-родительский проект «Посади своё дерево»

Детско-родительский проект «Посади своё дерево»

Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатель группы №1 АСКЕРОВА Л.А.

Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.

Аннотация проекта

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский, детско- родительский.

 

Скачать конспект

Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатель группы №1 МДОУ д/с «Радость» Аскерова Людмила Анатольевна

Введение

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами — деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья — это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы.

Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны?» Совместно с детьми мы нашли орехи каштана. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.

Цели и задачи проекта

Цель:

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
  • Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.
  • Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
  • Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Сроки реализации проекта: 1-1, 5 месяца.

Этапы реализации проекта

Содержание практической деятельности

1 этап — организационный (1 неделя)

  • Изучение методической литературы.
  • Подбор справочной, детской художественной литературы.
  • Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
  • Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
  • Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане и других деревьях.
  • Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
  • Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана?»
  • Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом каштана.
  • Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
  • Сбор плодов каштана совместно с родителями.
  • Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

2 этап — основной (1 месяц)

Вид деятельности

Формы организации детской деятельности

Игровая

деятельность Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь»

Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева).

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».

Коммуникативная деятельность Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево».

Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Познавательно- исследовательская деятельность

Рассматривание коллекции семян.

Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.).

Рассматривание альбома «Деревья».

НОД «Дерево- дом и столовая для животных».

Цикл наблюдений за прорастанием ростков каштана.

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

Исследовательская деятельность

«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями);

«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?».

Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» ( «Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями).

Восприятие художественной литературы и фольклора Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».

Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева»

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).

Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).

Самообслуживание и элементарный бытовой труд Посадка орехов каштана дома и в детском саду.

Поручение «Полив росточков».

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

Конструирование «Деревья в нашем городе» (оригами).

«Экологические знаки» (совместно с родителями).

Изобразительная деятельность Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Раскрашивание деревьев.

Рисование с натуры «Ветка каштана».

Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями).

Музыкальная деятельность Слушание: Аудио записи «Звуки природы»

Двигательная деятельность Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».

Пальчиковая гимнастика: «Елка».

П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я — дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».

Взаимодействие с родителями

  • Помочь детям посадить дома орех каштана.
  • Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
  • Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
  • Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.
  • Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап — заключительный (1 неделя)

  • Изготовление паспорта дерева.
  • Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана», «Красивое дерево».
  • Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».
  • Разработка и создание плаката «Посади своё дерево»
  • Изготовление экологических знаков.
  • Заполненный лист наблюдений за ростом каштанов.
  • Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

Управление и обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение

Методическая литература:

  • Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
  • Н. Н. Кондратьева «Мы» — программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
  • Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.
  • О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.

Методический материал, имеющийся в детском саду

  • Набор карточек «Деревья».
  • Дидактический материал «Почемучка-1».
  • Демонстрационный материал «Уроки экологии».
  • Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
  • Схема для описательного рассказа о деревьях.
  • Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из росточка выросло дерево».

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

  • Выращенные каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.
  • Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
  • Разработка и создание плаката «Посади своё дерево»
  • Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».
  • Выставка творческих работ.

Итоговое мероприятие

  • Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

  • Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
  • Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
  • Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
  • Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
  • Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

  • Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
  • Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
  • Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
  • У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
  • Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа): Презентация для детей подготовительной группы: «Лес — многоэтажный дом»

         Презентация для детей подготовительной группы:

                   «Лес — многоэтажный дом»

Подготовила: Киселева О.А.

Цель: познакомить детей с «этажностью» леса

Задачи:

  1. Расширять знания детей о растительном и животном мире леса, взаимосвязи её обитателей
  2. Воспитывать интерес к природе
  3. Развивать мышление, внимание, память

Ход:

Ребята, мы сегодня с вами поговорим о таинственном царстве – государстве, а что это за царство вам предстоит отгадать.

Весной и летом оно зелёное, осенью – золотое, зимой – белое. Там можно услышать пение птиц, туда с корзинками ходят люди за грибами, там свежий, прохладный воздух. Догадались, что это? ( лес)

СЛАЙД №1

Правильно  ребята, мы сегодня поговорим о лесе. А что же это такое, лес? Лес, это то место, где растёт много цветов, грибов, трав, ягод и, конечно же деревьев.

СЛАЙД №2

 Лес как дом в котором живут самые разнообразные растения и животные. Дом начинается с коридора (прихожей), лес начинается с опушки. Опушка леса – это коридор. На опушке  мало деревьев, зато много солнца.  Входим в лес и идём по мягкому, пёстрому, разноцветному ковру. Что это за ковёр такой, кто догадался?

Правильно, это трава, цветы. У каждого обитателя леса есть свои отдельные комнаты, их жилища. Также для жителей леса, лес является столовой.

Лес кормит своих жителей. В лесу много животных, птиц и насекомых.

Они питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, кореньями, травой, ягодами и грибами.

 Лес наполнен музыкой и пением. Как вы думаете, откуда в лесу музыка?

— Правильно, птичьи голоса и пение, жужжание, писк и стрекотание насекомых – всё это лесная музыка.

А ещё лесной дом называют многоэтажным. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

СЛАЙД №3

 Самый верхний этаж – это самые высокие деревья, сосны и дубы, пониже этаж – это рябины и берёзы, ещё ниже этажом располагаются кусты, а самый нижний этаж – это травы, цветы, ягоды и грибы .

СЛАЙД №4

Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь, наверху, листья всегда смотрят на солнце верхней стороной. Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц — будущих бабочек, много майских жуков.

На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда.

СЛАЙД №5

Деревья образуют два яруса.

Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как: дуб, сосна, ель, тополь.

СЛАЙД №6

Ниже располагаются теневыносливые деревья яблоня, рябина, черемуха.

СЛАЙД №7

Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники. Кустарники тоже делятся на два яруса ( кустарники и кустарнички ).К этому этажу можно отнести такие растения, как лещина, калина, бересклет.

СЛАЙД №9

Кустарничковый — ярус кустарников, молодого подроста. Здесь встречается смородина, шиповник, черника.

СЛАЙД №10

На нижних «этажах» леса располагаются мхи и лишайники, травы и грибы.

                  Физминутка.

Мы присели под кусток,

Чтобы отыскать грибок.

Встали. Потянули спинку.

Вновь шагаем по тропинке.

А теперь вращаем ручки,

Словно разгоняем тучки.

Гоним их вперёд-назад,

По двенадцать раз подряд.

Приседаем ниже, глубже,

Как лягушка в тёплой луже.

Прыг – и нету комара!

Вот весёлая игра.

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились.

СЛАЙД №11

По научному лесные этажи называются ярусами. Давайте ещё раз вспомним, что находится на каждом ярусе, и какие живые существа могут на них обитать.

Ребята, какие опасные для насекомых соседи живут на верхних этажах леса? (птицы) Птиц, которые живут в лесу как называют? (лесные)А вы знаете, какую пользу приносят птицы лесу? (защищают деревья от вредных насекомых)

СЛАЙД №12

Ребята, есть в лесу ещё жители, у них по четыре лапы, есть хвосты и зубы, их тело покрыто шерстью, они бывают хищники и травоядные. О ком это я говорю? (о диких животных).)У каждого зверя есть в большом лесном доме своя квартира. Давайте их назовём. У лисы – нора, у белки – дупло, у волка – логово, у медведя – берлога, у зайца – ямка, у ёжика – нора. А как вы думаете, где живёт лось, ведь он такой огромный? (ответы детей)

 — Ребята, лось живёт в валежнике. Валежник – это место где лежит много сваленных деревьев, вот среди этих сваленных деревьев и живёт лось.

Итак, ребята, лес – это большой многоэтажный дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Людям нужно следить за порядком в лесу, за чистотой, охранять лес от браконьеров и пожаров. Ребята, кто такие браконьеры? (ответы детей)

Вы знаете как нужно себя вести в лесу, чего нельзя делать? (ответы детей)

И об этом говорится в пословицах.

«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»

«Лес – богатство и краса, береги свои леса»

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *