Что включает в себя логистика: Логистика – что это такое? И кто такие логисты и логистические компании?

Логистика на предприятии: общие понятия и стратегия

Энциклопедия

Стратегические цели логистики на предприятии включают в себя: Реализация корпоративной стратегии, обеспечение конкурентных преимуществ, сокращение затрат, увеличение оборачиваемости и доходности активов, адаптация компании к быстрым изменениям внешней среды, обеспечение прозрачности и управляемости бизнесом, снижение рисков и неопределенности при долгосрочном планировании, создание добавочной ценности продукта. Основные задачи логистики Рационализация взаимодействий производства, складирования, снабжения и транспортировки. Оптимизация процесса управления запасами. Разработка алгоритмов управления операциями товародвижения. Сокращение времени прохождения товаров от поставщика к потребителю. Обеспечение адекватности материального, информационного, финансового и пр.потоков. Сокращение общих логистических затрат. Повышение качества сервисного обслуживания потребителей.

Стандартизация тары и упаковки. Потенциал оптимизации логистических затрат на предприятии: Логистические затраты оптовых, торговых, распределительных, дистрибуционных компаний составляют в общей структуре затрат от 50% до 99% в зависимости от специфики товара. Затраты, связанные с распределением и складским хозяйством, составляют в структуре логистических затрат до 85%. В любой компании, обладающей собственными элементами распределительной системы, складскими площадями и транспортом, потенциал для оптимизации затрат и повышения эффективности деятельности может составлять значительную сумму. Здесь мы не будем рассматривать тему оптимизации логистических затрат из-за ее объемности, однако если она вам интересна, опыт российских и мировых компаний есть в разделе Логистика библиотеки портала. Основные логистические функции: Закупки и снабжение. Управление запасами. Транспортировка товаров. Складообработка грузов. Распределение товаров.
Производственная логистика. Логистика, общие понятия концепции и стратегии. 9 ключевых бизнес-процессов логистики: управления взаимоотношениями с поставщиками; управление снабжением; управление обслуживание потребителей; управление спросом; управление выполнением заказов; управление производственными процессами; участие в разработке новой продукции; управление запасами; управление возвратными потоками. Основы организации логистики любого предприятия Рынок поставщиков: Рынок сырья. Рынок оборудования. Рынок комплектующих, запчастей и расходных материалов. Рынок товаров для перепродажи. Логистика, общие понятия концепции и стратегии. Рынок клиентов: Рынки конечного потребления. Розничная сеть. Оптовая сеть. Дистрибьюторская и дилерская сети. Торговые дома. Логистика, общие понятия концепции и стратегии. Основные стратегии логистики: Минимизация общих логистических издержек.
Улучшение качества логистического сервиса. Минимизация инвестиций в логистическую инфраструктуру. Логистический аутсорсинг. Логистика на предприятии, общие понятия концепции и стратегии. Основные логистические концепции: Маркетинговая. Интегральная. Информационная. SCM (цепь поставок, Supply chain). JIT (точно вовремя). Все концепции делятся на «толкающие» и «тянущие» в зависимости от принципа движения товаропотока. Логистическая система любой компании является уникальной со своими достоинствами и недостатками по следующим критериям: Грузогабаритные и качественные характеристики товара. Специфика рынка клиентов и рынка поставщиков. Стратегия и концепция логистики компании. Финансовые и организационные мощности компании. Эффективное управление логистикой на предприятии, логистические элементы. В основе любой логистической системы лежит оргструктура и функциональное обеспечение логистики.
Если вы не знакомы на практике с логистическами системами компаний, обязательно посмотрите в разделе Логистические системы. В зависимости от целей и уровня развития компании для нее действенна разная схема подчинения логистической функции: Главе компании. Коммерческому директору. Финансовому директору. Директору по производству. Административному директору. Эффективное управление в логистике, логистические элементы. В любой логистической системе необходимо присутствие следующих служб (функций): Служба закупок и управления запасами. Служба складирования и транспортировки. Служба обеспечения дистрибуции. Служба аналитики товаропотока. Служба управления заказами на производстве. Эффективное управление в логистике, логистические элементы.   Рис. Классификация функций в логистической системе на предприятии Работа логистического отдела (подробнее о логистическом отделе) направлена на постоянную: Оптимизацию работы с поставщиками и создание моделей оптимальных заказов.
Оптимизацию схем транспортировки и таможенного оформления. Оптимизацию системы управления запасов. Оптимизацию систем складообработки грузов. Оптимизацию схем обеспечения товаров у ЛТД. Материалы по теме:  Оптимизация внутренней логистики торговой компании Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятия Логистика: Комплексное внедрение вытягивающего производства на НЭВЗе

Стратегические цели логистики на предприятии включают в себя: Реализация корпоративной стратегии, обеспечение конкурентных преимуществ, сокращение затрат, увеличение оборачиваемости и доходности активов, адаптация компании к быстрым изменениям внешней среды, обеспечение прозрачности и управляемости бизнесом, снижение рисков и неопределенности при долгосрочном планировании, создание добавочной ценности продукта.

Основные задачи логистики

  1. Рационализация взаимодействий производства, складирования, снабжения и транспортировки.
  2. Оптимизация процесса управления запасами.
  3. Разработка алгоритмов управления операциями товародвижения.
  4. Сокращение времени прохождения товаров от поставщика к потребителю.
  5. Обеспечение адекватности материального, информационного, финансового и пр.потоков.
  6. Сокращение общих логистических затрат.
  7. Повышение качества сервисного обслуживания потребителей.
  8. Стандартизация тары и упаковки.

Потенциал оптимизации логистических затрат на предприятии:

Логистические затраты оптовых, торговых, распределительных, дистрибуционных компаний составляют в общей структуре затрат от 50% до 99% в зависимости от специфики товара. Затраты, связанные с распределением и складским хозяйством, составляют в структуре логистических затрат до 85%.

В любой компании, обладающей собственными элементами распределительной системы, складскими площадями и транспортом, потенциал для оптимизации затрат и повышения эффективности деятельности может составлять значительную сумму.

Здесь мы не будем рассматривать тему оптимизации логистических затрат из-за ее объемности, однако если она вам интересна, опыт российских и мировых компаний есть в разделе Логистика библиотеки портала.

Основные логистические функции:

  • Закупки и снабжение.
  • Управление запасами.
  • Транспортировка товаров.
  • Складообработка грузов.
  • Распределение товаров.
  • Производственная логистика.
  • Логистика, общие понятия концепции и стратегии.

9 ключевых бизнес-процессов логистики:

  1. управления взаимоотношениями с поставщиками;
  2. управление снабжением;
  3. управление обслуживание потребителей;
  4. управление спросом;
  5. управление выполнением заказов;
  6. управление производственными процессами;
  7. участие в разработке новой продукции;
  8. управление запасами;
  9. управление возвратными потоками.

Основы организации логистики любого предприятия

Рынок поставщиков:

  • Рынок сырья.
  • Рынок оборудования.
  • Рынок комплектующих, запчастей и расходных материалов.
  • Рынок товаров для перепродажи.
  • Логистика, общие понятия концепции и стратегии.

Рынок клиентов:

  • Рынки конечного потребления.
  • Розничная сеть.
  • Оптовая сеть.
  • Дистрибьюторская и дилерская сети.
  • Торговые дома.
  • Логистика, общие понятия концепции и стратегии.

Основные стратегии логистики:

  • Минимизация общих логистических издержек.
  • Улучшение качества логистического сервиса.
  • Минимизация инвестиций в логистическую инфраструктуру.
  • Логистический аутсорсинг.
  • Логистика на предприятии, общие понятия концепции и стратегии.

Основные логистические концепции:

  • Маркетинговая.
  • Интегральная.
  • Информационная.
  • SCM (цепь поставок, Supply chain).
  • JIT (точно вовремя).

Все концепции делятся на «толкающие» и «тянущие» в зависимости от принципа движения товаропотока. Логистическая система любой компании является уникальной со своими достоинствами и недостатками по следующим критериям:

  • Грузогабаритные и качественные характеристики товара.
  • Специфика рынка клиентов и рынка поставщиков.
  • Стратегия и концепция логистики компании.
  • Финансовые и организационные мощности компании.
  • Эффективное управление логистикой на предприятии, логистические элементы.

В основе любой логистической системы лежит оргструктура и функциональное обеспечение логистики. Если вы не знакомы на практике с логистическами системами компаний, обязательно посмотрите в разделе Логистические системы.

В зависимости от целей и уровня развития компании для нее действенна разная схема подчинения логистической функции:

  • Главе компании.
  • Коммерческому директору.
  • Финансовому директору.
  • Директору по производству.
  • Административному директору.
  • Эффективное управление в логистике, логистические элементы.

В любой логистической системе необходимо присутствие следующих служб (функций):

  • Служба закупок и управления запасами.
  • Служба складирования и транспортировки.
  • Служба обеспечения дистрибуции.
  • Служба аналитики товаропотока.
  • Служба управления заказами на производстве.
  • Эффективное управление в логистике, логистические элементы.

 

Рис. Классификация функций в логистической системе на предприятии

Работа логистического отдела (подробнее о логистическом отделе) направлена на постоянную:

  • Оптимизацию работы с поставщиками и создание моделей оптимальных заказов.
  • Оптимизацию схем транспортировки и таможенного оформления.
  • Оптимизацию системы управления запасов.
  • Оптимизацию систем складообработки грузов.
  • Оптимизацию схем обеспечения товаров у ЛТД.

Материалы по теме: 

  • Оптимизация внутренней логистики торговой компании
  • Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятия
  • Логистика: Комплексное внедрение вытягивающего производства на НЭВЗе

Интеграция логистики

 

Рынок логистических услуг неуклонно развивается. Для того чтобы оптимизировать основные логистические процессы (значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей качеством товаров и сопутствующего сервиса), компании внедряют методы интегрированного логистического менеджмента. Об особенностях этого вида логистики мы и поговорим в статье.

Интегрированная логистика призвана управлять потоками логистической системы, проходящими через все ее этапы. На практике это согласуется со структурным делением по принципу функциональности (снабжение, производство, хранение, распределение и т. п.). Процесс формирования логистической системы основан на обеспечении и поддержании жизненного цикла продукта от замысла до ликвидации.

К сведению. Термин «интегрированная логистика» возник в 1980-х и приобрел широкую популярность в 1990-х годах. Система интегрированной логистики обеспечивает продвижение продукции через непрерывную и последовательную цепь пошагового добавления стоимости с приобретением товара и услуг в необходимое время, в надлежащих количестве и форме. Добавочная стоимость означает, что каждый этап системы логистики включает действия, повышающие стоимость продукта или услуги для тех, кто будет получать товар. При этом логистика может интегрировать распределение, производство и снабжение так, чтобы синхронизировать ритмы и потоки.

Логистическая интеграция позволяет достижениям каждой отдельной функциональной области вносить максимальный вклад в общую «копилку» компетентности компании в логистике. Это ставит перед руководством логистической компании трудную задачу — выйти на более высокий уровень, играть роль так называемых межфункциональных координаторов, рассматривая при этом отдельные функциональные области логистики как ресурсы, которые необходимо интегрировать в единую систему управления.

Упрощенно структуру интегрированной логистики можно изобразить следующим образом: проектирование → закупки → производство → распределение → продажи → сервис.

Интегрированный подход позволяет:

  • разделять вопросы распределения, управления производством и снабжения, устраняя вместе с тем возможные разногласия между функциональными областями и соответствующими подразделениями;
  • минимизировать противоречия между производственной сферой и маркетингом;
  • систематизировать и упорядочить информационные потоки.

Кроме того, он создает реальную возможность объединения функциональных областей логистики путем координации действий, выполняемых независимыми звеньями логистической системы, разделяющими общую ответственность в рамках целевой функции (рис. 1). 

 

Функциональный цикл, или цикл исполнения заказа, — основа интегрированной логистики. Именно исследование отдельных параметров интеграции на основании названных циклов, в совокупности образующих операционную систему логистики, позволяет определить динамику, найти взаимосвязи и решения. С поставщиками и потребителями компанию связывают информационные и транспортные сети. Помимо узлов (объектов логистической инфраструктуры, взаимосвязанных функциональным циклом) и каналов связи, для завершения функционального цикла логистики требуются запасы.

Как правило, запасы оцениваются величиной активов, предназначенных для поддержки логистических операций. Общий объем запасов, размещенных в логистической системе, складывается из текущих и страховых запасов, создаваемых для защиты от возможных рисков. Эти запасы накапливаются и перемещаются между объектами, что, разумеется, порождает потребность в некоторых видах грузопереработки и хранения. Необходимость согласования потребностей в ресурсах в начале и в конце цикла придает динамику работе в целом. Первоначальные потребности функционального цикла определяются заказом на конкретное количество конкретных продуктов и материалов.

К сведению. Способная на 100 % исполнить заказ любого объема, интегрированная логистическая система делится на комбинированные функциональные циклы, включающие в себя на разных стадиях отдельные сделки и операции. В случае если потребности легко предсказуемы или относительно малы, комплексные логистические операции максимально упрощены.

Необходимые для завершения конкретного функционального цикла действия и операции в зависимости от предназначения могут курироваться менеджментом одной компании или требовать участия партнеров. Так, управление материально-техническим обеспечением производственного процесса осуществляется на базе предприятия. А распределением или снабжением, кроме самой компании — производителя товара, занимаются потребители, посредники, поставщики и т. п. Следовательно, компании, формируя функциональные циклы и создавая логистические цепи, связывают между собой их участников. Интенсивность операций и сделок варьируется в каждой конкретной ситуации.

Функциональный цикл — это основной объект планирования и оперативного управления в логистике, поэтому совершенно ясно, что он играет важнейшую роль в удовлетворении логистических потребностей, создавая структурную основу интегрированной логистики. На рис. 2 показана структура цикла исполнения заказа в трех главных функциональных областях логистики. Рис. 3 иллюстрирует сложную комбинацию таких циклов в многоуровневой логистической системе.

 

 

 

 

Цикл исполнения заказа (функциональный цикл) выступает главным объектом анализа интеграции логистических функций. Его базовая структура касается связей и узлов, она одинакова и для физического распределения, и для материально-технического обеспечения производства, и для снабжения. Существенное различие заключается в степени контроля менеджмента компании над разными типами функционального цикла. Обязательным условием интеграции логистики является исследование конфигурации каждого отдельного функционального цикла для выявления важнейших взаимосвязей и линий контроля.

Именно последовательность функциональных циклов связывает логистическую систему делового предприятия с его потребителями и поставщиками в единую снабженческо-сбытовую цепочку. Очень важно понимать, что система логистики должна строиться с учетом структуры и динамики функционального цикла, каких бы усилий это ни требовало.

Важная задача руководства заключается в формировании у сотрудников так называемого логистического мышления, чтобы все менеджеры в компании научились рассуждать и действовать, исходя из понятий интегрированных усилий и экономичности.

Роль оперативного доступа к всеобъемлющему комплексу информации в логистике нельзя недооценивать. Информационные технологии способны удовлетворить подавляющую часть информационных потребностей, кроме того, появились возможности при необходимости получать данные в режиме реального времени. Использование ИТ-разработок позволяет снизить издержки логистики благодаря более эффективному управлению информационными потоками, увеличению их скорости и координации.

Формирование логистической инфраструктуры

Все инфраструктурные подразделения в процессе управления представляют собой интегрированные элементы логистической системы компании.

Инфраструктура образует своего рода каркас, на котором строится система логистики и ее работа. Сюда относятся информационные и транспортные объекты, а такие отдельные функции, как обработка заказов клиентов, управление запасами или грузопереработка, осуществляются в рамках непосредственно логистической инфраструктуры.

При формировании инфраструктурной сети логистики следует учитывать географическое местоположение объектов. В то же время коммерческое предприятие, действующее в масштабе всей страны, должно располагать соответствующими логистическими мощностями для обслуживания важнейших рынков.

Если же компания участвует в международных логистических операциях, работа по организации и размещению объектов инфраструктуры усложняется. Особую важность приобретает постоянная модификация логистической инфраструктуры с целью приспособления к изменениям спроса и предложения на рынке. Выбор компанией оптимального расположения инфраструктурной сети — это важное звено в системе конкурентных преимуществ, ведь эффективность логистики напрямую зависит от инфраструктуры.

К сведению. Именно те компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, позволяющую объединить усилия топ-менеджмента компании, ее структурных подразделений и логистических партнеров, добиваются наилучших результатов в бизнесе.

Структурные преобразования в логистике

Сегодня отечественная экономика наконец обратилась к структурным преобразованиям в логистике. Эффект от логистической интеграции, позволяющей существенно снизить затраты и улучшить качество обслуживания потребителей, трудно переоценить, при этом развивать ее следует на всех уровнях, независимо от отраслевой принадлежности отдельных компаний. Уровень развития отечественных предприятий требует создания условий для объединения промышленных, торговых предприятий и компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Поэтому главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новой стратегической инновационной системы — интегрированной логистики. Преодоление барьеров и разногласий между отдельными компаниями и даже целыми отраслями в эффективных интегрированных логистических цепочках без зацикливания на межфункциональной координации внутри отдельно взятой компании становится сегодня наиболее актуальной темой. Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

  • понимание важности рыночных логистических механизмов как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия;
  • учет возможных перспектив и тенденций по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм — логистических сетей;
  • технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

К сведению. Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости обращения материальных, финансовых и информационных потоков, сокращению числа посредников в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования. Поэтому достижение стратегических целей предприятий становится возможным при трансформации существующих логистических систем в интегрированные логистические сети.

Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, то есть с уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания заключается в том, что успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и от умения привлекать их и конкурентные возможности других участников.

Интегрированной логистике свойственны черты движения экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого делового предприятия.

К сведению. Для того чтобы наиболее эффективно реализовать глобальные цели бизнеса и государства в целом, нужна развитая интегрированная система логистики. Следует помнить, что на максимизацию прибыли будут влиять такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная цена, низкие издержки и структура отрасли. В этом случае интегральная ответственность за уровень издержек связана не только с внутрифирменными затратами, она включает в себя также ответственность за эффективность и своевременность поставок, выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков.

Вовлечение отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный логистический процесс с целью предотвращения нерациональных потерь материальных и других ресурсов позволяет решать управленческие задачи с максимальной эффективностью. Интегрированные логистические цепочки содержат пять показателей эффективности:

  • связь с поставщиками;
  • связь с потребителями;
  • технологические процессы внутри одного подразделения;
  • логистические процессы между подразделениями внутри предприятия;
  • логистические связи между предприятиями в логистической цепочке.

Подобные системы нацелены на существенное снижение затрат за счет ускорения оборачиваемости капитала, сокращения времени выполнения заказов, координацию работы с сетью поставщиков.

Как уже отмечалось ранее, среди ключевых сфер компетентности логистики находятся управление запасами, транспортировка, логистическая информация, логистическая инфраструктура, складское хозяйство, грузопереработка и упаковка. Направленность на достижение высокого качества обслуживания потребителей на основе интеграции ключевых компетенций позволяет выработать современные технологии логистического менеджмента и добиться высокого уровня конкурентоспособности. Понятно, что успехи в каждой из указанных сфер имеют смысл только в том случае, если они обеспечивают повышение общей эффективности интегрированной логистической системы.

Как считают классики интегрированной логистики Д. Бауэрсокс и Д. Клосс, дешевле с помощью информации искать оптимальные решения, чем осуществлять неоптимальные перемещения запасов. (Интегрированная логистика на Западе послужила толчком к созданию концепции Supply Chain Management SCM — «управление цепью поставок».)

Пример

Компания Forlog Services SA является логистическим интегратором, одним из немногих действующих в РФ, способным предоставить полный спектр услуг по управлению материально-техническим снабжением предприятий. Изначально она создавалась как центр контроля поставок медицинского оборудования в Россию в рамках международного проекта. Организаторы — Международный банк и фонд «Российское здравоохранение». К исполнителю проекта Международный банк выдвинул следующие требования:

  • обязательное наличие передовой информационной системы;
  • отслеживание поставок должно проходить в режиме реального времени;
  • все стадии документооборота должны быть учтены и контролируемы;
  • по запросу фонда «Российское здравоохранение» должны даваться отчеты любой формы и сложности на основании реальной оперативной информации.

Компания осуществляла контроль всей цепочки — от поставщика до конечного получателя. После раскомплектации на региональном складе оборудование доставлялось конечному получателю определенного региона России.

Поставленные Международным банком задачи были решены российской компанией «ИнтегПрог-Сервис», которая провела комплекс работ по созданию логистической информационной системы контроля поставок с использованием разработок французской фирмы Data Dynamic Systems.

Система контроля, разработанная на базе Pro Shipper Data, позволяла полностью отслеживать последовательность контрольных событий, обусловленных географическим перемещением груза и изменением его состояния, начиная с отправки всей поставки поставщиком и заканчивая получением отдельной партии товара заказчиком. Кроме того, система позволяла отслеживать финансовую информацию по товару: учитывалась не только стоимость товара, но и связанные с ним дополнительные расходы.

Именно инструментарий интегрированной логистики наиболее полно обеспечивает стабильность предприятия в рыночной среде, гарантируя эффективный выбор и комбинацию ключевых компетенций. Таким образом, достижение стратегических целей современного предприятия возможно только при интеграции функций логистики. При выборе номенклатуры комплектующих и материалов для создания комплексов, систем, образцов техники должны решаться следующие задачи:

  • удовлетворение потребностей всех заказчиков в процессе эксплуатации, ремонта и технического обслуживания продукции меньшим количеством запасных частей, комплектующих изделий и материалов;
  • снижение затрат на закупку продукции на основе развития конкуренции среди поставщиков;
  • поддержка отечественных производителей и поставщиков продукции для государственных нужд;
  • сокращение закупок импортной продукции и расширение экспорта российской продукции;
  • оптимальное перераспределение запасов предметов снабжения, находящихся на складах, между различными государственными заказчиками и регионами.

Интегрированная логистическая поддержка ВПК

Интегрированная логистическая система позволяет решать комплексные задачи в разных отраслях отечественной экономики. Рассмотрим, например, ВПК (военно-промышленный комплекс). Здесь важно создать механизм, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистики (поставки, производство, складирование, транспортировка, сбыт) в рамках решения указанных задач. Особое значение приобретает информационная интегрированная логистическая поддержка, позволяющая на всех этапах жизненного цикла изделий эффективно управлять формированием и выполнением заказов. По существу, речь идет о придании промышленности и транспортным системам страны новых качеств, которые призваны обеспечивать интеграцию работы государственного и частного секторов экономики на основе межотраслевой логистической координации.

Обратимся к мировому опыту применения интегрированной логистики. После Второй мировой войны она становится главенствующим направлением в функционировании не только ВПК США, Японии, стран Западной Европы, входящих в НАТО, но и предприятий гражданского сектора экономики. В промышленности в целом и в ВПК в частности наиболее важным стал переход от управления организацией, ориентированного на определенный продукт или военную систему «род войск — оружие», к управлению по принципу деления по функциональным признакам. Это естественным и закономерным образом привело к большей централизации и координации. При этом существенное влияние на деловую активность и конкурентоспособность предприятий оказывает функциональная диверсификация, являющаяся прямым следствием внедрения технологических нововведений. Она приняла форму интеграции предприятий, занятых на последующих стадиях изготовления того или иного продукта в рамках одной отрасли, а также между предприятиями смежных отраслей. Так, например, предприятия авиапромышленности заинтересованы не только в изготовлении авиационной техники, поставки ее по лизингу, но и в эффективной ее эксплуатации в авиакомпаниях.

Устранение традиционных функциональных структур в гражданских и военных ведомствах, деловых предприятиях и государственных унитарных предприятиях и замена их логистической функциональной диверсификацией становятся приоритетными тенденциями развития. Динамика изменений при применении горизонтальной, вертикальной и логистической интеграции представлена в таблице.

 

 

Применение горизонтальной, вертикальной и логистической интеграции

Компоненты интеграции

Функционирование в пределах основного потока (горизонтальное)

Лидирующее положение в основном потоке (вертикальное)

Формирование будущего (интегрированная логистика)

Главная побудительная причина

Страхование от возможных потерь, сохранение среднего положения

Удержание лидирующего положения в отрасли

Межотраслевая конкуренция

Ориентация на будущее

Краткосрочная тактика (до 5 лет)

Среднесрочная тактика (5–10 лет)

Долгосрочная (10 лет и более)

Критерий оптимальности

Прибыль при низком уровне риска

Максимальная прибыль

Взаимодействие целей корпорации с социальными задачами общества

   

Еще раз подчеркнем, что метод управления, ориентированный на реализацию конкретного продукта, препятствует развитию компании в целом. Стратегическая политика современных предприятий все больше зависит от внедрения инноваций на основе механизма интегрированной логистики, а не только от высокого качества выпускаемой продукции.

Руководство отечественных компаний все чаще обращает внимание на необходимость использования CALS-технологий, что позволит сократить издержки производства и эксплуатации, повысить уровень сервиса. Их эффективное применение возможно на базе интегрированной логистической системы.

К сведению. Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла — современный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия; обеспечивающий единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков/производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала; реализованный в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными. ИПИ (информационная поддержка (процессов жизненного цикла) изделий) — русскоязычный аналог понятия CALS.

Интегрированная логистическая поддержка представляет собой информационно-организационное сопровождение послепроизводственных стадий жизненного цикла изделия. Ее цель — постоянное совершенствование процессов во всех звеньях логистической цепочки, сокращение затрат и поддержание изделия (например, воздушного судна) в исправном состоянии. (Интересно, что на одном из семинаров в России представители Министерства обороны США обрисовали 14 новых приоритетов технологических концепций, в том числе разработку единой информационной системы логистики для вооруженных сил США и НАТО.)

Сегодня в нашей стране осуществляется комплекс мер по созданию программно-технической базы внедрения CALS-технологий в различных отраслях промышленности (авиапромышленности, судостроении). В рамках заданной стратегии необходимо выработать эффективные механизмы управления поставками авиационной техники, запчастей и оказания сервисных услуг на базе современных информационных технологий. Основу построения такого механизма мы видим в применении интегрированной логистики. При этом информационно-логистические центры должны играть стратегическую роль в функционировании отраслей, превратиться в аналитический инструмент управления и контроля «критических точек» межотраслевого взаимодействия.

Выводы

Обобщая вышесказанное, отметим, что принципы и методы интегрированной логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности за счет минимизации общих логистических издержек компании. Поэтому становится ясно, что сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, складирование, управление заказами, закупками и запасами, упаковку, уменьшение логистических рисков позволяет компании высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в складское оборудование, информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т. д. При этом оптимальные решения, принимаемые менеджментом компании — логистическим интегратором, могут быть приняты не только по критерию минимума общих затрат, но и по таким ключевым показателям, как время исполнения заказа и качество логистического сервиса.

Пять элементов логистики

На этом этапе мы рассмотрим роль каждого элемента логистики, часто определяющую логистическую деятельность в цепочке поставок.

© Университет Ковентри. CC BY-NC 4.0

Роль каждого элемента логистики часто определяет логистическую деятельность в цепочке поставок.

Проблема с определениями и обсуждением цепочек поставок заключается в том, что нелегко распознать роль логистики в них, поэтому река цепочек поставок — это простой способ связать роль логистики в цепочке поставок.

Элементы логистики дополнительно помогают объяснить, какие логистические операции и процессы осуществляются в цепочке поставок.

Существует пять элементов логистики:

  • Хранение, складирование и обработка материалов
  • Упаковка и комплектация
  • Инвентарь
  • Транспорт
  • Информация и управление

Давайте разберем это:

Какова роль хранения, погрузочно-разгрузочных работ и складов в логистике?

Это необходимо для обеспечения стабильного потока продукции производителями. Почему это важно? Производители должны работать с максимальной эффективностью, но потребители, как правило, не требуют товаров с той же скоростью, с какой производитель их поставляет.

Существует тенденция к дисбалансу между стабильным предложением и непредсказуемым спросом. Ответ заключается в том, чтобы хранить излишки товаров, произведенных производителем, до тех пор, пока они не будут востребованы потребителями. Для этого необходимы складские помещения. Им требуется специальное складское оборудование, такое как стеллажи или стеллажи, а также погрузочно-разгрузочное оборудование для перемещения по складу, а также для загрузки и разгрузки транспортных средств.

Какова роль упаковки и унификации?

Ключевым определением и одним из основных принципов логистики является уход за товаром и его состояние. Упаковка – неотъемлемая часть этого. Унификация также важна, так как это облегчает хранение и транспортировку. Проще всего перемещать и хранить продукт в форме куба, поэтому при упаковке и унификации предпринимаются попытки взять продукты всех размеров и форм и упаковать их как можно ближе к прямоугольной форме.

Какова роль инвентаря?

Запасы — это элемент логистики, тесно связанный с хранением и складированием. Это связано с тем, какие запасы держать, где они расположены и сколько запасов держать. По сути, запасы контролируют потоки товаров, входящих и исходящих со склада. Как это достигается? Просматривая данные о продажах прошлых заказов и используя различные математические и статистические инструменты, чтобы попытаться предсказать, сколько товаров будет востребовано потребителями. Управление запасами не является точной наукой, но в зависимости от того, насколько изменчивым может быть спрос, это полезный инструмент, помогающий управлять потоками товаров в цепочке поставок.

Какова роль транспорта?

Основным элементом логистики, который знаком большинству, является транспорт. Сюда входят все виды транспорта, включая автотранспорт, грузовые поезда, грузовые перевозки и воздушный транспорт. Без транспорта товары не могли бы перемещаться с одного этапа на другой в рамках цепочки поставок. Некоторые товары с короткими цепочками поставок, например продукты питания, не доставляются далеко. Другие более сложные продукты состоят из множества компонентов, которые можно перевозить со всего мира.

Элемент информации и контроля необходим всем элементам, чтобы действовать как триггеры для различных операционных процедур. Мы упомянули информацию, необходимую для инвентаризации. Уровни заказов помогают решить, какие заказы необходимо собрать и упаковать на складе, а также позволяют планировать и организовывать транспортировку. Роль информации и контроля заключается в том, чтобы помочь разработать информационные системы, которые могут управлять операционными процедурами. Как уже упоминалось, они также играют ключевую роль в прогнозировании спроса и запасов.

Если вы пытаетесь определить, какие части цепочки поставок являются логистикой, элементы логистики являются важным инструментом.

Дополнительная литература

Глава первая из: Раштон, А., Краучер, П. и Бейкер, П. (2017) Справочник по логистике и управлению распределением . 6-е изд. Лондон: KoganPage

© Университет Ковентри. CC BY-NC 4.0

логистика | Определение, управление, примеры и факты

Связанные темы:
управление сторонняя логистика

Просмотреть весь связанный контент →

логистика , в бизнесе, организованное перемещение материалов и, иногда, людей. Этот термин сначала ассоциировался с армией, но постепенно распространился на деловую деятельность.

Логистика предполагает координацию ряда отдельных видов деятельности. В 1991 году Совет по управлению логистикой, торговая организация, базирующаяся в Соединенных Штатах, определила логистику как «процесс планирования, реализации и контроля над эффективным, действенным потоком и хранением товаров, услуг и связанной с ними информации от точки происхождения». до места потребления с целью удовлетворения требований потребителей». Последние несколько слов ограничивают определение коммерческими предприятиями. Логистика также может рассматриваться как транспорт после принятия во внимание всех связанных действий, которые учитываются при принятии решений о перемещении материалов.

В некоторых фирмах все эти виды деятельности возложены на один отдел логистики; в других они распределяются между отделами. Отдел логистики фирмы также отвечает за управление логистикой, контроль и планирование. Фирма может заключить договор со сторонней стороной на выполнение определенных логистических услуг; эта практика называется сторонней логистикой.

Фраза деловая логистика часто ассоциируется с фирмами, которые имеют большие объемы продукции для перевозки, например, производители бытовой техники или сети розничных магазинов. Однако у сферы услуг также есть проблемы с логистикой. Банки, имеющие банкоматы, должны снабжать их валютой и бумажными формами и должны собирать вклады. Телевизионные сети используют множество транспортных средств для сбора новостей; а на крупном спортивном мероприятии у вещателей может быть несколько десятков автомобилей. У правительств и некоммерческих организаций также есть логистические программы. Некоторые из самых сложных логистических задач были связаны с наращиванием военной мощи в споре между Организацией Объединенных Наций и Ираком в 1919 г.90–91 и в усилиях по оказанию помощи голодающим в Эфиопии и других африканских странах в 1980-х годах.

Деловая логистика

Отдельные виды деятельности или функции, все из которых подпадают под «зонтик» логистики коммерческой фирмы, включают обслуживание клиентов, прогнозирование спроса, поток документации, межзаводские перемещения, управление запасами, обработку заказов, упаковку, запасные части и сервисную поддержку, выбор места для завода и склада, планирование производства, закупка, возврат продукции, утилизация вторсырья, управление движением, а также управление складом и распределительным центром. Эти действия должны планироваться и выполняться в координации друг с другом. Менеджер по логистике может заплатить больше за один элемент услуги, чтобы сэкономить еще большую сумму на другом элементе. Например, авиаперевозки, дорогой вид транспорта, экономят деньги на упаковке, потому что авиакомпании более бережно относятся к грузу, чем некоторые их конкуренты. Также, поскольку товары будут доставлены быстрее, оплата за них поступит быстрее.

Обслуживание клиентов включает в себя ряд действий, направленных на то, чтобы существующие клиенты были довольны. Примером могут служить производители компьютерного программного обеспечения, которые позволяют потребителям звонить им, чтобы обсудить проблемы, с которыми они сталкиваются при работе с программным обеспечением. Обслуживание оборудования в полевых условиях и обучение новых пользователей — другие примеры обслуживания клиентов. Иногда применяется термин «удобный для пользователя»; фирма хочет завоевать репутацию компании, с которой легко вести дела. Фирмы постоянно следят за уровнем обслуживания клиентов, которое они и их конкуренты предлагают. Они могут использовать машины для записи того, сколько раз звонят телефоны службы поддержки клиентов, прежде чем на них ответят, или какой процент запрошенных запасных частей они могут доставить в течение определенного промежутка времени.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Прогнозирование спроса

Эта деятельность осуществляется совместно с маркетинговым персоналом фирмы и используется для получения лучшего представления о логистических потребностях следующего периода планирования. Эти потребности включают как доставку клиентам, так и получение сырья или комплектующих для сборки. Поскольку персонал логистики занимается обработкой заказов, он также заранее получает информацию о том, что на самом деле заказывают клиенты. Это важная информация для других сотрудников фирмы, которые планируют производство.

Документооборот, сопровождающий поток физического продукта, считается потоком документации. Коносамент – это договор между грузоотправителем и перевозчиком. Упаковочный лист помещается в каждую коробку с различными товарами упаковщиком; и при получении грузополучатель проверяет как подсчет фрахта в накладной перевозчика, так и записи в упаковочном листе для каждой коробки. Для международных отправлений требуется гораздо больше документов. Типичное количество колеблется от 6 до 10, но число может достигать более 50. Например, домашний скот должен сопровождаться сертификатом ветеринарного осмотра. Документация также увязывает отгрузку с оплатой продукта — форма контроля, необходимая для обеспечения того, чтобы товары не были отправлены без учета того, что они оплачены. Электронный обмен данными часто используется вместо бумаги в процессе документирования.

Межзаводские перемещения

В процессе производства фирма перемещает продукцию между своими заводами. Крупный производитель автомобилей может иметь несколько тысяч поставщиков, поставляющих детали на 100 заводов, которые собирают компоненты, которые будут использоваться, скажем, на 20 сборочных линиях. Потоки должны контролироваться и изменяться для удовлетворения меняющихся потребностей. Система пополнения запасов точно в срок (JIT) настаивает на том, чтобы небольшие, точные поставки пополнялись точно по мере необходимости — не раньше и не позже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *