Челноки – Челноки: как в России в 1990-е появилась эта каста

Кто такие *челноки*? | ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

09, Дек 2014 by Admin in Без рубрики     1 Comment

Какая разница, будет прибыль, или убыток,
главное, чтобы все видели, что я торгую.


Ходжа Насреддин.

В бутике кофточка стоит 800 тысяч ( цены 1997 года). В бутике – товар фирменный, качество гарантировано. В магазине попроще подобная кофточка стоит 300 тысяч. Это уже не фирма, но в магазине вы получите чек и, в случае чего, покупку можно будет обменять. На лотке у челнока точно такая же кофточка, как и в магазине, обойдется вам в 150 тысяч. Но если в изделии обнаружится брак, кто даст гарантию, что вы на следующий день вообще сможете найти продавца…

Ты помнишь, как все начиналось

В сущности, челноки существовали всегда. Всегда были купцы-одиночки, предпочитавшие полагаться только на себя. Они не исчезали даже в советские времена, когда их официально числили спекулянтами, боролись с ними, штрафовали и даже сажали в тюрьму. Но подлинный расцвет челночества начался где-то с 1992 года, когда промышленные предприятия объявили о том, что больше не нуждаются в услугах своих работников. Кого было можно – сократили, а тем, кто сокращаться не пожелал, перестали выплачивать зарплату.

Вот тогда-то и появилась целая когорта новых профессий. Брокеры, телохранители, ОМОНовцы и, конечно, челноки. Причем профессию челнока можно смело назвать наиболее популярной. Во-первых, стать челноком мог практически каждый. По крайней мере, попытаться стать. Во-вторых… Во-вторых, это было заманчиво! Кто-то уже богател на глазах, ширились слухи о чудовищных разницах цен между… ну, скажем, Москвой и китайской границей.

У кого-то были свои сбережения, кто-то одалживал свой стартовый капитал у богатых родственников. Люди в невероятных количествах закупали беспрецедентные по размерам сумки (интересно, есть ли еще где-нибудь в мире такие?), тележки (тоже, кстати, не простые – колеса на подшипниках чуть ли не сверхтяжелой серии, а сама конструкция на упрочненных сварочных швах), моментально организовывали глухой дефицит на железнодорожные билеты и отправлялись за пару-тройку вновь образованных границ на поиски добычи.

На сумках, тележках и железнодорожных билетах точно кое-кто озолотился, эти данные сомнению не подлежат. А вот что сделалось с челноком? Как он живет сегодня, после шести лет существования этой беспокойной профессии?

Не так уж легко найти в Москве “чистого” челнока – буде

autoreflex.ru

📌 Челноки — это… 🎓 Что такое Челноки?

У этого термина существуют и другие значения, см. Челнок. Памятник «челноку» в находящемся на границе с Китаем российском Благовещенске
Памятник «челнокам» в находящемся на границе с Россией китайском городе Маньчжурия

Челнок — торговец, закупающий товары широкого потребления мелким оптом по более низким ценам, и реализующий их в розницу с наценкой.

Этимология

Данный вид предпринимателей назван челноками по аналогии с приспособлением для ткания — челноком, который в процессе работы перемещается от одного края полотна к другому. Деятельность таких предпринимателей также подразумевает их постоянные переезды от места закупок товара до места их сбыта и обратно.

Описание деятельности

Закупка товара, как правило, происходит на крупных оптовых рынках в стране проживания, либо в стране, где данный товар произведен (чаще всего Китай, Польша, Турция). Транспортировку товаров челноки осуществляют самостоятельно, с использованием практически всех видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный). Сбыт в розницу производится либо самостоятельно, либо через реализаторов (продавцов). Товары чаще всего являлись изделиями легкой промышленности, посудой, бытовой техникой и др. Ошибочно полагать, что челноки — это только мелкие торговцы. В 90-х годах XX века существовали предприниматели, перевозившие товар на специально нанятых автобусах, и имевших десятки торговых точек на рынках, зачастую оптовых.

Челноки на территории бывшего СССР

Экономический кризис начала 1990-х годов привел к резкому ухудшению экономической ситуации в бывших социалистических республиках. Вместе с тем у населения появилась возможность заниматься легальным индивидуальным предпринимательством, и беспрепятственно выезжать за границу. Сохранившийся после распада СССР дефицит товаров широкого потребления и низкий уровень жизни способствовал вовлечению широких слоев населения в массовую неупорядоченную торговлю ширпотребом. Труд челнока был рискован и нелегок. Часто автобусы с челноками подвергались разбойным нападениям. Предпринимателей грабили

[1], зачастую убивали.[2][3]При реализации товаров в розницу также происходили конфликты с другими предпринимателями, преступными элементами, проверяющими органами.

С конца 1990-х данный сегмент рынка стал преобразовываться. Постепенно стало невыгодно самостоятельно осуществлять перевозку товаров, и количество челноков начало стремительно сокращаться. Особую роль сыграло то, что уровень жизни населения начал повышаться, и заниматься таким рискованным видом деятельности было готово все меньшее число населения. На данном этапе в крупных городах рыночная торговля приобрела более упорядоченный характер и челноков в них осталось ничтожно мало. Но в менее развитых регионах этот вид бизнеса распространен и сейчас.

Памятники челнокам

Памятники челнокам открыты в нескольких городах России, например:

  • в Белгороде возле Центрального рынка в ноябре 2007 года
    [4]
    [5];
  • в Екатеринбурге, около центрального входа на самый большой на Урале вещевой рынок «Таганский ряд», в июле 2009 года. Решение об его установке было связанно с тем, что эта профессия постепенно уходит в прошлое в связи с развитием крупного бизнеса[6];
  • в Благовещенске.

Источники

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Кто такие «челноки»: откуда взялись и куда подевались? | Мир вокруг нас

Не понимаю, почему Википедия ограничилась такими узкими временными границами. По-моему, до сих пор существует достаточно большое количество мелких торговцев, которые продолжают заниматься все той же «челночной» торговлей.

Вот, исходя из рассказов основоположников этого специфического «жанра» и собственного опыта (да-да, я тоже был причастен к этому), мне и захотелось разобраться, кто же такие «челноки», откуда они взялись и куда, в конце концов, большинство из них подевалось.

Наверное, молодежь даже представить себе не может, какая ситуация была в стране Советов с любыми товарами — и продовольственными, и тем более с теми, которые объединяли в одну непонятную группу — «народного потребления». Дикие очереди, явная нехватка всего на свете, продажи из-под прилавка, откровенная спекуляция — перечислять можно долго, толку не будет.

И вдруг наступила свобода. Можно поехать куда угодно, привезти все, что душа пожелает, а самое главное — продать все это с явной выгодой и пустить заработанные деньги в оборот. Правда, при этом приходилось переносить разнообразные тяготы, лишения и неудобства. В скобках скажу, что это действительно и тяжело, и опасно, и еще черте знает что, но зато так интересно и увлекательно…

Прежде всего, невзирая ни на что, за рубеж ринулись те, кто и раньше крутился в мелкой подпольной торговле, да некоторые магазинщики. А затем в стране началась совсем непонятная ситуация. Страну собственные власти начали методически уничтожать, банкротить предприятия, ликвидировать соцкультбыт, закрывать школы и детские сады, а также дома отдыха и прочие подобные учреждения. Ну и, разумеется, переставали платить зарплату или снижали ее до такого уровня, что прожить на нее было невозможно. Фактически на улицу были выброшены тысячи людей — деловых, умных, образованных, имеющих детей, которых надо было кормить, и родителей, которым надо было помогать.

И вот все эти люди вдруг оказались не нужны своему государству. Парадокс? Нет, конечно, хорошо продуманная система уничтожения страны, живущей по своим законам, страны, которая кому-то там «за бугром» мешала. Вот многие из этих людей и переквалифицировались в тех, кого быстренько наградили этим, в общем, не очень-то и обидным прозвищем — «челноки».

Случилось так, что когда в Стамбул полетел первый чартер с 350 искателями приключений, я тоже оказался там, но, правда, в качестве старшего группы, в чьи обязанности входили сугубо организационные дела, в основном связанные с тем, чтобы кого-нибудь где-нибудь не потерять. Мне это понравилось, я начал летать при каждом удобном случае, познакомился со многими людьми, которые начинали с «челночества».

Группы, которые мне поручали, были порядка тридцати-сорока человек, состав их менялся постоянно, в каждую поездку в течение первых двух-трех месяцев ездило вначале лишь несколько человек, которые уже побывали в Стамбуле, а остальные — зеленые новички, при этом лица мужского пола попадались так же редко, как в педагогических и медицинских училищах, т. е. в основном там были молодые женщины.

Как-то по прилету в Стамбул я собрал в гостинице всю свою группу и решил какой-то примитивный социологический опрос провести, очень меня их образование заинтересовало и кем они в той старой, неизвестно куда канувшей бесследно жизни были. Вот и начал всех подряд трясти как грушу, вспомнил, наверное, один из пунктов, который мне неоднократно в анкетах всяческих заполнять пришлось — «кем вы были до Октябрьской революции», я его видоизменил чуть-чуть и попросил всех ответить, а кем вы раньше работали?

Ответы меня нисколько не удивили, готов я был к ним, только в процентном отношении я слегка был не прав в своих предположениях. Я бумажку специально подготовил, на которой четыре строчки заполнил, вот около них я и ставил точки, ведя подсчет по десятичной системе. Ответы были совершенно однообразными — учитель, врач, инженер, научный сотрудник… И снова, и снова звучали только эти слова, они же и у меня были записаны.

Оказалось, что из тридцати семи человек двенадцать занимались наукой или продолжают ей эпизодически заниматься, одиннадцать имеют высшее педагогическое образование, восемь человек — врачи, и еще пятеро — инженеры. Итого тридцать шесть человек имели высшее образование, и лишь одна совсем молодая девушка работала поваром, да и то она собиралась было в пищевой институт летом поступать. Бумажку свою я им потом показал, вместе мы и посмеялись с некоей долей печали над моей прозорливостью.

Я не хочу утверждать, что такая статистика в целом среди «челноков» наблюдалась, но то, что основной удар был во время пресловутой «шоковой терапии» отечественного народного хозяйства нанесен именно по работоспособной части населения с высшим образованием — очевидно. И вполне естественно, что если бы в качестве «челноков» не поехали такие умные, образованные, настойчивые и организованные, то не удалось бы решить одну из сложнейших проблем страны — насыщение рынка теми товарами, отсутствие которых сделало бы и так трудную жизнь в стране совсем невыносимой.

Теперь многие стали настоящими профессионалами в торговле. Многие, на основании приобретенного опыта и используя многочисленные полезные знакомства, создали собственные предприятия по производству таких товаров, которые они вначале из-за границы возили. Некоторые, заработав начальный капитал, вложили его в какие-то прибыльные проекты. Ну, а большинство, для которых «челночный» бизнес был просто-напросто средством выживания в те тяжкие для всех годы, забросили его и забыли, как страшный сон.

shkolazhizni.ru

Челноки — Википедия. Что такое Челноки

Памятник «челноку» в находящемся на границе с Китаем российском Благовещенске Памятник «челнокам» в находящемся на границе с Россией китайском городе Маньчжурия

Челнок — торговцы товарами широкого потребления мелким оптом и в розницу методом «челночной» торговли: самостоятельная доставка мелкой партии товара с места закупки, быстрая реализация на «своём» рынке, следующая поездка по тому же маршруту.

Этимология

Данный вид предпринимателей назван челноками по аналогии с приспособлением для ткания — челноком, который в процессе работы перемещается от одного края полотна к другому. Деятельность таких предпринимателей также подразумевает их постоянные переезды от места закупок товара до места их сбыта и обратно.

Описание деятельности

Закупка товара, как правило, происходит на крупных оптовых рынках в стране посещения, обычно в стране, где данный товар произведен (чаще всего Китай, Польша, Турция). Транспортировку товаров челноки осуществляют самостоятельно, с использованием практически всех видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный). Сбыт в розницу производится либо самостоятельно, либо через реализаторов (продавцов). Товары чаще всего являлись изделиями лёгкой промышленности, посудой, бытовой техникой и др. Ошибочно полагать, что челноки — это только и исключительно мелкие торговцы. В 1990-х годах существовали предприниматели, перевозившие товар на заказных автобусах, и имевших десятки торговых точек на рынках, зачастую оптовых.

Челноки на территории бывшего СССР

Развал постсоветской экономики начала 1990-х годов привел к резкому ухудшению экономической ситуации в бывших советских республиках. Вместе с тем у населения появилась возможность заниматься легальным индивидуальным предпринимательством и беспрепятственно выезжать за границу. Сохранившийся после распада СССР дефицит товаров широкого потребления и низкий уровень жизни способствовал вовлечению широких слоев населения в массовую неупорядоченную торговлю ширпотребом.

Труд челнока был рискован и нелегок. Зачастую автобусы с челноками подвергались разбойным нападениям. Предпринимателей грабили[1], иногда убивали.[2][3]. При реализации товаров в розницу также происходили конфликты с другими предпринимателями, преступными элементами, проверяющими органами.

С конца 1990-х данный сегмент рынка стал преобразовываться. Постепенно стало невыгодно самостоятельно осуществлять перевозку товаров, и количество челноков начало стремительно сокращаться. Особую роль сыграло то, что уровень жизни населения начал повышаться, и заниматься таким рискованным видом деятельности было готово все меньшее число населения. На данном этапе в крупных городах рыночная торговля приобрела более упорядоченный характер и челноков в них осталось ничтожно мало. Но в менее развитых регионах этот вид бизнеса распространен и сейчас.

В искусстве

кинематограф
Памятники челнокам

Памятники челнокам открыты в нескольких городах России, например:

См. также

Ссылки

Примечания

wiki.sc

Челноки Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Челнок. Памятник «челноку» в находящемся на границе с Китаем российском Благовещенске Памятник «челнокам» в находящемся на границе с Россией китайском городе Маньчжурия

Челнок — торговцы товарами широкого потребления мелким оптом и в розницу методом «челночной» торговли: самостоятельная доставка мелкой партии товара с места закупки, быстрая реализация на «своём» рынке, следующая поездка по тому же маршруту.

Этимология[ | ]

Данный вид предпринимателей назван челноками по аналогии с приспособлением для ткания — челноком, который в процессе работы перемещается от одного края полотна к другому. Деятельность таких предпринимателей также подразумевает их постоянные переезды от места закупок товара до места их сбыта и обратно.

Описание деятельности[ | ]

Закупка товара, как правило, происходит на крупных оптовых рынках в стране посещения, обычно в стране, где данный товар произведен (чаще всего Китай, Польша, Турция). Транспортировку товаров челноки осуществляют самостоятельно, с использованием практически всех видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный). Сбыт в розницу производится либо самостоятельно, либо через реализаторов (продавцов). Товары чаще всего являлись изделиями лёгкой промышленности, посудой, бытовой техникой и др. Ошибочно полагать, что челноки — это только и исключительно мелкие торговцы. В 1990-х годах существовали предприниматели, перевозившие товар на заказных автобусах, и имевших десятки торговых точек на рынках, зачастую оптовых.

Челноки на территории бывшего СССР[ |

ru-wiki.ru

Челноки — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Челнок. Памятник «челноку» в находящемся на границе с Китаем российском Благовещенске Памятник «челнокам» в находящемся на границе с Россией китайском городе Маньчжурия

Челнок — торговец, закупающий товары широкого потребления мелким оптом по более низким ценам, и реализующий их в розницу с наценкой.

Данный вид предпринимателей назван челноками по аналогии с приспособлением для ткания — челноком, который в процессе работы перемещается от одного края полотна к другому. Деятельность таких предпринимателей также подразумевает их постоянные переезды от места закупок товара до места их сбыта и обратно.

Описание деятельности[править]

Закупка товара, как правило, происходит на крупных оптовых рынках в стране проживания, либо в стране, где данный товар произведен (чаще всего Китай, Польша, Турция). Транспортировку товаров челноки осуществляют самостоятельно, с использованием практически всех видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный). Сбыт в розницу производится либо самостоятельно, либо через реализаторов (продавцов). Товары чаще всего являлись изделиями легкой промышленности, посудой, бытовой техникой и др. Ошибочно полагать, что челноки — это только мелкие торговцы. В 90-х годах XX века существовали предприниматели, перевозившие товар на специально нанятых автобусах, и имевших десятки торговых точек на рынках, зачастую оптовых.

Челноки на территории бывшего СССР[править]

Экономический кризис начала 1990-х годов привел к резкому ухудшению экономической ситуации в бывших социалистических республиках. Вместе с тем у населения появилась возможность заниматься легальным индивидуальным предпринимательством, и беспрепятственно выезжать за границу. Сохранившийся после распада СССР дефицит товаров широкого потребления и низкий уровень жизни способствовал вовлечению широких слоев населения в массовую неупорядоченную торговлю ширпотребом. Труд челнока был рискован и нелегок. Часто автобусы с челноками подвергались разбойным нападениям. Предпринимателей грабили[1], иногда убивали.[2][3] При реализации товаров в розницу также происходили конфликты с другими предпринимателями, преступными элементами, проверяющими органами.

С конца 1990-х данный сегмент рынка стал преобразовываться. Постепенно стало невыгодно самостоятельно осуществлять перевозку товаров, и количество челноков начало стремительно сокращаться. Особую роль сыграло то, что уровень жизни населения начал повышаться, и заниматься таким рискованным видом деятельности было готово все меньшее число населения. На данном этапе в крупных городах рыночная торговля приобрела более упорядоченный характер и челноков в них осталось ничтожно мало. Но в менее развитых регионах этот вид бизнеса распространен и сейчас.

Памятники челнокам[править]

Памятники челнокам открыты в нескольких городах России, например:

  • в Белгороде возле Центрального рынка в ноябре 2007 года[4][5];
  • в Екатеринбурге, около центрального входа на самый большой на Урале вещевой рынок «Таганский ряд», в июле 2009 года. Решение об его установке было связано с тем, что эта профессия постепенно уходит в прошлое в связи с развитием крупного бизнеса[6];
  • в Благовещенске.

www.wiki-wiki.ru

Челноки Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Челнок. Памятник «челноку» в находящемся на границе с Китаем российском Благовещенске Памятник «челнокам» в находящемся на границе с Россией китайском городе Маньчжурия

Челнок — торговцы товарами широкого потребления мелким оптом и в розницу методом «челночной» торговли: самостоятельная доставка мелкой партии товара с места закупки, быстрая реализация на «своём» рынке, следующая поездка по тому же маршруту.

Этимология

Данный вид предпринимателей назван челноками по аналогии с приспособлением для ткания — челноком, который в процессе работы перемещается от одного края полотна к другому. Деятельность таких предпринимателей также подразумевает их постоянные переезды от места закупок товара до места их сбыта и обратно.

Описание деятельности

Закупка товара, как правило, происходит на крупных оптовых рынках в стране посещения, обычно в стране, где данный товар произведен (чаще всего Китай, Польша, Турция). Транспортировку товаров челноки осуществляют самостоятельно, с использованием практически всех видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный). Сбыт в розницу производится либо самостоятельно, либо через реализаторов (продавцов). Товары чаще всего являлись изделиями лёгкой промышленности, посудой, бытовой техникой и др. Ошибочно полагать, что челноки — это только и исключительно мелкие торговцы. В 1990-х годах существовали предприниматели, перевозившие товар на заказных автобусах, и имевших десятки торговых точек на рынках, зачастую оптовых.

Челноки на территории бывшего СССР

Развал постсоветской экономики начала 1990-х годов привел к резкому ухудшению экономической ситуации в бывших советских республиках. Вместе с тем у населения появилась возможность заниматься легальным индивидуальным предпринимательством и беспрепятственно выезжать за границу. Сохранившийся после распада СССР дефицит товаров широкого потребления и низкий уровень жизни способствовал вовлечению широких слоев населения в массовую неупорядоченную торговлю ширпотребом.

Труд челнока был рискован и нелегок. Зачастую автобусы с челноками подвергались разбойным нападениям. Предпринимателей грабили[1], иногда убивали.[2][3]. При реализации товаров в розницу также происходили конфликты с другими предпринимателями, преступными элементами, проверяющими органами.

С конца 1990-х данный сегмент рынка стал преобразовываться. Постепенно стало невыгодно самостоятельно осуществлять перевозку товаров, и количество челноков начало стремительно сокращаться. Особую роль сыграло то, что уровень жизни населения начал повышаться, и заниматься таким рискованным видом деятельности было готово все меньшее число населения. На данном этапе в крупных городах рыночная торговля приобрела более упорядоченный характер и челноков в них осталось ничтожно мало. Но в менее развитых регионах этот вид бизнеса распространен и сейчас.

В искусстве

кинематограф
Памятники челнокам

Памятники челнокам открыты в нескольких городах России, например:

См. также

Ссылки

Примечания

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *