Частная детективная сыскная деятельность – II. () /

Частная детективная деятельность

Частная детективная деятельность — это деятельность, по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также по оказанию им иных услуг специально созданными для этих целей негосударственными предприятиями (частное агентство, частный детектив), действующими на договорной возмездной основе, использующими специальные силы, средства и методы в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка.

Законодатель разрешает частному сыщику пять сыскных действий, которые схожи с оперативно-розыскными мероприятиями осуществляемые субъектами государственных правоохранительных органов, однако на один и тот же объект частный детектив и оперативный работник смотрят по разному, преследуя достижение разных целей, хотя и осуществляют одни и те же сыскные действия. Четкое законодательное ограничение, того что может использовать частный детектив в своей деятельности, может показаться весьма ограничивающим, если не то обстоятельство, что ответ на вопрос как действовать остается за частным детективом. Поэтому организация работы частного детектива после получения заказа от клиента начинается с определения тактических приемов и методов, направленных на достижение поставленной клиентом задачи и удовлетворение его требований.

Можно привести несколько признаков отличающих частную детективную деятельность от деятельности правоохранительных органов:

  • по своему характеру частная детективная деятельность, осуществляется на договорной основе и рассчитана на получение прибыли;
  • частная детективная деятельность базируется на договорных отношениях, где четко определены пределы и время возникновения и прекращения этих отношений;
  • лица, осуществляющие частную сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае нарушения своих обязанностей, несут ответственность в ином порядке, нежели должностные лица государственных правоохранительных органов;
  • государственная правоохранительная деятельность регулируется уголовным, уголовно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным, оперативно-розыскным законодательством, а негосударственная уголовным, административным и гражданским законодательством, что накладывает определенный отпечаток на основополагающие принципы деятельности этих структур в целом;
  • частная детективная деятельность носит в основном превентивный характер. Компетенция данных структур заканчивается (переходит к государственным правоохранительным органам) в случае совершения преступных действий в отношении клиента.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

  • сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
  • изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  • установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  • поиск без вести пропавших граждан;
  • поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
  • сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В ряде признаков особенно серьезным является то, что услуги детектива еще и абсолютно конфиденциальны.

В отличие от правоохранительных органов, частный детектив и детективные агентства применяют индивидуальный подход при работе с клиентами. Всю информацию, полученную от вас будет знать исключительно сам детектив. Помошники которые будут принимать участие в решении вашей проблемы информируются только в рамках выполняемого ими задания. Сохранение тайны — основа основ частного сыска, в умении хранить тайны хороший детектив не уступает разведчику. К тому же услуги детектива платные и следовательно количество людей, которые будут выполнять задание будет максимально сокращено. Не секрет, что в милиции часто присутствует нехватка технического оснащения, чего не скажешь о частном детективном секторе, где имеется профессиональное, современное, техническое оборудование. Современная аппаратура для наблюдения довольно дорогая, поэтому это отражаться на стоимости услуг частного детективного агентства. В прочем, это компенсируется сроками исполнения заказов и высоким качеством работы.

www.detective77.ru

Частная детективная (сыскная) деятельность. — Мегаобучалка

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные в Законе сыскные услуги. Согласно Закону сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, таким образом, Законодатель приближает частного детектива к работнику правоохранительных органов, так же лишенному права совмещать службу с иными способами заработка. Статья 5 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» очерчивает круг действии частного детектива. Согласно этой статье частный детектив имеет право на устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений, и других объектов, наблюдение. Допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан окружающей среде. Нельзя не отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная детективная деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…».

В ст. 5 рассматривается также и вопрос о применении специальных средств в ходе оказания услуг. Отдельно оговорено то, что частные детективы имеют право использовать специальные средства только в ситуациях, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья. Виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации. На данный момент действует Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности». Приложение №2 к этому Постановлению приводит перечень специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности: жилет защитный 1-5 класса защиты, шлем защитный 1-3 класса защиты, спецсредство «Черемуха-10» и его аналоги, газовый пистолет, наручники, палка резиновая (пластиковая). Постановление также заявляет о том, что применение спец. средств – прерогатива лиц, прошедших специальную подготовку, и выдержавших ежегодную проверку в органах внутренних дел на профессиональную пригодность. Любому использованию этих средств должно предшествовать предупреждение о намерении их применения, в случае, если спец средства были все же применены частный детектив обязан оказать доврачебную помощь, уведомить о произошедшем органы здравоохранения и внутренних дел. Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законодательством ответственность.



В определении частной детективной и охранной деятельности задевается вопрос о необходимости получения специального разрешения (лицензии). Это положение развивается в статье 6 настоящего Закона и в Положении о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности. Лицензирующим органом является Министерство внутренних дел РФ. Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции. «Таким образом, в основе лицензирования сыскной деятельности положен территориальный принцип: орган внутренних дел конкретного региона (субъекта РФ) дает разрешение на проведение вышеуказанной деятельности на территории конкретного региона (субъекта РФ)»[5]. Для получения лицензии гражданин – соискатель лицензии обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел анкету, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, сведения о потребности в спец. средствах и намерении их использовать. Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в документах. Но только в течение 60 дневного срока, после чего обязательно принятие решения. В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд. Гражданину, получившего лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ, установленного образца, удостоверяющий его личность. Лицензия выдается на срок 5 лет, и может быть продлена еще на 5 лет в случае представления в лицензирующий орган соответствующего заявления лицензиата, не позднее, чем за один месяц до истечения срока ее действия.

Помимо необходимости лицензирования, Закон накладывает и другие ограничения в сфере детективной деятельности. Довольно широкий спектр этих ограничений изложен в статье 7 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Среди них наиболее примечательные и важные: запрет выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, запрет скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений. Эти требования формулируют необходимость содействия между правоохранительными органами и частными детективами. Дублируются запреты о недопустимости посягательств на конституционные права и свободы граждан: запреты собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц, прибегать к действиям, ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство граждан. Закреплены положения морально-нравственного характера: запреты фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента, разглашать собранную информацию, использовать ее вопреки интересам своего клиента. В заключении статьи сказано, что нарушение данных положений влечет установленную законом ответственность.

Защита интересов клиента подтверждается статьей 9 вышеназванного закона. Согласно этой статье частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг. В договоре должны быть обозначены сведения о договаривающихся сторонах, содержание поручения, срок выполнения, меры ответственности сторон, дата заключения договора. В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о проделанной работе. Копия отчета подлежит в архиве предприятия (объединения) в течении трех лет. Споры между клиентом и частным детективным предприятием (объединением) по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором, рассматриваются в судебном порядке.

megaobuchalka.ru

69. Оперативно-розыскная и частная детективная деятельность; сходства и различия, соотношение.

Оперативно-розыскная деятельность Частная детективная деятельность

Это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

частная детективная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В течение суток с момента заключения договора на сбор сведений, представляющих интерес для производства по конкретному делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

( в часкатной детективной деятельности основание – договор)

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

o 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

o 2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

o 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

o 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны имущества заказчика, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами;

10) использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;

11) получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

• Органов внутренних дел Российской Федерации.

• Органов федеральной службы безопасности.

• Федеральных органов налоговой полиции.

• Федеральных органов государственной охраны.

• Органов пограничной службы Российской Федерации.

• Таможенных органов Российской Федерации.

• Службы внешней разведки Российской Федерации.

• Министерства юстиции Российской Федерации. Частный детектив — гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ .

Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Контроль за частной детективной деятельностью на территории РФ осуществляют федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения.

70.Предварительное следствие и дознание: сходства и различия, соотношение.

Соотношение предварительного следствия и дознания

Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, а распространяет на них правила производства предварительного следствия, за некоторым исключением. Закон предусматривает два вида дознания, а именно:

1. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

2. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно в соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 119 относит к числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

К неотложным следственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по «горячим следам», т. е. незамедлительно, так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные действия.

В целях обеспечения прокурорского надзора за законностью орган дознания обязан немедленно уведомить прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании. Дознание в этой форме должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Прокурор может дать указание о направлении дела следователю и до истечения десятидневного срока. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю, не ожидая указания прокурора или истечения десятидневного срока.

После того как дело передано следователю, орган дознания действует по нему в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах. Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаях только по поручению следователя.

Анализ закона, регламентирующего дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу о факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности, по нему требуется производство неотложных следственных действий «по горячим следам», а следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самого начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указания следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий.

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю.

Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, состоит: в возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления: в выполнении поручений и указаний следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий: в оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно Это дознание состоит в полном расследовании дела. К расследуемым в форме дознания относятся дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым перечисленным в этой статье преступлениям возможны в соответствии со ст. 414 протокольная форма досудебной подготовки материалов или производство в порядке частного обвинения.

В форме дознания расследуются, в частности, дела о хулиганстве, предусмотренные ч. 2 ст. 206 УК, незаконных занятиях рыбным и другими водными промыслами с отягчающими обстоятельствами, предусмотренные ч. 2 ст. 163 УК, занятии незаконной охотой с отягчающими обстоятельствами и др., т. е. дела расследование которых не представляет сложности.

В соответствии с законом по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

1.Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются.

2.На органы дознания не распространяются правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам направления расследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо, проводящее дознание.

В соответствии со ст. 47 УПК защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения либо -с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу.

Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам ст. 133 УПК, установленным для предварительного следствия. Дознание в указанных в законе случаях может производиться и по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в протокольной форме. Это может иметь место в случаях: возбуждения уголовного дела начальником органа дознания, если в десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления: возвращения судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании: возвращения прокурором либо судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения дела. В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовного дела.

Дознание может проводиться и по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130, ст. 131 УК, если прокурор найдет необходимым возбудить дело по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 27 УПК. Таким образом, под дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать виды предварительного расследования, производимого уполномоченными на то законом должностными лицами и органами и состоящие:

1.В совершении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, по которым проводится предварительное следствие.

2.В полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах предварительное следствие и дознание. Предварительное следствие и дознание взаимодействуют между собой. По общему правилу, производство предварительного следствия обязательно по всемуголовным делам, за исключением дел, расследуемых в форме дознания. Предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотических средств.

Срок дознания небольшой по сравнению со сроками предварительного следствия, поэтому на дознавателя закон не возлагает выполнение такого процессуального и следственного действий как предъявление обвинения и допрос обвиняемого. Дознаватель формулирует обвинение с указанием пункта, части и статьи УК РФ в обвинительном акте, который составляется по окончании дознания. Кроме того, в нем указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда; список лиц, подлежащих вызову в суд.

Дознание и предварительное следствия две важные составляющие предварительного расследования именно поэтому они тесно взаимосвязаны. Несмотря на очевидные различия они несомненно помогают в проведении предварительного расследования в рамках уголовного процесса.

71.Следственный комитет: система органов следственного комитета, полномочия. Следственный комитет РФ.

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

studfile.net

мнение экспертов. Новости. Первый канал

В Белоруссии осудили мужчину, который выдавал себя за детектива. Он разместил объявление в Интернете и предлагал гражданам услуги частного сыска. Дело в том, что в Белоруссии эта деятельность находится под запретом. А в нашей стране частные детективы разрешены и могут получить лицензию. Однако на деле они сталкиваются с многочисленными юридическими препятствиями. Заказчиков, как правило, совершенно не интересует законность методов — важен только результат.

Строго говоря, законность любой детективной деятельности в России сегодня под вопросом из-за юридического парадокса. Дело в том, что основной инструмент сыщика — наружное наблюдение или попросту слежка за гражданином — может осуществляться не иначе как с его персонального согласия, причем письменного. Но суровость законов, как водится, умеряется их неисполнением. А потому следят на улице и дома, с согласием и без него.

Скользкие методы работы сыщиков нередко оборачиваются головной болью не только для объекта слежки, но и для самого заказчика. Константин начинал свой бизнес вместе с приятелем. Поначалу все шло хорошо, фирма встала на ноги, появилась серьезная прибыль. Но с какого-то момента компаньон стал вести себя странно. «В последнее время начались какие-то непонятные звонки, его отсутствие регулярное, командировки, то есть я не понимал, что происходит», — рассказывает предприниматель Константин.

Константин заподозрил: партнер обманывает его. Чтобы узнать наверняка, обратился к частным детективам, поручив им узнать, чем вызвано странное поведение компаньона. Опасения не подтвердились. Однако случилось непредвиденное: приятель вычислил сыщиков и пообещал обратиться в милицию, если те не назовут заказчика.

В школах частных детективов действует правило: первым делом слушателей обучают юридическим основам ремесла, рассказывают, что делать можно, а чего ни в коем случае нельзя. Но, едва получив диплом, многие забывают именно эту, самую важную часть. «Прослушивают разговоры, сканируют информацию и технические каналы связи. Но эти лица не детективы, а просто доморощенные преступники по законодательству. Они оказывают такие услуги на черном рынке. Но ни один детектив на это не идет», — говорит председатель научно-педагогического совета школы подготовки частных детективов Александр Колясинский.

Светлана занимается частным сыском уже много лет. Говорит, можно и задачу выполнить, и закон не нарушить. Например, каждый гражданин имеет право установить на машину видеорегистратор и в рамках гарантированной свободы передвижения следовать любым маршрутом. А то, что впереди постоянно маячит другой автомобиль, это просто случайность.

Объект выходит из машины буквально на минуту, даже не закрыв ее, — критическая ошибка. Через несколько секунд под сиденьем уже лежит пишущий жучок-закладка. А детектив снова дышит в спину. «Огонек горит, видеосъемка идет. Мы идем снимаем объект. У нас в руках просто брелочек от машины, это ни у кого не вызывает никакого подозрения», — рассказывает частный детектив Светлана.

«Нормальный практикующий детектив, который дорожит своей репутацией, своей честью, своей свободой, в конце концов, никогда не будет делать то, что делают вот эти нелегальные детективы», — уверен руководитель детективного агентства Олег Пытов.

Впрочем, грань между легальностью и нелегальностью здесь бывает очень зыбкой. Заказчиков, как правило, совершенно не интересует законность методов. Им нужен результат. Поэтому как такового черного и белого рынка детективных агентств попросту не существует. «За первое полугодие 2011 года нами проведено 84 проверки деятельности частных детективов, по результатам которых у 73 частных детективов отозваны лицензии», — рассказывает заместитель начальника управления ГУ охраны общественного порядка МВД России Дмитрий Лазарев.

Причину понять несложно: сыщик, который действует сугубо в рамках закона, попросту останется без клиентуры. Поскольку заказчик готов платить именно за нарушение закона. А если услуга востребована, всегда найдутся те, кто ее окажет.

И, конечно, главное зачем приходят к детективам – это информация. Список услуг, которые предлагают сегодня российские детективные агентства и частные сыщики, приблизительно одинаков. Частный детектив Олег Пытов и правозащитник, юрист Владимир Комсолев в эфире Первого канала дискутировали о частном сыске и о том, нужен ли он.

Частный детектив Олег Пытов уже 15 лет занимается этой практикой. За это время у него были «наработаны» хорошие связи. «И людям помогаешь, и сам зарабатываешь, и становишься полезным обществу», — рассказал о своей деятельности частный детектив. Он признал, что в частном сыске существуют определенные ограничения, но заметил, что «ограничения есть в любой сфере деятельности». Олег Пытов убежден, что просто надо «работать по закону», тогда никаких проблем не будет.

Несмотря на это эксперт считает, что необходимо принять поправки в существующий закон «О частной детективной и охранной деятельности». Так, в проекте изменений, который был подан в Государственную думу в 2011 году, предусмотрено, чтобы частным детективам было разрешено «наблюдение, фото- и видеосъемка, сбор информации, запросы в различные организации». Эти изменения частный детектив считает полезными для своей работы. Сейчас ему приходится отказываться от заказов, которые предполагают нарушение закона. Он уверен, что введение этого закона позволит избавиться от фирм, нарушающих закон, и позволит лучше функционировать законопослушным частным детективным агентствам.

Олег Пытов выразил уверенность, что без частных детективов сейчас уже не обойтись: в некоторых жизненных ситуациях только они могут помочь людям.

Правозащитник, юрист Владимир Комсолев согласился со своим оппонентом, частным детективом Олегом Пытовым, что иногда у людей возникают сложные жизненные ситуации, которые «вынуждают их обращаться» за помощью к частному детективу. Однако он заявил, что закон «О частной детективной и охранной деятельности» «направлен на нарушение прав граждан».

«Детективы не могут оказать услугу, не нарушая прав», — уверен юрист. Нарушение тайны переписки, получение выписок по телефонным разговорам — это все «нелегально, запрещено законом» и возможно только «в рамках уголовного дела». Соответственно, деятельность детектива, который этим занимается, незаконна. Юрист добавил, что, в соответствии с законом, частный детектив может осуществлять «только 2 функции»: «розыск пропавших людей» и, «по письменному разрешению родителей, смотреть, где и чем занимаются» их несовершеннолетние дети. Поэтому в России сейчас 90% частных детективов «действуют незаконно».

В связи с этим эксперт считает целесообразным «функции детективов» передать «в обособленную внутриведомственную структуру, которая позволила бы им в рамках закона осуществлять свою деятельность», либо, «по примеру Белоруссии», вообще запретить деятельность частных детективов.

www.1tv.ru

Тема 17. ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Частная охранная и детективная деятельность — это деятельность направленная на в оказание на возмездной договорной основе физическим и юридическим лицам предприятиями услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества собственников, поиску без вести пропавших лиц и др.,

Эта деятельность направлена на защиту законных прав и интересов граждан и организаций, в чем проявляется ее сходство с правоохранительной деятельностью. Отличие же состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги. Осуществление этой деятельности допускается лишь при получении в установленном законом порядке от органов внутренних дел лицензии на право заниматься частной охранной или детективной деятельностью и прохождении государственной регистрации. На лиц, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, статус работников правоохранительных органов не распространяется.

Согласно Закону Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» такая деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации.

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности» и другие законы и правовые акты Российской Федерации.

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана, которые осуществляются специальными предприятиями.

Частные охранные предприятия. Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия, которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии — 3 года, в дальнейшем срок лицензии продлевается на 5 лет.

Частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг, как:

* защита жизни и здоровья граждан, в ходе которой осуществляются различные мероприятия по физической защите охраняемых лиц от преступных посягательств;

* охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, осуществляется как физическими, так и техническими средствами. Охрана может осуществляться в отношении любых объектов независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих государственной охране;

* проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств пожарно-охранной сигнализации;

* консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

* обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. В этих случаях, как правило, к услугам частных охранных предприятий прибегают устроители концертов, съездов каких-либо партий.

Перечень услуг является исчерпывающим. Иной деятельности, помимо вышеперечисленной, частные охранные предприятия не осуществляют.

Частные детективные предприятия. В отличие от частной охраной деятельности, частной детективной деятельностью могут заниматься как предприятия, так и отдельные граждане. Правовым основанием для осуществления частной детективной деятельности является получение лицензии от органа внутренних дел сроком на 3 года. Лицензия продлевается на 5 лет,

Частный детектив образует индивидуальное частное детективное предприятие. Лица, зарегистрировавшие индивидуальные частные детективные предприятия, могут создавать объединения частных детективных предприятий. Объединение имеет собственное наименование, действует на основании собственного устава, но при этом частные детективные предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Частные детективные предприятия оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации, такие как:

— сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Клиентами в этом случае, как правило, выступают истец, ответчик, обвиняемый, его родственники, адвокат (защитник) или представитель. Условием для осуществления этого вида услуг является обязательное в течение суток с момента заключения контракта уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится дело;

— сбор информации в предпринимательской деятельности. Как правило, сыскные действия проводятся для выяснения надежности партнера клиента, для установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конкуренцию;

— сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов. Осуществляется этот вид услуг в основном в отношении лиц, с которыми предстоит заключить трудовой договор. При этом информация о частной жизни лица может быть получена только с его согласия;

— поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества. Хотя розыск без вести пропавших лиц является обязанностью милиции, многие граждане, не желая огласки или недовольные розыскными действиями милиции, обращаются к частным детективам, которые осуществляют розыскные мероприятия, в необходимых случаях контактируя с соответствующими подразделениями милиции.

Перечень сыскных услуг является исчерпывающим. Частным детективам запрещается осуществлять услуги, не предусмотренные законом и направленные на ограничение прав и интересов третьих лиц.

Частные детективные и охранные предприятия занимаются только одним видом деятельности — или сыском, или охраной. Для расширения возможности оказания услуг образуются ассоциации частных охранных предприятий и частных детективных предприятий, в которых за каждым предприятием сохраняется самостоятельность и права юридического лица.

На некоторых предприятиях создается служба безопасности, которая является структурным подразделением предприятия и осуществляет как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятельность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шпионажа. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия.

Правовой статус частного детектива и частного охранника. Частным детективом и частным охранником могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года, имеющие юридическое образование или прошедшие специальную подготовку. Отсутствие юридического образования может быть заменено стажем практической работы не менее 3 лет в следственных или оперативных подразделениях (для лиц, желающих заниматься частной детективной деятельностью) или в органах внутренних дел и органах Федеральной службы безопасности (для лиц, желающих стать частными охранниками). Кроме того, необходимо, чтобы это лицо не состояло на учете по поводу алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, не имело судимости за совершение умышленного преступления, не было уволено из правоохранительных органов по компрометирующим их обстоятельствам. Работа в качестве частного детектива или частного охранника не должна совмещаться с работой в государственных органах. Частные детективные охранники не обладают правом на применение мер государственного принуждения, не могут проверять документы, вызывать к себе граждан, осуществлять принудительный осмотр автотранспорта, личный досмотр, обыск и т. д. Частным детективам запрещено осуществлять и’ оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные к исключительной компетенции государственных оперативных служб.

Частный детектив осуществляет сбор информации, как правило, путем опроса граждан и должностных лиц, наведения справок, изучения предметов и документов, наблюдения с использованием средств видео-, аудиозаписи, фотоаппаратуры. Он может использовать в случаях, определенных законом, специальные средства (газовые баллончики, наручники и т. д.).

Частный охранник осуществляет меры физического и технического характера по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизнь и здоровье охраняемых им лиц, на имущество собственников. В случае посягательства он принимает ответные действия в соответствии с положениями о крайней необходимости и необходимой обороне, предусмотренными Уголовным кодексом РФ, включая меры физического воздействия, применение специальных средств и огнестрельного оружия. Охранник может задержать лицо, застигнутое на месте совершения преступления, и немедленно передать его в орган внутренних дел.

Частные детективы и охранники обязаны неукоснительно соблюдать законы. Они не должны прибегать к действиям, посягающим на законные права и интересы граждан, ставящие под угрозу честь, достоинство и интересы иных лиц. Частным детективам запрещено собирать сведения, связанные с личной жизнью граждан, их политическими и религиозными убеждениями. Собранную информацию они не вправе разглашать, использовать вопреки интересам клиента. В то же время частным детективам и охранникам запрещено скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты совершенных или готовящихся преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, передавать свою лицензию третьим лицам.

Надзор и контроль за деятельностью частных охранных и детективных предприятий. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов частными детективными и охранными предприятиями осуществляет прокуратура в пределах полномочий, установленных законом для надзора за деятельностью организаций и предприятий.

Контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий, соблюдением ими Закона «О частной охранной и детективной деятельности» осуществляют органы внутренних дел. В случае выявления нарушений они вправе аннулировать лицензию.

 

studopedia.net

III. Частная детективная и охранная деятельность

1. Понятие частной детективной и охранной деятельности.

Частная детективная и охранная деятельность — это деятельность негосударственных организаций, по оказанию частных и детективных услуг, в соответствии с законодательством РФ.

Правовой основой деятельности частных детективов и охранных предприятий являются Конституция  РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности, а также иные нормативные правовые акты.

 

2. Виды частной детективной и охранной деятельности.

В соответствии со статьей 3, существуют следующие виды частной детективной и охранной деятельности:

Виды частной детективной деятельности:

— Деятельность по сбору сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса.

— Деятельность по изучению рынка, сбору информации для деловых переговоров, выявлению некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров.

— Деятельность по установлению обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

— Деятельность по выяснению биографических и других данных о гражданах, с их личного согласия, при заключении ими трудового договора.

— Деятельность по поиску без вести пропавших граждан.

— Деятельность по поиску утраченного гражданами или предприятиями имущества.

— Деятельность по сбору сведений по  уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

— Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

 

Виды охранной деятельности:

— Деятельность по защите жизни и здоровья граждан.

— Деятельность по охране имущества

— Деятельность по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации

— Деятельность по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

— Деятельность по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий

— Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

 

3. Организационные формы деятельности частных детективов и охранных предприятий.

В соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности» устанавливаются следующие организационные формы деятельности частных детективов и охранных предприятий:

— Частное детективное предприятие

— Объединение частных детективных предприятий

— Частное охранное предприятие

— Ассоциация частных охранных предприятий и предприятий частных детективов

4. Частный детектив и частный охранник.

Частный детектив — лицо, имеющие гражданство РФ и получивший лицензию на частную сыскную деятельность.

 

Лицензию на частную сыскную деятельность не могут получить:

— Граждане, не достигшие возраста 21 года

— Граждане, состоящие на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании

— Граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления

— Граждане, которым предъявлено обвинение в совершении преступления

— Граждане, уволенные с государственной службы по компрометирующим их основаниям.

— Бывшие работники правоохранительной деятельности, осуществлявшие контроль за частной детективной и охранной деятельности, если со дня их увольнения не прошел год.

 

Частный охранник — лицо, которое работает трудовому договору, заключенному с охранной организацией, при наличии удостоверения частного охранника.

 

Статус частного охранника не могут получить:

— Люди, у которых отсутствует гражданство РФ.

— Не достигшие 18-летнего возраста.

— Граждане, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными.

— Граждане, имеющие заболевания, которые могут препятствовать исполнению ими обязанностей частного охранника.

— Граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления.

— Граждане, которым предъявлено обвинение в совершении преступления.

 

 

 



Следующие статьи:


allstatepravo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о