Новое в малом бизнесе россия 2018: В России сократилось число малых и средних предприятий

Содержание

Малый бизнес в России. Пути развития



Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, экономическое развитие, прибыль, кредитование.

This study is aimed at the analysis of small business and the identification of optimal ways for its development.

Keywords: business, entrepreneurship, economic development, profit, lending.

Данное исследование актуально, так как развитие малого бизнеса играет немаловажную роль в развитии современной экономики и социально — экономического развития страны, в общем.

Цель работы: проанализировать малый бизнес в России и выявить пути его развития.

По мнению многих известных экономистов, именно малое предпринимательство призвано ускорить дальнейшее развитие экономических реформ России.

В повседневной жизни мы каждый день сталкиваемся с малым бизнесом, заходя в небольшие магазины, заказывая еду или вызывая такси.

Рис. 1.

Сегодня опыт США, Японии, Италии и многих других государств только убеждает нас в том, что развитие малого бизнеса создает предпосылки к ускоренному развитию экономики страны.

За последние несколько лет в России, в сфере малого бизнеса произошли различные изменения: государство всячески поддерживает и стимулирует развитие малого бизнеса, функционируют множественные учебно — деловые центры, в которых показывают весь механизм запуска малого бизнеса. Особенно различные тренинги распространены среди молодежи, и это неудивительно, потому что акцент государства и основная надежда в развитии этой отрасли бизнеса, делается именно на новое, молодое поколение.

С развитием малого предпринимательства, для граждан предоставлен выбор: быть наемным рабочим или же организовать свое дело и продвигать его, помогая своему городу, региону и стране в целом.

Чаще всего выбор делается в пользу второго варианта, каждый современный человек сейчас хочет попробовать себя в бизнесе и реализовать свои идеи.

Рис. 2

Малый бизнес, или как принято говорить, малое предпринимательство самый многочисленный слой предпринимательства в России.

В силу своей массовости именно представители малого бизнеса определяют уровень социально-экономического развития страны. Как показывает практика, малый бизнес организовывает население, которое является не только производителем продукции, но и потребителем. Сектор малого предпринимательства представляет собой самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местном рынке и, непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами предприятий, их гибкостью это позволяет быстро и точно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малое предпринимательство — неотъемлемая часть любой развитой хозяйственной системы, без которой развитие замедляется и не может нормально существовать.

Несмотря на то, что «лицом» любого большого и экономически развитого государства всегда является большой бизнес, большие компании и корпорации, основой государства с рыночной системой хозяйствования, является малое предпринимательство, как наиболее массовая и быстро развивающаяся форма деловой жизни. Как известно, именно в малом предпринимательстве сосредоточены все национальные ресурсы, которые служат «пищей» для среднего и крупного бизнеса. Соответственно, несмотря на то, что малый бизнес довольно простая форма бизнеса, именно на ней строятся, впоследствии, самые большие государственные и мировые компании [3].

Благодаря своей гибкости, хорошей приспосабливаемости и массовому охвату всего внутреннего рынка страны, малый бизнес обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности государства. Положение малого бизнеса очень неоднозначно, так как предприниматели должны, с одной стороны уплотнять свои связи с потенциальными клиентами из разных социальных групп в повседневной жизни, с другой стороны — они мелкие собственники и объединены общими интересами с представителями среднего и крупного бизнеса.

В любом государстве, а особенно в таком большом, как Россия, конечно же, есть немало проблем в различных сферах жизни. Малое предпринимательство является одним из сильнейших рычагов для решения комплекса этих проблем.

Наше государство обеспечивает нужную поддержку малому бизнесу и, как может, старается стимулировать его.

Примером поддержки может служить то, что для малого предпринимательства существуют налоговые льготы.

Несмотря на все положительные стороны малого бизнеса, существуют и проблемы. Как и в любом предприятии, в малом тоже есть свои организационные проблемы, различные юридические аспекты, оформление счета в банке. На малом предприятии, как правило, не всегда есть грамотные люди в юридическом отношении, в том числе, и сам руководитель, может быть новичком в данном деле, а это накладывает свой след на запуске фирмы. [1]

Обеспечить нормальное функционирование предприятия тоже довольно сложно в современных условиях. [4]

Найти нужное помещение, принять на работу квалифицированных сотрудников, закупить нужное оборудование, все это создает определенные проблемы предпринимателю. В оснащении могут быть дополнительные трудности, т.к из-за малых размеров предприятия не все оборудование может подойти, ведь оно ориентировано, в основном, на более крупные фирмы.

Еще одной проблемой малого бизнеса является незащищенность. Малые предприятия действуют в сложной,криминогенной обстановке, под воздействием различных незаконных, и даже, криминальных структур. Это является важным моментом в работе малого бизнеса. [1]

Если предприятие не имеет своего помещения в собственности, им приходится снимать его в аренду. Арендная плата может быть слишком высокой, а помещение может находиться в неудачном для развития месте, что влечет за собой большие транспортные расходы, а в дальнейшем, может привести к ликвидации предприятия из-за отсутствия нужной прибыли.

Как мы знаем, открыть бизнес на собственные средства практически невозможно и нужно будет привлекать какие-либо инвестиции или заемные средства. Этими средствами, чаще всего, являются кредиты банков.

Но многие банки не хотят кредитовать малый бизнес, потому что существует вероятность того, что бизнес не будет приносить нужной прибыли и могут начаться проблемы с погашением кредита вовремя. А залог могут предоставить не все предприятия.

Все эти проблемы так или иначе присутствуют при запуске малого бизнеса в России.

Для решения проблем малого бизнеса и обеспечения его развития, можно предпринять следующее:

‒ Обеспечение государством нужной юридической и бухгалтерской помощи;

‒ Предоставить какие-либо льготы по оплате аренды помещений;

‒ Гибкие условия кредитования малого бизнеса;

‒ Обеспечение защиты малому бизнесу от более крупных предприятий;

‒ Сделать более доступными различные бизнес-тренинги для новичков в бизнесе;

Литература:

  1. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности.
  2. Березин И. «Средний бизнес России: Качественные характеристики и количественные оценки»// PRO Бизнес.
  3. Касьянов А. В «Все о малом предприятии». //Росбанк
  4. Круглова Н. Ю Основы бизнеса. Учебник. — М.: РДЛ, 2005
  5. www.elitarium.ru

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, проблема, развитие, бизнес, крупный бизнес, повседневная жизнь, предприятие.

Центр Кластерного Развития

Бесплатные комплексные услуги для предпринимателей

Подробнее

  • Мой бизнес
  • Новости
  • Новости

01 августа 2018

Конкурсы для бизнеса от Ассоциации жешщин — предпринимателей России

С 14 по 15 марта 2019 года в г. Москва при поддержке Совета Федерации ФС РФ и Государственной Думы состоятся XXII Всероссиийские конкурсы: «Рабочая…

Подробнее

31 июля 2018

18-19 октября в г. Уфе состоится Четвертый форум малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС

Организаторами форума вступают Правительство Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и тури…

Подробнее

31 июля 2018

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в…

Подробнее

30 июля 2018

Всероссийская конференция по франчайзингу

10-12 сентября 2018 года в г. Москва состоится I Всероссийская конференция по франчайзингу «Франчайзинг в России: драйвер развития экономики террит…

Подробнее

30 июля 2018

III Дальневосточный форум предпринимателей

10- 13 октября 2018 года в городе Хабаровске состоится III Дальневосточный форум предпринимателей. В Форуме планируется участие представителей Мини…

Подробнее

25 июля 2018

Саммит деловых кругов «Сильная Россия – 2018»

6 сентября 2018 года на площадке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации (Москва, просп. Академика Сахарова, д. 12)состоится о…

Подробнее

24 июля 2018

Сотрудники Центра кластерного развития Астраханской области приняли участие в лекции «Я:2.

23 июля 2018 года сотрудники Центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства Астраханской области прослушали лекцию…

Подробнее

18 июля 2018

Приглашаем предпринимателей принять участие в программе «Бизнес класс» от Сбербанка и Google

29 мая 2018 года Сбербанк России и компания Google запустили в регионах функционирования Поволжского банка очередной этап федеральной программы «Би…

Подробнее

18 июля 2018

ОАО «РЖД» открыло электронный магазин для закупок у малого и среднего бизнеса

ОАО «РЖД» является крупнейшим заказчиком по количеству закупок и находится в числе лидеров по общему объему закупок. Компания стремится к постоянно…

Подробнее

17 июля 2018

Приглашаем членов судостроительного кластера к участию в выставке «Импортозамещение – 2018»

С 11 по 13 сентября 2018 года в Москве в международном выставочном центре «Крокус Экспо» пройдет ежегодная выставка «Импортозамещение – 2018». Выст…

Подробнее

04 июля 2018

Сотрудники Центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства Астраханской области приняли участие в программе «Ты – предприниматель!»

03 июля 2018 года сотрудники Центра кластерного развития в составе  представителей астраханского областного инновационного центра приняли учас…

Подробнее

29 июня 2018

Свыше 4300 жителей Поволжья стали участниками федеральной программы «Бизнес класс»

В конце мая на территории Самарской, Ульяновской, Саратовской и Волгоградской областей Сбербанк и Google запустили бесплатную программу «Бизнес кла…

Подробнее

22 июня 2018

Совет по туризму при Губернаторе Астраханской области

 21 июня 2018 года в актовом зале Астраханского  государственного  политехнического  колледжа прошло заседание совета по туризм. ..

Подробнее

20 июня 2018

Международная выставка рыбной индустрии морепродуктов и технологий

 С 13 по 15 сентября 2018 года в г. Санкт-Петербурге в  ВЦ «Экспофорум», павильон G второй раз пройдет международная выставка рыбной инду…

Подробнее

20 июня 2018

Приглашаем членов туристического кластера к участию в международной выставке «Охота и рыболовство на Руси»

 С 06 по 09 сентября 2018 года в павильоне №75 ВДНХ в Москве пройдет 44-я международная выставка-ярмарка «Охота и рыболовство на Руси».  …

Подробнее

18 июня 2018

В Астрахани открылся Центр поддержки предпринимательства!

У Вас есть собственный бизнес? Или у Вас есть бизнес-идея, и Вы хотите ее воплотить? Хотите посещать образовательные мероприятия по вопросам предп. ..

Подробнее

18 июня 2018

В Астрахани прошло заседание регионального совета по предпринимательству

15 июня в большом зале Администрации Астраханской области прошло заседание регионального совета по предпринимательству под председательством Губер…

Подробнее

14 июня 2018

Конкурс IT-решений для туристической индустрии

Фонд «Сколково» совместно с Ассоциацией туроператоров России запустил конкурс молодых компаний «Инновационные решения в области информационны…

Подробнее

09 июня 2018

Минэкономразвития собирает предложения по поддержке малого и среднего бизнеса

  Минэкономразвития реализует новый этап проекта по перезагрузке мер поддержки малого и среднего бизнеса.  В течение трех месяцев при под…

Подробнее

09 июня 2018

Возьми продажи под контроль!

Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства проводит мастер-класс для предпринимателей и руководителей Эта информация для вас…

Подробнее

09 июня 2018

Приглашаем предпринимателей принять участие в перезагрузке мер поддержки малого и среднего бизнеса

Министерство экономического развития России реализует новый этап проекта по перезагрузке мер поддержки малого и среднего предпринимательства. В теч…

Подробнее

09 июня 2018

Сотрудники Центра кластерного развития Астраханской области посетили защиту проектов слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров, магистрантов Университета Кларка, слушателей программы «Международный бизнес»

7 июня 2018 года в Астраханском государственном университете прошла защита проектов слушателей Президентской программы подготовки управленческих к. ..

Подробнее

05 июня 2018

Открыт прием заявок на конкурс «Предприниматель года»

Министерство экономического развития Астраханской области объявляет о начале ежегодного областного конкурса «Предприниматель года». &nb…

Подробнее

28 мая 2018

Встреча представителей Астраханского бизнеса со студентами «Астраханского государственного политехнического колледжа», приуроченная к празднованию российского дня предпринимательства

В рамках празднования дня Российского предпринимательства региональный центр инжиниринга Астраханской области совместно с центром кластерного разви…

Подробнее

Мы в соцсетях

ЦПП

ЦКР

РЦИ

ЦИСС

Структурные подразделения

ЦКП

ЦКР

РЦИ

ЦИСС

Форум «Малый бизнес как национальный проект» • Президент России

Перед началом заседания Владимир Путин посетил технические мастерские московского развлекательно-образовательного центра «Техноград». комплекс, открывшийся на ВДНХ в сентябре.

Данный комплекс направлен на обучение детей в возрасте 11 лет и старше, а также предоставление дополнительного образования и обучения для взрослых и студентов. Различные мастер-классы и курсы по digital и креативу технологии, городская инфраструктура и промышленная профессиональная и сфера услуг предоставить горожанам возможность обучаться по 42 профессиям, наиболее востребованным в городе.

* * *

Выступление на пленарном заседании форума

Президент России Владимир Путин: Добрый день, друзья, коллеги,

В первую очередь хочу поздравить Александра Калинина ] о его переизбрании на второй срок и пожелать ему успехов.

Также хочу поблагодарить Всероссийскую Общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» и представителей российского бизнеса за участие в важнейших проектов развития, за совместную работу по улучшению бизнес-климата и, в конечном итоге, по повышению благосостояния людей. Результат наших совместных усилий открывает новые возможности для работы и личного выполнение.

Напомню, что в моем Адресе [Федеральному Собранию], а затем в майском Указе поставил задачу обеспечить не просто поступательное, а качественное развитие малого и среднего предприятия. А это значит, что и деятельность ваших компаний, и государственная политика поддержки предпринимательства должна стать существенно более эффективной.

В следующие шесть лет мы должны сделать вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны превышает 30 процентов, а затем доходят до 40 процентов (сейчас где-то 20 процентов). С этой целью, мы создадим около 6 миллионов рабочих мест и значительно улучшим экспорт потенциал малых предприятий и компаний.

По моему указанию Правительство вместе с «ОПОРА России» и другими бизнес-ассоциациями разработала конкретную план действий, национальный проект поддержки малого и среднего бизнеса.

Сегодня сидит 1200 человек в этой комнате — и это очень большая комната. Г-н Калинин сказал, что есть никогда не было таких больших событий раньше. И я хотел бы наметить некоторые направления и принципы, которые я считаю приоритетными перед вами.

Во-первых, мы часто об этом говорим, почти все время, но мы должны вернуться к этому, и мы будем делать это, пока не добиться значительного прогресса. Я имею в виду, что мы должны упростить все процедуры для установления и управлять бизнесом, насколько это возможно, чтобы сделать его удобным для предпринимателей и удобным для предпринимателей, при этом, естественно, сохраняя баланс между свободой бизнеса и интересов людей, общества и государства.

Для того, чтобы создать такую ​​комфортную бизнес-среду, нам необходимо, в том числе, максимально использовать возможности, предоставляемые цифровыми технологиями. технологии; мы также много обсуждали это в последнее время: расширить использование передовых кассовых аппаратов и оборудования. Все, что поможет компаниям избежать большого количества бумажной работы.

Прошу также Правительство издать отдельный законодательный акт, определяющий полный перечень финансовой отчетности для субъектов малого не склонны использовать различные инструкции и приказы, чтобы тихо обременять бизнес за счет внедрения новых форм отчетов. К сожалению, это происходит каждый день. Честно говоря, иногда мы даже не знаем, что с этим делать. Вместе с вами мы будем работайте над новыми способами борьбы с этим.

Во-вторых, нам нужно разрешить продукции компаний для более легкого доступа на российский рынок. В этом смысле хотелось бы отметить целенаправленную и эффективную работу Корпорации развития малого и среднего бизнеса. Есть и хорошие там результаты. Иногда, объединив наши усилия, мы можем чего-то добиться. В этом случае можно говорить об определенном прогрессе.

В 2015 году, когда только Корпорация начала свою деятельность, частично государственные компании приобрели не более более 100 миллиардов рублей товаров и услуг в год от малого и среднего предприятий, а в этом году, по предварительной оценке, сумма составит до более трех триллионов рублей.

Теперь Корпорация развития Малый и средний бизнес и предприятия должны будут выйти на следующий уровень: увеличить этот объем до 5 трлн рублей к 2024 году. Это можно сделать.

Что особенно важно, так это что доля высокотехнологичных товаров и услуг растет и сейчас составляет почти 70 процентов всех покупок. Такую динамику необходимо сохранить как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Для этого важно выстроить системный механизм и «вырастить» качественных поставщиков, если можно так выразиться, чтобы небольшие компании могли улучшить свои технологические и управленческие навыки и конкурентоспособность их продукции. Уверяю вас, что я обсуждаю это постоянно с моими коллегами и руководителями крупнейших российских компаний.

Итак, мой третий пункт. Это необходимо улучшить и расширить набор инструментов для поддержки малых и средних бизнеса, особенно в наиболее важных областях. К ним относятся небольшие высокотехнологичные компании и начинающие предприятия, фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, а также социальное предпринимательство.

Кстати, прошлым летом на встрече с общественными организациями в Петрозаводске мы договорились, что закон «О социальной Предпринимательство будет принято к концу 2017 года. Это было в июле 2017 года. 2018 год приближается к концу, а дела не сдвинулись с места. Мы потеряли год.

Хотелось бы, чтобы Минэкономразвития акцентировало внимание на необходимости отложить в сторону все разногласия и тесно сотрудничать с парламентариями и бизнес-сообществом на всех этапах вопросы, которые до сих пор не согласованы, чтобы принять закон как можно скорее.

Я также хочу, чтобы Агентство стратегических Инициативы по совершенствованию механизма продвижения лучших практик поддержки социального предпринимательства в регионах.

Кроме того, мы видим, что наши люди становятся все более интересуется физической культурой и спортом. У нас есть планы, ориентиры и стандарты, которых мы должны достичь в ближайшем будущем. Спрос в этом секторе является большим, а малый бизнес готов сделать еще больше в этом отношении. Это необходимо предоставить им реальную поддержку.

Хотелось бы, чтобы Корпорация развития малого и среднего бизнеса совместно с Министерством спорта уделили особое внимание этому направлению.

Кстати есть определенный прогресс здесь также. Смотри, объем закупок у мелких и средних предприятий в сфере физической культуры увеличилось с 200 млн. рублей в 2017 году до 1,7 млрд в 2018 году, то есть в восемь раз больше. Эти нужно подражать.

Я тоже хотел бы выступить сегодня о работе надзорных органов. Мы постоянно говорим об этом, я знаю это тоже, но, как и в первом случае, мы будем возвращаться к нему до тех пор, пока есть настоящий прорыв. Определенный прогресс есть – я расскажу об этом за минуту – но, конечно, есть и проблемы.

Мы сделали важное, нужное решения в предыдущие годы. Ситуация постепенно меняется. Но есть еще многое предстоит сделать, и главный критерий эффективности наших усилий — комфорт предпринимателей и гарантии, защищающие их от давления и противоправных действий.

Как вы знаете, прокуратура работает. Я знаю, потому что я не только встречаюсь с присутствующими здесь в таких  залах, но и в более деловой обстановке, на различных встречах. Я знаю есть проблемы.

Но все же, посмотри сюда. Когда прокуроры разрабатывали генеральный план плановых проверок на 2018 год, они исключили 62 000 проверок из 412 000, предложенных надзорными органами. За 10 лет что план составлялся, всего 4 млн чеков из 8,8 млн предложенные инспекторами, были отклонены. Почти 50 процентов были отклонены прокуратурой. В прошлом году прокуратура отказалась более чем наполовину, или 58 процентов внезапных проверок из 35 000. Но оказывается, что это тоже недостаточно.

Тем не менее, часто бывает, что небольшим студиям и фрилансерам работать выгоднее и проще вообще без регистрации, потому что все знают, что когда ты работаешь нелегально к вам не ходят проверяющие, а если вдруг заходят, то есть различные варианты того, как выстраивать с ними отношения. Непонятно, кому выгодно от такой работы, от того, что заставляют людей работать в тени. Ясно одно: это это не государство, не бизнес, не люди.

Я считаю, что наша общая основная задача — обеспечить максимальную прозрачность надзора деятельности агентств. Повторюсь: сегодня, в век цифровых и информационных технологий, это кристально ясная, понятная и легко решаемая задача. И, конечно, многое будет зависеть от готовность присоединиться к этой общей работе.

Вот что я предлагаю, в этом внимание. У нас уже есть так называемый Реестр аудита, и он действительно помог повысить прозрачность аудиторской деятельности до определенной степени. Однако сейчас — и вы это прекрасно знаете — аудиторы заполняют Реестр сами, и делают это без каких-либо формальных правил, как хотят. Этот часто расходится с интересами бизнеса и государства. Тут, конечно, надо доводить до нормы и давать четкие правила ведения этого Реестра. Однако только этого может не быть достаточно. И потом, всегда есть вопрос: как нам это сделать?

Есть способ справиться с этим. Предприниматели должны иметь возможность размещать информацию об аудиторах, цели их визита, результатах аудита, фактических результатах — это важные – полученные в ходе проверки, и как проверка повлияла на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Для этого можно, например, использовать цифровая платформа «Бизнес-навигатор», управляемая корпорацией МСП. Кстати, наши коллеги из Италии, Азербайджана и Японии уже обращались к нам об этом продукте.

В перспективе обе системы — Реестр аудита и Бизнес-навигатор — можно и нужно стыковать с каждым другие, чтобы обеспечить обмен данными. И если эти данные не совпадают, будет красный флаг как для Генеральной прокуратуры, так и для общественности в целом.

Мы сможем определить компании, на которых сосредоточены аудиторы, и какие отрасли и предпринимателей они не замечать и закрывать глаза на проблемы.

Мне нужна Генеральная прокуратура Офису — мы уже провели с ними предварительные консультации — совместно с Корпорацией развития малого и среднего бизнеса отработать такой механизм в рамках пилотной программы.

Обратите внимание, есть два важных цели: повысить прозрачность аудита, защитить бизнес и иметь возможность четко видеть сектора, в которых не существует надлежащего контроля, и какие риски это может представлять.

Я хотел бы отметить еще один актуальный и важный вопрос. В декабре этого года заканчивается трехлетний мораторий на проведение плановых проверок по большинству видов государственного контроля за малыми предприятия. Эта мера коснулась более 500 000 предпринимателей, помогла поддержать бизнеса и сократить свои расходы.

Откровенно говоря, общественность, правительство и бизнес-сообщество извлекли уроки из этого так называемого временного освобождение от надзора. Буду с вами честен, и анализ показал, что некоторые люди научились хитро использовать и манипулировать положениями, которые мы приняли и используют их в качестве прикрытия не для пользы общества, а для своих личная выгода, для обманных целей.

Опыт показал, что есть области которые требуют постоянного и более жесткого контроля. В основном это касается компаний с так называемые профили повышенного риска, деятельность которых напрямую влияет на жизнь и безопасность людей, а также компаний, занимающихся конкретными направлениями и отраслями, например, распределение драгоценных металлов и камней. Что касается других небольшим компаниям и для самозанятых предлагаю продлить временное освобождение от надзора еще на два года. Я прошу правительство и государство Думу быстро принять соответствующее решение.

Этот шаг будет дополнительным доказательством что правительство и бизнес общественного доверия рассчитывают на его ответственны и считают, что подавляющее большинство предпринимателей ценят свои собственные деловая репутация.

И, конечно же, мы должны еще больше улучшить наше законодательство и правоприменительная практика, в том числе связанные с законом деятельность правоохранительных органов в сфере экономики.

Я знаю, что члены бизнеса у сообщества есть большое количество существенных предложений. Я прошу рабочую группу по мониторингу и анализу законодательства Практика правоприменения в бизнесе, чтобы рассмотреть все эти вопросы — собственно, мы будем заниматься этим вместе — и выступать с законодательными инициативами.

Коллеги, друзья, решительно убежден, что развитие России зависит от частной инициативы и успеха целеустремленных, амбициозных и настойчивых людей, таких как вы и те, кто работает с ты.

Мы будем и дальше расширять пространство и возможности для малого и среднего бизнеса, и мы обязательно будем успешным, если мы будем работать вместе, как мы это делали в предыдущие годы.

Спасибо за внимание и желаю успех. Большое спасибо.

География

  • Moscow

Темы

  • Поддержка бизнеса

Статус публикации

Опубликовано в разделах: Новости, Трансфер

Дату. : ru.kremlin.ru/d/58879

Текстовая версия

Почему правительство не помогает российскому малому бизнесу пережить Covid-19 – Загадка Россия

Ограничения, связанные с COVID-19пандемия будет иметь тяжелые последствия. Точный масштаб ущерба еще предстоит определить, но уже можно с уверенностью сказать, что российские малые и средние предприятия (МСП) понесут страшный удар, поставив их на грань исчезновения как экономический класс.

По оценкам Торгово-промышленной палаты РФ, 3 миллиона предпринимателей могут обанкротиться в результате простоя, связанного с пандемией. Каждый третий малый бизнес не продержится больше четверти. Безработными могут стать более 8,6 млн человек.

Наибольшие потери понесет сфера услуг. С точки зрения занятости Россия — это экономика услуг. В МСБ и сфере услуг в совокупности занято 65-70% трудоспособного населения России, которое на март составило 74,9 млн человек, в том числе 3,5 млн безработных). Все они пострадают от последствий коронавирусного кризиса.

МСП в России делятся на три категории: микропредприятия (юридические лица с численностью работников до 15 человек и годовым доходом до 120 млн рублей), малые предприятия (16-100 сотрудников, годовой доход до 800 млн рублей) и средние предприятия. предприятия (101−250 сотрудников, годовой доход до 2 млрд руб.). По количеству МСП на 100 человек Россия отстает от многих стран. В одном исследовании, где на 100 человек приходится 2 МСП, Россия отстает от всех, кроме США, где наименьшее количество МСП на 100 человек — 1,3. Для сравнения, в Чехии этот показатель в 4,7 раза выше; 3,4 раза в Швеции; 2,7 раза в Испании; в 2,1 раза выше в Польше. Россия также отстает от всех развитых стран по доле занятых в этом секторе. В 2018 году – 18,9% рабочей силы в России был занят в МСП по сравнению с 41% в США. В континентальной Европе доля персонала МСП колеблется от 61% во Франции до 78,6% в Италии. Малый и средний бизнес генерировал около 20% ВВП России в 2018 году. По некоторым прогнозам, эта доля снизится до 12% в 2020 году. Это приведет к еще большей национализации и монополизации экономики.

Количество малых и средних предприятий в последние годы неуклонно сокращается. Например, с июля 2018 года по август 2019 года это число уменьшилось на 432 000., а общее число их сотрудников сократилось на 510 000 человек. То есть сектор МСБ и до пандемии был не в очень хорошей форме. Об этом позаботился неблагоприятный инвестиционный климат. Как и снижение доходов и покупательной способности с 2014 года.

Неразвитость сектора МСП видна и в его составе: микропредприятия составляют 95% МСП, а 42,7% МСП работают в сфере торговли. Это не изменилось на протяжении десятилетий; именно торговля формирует более половины всего оборота в этом секторе.

Доля

МСП в ВВП снизилась с 22% в 2017 году до 20,2% в 2018 году. Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» должен был довести ее до 32,5% к 2024 году (и до 23,5% в этом году). Эти планы явно нереалистичны.

Есть еще две категории граждан, которые создают добавленную стоимость и вносят вклад в ВВП России. А именно, индивидуальные предприниматели (индивидуальные предприниматели) и так называемые самозанятые. Массовый уход ИП из легальной экономики начался еще до нынешней пандемии. В марте прекратили свою деятельность 66 800 индивидуальных предпринимателей, что на 77 % больше, чем годом ранее. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сократилось со 137 500 в прошлом году до 119.100 в начале апреля этого года. Индивидуальные предприниматели в основном предлагают услуги или занимаются торговлей и мелкосерийным производством. В ответ на административное давление или ухудшение экономических условий они либо уходят в теневую экономику, либо пытаются найти работу. Учитывая отсутствие государственной помощи, многие индивидуальные предприниматели будут разорены пандемией и ограничениями.

Та же участь ждет самозанятых. Их количество с начала года выросло на 40% и превысило 465 000 (в число входят индивидуальные предприниматели, привлеченные льготным налоговым режимом и перешедшие в статус самозанятых). Льготный налог для самозанятых (он же налог на профессиональный доход) введен в 23 регионах России. Он предусматривает ставку 4 % на доход, полученный от физических лиц, и 6 % на доход, полученный от юридического лица, при условии, что годовой доход самозанятого лица не превышает 2,4 млн рублей и у него не установлены трудовые отношения ( не использует наемный труд и сам не нанимается). Помимо этого, самозанятым также пришлось либо утонуть, либо выплыть. Они не могут рассчитывать ни на какие пособия или пособия, даже на пособие по безработице.

По предварительным оценкам НИЭЭ Внешэкономбанка, в результате эпидемии ВВП России во втором квартале сократится на 18%. К концу года он должен снизиться на 3,8%. Культура и спорт снизятся на 78,9% во втором квартале и на 21,2% на конец года. Гостиницы и общественное питание сократятся на 69,5 % и 22,2 % за тот же период. Для транспорта квартальное сокращение составит 40,2% и 10,6% к концу года. Во всех этих секторах доля МСП относительно высока, хотя точных оценок нет. Некоторые прогнозы более пессимистичны: по данным МВФ, ВВП России в 2020 году сократится на 5,5%, а McKinsey прогнозирует его падение на 10,2%. Национальное рейтинговое агентство считает, что общий экономический ущерб от пандемии может составить 17,9 руб.трлн (т.е. более 15% ВВП) и уволить 15,5 млн сотрудников. На самом деле эти прогнозы были сделаны еще до резкого падения цен на нефть в конце апреля. Затем рынки убедились, что черное золото еще долго будет оставаться дешевым. Это, в свою очередь, окажет долгосрочный негативный мультипликативный эффект на всю российскую экономику.

На какую господдержку может рассчитывать МСП? В зависимости от оценок, размер первого пакета экономической помощи в начале апреля составлял от 1,8% до 2,8% ВВП. Но прямая финансовая помощь бизнесу составила всего 0,3% ВВП или 340 млрд рублей, по подсчетам аналитиков Альфа-Банка. Это беспрецедентная экономия даже среди скромно богатых стран. МСП не имеют права ни на что, кроме гроша в рамках первого пакета экономической помощи. То есть безвозмездные субсидии на оплату труда работников в размере МРОТ на каждого работника (80 млрд руб.). Остальные формы помощи включают льготные периоды по погашению или реструктуризации кредитов, финансируемых государством, продление сроков уплаты налогов (кроме НДС), каникулы по погашению кредита, льготы по арендной плате за муниципальное или государственное имущество, сокращение минимального социального обеспечения. налог с 30% до 15%, государственные гарантии по кредитам компаний и расширенная программа рефинансирования для банков, кредитующих МСП.

Отдельным постановлением правительства от 31 марта № 378 установлены правила предоставления и распределения субсидий регионам на поддержку малого и среднего предпринимательства. Меры экономической помощи здесь включают большую доступность кредитов по льготным ставкам и микрозаймов, создание фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, залоговых фондов) и государственных микрофинансовых организаций. Однако многое остается на усмотрение региональных властей и их финансового положения. Другое постановление (№ 372 от 31 марта) упростило правила предоставления субсидий кредитным организациям, в том числе специализированным небанковским организациям. Это было сделано для возмещения задолженности по кредитам, предоставленным в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса. Опять же, проще говоря, все дело в реструктуризации долга. В конце концов, как погашать отсроченные платежи, если доход не генерируется? Распоряжение № 846-р от 2 апреля 2020 года в том же духе. Согласно приказу, банкам предоставляется около 5 млрд рублей для обеспечения «переоформления просроченной задолженности по кредитам, предоставленным малым и средним предприятиям». Речь идет только о наиболее пострадавших секторах и отказе от пени за неуплату процентов с 1 апреля по 1 октября 2020 года. Тем не менее, заемщик должен выплатить 33% процентов причитающихся даже в течение «льготного периода». .

В начале апреля министр экономического развития России Максим Решетников оценил стоимость продленных сроков уплаты налогов и сборов для МСП в 140 млрд рублей. Он не сказал, как предприниматели собираются погасить эту задолженность по истечении льготного периода.

Некоторые богатые регионы предприняли более решительные шаги для поддержки своих предпринимателей. Так, Ямало-Ненецкий автономный округ, богатый газом и нефтью, дошел до того, что платил наличными напрямую самозанятым, таким как таксисты, репетиторы и парикмахеры. В этом беспрецедентном для России шаге они получат единовременную выплату в размере 30 000 рублей. Компании, временно нанимающие безработных, получат безвозвратную компенсацию в размере 31 000 рублей на человека. Малым и средним предприятиям будет выплачено до 123 000 рублей за каждую новую постоянную работу (правда, такого работника нельзя уволить в течение года).

Другие регионы не могут позволить себе такие щедрые подачки. Власти (богатого) города Москвы пообещали в рамках первого пакета льгот отменить налог на имущество в случае частных арендодателей, снижающих арендную плату для определенных категорий бизнеса. Однако это касается только муниципальной собственности и ограниченного числа предприятий, в основном работающих в сфере авиаперевозок, культуры, отдыха, развлечений, общественного питания и бытовых услуг. Льготный период ограничен с апреля по июнь. Второй пакет московских антикризисных мер более щедрый. Он расширяет спектр кредитов на льготных условиях, а также субсидий для отдельных категорий бизнеса. Предусмотрены субсидии на покупку импортного оборудования (возмещение до 25% стоимости). В список частичного возмещения включены коммунальные платежи, возмещение до 50% расходов малого и среднего бизнеса, связанных с онлайн-продвижением товаров и услуг и онлайн-доставкой еды. Субсидии вводятся для частичного покрытия банковских расходов на предоставление кредитов по льготным ставкам недавно созданным МСП (максимум 3 года работы). Экспортеры имеют право на грант в размере 10% от каждого исполненного экспортного контракта. Льготные условия по кредитам и другим платежам для малого и среднего бизнеса в апреле ввели Архангельская область (кредиты по льготным ставкам и упрощенное подтверждение наличия обстоятельств непреодолимой силы), Белгородская область (микрозаймы до 5 млн руб. на 2 года под 2,5% годовых). ) и Калининградской области (кредиты под 0,1%). Якутский фонд развития предпринимательства получил дополнительные 200 млн руб. Эти ресурсы будут использованы для введения субсидий для сельского хозяйства; предприниматели могут использовать финансовую помощь для уплаты налогов и арендной платы, преодоления кассового разрыва и выплаты вознаграждения. Другие регионы предлагают более скромные меры поддержки (отсрочка платежа, снижение арендной платы или льготный период на 2–3 месяца и т. д.) или все еще работают над ними. Многие регионы вместо послаблений заговорили о снятии некоторых карантинных ограничений для малого и среднего бизнеса.

Пока единственным примером щедрости центральных властей является указ президента от 15 апреля о безвозмездной финансовой помощи МСП для выплаты заработной платы в мае и июне. Однако для покрытия расходов на зарплату в апреле пришлось брать беспроцентный кредит, что на практике оказалось очень сложно даже при 75% госгарантиях Внешэкономбанка. Существуют и другие бюрократические ограничения (например, в случае налоговой задолженности). Предприятия имеют право на 12 130 рублей (минимальная месячная заработная плата) в месяц на одного работника. Чтобы воспользоваться этой привилегией, работодателю необходимо сохранить абсолютное большинство своих сотрудников: на 1 апреля не менее 90% персонала должно быть сохранено (это означает, что занятость должна была поддерживаться за счет владельца простаивающего бизнеса). Общий объем помощи составит 80 млрд рублей. Еще один пример помощи — 3,5 млрд рублей, предлагаемых туроператорам для компенсации убытков, связанных с невозвратными авиабилетами и затратами на возвращение застрявших за границей туристов.

Такие льготы вряд ли спасут большую часть МСП, пострадавших от кризиса. Согласно опросам нескольких крупных банков, обслуживающих счета МСП, апрельский оборот был на 22-30% ниже среднего. Больше всего пострадали туристические агентства (-78%), салоны красоты и массажа, а также сауны (-66%), сегмент развлечений, культуры и спорта (-64%), выставки и другие мероприятия (-64%). , розничной торговли одеждой (-63%) и недвижимостью (-38%). По оценкам некоторых экспертов, общий спад в секторе МСП на конец года составит 50-60%.

Таким образом, можно сделать вывод, что малый и средний бизнес получает очень ограниченную поддержку как со стороны федеральных, так и региональных властей (за исключением нескольких богатых регионов), несмотря на чрезвычайную ситуацию.

Причин такой бережливости несколько. Во-первых, власти не оценивают роль этого сегмента экономики. Доля МСП в ВВП невелика; количество персонала и владельцев вместе взятых составляет абсолютное меньшинство трудоспособного населения и, главное, избирателей. В этом смысле политический (социальный и лоббистский) потенциал этого сегмента незначителен. Во-вторых, большинство действующих российских лидеров родились и выросли в советский период, для которого характерен культ сталинской индустриализации и крупных системообразующих производств. Раньше МСП называли торгашами и мелкими буржуа. Эта идеологическая традиция в значительной степени сохранилась. К МСП относятся как к дойным коровам. В-третьих, на фоне явно долгосрочного падения цен на нефть власти планируют краткосрочно и избегают «траты денег» на прямую финансовую помощь в целом и МСП в частности. Они связывают свою казну (заначки на черный день) с сохранением политической власти. Власть в их руках, пока в этих фондах есть наличные. С ними обращаются не как с государственной казной, а как с резервом для правящей бюрократии.

Отношение действующей власти к МСП (их понимание экономической роли этого сегмента) напоминает отношение к торгашам (спекулянтам), типичное для советской новой экономической политики начала ХХ века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *