Книжный бизнес: Как открыть Книжный магазин с нуля в 2021 году

Содержание

Книжный бизнес: проекты цифровой трансформации

Сегментация аудитории, цифровой маркетинг и ремаркетинг, продвижение в социальных сетях, вовлекающий и продающий контент… Ещё несколько лет назад все эти сущности казались малоприменимыми к книжному бизнесу. Практика показывает обратное: продвинутые издатели и ритейлеры стремятся к максимально эффективному использованию инструментов цифровой экономики.

Очередная Академия книжного бизнеса, организованная издательством «ЭКСМО» при поддержке Роспечати, состоялась в рамках XXXII Московской международной книжной выставки-ярмарки. Мероприятие продолжило традицию анализа успешных технологий и кейсов.

Генеральный директор издательства «ЭКСМО» Евгений КАПЬЁВ обозначил своё видение приоритетов компании:

— По сравнению с прошлым годом мы наблюдаем оживление в категории художественной литературы. Появились бестселлеры и новые авторы, до этого сегмент рынка держался на популярных именах, а эффект фиксировали только после выхода их очередной книги.

Следующим приоритетом являются медиатренды. С проникновением в нашу жизнь социальных сетей и YouTube информация стала распространяться очень быстро. Важно быть в контексте, отслеживать и использовать эти тенденции.

Е. Капьёв отметил рост жанра «Психология», который сейчас занимает 10–12% книжного рынка. Эти тенденции важно использовать в книгораспространении:

— В ритейле около 10% полок должны быть отведены под данную нишу. Я нередко бываю в региональных магазинах и вижу, что под сегмент выделяют лишь 2–3% полок. Соотношение жанров и торгового пространства — одна из самых важных стратегий.

Ещё один приоритет — предоставление информации о книгах. К концу года «ЭКСМО» планирует реализовать новый сервис — создать платформу по предоставлению маркетингового контента клиентам.

— Единое описание является серьёзным фактором роста продаж. Например, если книга попадает не на ту полку, продавец многое теряет. Очень важно наладить обмен информацией.

В 2018 г. издательство делало акцент на запуске новых книг. По оценке эксперта, новинки дают до 49% продаж.

— Сегодня в «ЭКСМО» они стартуют лучше, появилось много топовых изданий. Но здесь чрезвычайно важно продвижение. Если доля бестселлера в продажах занимает 3%, то он должен занимать хотя бы 3% выкладки, а с ростом реализации и все 5%. В мировой практике на хиты продаж выделяют приоритетные места: книга должна быть видимой.

Новым бестселлером Е. Капьёв назвал книгу Джена Синсеро «Ни Сы». «Апокалипсис» Макса Максимова стал второй по продажам книгой в жанре фантастики, обогнав по тиражам Д. Глуховского. Серьёзные продажи у книги Терри Пратчетта «Благие Знамения».

— Считаю очень большой заслугой нашей команды книгу «Безмолвный пациент». Буквально вчерашняя новинка и 10-е место в рейтинге — «Откровения мужчины» Курбана Омарова. И наш супербренд — серия Unikornbook, — добавил эксперт.

В завершение гендиректор «ЭКСМО» подчеркнул, что один из важнейших аспектов — это инвестиции в компетенции ключевого персонала.

Об онлайн-развитии книжной отрасли рассказал Иван БАРЧЕНКОВ, коммерческий директор рекламного агентства MediaNation. По мнению эксперта, каждый интернет-магазин обязан присутствовать в поисковой выдаче, желательно в топе списка.

— Когда читатель интересуется книгой или автором, он обращается в поисковый сервис. Если интернет-магазина там нет, сложно понять, как управлять продажами. Не менее важно отображение в браузере. Сегодня 41% пользователей используют Google Chrome, 20% — «Яндекс.Браузер». Важно настраивать свои сайты так, чтобы эти ресурсы отображали контент идеально.

Следует обращать внимание и на мобильный трафик: доля переходов в Интернет со смартфонов растёт с каждым годом. Сегодня на них приходится 52%, а на планшеты — лишь 3,5%. Такой рост указывает на необходимость создания мобильных версий сайтов. По данным исследования MediaNation, примерно 72% всех запросов книжной тематики приходятся на мобильные устройства. Годовой прирост трафика составил 4%. Аналитики сделали вывод о том, что сегодня нужно инвестировать либо в создание мобильной версии портала, либо в её ускорение. Минимальное время, с которым должен грузиться интернет-магазин, по словам эксперта, составляет три секунды.

В исследовании все сайты интернет-магазинов были поделены на четыре группы: крупные — с аудиторией от 1 млн посетителей в месяц, средние — от 100 тыс. до 1 млн, небольшие — от 30 до 100 тыс. и маленькие — от 5 до 30 тыс. Анализ показал, что лидеры используют все интернет-каналы. Ещё одной важной метрикой является процент отказов. Если пользователь зашёл на сайт и просмотрел не более одной страницы, считается, что это отказ. То есть тот контент, с которым он ознакомился, оказался для него неинтересным. Сайты-лидеры имеют минимальный процент отказа. Как отметил эксперт, все топовые сайты построены так, чтобы максимально вовлечь пользователя в просмотр как можно большего количества контента.

— Используйте рекомендованные товары, различные ссылки на биографии авторов, перестраивайте ваш дизайн таким образом, чтобы пользователи просматривали максимальное количество страниц. Это важно, потому что процент отказов для «Яндекса» и Google является одним из факторов, которые участвуют в ранжировании органической (не рекламной) выдачи.

И. Барченков предложил интересный кейс, демонстрирующий инструментарий и главные направления продвижения в Интернете. В частности, для «ЛитРес» компанией MediaNation была разработана стратегия по взаимодействию с покупателями.

— Аудитория ритейлера делится на лояльных клиентов, которые составляют 35%, и на новых посетителей (65%). Задачей является возврат постоянных клиентов и удержание тех, кто пришёл на сайт, но ничего не купил. Для этого используется ремаркетинг — технология, которая помечает каждого посетителя сайта. Таким образом, если вы пришли на какой-то сайт, его владелец может вас найти практически везде.

Для «ЛитРес» мы стали применять два вида ремаркетинга: классический и динамический. Классический ремаркетинг нужен для того, чтобы анонсировать информацию о скидках и новинках, акции и вовлекать пользователей в коммуникацию с брендом. Динамический стимулирует спрос и движение пользователя по воронке продаж.

Представим ситуацию: человек пришёл в интернет-магазин, положил в корзину три-четыре товара и вышел. Чтобы вернуть пользователя и мотивировать его купить то, что он хотел, нужно использовать динамический ремаркетинг. Например, в кейсе «ЛитРес» мы рассказывали пользователям о книгах, которые они забывали в корзинах. Что касается классического ремаркетинга, здесь всё проще. Это брендовая поддержка проекта, какого-либо конкретного автора. Нет смысла показывать определённые книги, поэтому делается уникальный баннер с фотографией автора, даётся скидка и мы приглашаем пользователя вернуться на сайт, на страничку этого автора, и определиться с выбором. Такая же тактика применима для книг одного жанра.

Эксперт добавил, что важно делать сегментацию аудитории, поскольку нет необходимости вовлекать в акции клиентов, которые часто совершают покупки: это серьёзно сократит маржинальность. Баннеры со скидками демонстрируются тем пользователям, кто добавил товар в корзину, но не реагирует на динамический ремаркетинг, или тем, кто давно ничего не покупает.

— Мы замеряли, в каких категориях пользователи проводят больше времени, каким контентом интересуются, какие жанры просматривают. Допустим, на сайт пришёл новый посетитель и заинтересовался детективами. Посмотрел, ничего не выбрал и ушёл. На следующий день мы «догоняем» потенциального покупателя с определённой бонусной механикой и призывом купить книгу. При этом мужчинам показываются один креатив, а женщинам — другой. Это существенно влияет на увеличение кликабельности и возврат инвестиций: один баннер на всех даёт усреднённый результат.

Ещё один эффективный формат — большие баннеры с анонсом конкретных книг определённых авторов. Мы анализировали читательские предпочтения и, когда у автора выходила новая книга, демонстрировали аудитории красивый баннер, который формировался в автоматическом режиме. Продуктовую «карусель» показываем тем покупателям, которые просматривают раздел бестселлеров. Авторы там разные, и для прогнозирования вероятности покупки определённой книги статистических данных не хватает.

По итогам кампании продажи выросли на 70%, а инвестиции в привлечение одного клиента снизились на 37%. При этом более чем в три раза увеличился трафик.

По словам эксперта, общая проблема книжных интернет-магазинов — неадекватная оценка трафика, пришедшего из поисковых систем.

— Когда работаете с Google Analytics в определённом регионе, вы должны детально изучить, какие конкретные поисковые системы здесь популярны, чтобы точно выстраивать продвижение.

Ещё одна проблема — отсутствие целей. Для каждой страницы или кнопки на сайте, с которой пользователь может взаимодействовать, нужно знать, кликнул ли он, пролистал. Это важно для того, чтобы понять, на каком этапе клиент становится отказником. На основе анализа целей можно выстраивать математические модели, дающие ответ на вопрос, каким потенциалом обладают пользователи, которые пришли на сайт, но ничего не купили. Таким образом осуществляется предсегментация: из генеральной совокупности пользователей исключаются те, кто купит товар в ближайшее время, и те, кто не совершит покупку ни при каких условиях. Это позволяет оптимизировать рекламный бюджет.

Выступление директора по развитию издательства «ЭКСМО» Татьяны ЕМЕЛЬЯНОВОЙ было посвящено проектам digital-трансформации. Она подчеркнула важность создания контент-маркетинга на примере нового проекта издательства и отметила его главные отличия от рекламы.

— Контент-маркетинг — это привлечение клиентов в интернет-магазин или розничную сеть с помощью полезного актуального контента, связанного с книгами. Данный вид коммуникации не убеждает пользователя купить товар здесь и сейчас, а косвенно мотивирует целевую аудиторию принять решение о покупке или выборе того или иного товара в будущем. Ещё одно важное отличие состоит в том, что контент-маркетинг подразумевает бесплатное размещение и распространение этой информации.

В специальном разделе «Промоконтент» виртуальной витрины «ЭКСМО» представлены разные материалы. Все они сгруппированы по трём основным разделам: промоконтент по книгам, сериям, хитам и медиапроектам, т.е. по фокусному ассортименту, промоконтент по акциям, а также различные идеи и подборки для продвижения.

— Мы провели исследование о том, как пользователь принимает решение о покупке. Когда он только заходит на сайт, контент направляет его интерес на книгу как вид досуга. На следующем этапе, когда человек заинтересовался книгой, наша задача — перевести фокус его внимания от чтения как такового к конкретным книгам. Здесь применяются инструменты, работающие на привлечение аудитории к определённой теме, серии, автору либо к книге. Затем пользователь формирует конкретный поисковой запрос. И это уже зона ответственности торгового партнёра. Его задача — привлечь именно этого пользователя на торговую площадку и трансформировать его интерес в покупку. На данном этапе включается контент-маркетинг с информацией о конкретной книге. Пользователь может отложить товар в корзину, забыть о нём, уйти. Соответственно, возникает задача вернуть его и продать книгу.

По словам Т. Емельяновой, контент-маркетинг не является инструментом моментальных продаж. Это средство, которое «прогревает» аудиторию. Но если не допускать ошибок, то можно получить лояльного пользователя, с которым легко коммуницировать при дальнейших продажах.

В продолжение темы Юлия МАГАСЬ из Московской школы SMM подчеркнула, что контент необходим для постоянного взаимодействия с читателем.

— Контент — это 50% успеха. К нему относится всё, от текста до stories¹ и голосований.


¹. Опция в Instagram, позволяющая сократить количество спама и контента в ленте социальной сети. С её помощью можно выкладывать короткие видеозаписи и фотографии с наложением текстов и стикеров, рекламных предложений, которые исчезают спустя 24 часа после публикации. — Примеч. ред.

Он должен соответствовать целевой аудитории и быть актуальным. Вовлекающего контента (опросов, голосований, конкурсов, розыгрышей) должно быть больше всего — до 40%, полезного (связанного с обзорами, фактами, подборками) можно размещать чуть меньше. Пользовательский контент (репосты фотографий) должен занимать 20–25%. Наконец, продающего контента (акций, подарков, скидок) нужно не более 5–10%.

Говоря об особенностях социальных сетей, эксперт отметила, что в Instagram успешны полезные посты, видео, прямые эфиры. Во «ВКонтакте» эффективны подборки, лонгриды, конкурсы, фрагменты книг, юмор и мемы. В Facebook важны не столько визуализация, сколько текст и смысл.

По словам Ю. Магась, существенным фактором продвижения бренда в социальных сетях является регулярный контакт с аудиторией. Необходимо создать единый стиль публикаций, проработать контент-план и выделить для него основные рубрики. Оптимальным графиком можно считать 15 постов в месяц, один раз в два дня: так проще приучить себя и подписчиков к регулярности. Необходимо исключить повторяющиеся изображения и создать облако релевантных хэштегов, т.е. подходящих по тематике отдельных постов. Обязательно структурировать текст в абзаце, использовать эмодзи², но при этом добавлять их так, чтоб они были органичны.


². Эмодзи — язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и веб-страницах.— Примеч. ред.

Конечной целью продвижения в социальных сетях эксперт назвала создание контента, который люди захотят сохранить в закладки. Важно наличие и UGC-контента. Это могут быть фотографии с книгами или из магазина. Полезно также сотрудничество с блогерами.

Начальник отдела трейд-маркетинга и мерчендайзинга Дирекции по дистрибуции издательства «ЭКСМО» Анна КУБОВСКАЯ на примерах рассказала о преимуществах интеграции различных каналов распространения контента.

— Цели омниканальных механик — нарастить офлайн-трафик, быть интересными и необычными. Схема сотрудничества «ЭКСМО», торгового дома книги «Москва» и журнала Psychologies была такой: покупаешь книгу издательства «Бомбора» — получаешь скидку на участие в конференции Psychologies Day. Также разыгрывалось несколько билетов и наборы книг. Партнёры поддержали проект выкладкой книг и работой промоутеров. Онлайн-поддержка осуществлялась на сайте и в социальных сетях торгового дома книги «Москва» и Psychologies. Люди фотографировались в магазине, писали о нас. Получилась быстрая и несложная механика.

Целью новосибирской сети «Книгозор» был запуск Instagram. Партнёром выбрали кафе «Мурчим». В основу взяли книгу Сары Тейлор «Макс — кот-детектив». Получилась эффективная коммуникация: «Книгозор» разыгрывал в котокафе подарочные сертификаты, «Мурчим» тоже анонсировали акцию. В итоге охват оказался серьёзным — 11 тыс. человек. Не таргетировали аудиторию, но при этом получили 100 подписчиков, что является хорошим результатом на этапе запуска.

Екатерина Журилкина

Опубликовано в номере ноябрь 2019

Книжный бизнес: важнейшие новости

Издательство «Эксмо» меняет приоритеты в сегменте нон-фикшн литературы: вместо наращивания доли и тотального доминирования компания планирует уделять больше внимания развитию новых ниш и выходу на зарубежные рынки

Фото: Архив «Эксперт С-З»

Денис Котов: «Если начать создавать интеллектуальную инфраструктуру, то произведенный эффект может превзойти все ожидания

  Северо-Запад

Бизнес-книг издается все больше. Но количество отнюдь не всегда гарантирует качество.

Фото: Василиса Бабицкая

Как научить человека читать и зачем это нужно .

Почему у депутатов руки по локоть в синяках.

Фото: Мария Плешкова

Успех любого издательского проекта очень сложно просчитать. На судьбу книги влияет слишком много факторов. И не всегда первоочередным из них является качество текста

23 декабря 2013, 00:00

Редакционная статья.

23 декабря 2013, 00:00

Фото: ИТАР-ТАСС

Идейный кризис у читателей и писателей, а также новые технологии распространения и раскрутки книг принципиально изменили книжный рынок

Фото: Мария Плешкова

Наступил период, когда книжным магазинам приходится доказывать право на свое существование. Чтобы выжить, они должны постоянно меняться

Фото: Reuters

Российский миллиардер пытается сохранить книжную торговлю на улицах британских городов. Удастся ли книжным магазинам выжить в конкуренции с гигантом онлайн-ритейла Amazon — вопрос открытый

Фото: Николай Титов/PhotoXPress

Как холодное лето влияет на книжную торговлю.

Анонимный мир как предмет документального исследования.

Иллюстрация: Эксперт Online

Библия стала в Норвегии бестселлером.

Прошли XXI «Банные чтения» «Нового литературного обозрения».

Драйвером роста на рынке книготорговли может стать только спрос на качественную литературу, уверена директор барнаульской сети магазинов «Книги» Клара Хасанова

  Сибирь Фото: предоставлено пресс-службой Всероссийского конкурса-парада Буктрейлеров

Особенности национального буктрейлеростроения.

Фото: picvario.com

В 2012 году тиражи бумажных книг падали в два раза быстрее, чем годом ранее. Основная причина – деградация книжной сети

Фото: ИТАР — ТАСС

Новинки детской литературы оказались самыми занимательными на ярмарке интеллектуальной литературы Non/Fiction.

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Куда идет российский книжный рынок.

В Москве проходит 7-й Московский международный открытый книжный фестиваль с внушительной детской программой, показывающей, что детские книги сегодня стали энциклопедией современной жизни

Как развивается книжный бизнес — новости Kapital.kz

Последние 2-3 года технологии развиваются галопирующими темпами. В этом контексте, поколение Z, которое родилось в эру бума «цифры» предпочитает поглощать информацию с различных гаджетов: смартфонов, планшетов, электронных книг. Между тем, как отмечают участники книжного рынка, этому поколению не чужды и бумажные книги. «Молодое поколение с удовольствием приобретает книги казахских авторов на казахском языке», — замечает сооснователь книжного магазина «Букинист». Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz выяснил, какие произведения самые востребованные, каков средний чек по книгам и как будет трансформироваться рынок.

Вадим Голенко, генеральный директор «Меломан» и MARWIN

С 1987 года в Усть-Каменогорске наш бизнес начинался с формата киосков звукозаписи, в то время мы называли их балаганами. Поэтому, если говорить о розничном бизнесе в сфере кино и музыки – мы были пионерами в этом направлении. Мы прошли все этапы развития рынка: от музыкальных микрокасет до дисков, пережили несколько девальваций. Кстати, в 80-90-е годы по сути, рынки кинопроката и звукозаписи были никак не защищены законодательно. Можно сказать, что эти рынки были пиратскими.

Книжным направлением мы стали заниматься с 2006 года, когда к нам пришло понимание, что у общества есть потребность в книгах, в интересных авторах, произведениях. В то время на рынке уже работали книжные магазины. Зайдя в один из них можно было увидеть прекрасных тетушек в тапочках, к которым мне, порой стыдно было обращаться за бульварным развлекательным чтиво. Знаете, в этот момент я всегда чувствовал какую-то неловкость. Например, когда я приходил в такие магазины и спрашивал «Литературные портреты» Андре Моруа, то продавец книжного магазина понимала, что ты из ее клана и тогда мне без чувства вины можно было спрашивать какую-то легкую литературу.

Формат читальных залов прижился

Уточню, в Алматы мы первые открыли книжный магазин без прилавков, с читальными зонами. Этот опыт мы переняли за рубежом, там книжные магазины отходили от формата библиотек, и мы предположили, что наша публика также должна быть готова к чтению литературы не только дома, но и в рамках магазина. И, как оказалось, мы не прогадали. Между тем, формат «читального зала» для сегодняшнего ритейла не совсем понятен.

Дело в том, что у нас рядом с книжными стеллажами размещены пуфы, на которые можно присесть и просмотреть, почитать интересующую литературу. У нас встречаются ситуации, когда наши посетители присев около книжной зоны могут зачитываться 30-40 минут. И, знаете, это вполне нормально, даже воодушевляет. Но, не так давно от некоторых наших посетителей мы стали получать просьбы о том, чтобы у нас могли продаваться книги, которые никто из читателей никогда не брал в руки. Якобы, кому-то было неприятно брать ранее частично прочитанные в нашем магазине книги. Но, проведя огромный социологический опрос в соцсетях, большинство (80%) опрошенных сообщили, что тот момент, что до них эту книгу кто-то держал в руках, читал – не имеет никакого значения.

Наш магазин работает в формате MARWIN Family, помимо книг предлагаем другую продукцию. Поэтому средний чек только по книгам сложно обозначить. В целом же, наш средний чек по всем позициям, по всем регионам: 4,5-7,5 тыс. тенге, в чеке могут быть и игрушки и конфеты и диски. И это учитывая, что 30% спроса нашей сети генерируется только за счет книг. При этом средняя стоимость книг в нашей сети составляет от 2,5 тыс. до 3 тыс. тенге.

Спрос на книги растет. Если в 2017 году нашими магазинами было продано 1,5 млн книг, в 2018 году этот показатель достиг 1,7 млн книг. В настоящее время наиболее востребована литература формата non-fiction. Она объединяет в себе множество разных направлений нехудожественной литературы: биографии, публицистику, книги по психологии, саморазвитию, научно-популярную литературу, издания об искусстве и красоте и многое другое.

Очень важно, что по структуре спроса на книги можно формировать мнение – куда движется общество, в каком состоянии оно находится, что ему интересно. Ведь мы видим также не только ту литературу, которую читает взрослое поколение, но и дети, подростки, взрослые.

В целом же, для того, чтобы продвигать книжное направление, важно в магазинах организовывать какие-то неформальные встречи, мероприятия. За счет этого книжная культура активнее вовлекается в общество – становится еще ближе. Например, в нашем магазине постоянно проходят встречи с авторами книг, где они презентуют свои произведения, рассказывают о себе, книге, проводят автограф сессии.

Если говорить о будущем книг, то у меня внутреннее ощущение, что книга не умрет. Когда появилась электронная книга было опасение, что спрос на книги резко упадет. Между тем, считаю, что электронная книга привлекла к нам в магазин, к книжным полкам новый тип покупателя. К нам пришли молодые, технически продвинутые ребята, читающие книги в электронном формате, но периодически читающие книги и в бумажном виде. Например, человек имея айфон, проходит мимо магазина Apple думает: «почему бы не заглянуть туда?». И, зайдя в магазин, покупки человек может и не совершить, но он может просто зайти посмотреть какие-то новинки на рынке гаджетов. Такая же схема работает в книжном мире. Для многих художественная литература в аудио, электронных книгах оказалась может быть одним из первых произведений, которое кто-то прочитал, к примеру, подросток. И вот, проходя мимо книжного магазина, у этого молодого человека появилось желание посмотреть новинки литературы – так и совершаются некоторые покупки книг. По моим наблюдениям, зачастую, книга – это эмоциональная, не целенаправленная покупка. Думаю, что за счет гаджетов, электронных книг мы получили дополнительный трафик людей в наши магазины. Для нас очень важно вовлекать людей в книгочтение.

Ксения Роменская-Шахворостова, сооснователь книжного магазина «Букинист»

Основателем букинистического бизнеса был мой отец. Он всегда любил читать, был буквально литературным фанатом. В 2001 году он решил открыть небольшую букинистическую лавку в подземном переходе Алматы. На тот момент площадь нашего киоска не превышала 15 кв. метра. У нас дома была огромная библиотека, которая насчитывала тысячи книг и она стала для нас платформой при открытии нашего магазина. Для того, чтобы запустить бизнес нам потребовалось около 1500 книг – все эти книги были из нашей семейной библиотеки. Литература была достаточно разнообразной: от классической до современной. Наш огромный ассортимент книг мгновенно заинтересовал покупателей и постепенно мы стали нарабатывать определенный пул своих клиентов. Со временем наша книжная библиотека пополнялась новыми изданиями. Нам приносили книги те, кому они доставались по наследству, также книги приносили и те, кто уезжал заграницу. Мы брали эту литературу, опасаясь, что она может оказаться на помойке.

В конце 2017 года нам пришлось сменить локацию подземного перехода и переехать в подвальное помещение одного из многоквартирных домов. Теперь площадь нашей новой арендованной локации в разы больше: около 60 квадратных метров. Знаете, с нами перекочевали и наши читатели, которые остаются преданными «Букинисту». Сейчас наш ассортимент насчитывает 3 000 книг.

Цена книги зависит от ее тиража, ее уникальности, периода, когда она была издана. К примеру, дореволюционная литература оценивается ощутимо выше.

Многие задают вопрос, как складывается окончательная цена на наши книги. Уточню, мы с отцом очень профессионально разбираемся в литературе и когда берем в руки книгу уже знаем, насколько эта книга редкая, можем определить оптимальную стоимость издания.

Цены на книги варьируются от 300-2000 тенге. Современная литература стоит около 1000-1500 тенге, зарубежная классика: 700-1200 тенге. Самая дорогая литература в нашем магазине: Научные вестники по географии и истории времен Екатерины второй, они стоят 300 тыс. тенге. Эта литература до сих пор у нас, но, конечно, она хранится не в магазине. Эти вестники безумно ценные, на них должен выйти какой-то коллекционер. Также у нас есть книга Льюис Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», где были недостающая глава и иллюстрации, которых не было в тех книгах, которые мы видим на прилавках. Думаю, ее также оценят букинисты, коллекционеры.

Если говорить с позиции бизнеса, инвестиции в наш магазин окупились в течение трех лет. В основном вложения касались затрат на аренду и стеллажи. Между тем, я бы не назвала букинистическую деятельность высокоприбыльной – тут нет сверхдоходов. Знаете, для нашего бизнеса очень важно не только разбираться в литературе, иметь огромные ассортемент книг, но и грамотно вести странички в соцсетях. Год назад мы стали активно вести инстаграмм. Можно сказать, что интернет нам помогает завоевывать сердца новой публики, поколения next. Выкладывая какую-то интересную книгу в инстаграмм сразу же виден на нее отклик – обычно анонсируемая книга в тот же день находит своего покупателя. В соцсетях важно рассказывать о книгах, авторах. Читатели постов, ранее не планировавшие поход в букинистический магазин, решаются на этот шаг, потому что им рассказали о книге, заинтриговали сюжетом.

Есть книги, которые у нас купили моментально, как только вы их выложили в инстаграмм. Например, через 20-30 минут после публикации презентации, анонса повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» и произведения «Жестокий век» Исая Калашникова книги мгновенно были приобретены нашими подписчиками.

Если же говорить об общих трендах, у нас востребована зарубежная классика, психологическая литература и книги по саморазвитию. Последние два года заметно растет спрос на книги по бизнес-психологии, казахскую литературу. Молодое поколение с удовольствием приобретает книги на казахском языке: «Абай жолы» Мухтара Ауэзова, «Ботагоз» Сабита Муканова.

Заметно падает спрос на книги после девальваций, праздников – в этот период казахстанцам не до чтения.

В целом же средний чек по книгам составляет около 1 500-2 000 тенге. Около 80% нашего спроса генерируются за счет книг, 20% — за счет продажи пластинок. Пластинки нас сильно выручают, когда проседает спрос на литературу. В среднем «винил» у нас стоит 2-3 тыс. тенге. Последние три года спрос на пластинки заметно вырос, так как тенденция на винтаж особенно заметна.

Насколько мне известно, в настоящее время в Алматы работает три букинистических магазина, за 2-3 года количество таких магазинов на рынке сократилось. Не могу сказать, что часть из них закрылись из-за недостатка клиентов: Алматы читающий город.По моей информации, существовавшая ранее крупнейшая букинистическая лавка закрылась из-за переезда ее владельца за границу.

Думаю, что в дальнейшем бумажные книги будут все также интересны обществу. Ведь читать литературу в бумажном формате намного удобнее, от нее не устают глаза, информация лучше запоминается, важны и тактильные ощущения живых станиц. Между тем, несомненно, останется категория читателей, которая предпочтет бумажному формату электронный.

В будущем планируем открыть второй магазин в городе Нур-Султан, потому что наши подписчики интересуются, когда нас можно будет увидеть в столице.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Читай книги и поддерживай малый книжный бизнес

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу