Дуин бизнес – Doing Business

Рейтинг лёгкости ведения бизнеса — Википедия

Карта, которая отражает позиции стран в Индексе легкости ведения бизнеса на 2017 год. Зеленые страны имеют высший рейтинг, красные — ниже. Для серых стран недостаточно данных. Каждый цвет обозначает один квантиль стран в рейтинге

Индекс легкости ведения бизнеса (англ. Ease of Doing Business Index) — индекс для сравнения простоты предпринимательской деятельности между странами мира, составляемый всемирным банком на основе годовых данных[1]. Индекс был разработан экономистами Симеоном Дянковым и Герхардом Польем в 2003 году на основе научной статьи, написанной экономистом Оливерoм Хартом.

Высшие оценки в индексе свидетельствуют о качестве и простоте регулирования бизнеса, а также качестве защиты прав собственности. Целью построения индекса является обеспечение данными исследований влияния регуляции бизнеса государством на экономический рост. С начала проекта в ноябре 2001 было опубликовано свыше 800 научных исследований, которые используют один или несколько индикаторов предложенных в индексе или в предыдущих исследованиях связанных. Результаты исследований указывают на сильную взаимосвязь между улучшением правил ведения бизнеса и ростом экономики.

В отличие от других подобных исследований, Индекс лёгкости ведения бизнеса основывается только на изучении и квантификации законов, постановлений и правил, касающихся ведения предпринимательской деятельности. Индекс не учитывает более общие условия, такие как инфраструктура, инфляция, преступность, доходность бизнеса и прочие.

Общий индекс базируется на десяти внутренних индикаторах:

  • Начало бизнеса — процедуры, время, затраты и минимальный капитал для основания предприятия.[2]
  • Работа с разрешениями на строительство — процедуры, время и затраты на строительство склада.[3]
  • Получение электроснабжения — процедуры, время, затраты на получение электроснабжения.[4]
  • Регистрация имущества — процедуры, время и затраты на регистрацию коммерческой недвижимости.[5]
  • Получение кредита — сила юридических прав, глубина кредитной информации.
    [6]
  • Защита прав инвесторов — открытость финансовых показателей, ответственность руководства и лёгкость судебных исков от инвесторов.[7]
  • Уплата налогов — количество налогов, время на подготовку налоговых отчетов, общий налог как доля прибыли.[8]
  • Международная торговля — количество документов, затраты и время необходимое для экспорта и импорта.[9]
  • Обеспечение контрактов — процедуры, время и издержки на принуждение уплаты долга.[10]
  • Закрытие предприятия — процент возмещений, время и дополнительные расходы на закрытие неплатёжеспособной фирмы.[11]

Более 3000 научных работ использовали данные из индекса.[12] Утверждается, что влияние совершенствования регулирования на экономический рост является очень сильным. Переход от худшей четверти стран к лучшей четверти предполагает увеличение ежегодного прироста ВВП на 2,3 процентных пункта. Еще 7000 рабочих документов в отделах экономики и социальных наук используют данные отчета Doing Business. Среди авторов таких работ-лауреат Нобелевской премии по экономике 2016 года Оливер Харт (экономист).

Различные субкомпоненты индекса сами по себе дают конкретные предложения по улучшению. Многие из них могут быть относительно просты в реализации и не вызывают сомнений (за исключением, возможно, коррумпированных чиновников, которые могут извлечь выгоду из обременительных правил, требующих взяток в обход). Таким образом, индекс повлиял на многие страны. Некоторые из них явно нацелены на достижение максимальной позиции в индексе, например в списке top 25.

Несколько схожими годовыми отчетами являются индексы экономической свободы и доклад о глобальной конкурентоспособности. Они, особенно последний, рассматривают гораздо больше факторов, влияющих на экономический рост, таких как инфляция и инфраструктура. Однако эти факторы могут быть более субъективными и расплывчатыми, поскольку многие из них измеряются с помощью обследований и их труднее быстро изменить по сравнению с нормативными актами.

В ноябре 2017 года EconTalk подкаст объясняет длительное влияние в академических и политических кругах отчета Doing Business.

12 января 2018 года Пол Ромер, главный экономист Всемирного банка, объявил, что прошлые выпуски индекса будут скорректированы и пересчитаны, по крайней мере, на четыре года назад. Ромер извинился перед Чили, заявив, что бывший директор группы, ответственной за индекс, неоднократно манипулировал его методологией, несправедливо наказывая рейтинги страны во время администрации левого президента Мишель Бачелет. В ответ Бачелет объявил, что Чили официально запросит у Всемирного банка полное расследование.

[13][14]

Далее приведена таблица позиций стран в общем рейтинге на основе отчетов за разные года.[15][16][17] Первый рейтинг был опубликован в 2005 году и содержал данные актуальные на начало 2006 года.[18] С 2007 по 2016 год рейтинг неизменно возглавлял Сингапур, с 2017 года лидерство вернула себе Новая Зеландия, которая возглавляла рейтинг в 2006 году ранее.[19][20]

Основываясь на опыте Сингапура, IDA International сотрудничает с государственными учреждениями в ряде стран в таких областях, как стратегия в области ИКТ, национальное планирование инфокоммуникаций и внедрение решений, которые могут способствовать повышению удобства ведения бизнеса. Один интересный факт заключается в том, что, хотя более богатые страны в среднем занимают более высокое положение, чем бедные страны, есть некоторые примечательные исключения. Одним из таких примеров является то, что Кувейт, одна из самых богатых стран в мире, занимает более низкое место (97), чем гораздо более бедные страны Кения (61 место), Колумбия (65 место) и Узбекистан (76 место).

СтранаОчкиПоследнее изменение2020[21]20192018201720162015201420132012201120102009200820072006
 Новая Зеландия86,80+0,21111122333322221
 Сингапур86,20+0,96222211111111112
 Гонконг85,30+0,66345453222234457
 Дания85,30+1,08433334555665578
 Республика Корея84,00-0,14554545788161923302327
 США84,00+0,42686877444543333
 Грузия83,70-0,3576916241589161211151837100
 Великобритания83,50+1,258977681077456669
 Норвегия82,60+0,85978696966810101195
 Швеция82,00-0,851012109811141314141817141314
 Литва81,60-0,38111416212024172727232628261615
 Малайзия81,50+0,7312152423181861218212320242521
 Маврикий81,50+0,00132025493228201923201724273223
 Австралия81,20+0,771418141513101110151099986
 Китайская Республика80,90+0,90151315111119161625334661504735
 ОАЭ80,90+0,10161121263122232633403346687769
 Северная Македония80,70-0,1517101110123025232238327175
92
81
 Эстония80,60+1,07181612121617222124172422171716
 Латвия80,30+0,71191919142223242521242729222426
 Финляндия80,20+1,9220171313109121111131614131413
 Таиланд80,10-0,352127264649261818171912
13
151820
 Германия79,70+0,34222420171514212019222525202119
 Канада79,60+0,69232218221416191713788744
 Ирландия79,60+0,8024231718171315151097781011
 Казахстан79,60-1,94252836354177504947
59
6370716386
 Исландия79,00+0,1326212320191213149151411101212
 Австрия78,70+1,65272622192121302932322827253032
 Россия78,20+1,712831354051629211212012312011811110795
 Япония78,00-1,38293934343429272420181512121110
 Испания77,90+0,22303028323333524444496249383930
 Китай77,90+0,83314678788490969191798983839391
 Франция76,80-0,49323231292731383429263131313544
 Турция76,80-0,55334360695555697171657359579193
 Азербайджан76,70-0,05342557656380706766543833969998
 Израиль76,70+0,20354954525340353834292930292629
 

ru.wikipedia.org

Россия не успела достичь цели по продвижению в рейтинге Doing Business :: Экономика :: РБК

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru Реклама на РБК www.adv.rbc.ru Телеканал Газета Тренды РБК+ Pro Quote Авто Спорт Недвижимость Стиль Национальные проекты Крипто Исследования Продажа бизнеса Конференции Журнал Премия РБК 2019 Премия РБК СПб 2019 Спецпроекты Экономика шерингаПочитай старших …

www.rbc.ru

Россия поднялась в рейтинге Doing Business до 35 места — Экономика и бизнес

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Россия поднялась в рейтинге Doing Business-2018, который ежегодно готовит одно из подразделений Всемирного банка, на 35-е место. Об этом говорится в пресс-релизе Всемирного банка. В 2017 году результат России был на пять ступеней ниже — 40-е место.

«Майскими указами» 2012 года Путин поставил задачу достижения 20-й строчки в этом рейтинге к 2018 году. В 2012 году Россия находилась на 120-м месте в рейтинге Doing Business.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин в рамках совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства отметил, что в целом прогресс в части улучшения своей позиции в рейтинге продолжается уже шесть лет.

«Россия здесь (в рейтинге Doing Business — прим. ТАСС) поднялась на пять позиций по сравнению с результатам прошлого года и занимает 35-е место», — сказал он. «Третий год подряд мы опережаем все страны БРИКС, в этом году мы стали лучшей страной из ЕврАзЭС. Соседними и прямыми конкурентами для нас являются такие страны как Франция, Голландия, Швейцария, Япония. Позади нас остались Бельгия и Италия», — сказал министр.

Орешкин отметил, что рейтинг Doing Business-2018 не учел ряд реформ, уже реализованных в России. Цель войти в топ-20 рейтинга в следующем году сохраняется, и реализация реформ продолжится.  «Действительно, здесь есть ряд реформ, которые не нашли отражение в статистике и в рейтинге, и мы надеемся, что как раз к рейтингу, который будет опубликован через год эти реформы будут учтены и позволят нам значительно продвинуться вверх по рейтингу. Цель — попасть в двадцатку, она остается, будем активно работать в ближайшие шесть-девять месяцев по реализации дополнительных реформ, которые позволят достигнуть этой цели», — сказал он.

При этом министр отметил, что сейчас России становится все труднее подниматься в рейтинге.

«Важно понимать, что сейчас мы вошли в ту зону, где конкуренция между странами повышенная. Движение, например, с 100-й до 50-й позиции в этом плане проходило гораздо проще. Сейчас нашими соседями и прямыми конкурентами по рейтингу являются такие страны как Франция, Голландия, Швейцария, Япония. Понято, что эти страны также активно улучшают качество условий ведения бизнеса, стараются продвигаться вперед, поэтому для продвижения вперед нам нужно быть лучше, чем они», — пояснил он.

«Грубо говоря, с текущими показателями, если бы все страны оставались бы на том уровне, на котором они были пять-шесть лет назад, то мы бы уже где-то были около 20 места», — подчеркнул он.

Глава МЭР подчеркнул, что место в рейтинге важно для России, однако не является конечной целью для правительства. «Цель правительства по улучшению инвестиционного климата находится в приоритете. Мы должны дальше двигаться по пути упрощения условий ведения бизнеса и снижения издержек на ведение бизнеса для малых и средних предприятий. Цель — это конечно же не позиция в рейтинге, цель — это рост инвестиционной активности со стороны малых и средних предприятий, это рост по всем регионам в целом по стране», — пояснил он.

Министр подчеркнул, что в будущем году необходимо будет сконцентрироваться на четырех направлениях. Во-первых, это продолжение внедрения лучших практик по инвестиционному климату, по условию ведения бизнеса в российских регионах. Во-вторых, применение цифровых технологий при проведении процедур, в том числе и в сфере разрешения на строительство. В-третьих, необходима реформа контроля и надзора. В-четвертых, необходимо создавать комфортную среду для развития человека.

Успехи и проблемные места

Совокупная оценка условий бизнеса состоит из 10 показателей: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности.

За 15 лет существования доклада Россия провела 36 реформ в области делового климата, отмечает Всемирный банк. В основном реформы касались таких направлений, как «Регистрация собственности» (семь реформ) и «Регистрация предприятия» (шесть реформ), отмечается в пресс-релизе Всемирного банка.

При этом по направлению «Подключение к сетям электроснабжения» Россия демонстрирует наилучшие показатели и занимает 10-е место в мировом рейтинге. Всемирный банк связывает такие результаты с надежностью электроснабжения и прозрачностью тарифов, доступной стоимостью и легкостью подключения к электросетям.

«Для подключения к электросетям в России необходимо пройти лишь три процедуры, стоимость которых не превышает 42% доходов на душу населения, тогда как в мире требуется пять процедур, стоимость которых составляет 1 345% доходов на душу населения», — поясняют во Всемирном банке.

По направлению «Регистрация собственности» Россия также демонстрирует хорошие результаты — 12-е место в глобальном рейтинге. По показателю «Исполнение контрактов» Россия занимает 18-е место, что в большой степени обусловлено созданием системы «электронное правосудие», которая опирается на различные меры и передовую практику, что дает возможность оформлять ряд процедур в электронном виде. России удалось занять 28-е место по показателю «Регистрация предприятия». Этому поспособствовали реформы по упрощению порядка регистрации и последующих процедур, улучшению порядка обмена информацией между государственными ведомствами и сокращению сроков, необходимых для открытия в банке счета предприятия. Помимо этого, было отменено требование внесения минимального капитала при регистрации бизнеса.

Тем не менее, как отмечается в докладе, для обеспечения дополнительных преимуществ для бизнеса в России необходимы усилия по двум направлениям: «Получение разрешений на строительство» и «Международная торговля». Сейчас сроки согласования и получения необходимой разрешительной документации для строительства склада в России примерно на 50% выше, чем в среднем в мире, несмотря на то, что этот срок сократился почти вдвое по сравнению с шестью годами ранее. Кроме того, несмотря на улучшение инфраструктуры и внедрение электронной системы подачи экспортной и импортной документации, затраты на прохождение экспортных и импортных процедур на границе остаются высокими, отмечают в ВБ.

Две столицы

В докладе, в частности рассматривалась ситуация в Москве и Санкт-Петербурге. Всемирный банк выделил ряд проведенных в городах реформ: «расширение доступа к кредитам за счет принятия закона, направленного на совершенствование системы реестра уведомлений о залоге движимого имущества», «упрощение международной торговли благодаря открытию нового глубоководного порта на берегу Финского залива, что позволило повысить конкуренцию и сократить издержки, связанные с контролем на границах в порту Санкт-Петербурга», а также «упрощение порядка регистрации собственности благодаря сокращению сроков подачи документов на государственную регистрацию передачи прав собственности».

Глобальные результаты

По совокупной оценке благоприятности условий для ведения бизнеса в тройку лидеров исследования «Ведение бизнеса 2018» вошли Новая Зеландия (1-е место), Сингапур (2-е место) и Дания (3-е место). При этом Сингапур, традиционно ранее занимавший первое место рейтинга, уже второй год подряд занимает вторую позицию. Также в первую десятку стран по комфортности ведения бизнеса вошли Южная Корея, Гонконг, США, Великобритания, Норвегия, Грузия, Швеция.

В этом году России удалось опередить Казахстан, который теперь занимает следующее после России 36-е место в рейтинге. Кроме того, у России самая сильная позиция среди партнеров по БРИКС: ЮАР (82-е место в рейтинге), Китай — (78-е), Индия — (100-е), Бразилия — (125-е).

Авторы рейтинга отдельно выделяют страны и области, которые, проведя за прошедший год не менее трех реформ, достигли наилучших результатов по улучшению регулирования и улучшили свои позиции в рейтинге. К ним относятся Бруней (второй год подряд), Таиланд, Малави, Индия, Узбекистан, Замбия, Нигерия, Джибути, Сальвадор, а также непризнанное Косово. Впервые в группу десяти стран, добившихся заметных успехов, вошли экономики, отличные друг от друга по уровню доходов и величине, половина из которых вошла в эту группу впервые: Сальвадор, Индия, Малави, Нигерия и Таиланд.

В регионе Европа и Центральная Азия, к которому относится Россия, непризнанное Косово и Узбекистан вошли в десятку мировых лидеров по улучшению деловой среды, а 13 из 24 экономик региона попали в первые 50 строчек мирового рейтинга «Ведение бизнеса».
На 190-м, последнем, месте рейтинга оказалась Сомали, в прошлом году исследование по республике предоставляло информацию впервые.

Мнение экспертов

Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков считает, что России придется приложить немало усилий, чтобы выйти на 20-е место в рейтинге Doing Business — 2018, как это предусмотрено «майскими указами». «По сравнению с прошлым годом, когда мы были на 40-м месте, 35-е место — это определенный прогресс, хотя предстоит приложить немало усилий, чтобы в 2018 году выйти на 20-е место, как это предусмотрено указом президента», — сказал Жуков.

По словам главного экономиста Евразийского банка развития Ярослава Лисоволика за последние годы Россия серьезно продвинулась в рейтинге Doing Business, преодолев почти 100 ступеней вверх.

«При этом многие задаются вопросом, насколько это продвижение отразилось в улучшении ситуации с точки зрения инвестиционного климата в РФ. С одной стороны можно говорить о возобновлении экономического роста, которое характеризуется тем, что инвестиции у нас являются одним из драйверов этого роста, но насколько этот рост жизнеспособен — остается вопросом. Кроме того у нас есть ряд успешных историй в регионах и улучшение инвестклимата на региональном уровне, но в целом насколько это масштабно по стране, пока остается открытым вопросом», — отмечает Лисоволик.
По мнению экономиста, на рынке есть сигналы того, что экономическая ситуация нормализуется. «Постепенно восстанавливается приток иностранных и прямых инвестиций, кроме того, международные рейтинговые агентства улучшают прогнозы и повышают российские рейтинги. Это положительные сигналы», — заключил Лисоволик.

«Налицо устойчивая и ясная приверженность России улучшению делового климата для малых и средних предприятий в стране. Претворение реформ в жизнь проходило под эффективным руководством и координацией со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации. За последние годы достигнуто немало успехов. Так, в этом году по такому показателю, как легкость ведения бизнеса, Россия занимает 35-е место из 190 экономик. Всего шесть лет назад она занимала 120-е место», — прокомментировал рейтинг директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Андраш Хорваи.

По мнению члена Общественной палаты РФ Артема Кирьянова, в рейтинге Всемирного банка в последние несколько лет «прослеживается тенденциозность».

«Странно, что с 2014 года в разделе «Уплата налогов» ничего не меняется. Посмотрите, например, на показатель времени на подготовку и подачу налоговых деклараций остается неизменным и равен 168 часам. Уже четыре года. Как такое может быть? Практики согласятся, что повсеместно используемые современные программы ведения бухгалтерского учета автоматизировали процесс подготовки и подачи налоговых деклараций и сегодня эта операция вообще не занимает времени. Любой может это проверить, но не видно, чтобы Всемирный банк хотел это увидеть», — заключил Кирьянов.

Драйверы роста

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева сообщила ТАСС, что основными драйверами, улучшившими показатели России в рейтинге стали реформы в сфере электроэнергетики и международной торговли.

«Работа [по улучшению показателей] ведется уже на протяжении пяти лет в рамках поручения президента Российской Федерации войти в топ-20 лучших стран по благоприятному инвестиционному климату. Основными драйверами роста в этом году для России стали реформы, которые реализованы в сфере электроэнергетики — подключения к электросетям — и международной торговли», — сказала она.

Чупшева отметила, что еще в 2011 году Россия занимала последнее, 183 место, по показателю подключения к электросетям. По данным на июнь 2016 года РФ была уже на 30 месте по этому параметру. По словам главы АСИ, благодаря выделению земли под электрические сети за пять лет удалось «в шесть раз сократить сроки [подключения к электросетям]» и подняться на 150 пунктов рейтинга.

«По международной торговле действительно много было сделано с Федеральной таможенной службой в части сокращения затрат, как финансовых, так и временных, для участников внешнеэкономической деятельности при прохождении таможенных процедур через морские порты. Например, Санкт-Петербург является таким оценочным [ориентиром] для Всемирного банка», — рассказала ТАСС Чупшева.

Глава АСИ сообщила, что работа ведется по направлениям, которые набрали меньшее количество пунктов рейтинга. По ее словам, некоторые результаты могут быть засчитаны Всемирным банком только в следующем году, так как проекты уже «были реализованы, но правоприменительная практика отложена». Примером таких проектов могут быть «последняя миля» в электроэнергетике, а также отмена «синей печати».

«Какие-то вещи давно у нас работают, но Всемирный банк пока их не учитывает. Например, старт бизнеса, регистрация предприятий, уже более двух лет отменена «синяя печать», но предприниматели по старой доброй памяти не перестают пользоваться ей. Поэтому Всемирный банк пока не засчитывает эту реформу. Но здесь важно, что благодаря работе вместе с бизнес-сообществом было убрано очень много избыточных процедур, и бизнес на себе чувствует сегодня действительно понятные и прозрачные процедуры, правила, которые работают в субъектах РФ», — сказала Чупшева.

По словам главы АСИ, российский опыт и методика работы могут использоваться и в других странах. Чупшева сообщила, что соответствующий запрос уже поступил «во Всемирный банк от коллег из Индии».

«На встрече, которая прошла у нас с руководством Всемирного банка в этом году, когда мы рассказывали о реформах и изменениях, проведенных за последний год в части регулирования и услуг, условий для бизнеса, коллеги отметили Россию в топ-тройке лучших стран по динамике, по организации работы и по результатам, самое главное, создания условий для бизнеса. Поэтому я тоже уверена в том, что наша практика, наш опыт организации такой работы вместе с бизнес-объединениями, непосредственное участие бизнеса в этих реформах, будет очень интересен другим странам», — сказала она.

Дальнейшее продвижение

Дальнейшее продвижение РФ в рейтинге по показателю «подключение к системе электроснабжения» невозможно без решения вопроса с предоставлением земельных участков, сообщили ТАСС в Минэнерго. В ведомстве отметили, что положительное влияние на позиции рейтинга оказали две основополагающих реформы.

Во-первых, на уровне федерального законодательства создан и внедрен в практику сетевых и энергосбытовых компаний механизм параллельного заключения договоров технологического присоединения и энергоснабжения. Теперь потребителю договор энергоснабжения выдается вместе договором технологического присоединения после подачи заявки на подключение. Это исключает необходимость взаимодействия (отдельной процедуры) с энергосбытовой организацией. У потребителя появилась возможность потребления электрической энергии сразу по завершении процедуры технологического присоединения, без необходимости отдельного посещения заявителем энергосбытовой организации.

Во вторых, благодаря созданной нормативной базе и совместной работе органов исполнительной власти и инфраструктурных организаций удалось оптимизировать процедуру выполнения мероприятий, необходимых для технологического присоединения заявителя, таким образом, что теперь в Москве и Санкт-Петербурге пройти весь процесс присоединения со стороны заявителя занимает менее чем 90 дней.

Кроме того, с 1 октября 2017 года в Российской Федерации произошло снижение платы за технологическое присоединение, так как в плату за техприсоединение до 150 кВт теперь не включаются расходы на строительство сетевых объектов. В части индикаторов «Индекс надежности электроснабжения» и «Прозрачности тарифов» Россия третий год подряд показывает максимально возможные показатели — восемь из восьми баллов.

Вместе с тем, отмечают в Минэнерго, на фоне движения других стран, прироста значения «передового рубежа» РФ оказалось недостаточным для улучшения позиций в рейтинге 2017 года. Агрегированный по всем индикаторам показатель»Подключение к системе электроснабжения» позволил России закрепиться на 30-м месте. По результатам прошлогоднего исследования Россия по данному показателю заняла 29-ю строку рейтинга (с учетом пересчета текущего года 26-ю строку).

Минэнерго отмечает, что итоги рейтинга 2017 года свидетельствуют о закреплении ранее достигнутых результатов развития услуг сетевых организаций и внедренных ими практик.

«Кроме того, они подтверждают вывод о невозможности достижения целевого показателя по срокам технологического присоединения (90 дней) и дальнейшего продвижения России в рейтинге по показателю «подключение к системе электроснабжения» без мер, направленных на сокращение сроков технологического присоединения, что объективно невозможно до тех пор, пока не будут решены вопросы связанные с трудоемкими и длительными процессами предоставления земельных участков и получения исходно-разрешительной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства», — отметили в министерстве.

tass.ru

Рейтинг Doing Business. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 октября 2017 года Всемирный банк опубликовал очередной рейтинг Doing Business-2018. В нем Россия поднялась с 40-го на 35-е место из 190 стран. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об этом рейтинге.

История, принцип формирования

Впервые рейтинг Doing Business был опубликован в 2002 году в научном издании «Ежеквартальный журнал экономики». Он был составлен международным коллективом авторов, в который входили Симеон Дянков (Болгария, ректор Российской экономической школы в 2013-2015 гг.), американец Андрей Шлейфер и др. В рейтинге оценивалась простота запуска нового бизнеса в 85 странах. Первую тройку в нем заняли Канада, Австралия и Новая Зеландия.

C 2003 года доклад по рейтингу публикуется Всемирным банком. В тот год в него вошли 133 страны, учитывались пять индикаторов, однако общий рейтинг с позициями для всех стран в нем отсутствовал. Он появился в докладе только в 2005 году.

Рейтинг отражает степень легкости ведения малого и среднего бизнеса. Всего в нем в настоящее время оцениваются 11 индикаторов: простота создания нового дела, получения строительных разрешений, подключения к электроэнергии, регистрации собственности, получения кредита, защиты миноритарных инвесторов, оплаты налогов, трансграничной торговли, механизмов соблюдения контрактов, банкротства, а также регулирования рынка труда. Информация собирается путем интервьюирования предпринимателей, опросов экспертов, изучения законодательства.

Цель рейтинга — стимулировать страны к изменению законодательства для упрощения ведения бизнеса.

Публикуется рейтинг ежегодно в сентябре.

Рейтинг России

В первом рейтинге, опубликованном в 2002 году, Россия заняла 83-е место из 85 стран, позади нее оказались Боливия и Доминиканская Республика. В рейтинге, опубликованным Всемирным банком в 2005 году, Россия разместилась на 97-й позиции, в 2006-м поднялась на 96-ю строчку, однако уже в следующем году покинула первую сотню, оказавшись на 106-м месте. Худшее место в рейтинге, 124-е, Россия заняла в 2010 году.

7 мая 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал так называемые майские указы, в которых были обозначены основные направления социально-экономического развития страны до 2020 года. Среди целевых показателей в них было как минимум 20-е место в рейтинге Doing Business к 2018 году. Добиться этого планируется за счет реформ законодательства и устранения административных барьеров для предпринимателей.

С 2011 года позиция России в рейтинге неизменно улучшалась. В 2013-м Россия вернулась в первую сотню, заняв 92-е место. В 2014-м страна заняла 62-е место, в 2015 году — 51-е, в 2016-м — 40-е. С 2015 года Россия неизменно опережает другие страны БРИКС.

Рейтинг-2018

В докладе, опубликованном 31 октября 2017 года, Всемирный банк отметил, что за 15 лет существования доклада Россия провела 36 реформ в области делового климата. В основном реформы касались таких направлений, как «Регистрация собственности» (семь реформ) и «Регистрация предприятия» (шесть реформ). При этом по направлению «Подключение к сетям электроснабжения» Россия демонстрирует наилучшие показатели и занимает 10-е место в мировом рейтинге. В 2011 году Россия занимала последнее, 183-е место по этому показателю.

Среди стран бывшего СССР Россию опережают только Эстония (12-е место), Литва (16-е), Латвия (19-е).

Лидеры рейтинга — Новая Зеландия, Сингапур, Дания, Южная Корея, пятерку замыкает Гонконг, специальный административный район КНР.

При этом Россия опережает такие страны Евросоюза, как Италия (46-е место), Венгрия (48-е) и Бельгия (52-е).

tass.ru

Дуим и доем бизнес

Что стоит за 37-м местом Беларуси в Doing Business 2017

Новый доклад Всемирного банка Doing Business 2017 «Равные возможности для всех» оказался весьма комплементарным для Беларуси. После очередной ревизии методологи расчёта рейтинга наша страна оказалась 37-м месте из 190 стран. Это самый высокий показатель за все 14 лет изменения индекса лёгкости ведения бизнеса. С учётом корректировки прошлого года (50-ое место) наша страна поднялась вверх на 13 ступенек. Если в Докладе DB-2006 расстояние до лидера у нас было 41,14 процентных пунктов(100% — идеал), то в DB-2017 на результат составил 74,13 п. п. По десяти параметрам делового климата Беларусь опередила такие страны Европейского Союза, как Болгария (39-ое место), Венгрия (41), Бельгия (42), Кипр (45), Италия (50) и Греция (61). Страны ЕАЭС активно используют методологию Doing Business для снижения издержек. Казахстан занял 35-ое место (в прошлом году был на 51-ом месте), Россия оказалась на 40-м месте (годом раньше была на 36-м), Армения на 38-м (была на 43-м). Только Кыргызстан идёт не в ногу. В этом году он занял 75-ое место, в прошлом был на 73-ем.

Основные результаты DB-2017

Улучшение разных параметров делового климата стало модным среди полисимейкеров. Правительства десятков стран мира поставили себе задачи войти в топ — 30 рейтинга Doing Business. В период с июня 2015 года по июль 2016 года (оценки выставлялись за этот период) было зафиксировано 283 реформы в сфере регулирования бизнеса. Чаще всего улучшались процедуры создания предприятий, налогообложение, получение кредитов и правила осуществления экспортных и импортных предприятий. Всего с 2004г. было зафиксировано 2900 регуляторных реформ. В 2015/2016гг. Беларусь оказалась среди 10 лидеров мира по количеству реформ деловой среды. У нас произошли реформы в подключении к электросетям, регистрации собственности, получении кредита и в сфере защиты прав миноритарных акционеров. Кроме нас в этой почётной группе оказались Бруней, Казахстан, Кения, Индонезия Сербия, Грузия, ОАЭ и Бахрейн. По оценке Всемирного банка за последние 14 лет «Грузия, Македония, Казахстан, Беларусь, Армения и Россия провели наибольшее количество реформ в Европе и Центральной Азии».

Впервые лидером Doing Business стала Новая Зеландия. Она потеснила многолетнего лидера Сингапур, который оказался на втором месте. Бросается в глаза качественная работа правительств скандинавских стран по улучшению параметров делового климата. На третьем месте в DB-2017 оказалась Дания, на шестом Норвегия, на девятом Швеция, на 13-м – Финляндия. Страны Балтии оказались под положительным влиянием своих северных партнёров и тоже заметно улучшили свои позиции. Эстония уже традиционно для себя заняла очень высокое, на этот раз 12-ое место (в прошлом году была на 11-ом), Латвия – на 14-ом (была на 17-м). Литва сохранила своё 21-ое место. Впечатляет успех Македонии. Она впервые вошла в Топ-10 мира, а в прошлом году была 16-ой. В DB-2011 она была 38-ая. Совершить такой качественный прыжок позволила команда сторонников свободы предпринимательства. Отметим, что Македония заняла 9-ое место по фактору «налогообложение». В этой стране налоги, собираемые с бизнеса, составляют только 13% объёма валовой прибыли. Для сравнения показатель по Европе и Средней Азии составляет 33,8%, по странам ОЭСР с высоким доходом – 40,9%.

Беларусь в DB-2017

37-ое место Беларуси в DB-2017 было обеспечено за счёт значительных улучшений по трём факторам: подключение к системе электроснабжения (с 74-го на 24-ое место), защита миноритарных инвесторов (с 62-го места на 42-ое), а также разрешение неплатежеспособности, с 95-го на 69-ое. По трём факторам у Беларуси зафиксировано незначительное ухудшение: создание предприятий – с 30-го на 31-ое место, получение разрешений на строительство — с 25-го на 28-ое место и «налогообложение» – с 95-го места на 99-ое.

Большинство малого и среднего бизнеса (МСБ) никак не связано с миноритарными акционерами и с подключением с электроэнергии. Поэтому предприниматели едва ли почувствовали улучшение делового климата. Об этом говорит пессимизм оценок МСБ при оценке своего состояния и состояния экономики. Министерство энергетики, конечно, сработало хорошо, но фактор «налогообложение» имеет гораздо большее значение для всего бизнеса. По нему Беларусь практически замыкает первую сотню. Государство забирает налогов у бизнеса в эквиваленте почти 55% валовой прибыли. По получению кредита Беларусь открывает вторую сотню стран. При этом стоимость кредита в этом показателе не учитывается.

Давайте подробно проанализируем, что изменилось в десяти показателях рейтинга DB-2017 у Беларуси. Приведём данные по десяти параметрам в DB-2017 и DB-2016 по новой методике.

1. Создание предприятий. В этом году – 31-ое место, в прошлом – 30-ое. Ухудшение на одну позицию. Число процедур, время на их прохождение у нас не изменились, а издержки даже сократились, но другие страны в этом аспекте нас опередили. Здесь лидер – Новая Зеландия.

2. Получение разрешений на строительство. В DB-2016 Беларусь была на 25-м месте, в DB-2017 (в этом году) мы оказались на 28-м месте, т. е. ухудшили своё положение на три позиции. По всем параметрам у нас изменений нет, даже есть небольшое улучшение по стоимости, но другие страны опять же сработали лучше. Здесь лидер – Новая Зеландия.

3. Подключение к системе электроснабжения. Это главный драйвер существенного улучшения места Беларуси в рейтинге. В DB-2016 Беларусь была на 74-м месте, а в DB-2017 оказалась на высоком 24-м месте. Число процедур было сокращено с 7 до 4, время – с 112 дней до 105 дней, стоимость сократилась с 292,2 % дохода на душу населения до 119,3%. Здесь лидер – Южная Корея.

4. Регистрация собственности. По этому фактору Беларусь улучшило свое положение с 7-го места в прошлом году на 5-ое в DB-2017. Число процедур у нас осталось прежним – две, время регистрации тоже осталось неизменным (три дня), а вот качество администрирования земли улучшилось по шкале от 0 до 30 с 21,5 пунктов до 23,5 пунктов. Здесь лидер – Новая Зеландия.

5. Получение кредитов. С 109-го места в DB-2016 Беларусь поднялась на 101-ое. Немного улучшился показатель «глубина кредитной информации», с 6.0 до 7.0 по шкале от 0 до 8 баллов. Увеличилось покрытие кредитным регистром с 66,9% взрослого населения до 70,1%. Здесь лидер – Новая Зеландия.

6. Защита миноритарных инвесторов. Здесь Беларусь также совершила резкий скачок вверх, с 62-го места в DB-2016 на 42-ое в DB-2017г. По силе защиты миноритарных акционеров мы улучшили показатель с 5,8 пунктов до 6,3 пунктов (по шкале от 0 до 10), улучшение по регулированию конфликтов интересов: с 5,0 пунктов до 5,7 пунктов по шкале от 0 до 10; улучшение по индексу управления с 6,7 пунктов до 7.0 пунктов (шкала от 0 до 10). Здесь лидер – Новая Зеландия.

7. Налогообложение. По этому фактору Беларусь ухудшила своё положение, переместившись с 95-го места в DB-2016 на 99-ое место в DB-2017. Число платежей осталось неизменным (семь), время осталось таким же (176 часов в год), а вот совокупная ставка увеличилась с 54% валовой прибыли до 54,8%. Появился ещё один индикатор – индекс «после подачи налоговой отчётности». По шкале от 0 до 100 Беларусь получила 50 баллов. Лучший показатель в мире у Эстонии – 98,5 баллов. Лидер по фактору «налогообложение» — Объединённые арабские эмираты.

8. Международная торговля. Здесь у Беларуси два года подряд 30-ое место. Никаких изменений по времени экспорта и импорта, стоимости соответствующих операций. Здесь сразу десять стран занимают первое место.

9. Обеспечение исполнения контрактов. Беларусь улучшила своё положение на одно место, с 28-го на 27-ое. Ни по одному из показателей (время, стоимость, качество юридических процедур) изменений у Беларуси нет. Здесь лидер – Южная Корея.

10. Разрешение неплатежеспособности. По этому показателю Беларусь совершила значительный прыжок вверх, с 95-го в DB-2016 на 69-ое в DB-2017. У нас значительно улучшился показатель «получение денег после банкротства» — с 19,7 центов с доллара до 33,1 центов. Время на закрытие бизнеса сократилось с трех лет до 1,5 лет, стоимость уменьшилась с 22% до 20% активов. Здесь лидер – Финляндия.

Почему бизнес не пьёт шампанское

Новый рейтинг DB-2016 белорусский бизнес встретил как-то отстранённо. Улучшение делового климата резко увеличивает шансы страны на экономический рост, а Беларусь второй год подряд заканчивает в глубоких минусах. Пессимизм, растерянность и раздражение белорусского бизнеса не от параметров, которые оценивают в Doing Business, а от всего того регуляторного безобразия, которое происходит вне этого рейтинга. Например, проверки, штрафы, конфискация имущества, сертификация, беззащитность бизнесменов перед контролёрами, государственными интерпретаторами таможенной, кадастровой стоимости, «обоснованности повышения цены» или «экономической целесообразности затрат» — всё это остаётся за кадром Doing Business. Поэтому привкус в белорусских предпринимателей от нового рейтинга горьковатый. Дуим у властей, возможно, получается, но доим в отношении производителей товаров и услуг работает гораздо эффективнее.

Рейтинг отдельных стран мира по индексу лёгкости ведения бизнеса, «Doing business-2017»

Место в DB-17СтранаОткрытие бизнесаПолучение разрешения на строительствоПолучение электричестваРегистрация прав собственностиПолучение кредитаЗащита миноритарного инвестораУплата налоговВнешняя торговляОбеспечение исполнения контрактовРазрешение неплатежеспособности
1Н. Зеландия113411111551334
2Сингапур6101019201841229
3Дания2461412321971248
4Гонконг353612033422128
5Ю. Корея11311394413233214
6Норвегия21431214759262246
7Британия1617174720610283113
8США513936362413635205
9Швеция1525610751928182219
10Македония411294816139273632
12Эстония149386325321171142
14Латвия2223422374215252344
16Грузия8839377225416106
17Германия1141257932534838173
21Литва291655232512719666
23Малайзия1121384020361604246
24Польша10746463820424715527
27Чехия81130133132535316826
29Франция27202510082326311824
34Япония8960154982537049482
35Казахстан4522751875360119937
37Беларусь31282451014299302769
38Армения9817613205388482878
40Россия261153094453451401251
44Молдова441657321324231346260
50Италия6386512410142126110825
65Азербайджан5127105221183240834486
75Кыргызстан30321638324214879141130
78Китай12717797426212313196553
80Украина201401306320708411581150

Источник: Doing Business 2017. Equal Opportunity for All. 14th edition. October 2016

http://www.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB17-Report.pdf

 

 

Расстояние до лидера по Индексу легкости ведения бизнеса

(лидер = 100%), в процентных пунктах

СтранаDB-2006DB-2008DB-2010DB-2011DB-2012DB-2013DB-2014DB-2017
Н. Зеландия88,6288,5387,9888,2488,2688,6588,6587,01
Сингапур89,890,1390,6891,491,3591,3992,2185,05
Дания79,5782,7583,5884,8985,0985,1385,1684,87
Гонконг83,7585,6488,6588,9989,6189,6989,1384,21
Ю. Корея74,4875,8681,1281,3882,783,5383,7484,07
Норвегия81,5281,6181,8281,9681,9883,0683,1682,82
Британия82,0281,9182,6783,4983,6283,6683,5282,74
США83,9583,4684,5784,5984,5483,9683,9982,45
Швеция77,8279,3682,0783,5783,282,8482,9682,13
Македония  63,3063,6666,8770,1574,2181,74
Эстония72,9774,2674,6374,8674,4574,1275,2481,05
Латвия67,5570,970,4671,0274,4474,57

liberty-belarus.info

Профессия business development — развитие бизнеса

Существует такая профессия: business developer, или в переводе на русский — бизнес-разработчик. Если в англоязычных странах она не вызывает никаких вопросов, то в наших краях является почти невидимой. Профессии развития бизнеса посвящена сегодняшняя статья.


В силу языкового барьера, business development в русскоязычных странах переведенный как “развитие бизнеса” чаще означает сам процесс, которым занимаются директора и менеджеры компаний. Однако у этого термина есть и другое значение, которое можно трактовать как “строительство” или “разработка” бизнеса. Профессия развития бизнеса заключается именно в его разработке и усовершенствовании.

Менеджеров по развитию (да и директоров по развитию) в странах СНГ существует достаточно немало, и их обязанности могут очень сильно отличаться в разных компаниях. Для стартапов же позиция бизнес девелопера является одной из ключевых.
И, исходя из всего вышеперечисленного, мы решили пролить свет на то, чем является, в принципе, бизнес девелопмент, или развитие бизнеса*.

Ниже приведен перевод статьи “What, Exactly, Is Business Development?”, автором которой является Скот Поллак — бизнес девелопер в American Express и ряде IT-стартапов.

Что такое развитие бизнеса на самом деле?

“Я занимаюсь развитием бизнеса” — пожалуй, одна из самых двусмысленных фраз о бизнесе, которые лишь можно вообразить.
Спросите десять директоров по развитию, что же такое развитие бизнеса, и вы гарантированно получите множество разнообразнейших ответов.
“Развитие бизнеса — это продажи,” кратко резюмируют некоторые из них;
“Развитие бизнеса — это партнерства,” напустят тумана другие;
“Развитие бизнеса — это захват рынка,” скажут стартаперы.

Подборка противоречивых ответов на простой вопрос “Что такое развитие бизнеса?” напоминает мне изложения физиков о том, что такое вселенная. На фоне не совместимых между собой теорий о природе черных дыр и бозонов ученые, при всем своем усердии, не могут прийти к одному ответу — единой, универсальной теории, которая объясняла бы устройство вселенной на всех ее уровнях.

Меня категорически не устраивали все ленивые и не содержательные определения развитию бизнеса, которые я встречал. Я стремился к тому, чтобы свести все объяснения к единой исчерпывающей теории. К счастью, развитие бизнеса устроено немного проще вселенной. И в конце концов, я все-таки пришел к одному универсальному определению:

Развитие бизнеса — это создание для организации долговременной ценности, формируемой клиентами, рынками и связями.

По своей сути, развитие бизнеса состоит в понимании того, как взаимодействие трех перечисленных выше составляющих может создавать возможности для развития (в значении “роста”) бизнеса.

Теперь давайте рассмотрим все элементы приведенного определения более подробно.

Долговременная ценность

То, что я в первую очередь подразумеваю под ценностью компании — это ее деньги, капитализация. Однако ценностью здесь могут быть и нематериальные активы — все, что обусловливает рост компании.
У вашей компании, в любом случае, есть множество способов быстро срубить бабла. Но развитие бизнеса — не о том, как заработать быстро, используя стратегию “I-win-You-lose”. Этим можно только создать ценность, которая исчезнет так же быстро, как и появилась. Задача развития бизнеса — это создание ценности, которая будет сохраняться с течением времени, и при этом иметь потенциал к ее увеличению.
Ведь, по сути, создание долгосрочной ценности является единственным верным способом обеспечения последовательного роста компании.

Клиенты

Пожалуй, это самая очевидная часть определения. Есть люди, которые платят вам за ваши продукты или услуги, и без них просто не будет существовать бизнеса, который можно развивать. У компании, в идеале, должно быть множество потенциальных клиентов, которые пока таковыми не являются по ряду объективных причин. Например, просто не знают о вашем предложении, либо не считают нужным переходить на ваш продукт из-за своей консервативности, не понимания всех его преимуществ и т.д.

Рынки

Самое простое разделение рынков — географическое. Например, вы можете продавать свой продукт только в Европе, тогда он будет не доступен для жителей Азии или Америки. Но покупатели также “живут” и в рынках, определяемых демографией, вероисповеданием, стилем жизни, личными предпочтениями и пр.
Умение определения возможности (или не возможности) завоевания новых клиентов при выходе на определенный рынок является одним из ключевых навыков, необходимых для построения долговременной ценности.

Связи

Налаженные связей с партнерами, клиентами, сотрудниками, прессой (список можно продолжить) являются необходимыми для достижения любой задачи в рамках развития бизнеса. Создание связей, управление ими и их использование должны основываться на доверии, уважении и признании ценности противоположной стороны — это является необходимым условием роста вашей ценности в долгосрочной перспективе.

Так что же, развитие бизнеса — это продажи? Партнерства? Захват рынков? Откровенно говоря, да. Развитие бизнеса — это все вышеперечисленное и даже немного больше. Это сложная и увлекательная дисциплина, которая требует постоянного совершенствования в ее понимании. Но, на самом деле, основным умением, необходимым для достижения мастерства в развитии бизнеса, является умение по-настоящему восхищаться красотой удачно проведенной и идеально спланированной сделки.


* — Здесь и далее словосочетание “развитие бизнеса” используется в значении business development

itkeys.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о