Женщины Тюмени. Мы — Бренд!
Проект в рамках национальной стратегии действий в интересах женщин
Проект призван продемонстрировать самореализацию женщин-предпринимателей, показать их как созидателей, как людей, которые умеют брать ответственность, создавать рабочие места и совмещать активную социальную жизнь с заботой о семье и воспитанием детей.
Наталья Паденко
Председатель комитета по развитию женского предпринимательства
Член совета ТРО «ОПОРА РОССИИ»
Clean with love федеральная сеть Клининговых компаний
Оксана Каримова
Руководитель салона цветов Лотос.
Бизнес — коуч, преподаватель флористики и наставник для тех, кто хочет открыть цветочный бизнес.
Марина Бакулина
Собственник сети детских садов речевой направленности «Kidodo» («Ступеньки») и частной семейной школы «Своя школа».
Президент Тюменской региональной ассоциации детских развивающих центров, член совета Тюменского регионального отделения ОПОРА РОССИИ.
Антонина Лобанова
Руководитель бухгалтерской компании «Эксперт-консалт»
Анжелика Шуклина
Собственник бизнеса и Генеральный директор двух компаний, ООО «Виадук» (клининговая компания) и ООО «СКИТ» (управляющая компания) .
Евгения Стахович
Председатель правления АНО «Лига творческих»
Организатор мероприятий,
Фотограф
Ольга Ратковская
Заместитель директора филиала и начальник дирекции продаж «Восток» страховой компании РЕСО-Гарантия в г Тюмени.
Наталья Катаева
Генеральный директор ООО ИНВЕСТОР, торговая марка «БЕЗОТКАЗОФФ».
Наталья Буслаева
Руководитель юридической компании «Фидес», бизнес-юрист
Юлия Глазунова
Директор компании ООО «Престиж лайт».
Сдача в аренду собственной коммерческой недвижимости и торговых площадей.
Наталья Плесовских
Основатель и руководитель сети магазинов Core accessories(аксессуары к мобильным телефонам)
Олеся Тихомирова
Предприниматель, профессиональный коуч по стандартам ICF, бизнес тренер, руководитель комитета по развитию института самозанятых ТРО «Опора России».
Алла Замятина
Собственник, основатель двух фотостудий:
- Детская, семейная фотостудия «Тёмка и Дашка».
- Фотостудия выпускной книги для школ и садов «Перемена».
Наталия Деревесникова
Основатель IT-компании SHIFT
Екатерина Торбеева
Создатель полезных перекусов из овощей и фруктов «Эко Чипсы», заместитель председателя
Региональный руководитель Международного агентства недвижимости DDA Real Estate — Продажа недвижимости в Дубае, Турции, Тайланде, Грузии
Наталья Проскурякова
Генеральный директор фитнес-центра “FITBERRI “,
Заслуженный мастер спорта России по бодибилдингу, двукратная чемпионка мира, пятикратная чемпионка России, судья международной и Всероссийской категории, председатель Федерации бодибилдинга города Тюмени и Тюменской области,
Депутат Тюменской городской думы,
Сима Сабитова
Семейный бизнес по переработке рыбной продукции.
Фирменный магазин «Ирония Судьбы»
Мария Герасименко
Директор ООО «ТЮМЕНЬСПЕЦПОШИВ»
Ольга Широкова
Основатель салона дверей, Паркета и сантехники Respect Home.
Организатор дизайнерских мероприятий.
Продюсер дизайнеров и консультант по открытию бизнеса в интерьерной сфере.
Анастасия Чепова
Нейропсихолог, основатель школы скорочтения для взрослых и детей «nastya_intellect»
Александра Самойлович
Председатель комитета по инвестициям ТРО ОПОРА РОССИИ
Руководитель проекта «Ярмарка Инвестиций» и «Школа инвестиций» при ТРО ОПОРА РОССИИ
Руководитель «Колесник Инвестиций» — направление в редевелоперской компании
Миля Ибрагимова
— Директор АНО ДПО «Академия психологической практики», социальный предприниматель.
— Практикующий психолог, преподаватель психологии, стаж 20 лет.
Елена Рыкова
Руководитель сети магазинов для кондитеров «Арт-Я»
Повар-кондитер с 10 летним стажем работы
Преподаватель авторского курса для кондитеров «Творчество внутри»
Организаторы и партнеры
Благодарим наших партнеров за поддержку в организации проекта
задачи проекта
- Содействие и поддержка женщин в достижении успеха.
- Продвижение уникальных личных брендов Тюменской области.
- Сформировать положительный образ роли женщины предпринимателя в регионе.
- Показать масштабность проекта и потребность женщин в поддержке со стороны власти и общественных институтов.
Наша задача показать достижения Тюменских женщин и вдохновить других на новые свершения. Выставка позволит многим женщинам задуматься о своей самореализации и сделать первый шаг к осуществлению заветной мечты.
Производство тротуарной плитки, фасадного камня, стеновых блоков, бизнес идеи для малого бизнеса
| |||||||||
|
Многоликий грот
В 2018 году «Народный архитектор» выиграл конкурс на проект реставрации Грота в московском саду Баумана, а заодно и на строительство рядом деревянной беседки-беседки для массовых мероприятий. Сегодня, поскольку они расположены близко друг к другу, то воспринимаются как единый комплекс, расположенный немного в стороне от центрального бульвара.Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Деревянный павильон овальной формы с круглыми проемами и световыми люками в потолке курировал Антон Ладыгин, а Проект был реализован достаточно быстро, в течение полутора лет. Что касается Грота, то его реставрацией руководила Ника Баринова-Малая, на что ушло четыре года (два года проектирования и два года собственно реставрационных работ): не только потому, что Грот 20 лет находился в полуразрушенном состоянии и почти разваливается, но и потому, что в ходе этого процесса было сделано несколько открытий, и некоторые решения были обоснованно изменены.
По словам архитектора, встречи с заказчиком и Департаментом культурного наследия проводились чуть ли не еженедельно, и реставрация Грота теперь требовала в несколько раз больше сил и времени, чем его строительство более ста лет назад. В 2022 году реализованный проект был отмечен премией «Московская реставрация».
Как такое маленькое и вроде бы простое, даже несколько неопрятное сооружение могло отнимать столько времени и труда?
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Есть еще одно обстоятельство, которое делает Грот примечательным. Само его существование в небольшом общественном парке в центре Москвы несколько нетипично. Парковые гроты имеют впечатляющую историю, восходящую к эпохе Возрождения при раскопках римских дворцов на Палатинском холме. Они указывали на предполагаемую древность мест, где они располагались, на гуманистическое образование владельца и даже на его свободомыслие, так как в этих гротах часто обитали языческие божества. Не все гроты на самом деле руины, но к 19ХХ века типология разрушенного грота стала господствующей, и тот, о котором мы говорим, как раз является таким случаем, располагающим к романтическим созерцаниям. Такие гроты широко распространены в частных парках, принадлежащих усадьбам или даже дворцам.
В общественных парках гроты встречаются реже и служат скорее памятниками, как, например, Грот в Александровском саду, который задуман как памятник победе над Наполеоном и поэтому построен из обломков домов, уничтоженных во время Великого пожара Москва. В отличие от большинства усадебных гротов, он украшен внушительным дорическим портиком и имеет наверху смотровую площадку, которая интегрирует грот в активную жизнь сада. Вообще скверы, особенно в том виде, в каком они формировались в XIX в.века и сложившиеся в 20-м, отличаются от усадебных парков тем, что практически каждое начинание в них должно быть полезным и приспособленным главным образом для развлечения большого скопления людей. С другой стороны, «усадебный» парк позволяет созерцать в одиночестве, а общественный городской парк — нет. Лишь недавно в хипстерском постиндустриальном обществе появились идеи мест созерцания, в том числе гротов в общественных парках, без какой-либо дополнительной функции памятника (см., например, коллаборационный проект Studio 44 и WEST 8 для Тучкова Буяна).
Это длинная история, заслуживающая особого внимания, но нас она волнует, потому что история Грота в саду Баумана довольно парадоксальна. Он хорошо представлен здесь, но мы также кратко упомянем его в этой статье.
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
В самом конце 19 века архитектор Михаил Бугровский построил неоклассический дворец для золотопромышленника Николая Стахеева на Новой Басманной улице. Со стороны улицы был небольшой регулярный сад, а внутри — ландшафтный сад. Внутри него, вероятно, как предполагает Ника Баринова-Малая, из оставшихся от строительства камней был устроен небольшой грот: они утилизировали остатки производства и влились в типологию дворянского парка. С другой стороны, поскольку Стахеев торговал не только золотом, но и строительными материалами, грот возле дворца мог быть еще одним примером их использования.
После Октябрьской революции особняк был национализирован, а тыльная часть парка присоединена к скверу, существовавшему здесь с конца XVIII века на месте Голицынского парка. В 1920 году оба парка открылись одновременно под революционным названием Сад 1 мая, а в 1922 году он был переименован в Сад Баумана. Таким образом, сквер получил совершенно не типичный для него грот. Как и ожидалось, его начали перестраивать и приспосабливать под нужды бродячего населения.
В советское время из сквера на смотровую площадку на вершине холма, в которую врыт грот, были построены две наклонные лестницы – они соединяли площадку с парком и дополняли исторические лестницы по обе стороны вход.
Главное, однако, то, что внутри было устроено кафе, которое потом стало шашлычной, а еще чуть позже — пивной: последнее особенно хорошо помнят и оплакивают старожилы. Для предприятия общепита внутри, на склоне холма, было пристроено миниатюрное кухонное пространство с кирпичными стенами и балками из металлических швеллеров.
Разрез 1-1. Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Copyright © Народный Архитектор
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Другими словами, около половины комплекса появилось в советское время для нужд прогуливающейся публики и явилось результатом приспособления к новой функции.
Потом, где-то в 1990-е, пивную закрыли, грот начал ветшать и стоял за забором с одиноким видом. В какой-то момент каскадный фонтан на северном склоне сорвался, исчезла скульптура девушки с кувшином на вершине каскада, а сам каскад считался частично утраченным. Опора перед северо-восточной лестницей обрушилась, а также частично обрушился потолок советской столовой. Ника Баринова-Малая вспоминает, что при первых проверках она единственная осмелилась войти внутрь, так как казалось, что конструкция вот-вот рухнет.
Самым значительным открытием оказался почти полностью сохранившийся под слоями каскад с бетонным основанием, обеспечивающим гидроизоляцию. Пара трубок, по которым вода перекачивалась со ступени на ступеньку, тоже сохранилась, и ее можно увидеть.
В результате произошло две вещи: во-первых, пришлось провести дополнительные археологические раскопки, которые заняли время, но позволили изучить фонтан и его подземное русло. Во-вторых, пришлось отказаться от планов восстановить функцию каскада, т.е. пропустить через него воду – так как это потребовало бы уничтожения остатков старого фонтана, находящегося под охраной (весь грот – наследие объекта федерального значения). Старый водоподъемный механизм не уцелел, а новый использовать нельзя, так как вода разрушит остатки бетонного ложа, которые уже изучены археологами и поставлены под охрану. Каскад был отреставрирован как декоративный элемент: поверх него возвели защитные каменные стены (как делают реставраторы при сохранении исторического фундамента — сверху кладут камни). Так на склоне образовались живописные «сухие пруды».
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Над ними скульптура, имеющая свою предысторию.
Согласно описанию Департамента культурного наследия, в гроте находилась скульптура девушки с кувшином. Он безвозвратно утерян, его фотографий и описаний нет, но он нуждался в восстановлении, так как входил в состав объекта культурного наследия. «Мы изучили современный рынок девушек с кувшинами, и он оказался совершенно удручающим», — признается Ника Баринова-Малая. Архитекторы искали замену, предлагали заказчикам и курирующей организации несколько вариантов других скульптурных девушек на выбор, и признаются, что рады, что все остановились на той идее, которая больше всего понравилась архитекторам – копия картины Огюста Родена. статуэтка «Танцевальное движение».
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Родена выбрали как представителя одного поколения на рубеже 19 и 20 веков, а статую как относительно неизвестная работа. Кроме того, они увеличили и воспроизвели небольшой прототип скульптуры размером около 15 см. Сейчас он стоит как своеобразный гвоздь, основа композиции бывшего фонтана, утратившего функциональное значение. Вполне вероятно, что без скульптуры «сухой» каскад был бы совершенно неясен зрителю, не знающему его полной предыстории.
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Итак, Грот является объектом культурного наследия, и его сохранение включает, в том числе, сохранение размеров, которые были зафиксированы во время реставрация. Поэтому архитекторы сохранили дорожки советских времен на холме и кухонную зону внутри. Однако бетонные плиты на дорожках и лестницах заменили каменными, а стены и потолок бывшей кухонной зоны перестроили. Первоначально здесь использовался дешевый советский кирпич, но теперь архитекторы, а точнее подрядчики, строители компании Архиндустрия, поехали в Петербург, подобрали и купили исторический кирпич для вторичного использования, чтобы внутренние стены выглядели более достойно. .
Стена бывшей кухни. Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Никто, кроме тех, кто читал статьи о гроте или кто помнит пивную, не догадается, что раньше здесь была кухня – в его внутреннем кирпичном «аппендиксе» в настоящее время находится экран видеоинсталляции, специально смонтированный для Грота. Входная арка имеет фаски из матовой полированной стали, а перед монитором размещен антивандальный кожух из поликарбоната. Поэтому микропространство даже не нужно было закрывать дверью. Издалека он очень привлекательно блестит, приглашая посетителей внутрь.
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Отреставрирована пещера самого грота, с двумя нововведениями в его купольном пространстве: каменным полом и двумя каменными сиденьями в форма гальки терраццо, которая очень хорошо вписывается. Они обеспечивают место для сидения, не загромождая пространство, и соответствуют теме грота, но также заметно их современное происхождение.
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Предложенные архитекторами дополнения в основном касаются благоустройства территории: черные фонари с молочным светом по бокам лестницы, простые бетонные клумбы, урны для мусора, деревянные скамейки. Все в небольших количествах и очень просто. Также слева от входа находится призматический блок информационной таблички, выполненный из бетона, но облицованный травертином, что напоминает еще одно решение «Народного архитектора» — бетонные дома с инфографикой на детской площадке Парка Горького.
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Элементы ландшафтного дизайна не являются главным достижением этого проекта: они просты и необходимы, вот и все.
Основные усилия были направлены на саму реставрацию, которая, во-первых, требовала частого присмотра, а во-вторых, новых решений, всплывающих в процессе работы. По обе стороны от входа в грот ведут две лестницы на вершину холма, входы обрамлены арками из необработанного камня. Левая, восточная арка была полностью утрачена и нуждалась в реконструкции, а правая была перестроена с частично разрушенными архивольтами входа, восстановленными путем введения в кладку новых камней. Металлическая балка над входной аркой была сохранена, а новых металлических креплений не вводилось, оставаясь в рамках каменной кладки.
Слева, рядом с информационной табличкой – восстановленная левая арка. Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Объем «диких» камней в итоге оказался достаточно большим, и авторам пришлось балансировать между заметностью вставок и целостностью каменной кладки, чего требует Венецианская хартия (см. пункт 12).
Баринова-малая Ника, народный архитектор
В нашей стране уже не принято строить «псевдо» здания, но многие по-прежнему питают слабость к осторожным и чистым решениям. Однако работая с Гротом, мы приложили все усилия, чтобы сохранить ощущение аутентичности и старины. Текстуры мы не замазывали, ничего лишнего не добавляли и остались в рамках реставрации, которой требовал статус этого проекта, и его первоначальный характер как искусственная парковая руина. Думаю, нам удалось сохранить «лицо» и характер Грота, в то же время подарив ему новую жизнь.
У меня очень личные отношения с Гротом. Я чувствую его как живое существо: когда я впервые попал сюда, он как будто умирал, я боялся, что мы не успеем, он не выживет, что он рухнет. Процесс восстановления похож на исцеление: вы как будто спасаете жизнь странному, но интересному существу, которое, несмотря ни на что, хочет жить. За четыре года такого спасения я, конечно, очень сблизился с Гротом и был рад видеть много людей на открытии летом и слышать в основном положительные отзывы.
Грот действительно стал живой частью парка: люди постоянно взбираются на горку и заходят внутрь, привлеченные мерцанием экрана. Я лично видел экскурсию перед гротом, наверное, не одну.
Еще одна интересная тема — передатировка. В документах Государственной инспекции по охране памятников грот числился памятником конца 18 века. Изучая материалы проекта, архитекторы установили, что появление грота 200 лет назад весьма маловероятно, и доказали экспертам, что здание относится к рубежу XIX и XIX вв. -20 вв. и в усадьбу Стахеевых (см. выше). Теперь в охранных документах указана двойная дата, возможно, ожидающая своего исследователя.
В рамках технического задания заказчика руководство Сада Баумана требовало обеспечения безопасности. Так, в проекте появились белые решетчатые заборы, ограждающие смотровую площадку на вершине холма.
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Чуть позже, опять же, из тех же соображений безопасности, внизу холма появились заборы, тоже белые, но из меньшей высоты и сопровождаются табличками о том, что восхождение на гору запрещено. Задача – устранить любые опасности для людей. Дело в том, что Грот-горка издавна нравится местным детям для катания на санках. Парк небольшой, и катаясь на санках, дети могут в кого-нибудь врезаться. Во избежание травм руководство стремится ограничивать бесконтрольную активность, что однозначно печально, так как мы постоянно балансируем между активностью и безопасностью. Заборы мешают, если честно.
Однако, поскольку особого выбора у архитекторов не было, они постарались сделать заборы легкими, яркими и нестандартными – с нарушенным ритмом.
Однако все же есть надежда когда-нибудь избавиться от ограждений, а также от новинок, которыми обзавелся Грот за последние полгода, которых не было ни в первоначальном плане, ни на момент его открытия: XIX- часы в стиле века на холме и фонарь, случайно застрявший в склоне в северной части…
Тем не менее, Грот теперь укреплен, и ему точно не грозит обрушение. Он приведен в порядок и открыт для посещения и наблюдения, что является неоспоримым плюсом четырехлетней кропотливой работы над памятником наследия.
Грот XIX века в московском саду Баумана. Реставрация 2018-2022
Авторские права: Фото © Арсений Россихин / предоставлено «Народным Архитектором»
Есть еще один плюс, на мой взгляд. Сделав скачок от романтической усадебной типологии к социалистической реальности в виде пивной, о которой с ностальгией вспоминают старожилы, Грот теперь адаптировался к реальности другой, постиндустриальной, если не сказать хипстерской, эпохи. Оно обрело некоторую степень бескорыстного созерцания, деятельности, не столь сосредоточенной на материальной стороне существования, как поедание сосисок в пивной.
Неизвестно, что будет с этим маленьким и не очень древним объектом в будущем, но некая историческая справедливость в его новом преображении есть.
Грот XIX века в московском саду Баумана. Текущее состояние, замеры
Copyright: Народный Архитектор
Грот XIX века в московском саду Баумана. План
Copyright: © «Народный Архитектор»
Грот XIX века в московском саду Баумана. План интерьера
Авторские права: © «Народный Архитектор»
Грот XIX века в московском саду Баумана. Западный фасад
Copyright: © «Народный Архитектор»
Грот XIX века в московском саду Баумана. Вид в разрезе 2-2
Авторские права: © People’s Architect
Грот XIX века в московском саду Баумана.