Закон о фудтраках – Закон регулирующий работу фудтраков | Food Truck Club

Сетевики ждут закон о мобильной торговле и запускают фудтраки

Новости

25.11.2019

21-й мобильный фестиваль федерального проекта Ростуризма «Гастрономическая карта России» прошел 16 ноября в рамках открытия горнолыжного сезона на знаменитом курорте Шерегеш в Кемеровской области.

читать

Новости

21.11.2019

В июне 2019 года Горьковский автозавод проводил конкурс для предпринимателей GAZidea. Свои концепции мобильного бизнеса подали 228 участников из 42 регионов России.

читать

Новости

18.11.2019

Первый мобильный культурный центр прибыл в Улан-Удэ 26 октября. Его протестировали представители администрации, СМИ и блогеры.

читать

Новости

11.11.2019

Компания Foodplex, занимающаяся разработкой цифровых решений для ресторанов, в октябре представила новую платформу R-Keeper Lite.

читать

Новости

06.11.2019

Американская компания Ono Food Co. представила первый в мире роботизированный фудтрак.

читать

Новости

01.11.2019

В октябре в правительстве Казани подводили итоги работы по оптимизации размещения объектов сезонной торговли. Хотя общее количество торговых мест с каждым годом серьезно сокращается, число фудтраков на улицах города планируют увеличить.

читать

Новости

01.10.2019

В 2019 году в Новосибирской области запущена программа поддержки компаний, которые оказывают торговые услуги в отдаленных селах.

читать

Новости

24.09.2019

7 сентября в рамках проекта «Гастрономическая карта России» состоялся фестиваль «Вкус Карелии».

читать

Новости

18.09.2019

В Полтаве сделали мобильную кофейню в виде телеги на трех колесах и декорировали натуральным газоном.

читать

Новости

18.09.2019

24 августа известный российский шеф-повар и телеведущий Константин Ивлев отправился в гастрономический GAZtro tour по регионам России на фудтраке.

читать

Новости

10.09.2019

В этом году в нескольких российских регионах начали работу передвижные медицинские комплексы, они обслуживают сельские территории.

читать

Новости

10.09.2019

16 августа Минпромторг закончил работу над проектом новых санитарно-эпидемиологических требований для автолавок, автомагазинов, кафе, ресторанов и всех торговых точек с продуктами питания.

читать

Новости

23.08.2019

Первые шоу-мобили — передвижные многофункциональные комплексы, которые легко трансформируются в сцену, кинотеатр или библиотеку, — появились этим летом в российских регионах.

читать

Новости

21.08.2019

Известный российский шеф-повар и телеведущий Константин Ивлев отправляется в гастрономический тур по регионам России на фудтраке «ГАЗель NEXT».

читать

Новости

22.07.2019

Второй месяц лета запомнится любителям российской музыки благодаря двум масштабным фестивалям. На них, конечно, вкусно кормят — фудтраки из ближайших городов и даже более дальних мест по традиции участвуют в таких прибыльных сезонных мероприятиях.

читать

Новости

14.06.2019

Лето — горячая пора для фудтраков, ведь начинается сезон грандиозных мероприятий в формате open air. В июне и июле в Московском регионе и Санкт-Петербурге пройдут шоу, на которых традиционно работают повара лучших российских фудтраков.

читать

Новости

28.06.2019

«Гастрономическая карта России» на «Абрау Пикнике» В рамках одного из самых ярких событий июня проект Ростуризма «Гастрономическая карта России» организует мобильную секцию фестивального фудкорта. Участники федерального проекта из регионов Юга России традиционно представят блюда региональной кухни в фудтраках ГАЗель NEXT специальной серии «Гастрономическая карта России».

читать

Новости

01.06.2019

Организаторы фестиваля «Гастрономическая карта России» выбрали яркий туристический Суздаль для начала нового сезона. 1 июня 8 фудтраков автозавода ГАЗ, созданных специально для «Гастрономической карты России», расположились в шести самых привлекательных для туристов местах.

читать

Новости

03.06.2019

В рамках Недели российского ритейла 3 июня 2019 года в Москве состоялась церемония награждения GAZidea — конкурса на лучшие идеи для мобильного бизнеса на базе модели «ГАЗель Next».

читать

Новости

27.05.2019

С 27 по 31 мая в столице проходит Московская неделя предпринимательства, организованная правительством Москвы и Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

читать

Новости

26.05.2019

С 25 по 26 мая Санкт-Петербург принимал семейный Фестиваль лимонада.

читать

Новости

02.06.2019

В мае в Ленинградской областной торгово-промышленной палате (ЛО ТПП) эксперты регионального конкурса «Бизнес-признание» определили лучшие компании в сфере нестационарной торговли.

читать

Новости

12.04.2019

Организаторы фестиваля «Гастрономическая карта России» выбрали яркий туристический Суздаль для начала нового сезона. 1 июня 8 фудтраков автозавода ГАЗ, созданных специально для «Гастрономической карты России», расположились в шести самых привлекательных для туристов местах

читать

Новости

02.04.2019

В Архангельской области в рамках Чемпионата России по лыжным гонкам состоялся 13-ый мобильный фестиваль региональной кухни «Гастрономическая карта России» с участием фудтраков на базе ГАЗель NEXT

читать

Новости

28.03.2019

Как стало известно РБК Пермь, число нестационарных торговых объектов (НТО) в городской схеме дислокации может увеличиться.

читать

Новости

26.03.2019

В московском «Крокус Экспо» состоялось открытие девятой выставки для малого бизнеса Metro Expo.

читать

Новости

09.02.2019

В крупные города могут вернуться автолавки и киоски. Производителей, которые хотели бы представить свои продукты, гораздо больше, чем существующих в России торговых сетей.

читать

Новости

10.02.2019

В конце февраля мэрия Калининграда объявила конкурс на право размещения нестационарных сезонных объектов мелкорозничной торговли и предприятий общественного питания на улицах города.

читать

Новости

11.02.2019

В нынешнем году в Нижегородской области начнется проект «Автолавки в село».

читать

Новости

12.02.2019

Как сообщает «Интерфакс», законопроект о регулировании нестационарной торговли, в частности, закрепляет варианты и общие принципы юридического оформления прав на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов.

читать

avtolavka.rbc.ru

Вся правда о фудтраках • Retrailer

Последние 4 года тема фастфуда в крупных городах нашей страны начала приобретать совершенно иную форму. Появилась новая ветка развития этой индустрии — фудтраки. Сразу хочется отметить, что тема за рубежом не нова. В старом, равно как и в новом свете, такая практика получила ширикое распространение. Фудтраки можно увидеть в большом количестве как на фестивалях, так и в людных городских местах. Законодательная база торговли едой с колес там давно сформирована и проблем с законом никто не испытывает, был бы спрос. В России же дело обстоит иначе. Приготовление еды и продажа ее с колес на городских улицах запрещена. В законодательстве отсутствует такое понятие как фудтрак. Да что там, даже нормального русского слова этому виду техники и торговли еще никто не подобрал. Пока вот так просто, фудтрак. Но даже такие препоны со стороны государства не мешают этой тематике развиваться и превращаться из сомнительного хобби в полноценный вид бизнеса. Итак, обо всем по порядку.

Что такое фудтрак?

Фудтрак — это симбиоз автомобиля (или прицепа к нему) и полноценной кухни. Для сотрудников ГИБДД — это транспортное средство, для которого на дорогах общего пользования действуют все правила ПДД. Для роспотребнадзора, налоговой, пожарников и других контролирующих органов, фудтрак — объект нестационарной торговли.

Фудтраки можно так же разделить на заводские и самодельные. В Европе и Америке, где данная индустрия наиболее развита, существуют целые заводы, производящие такие мобильные кухни под разные нужны. В России же из-за малой распространенности и дороговизны, фудтраки по большей части представляют некий хенд-мэйд из бывших в употреблении автомобилей или прицепов к ним и такого же кухоного оборудования, собранных воедино на задворках города. Но из-за стремительного развития новомодного направления, так же появляются и отечественные производители.

Зачем нужен фудтрак?

Для вас фудтрак может быть как хобби так и видом бизнеса. Соответственно и причины не дешевой покупки мобильной кухни будут разными. В первом случае на вопрос можно ответить так: это стало модно у нас и давно практикуется за рубежом, это мечта, которую вы хотите осуществить, это интереснее, чем стационарное кафе. Если вы рассматриваете фудтрак с точки зрения прибильного бизнеса, то: это дает больше возможностей, чем стационарное кафе, это дает возможность работать в качестве кейтеринга на выездных фестивалях и частных мероприятиях, это может быть дополнительным пиаром и маркетингом вашей компании.

Вы решились. С чего начать?

Для начала вам нужно определить ваши цели, описанные выше. Здесь нужно отметить, что прежде всего вам должно это нравится. Работа в общепите — это постоянный контакт с большой массой людей, которых, как ни крути, нужно любить, несмотря на ваш не легкий труд. Так же важным моментом является безопасность, а именно ее отсутствие в общепите. Банальное отравление клиента вашей (а может и

retrailer.ru

Фуд-трак на свой страх и риск

Фуд-траки в России – движение единичных энтузиастов

В России энтузиасты занимаются этим бизнесом с 1994 года. Ранее уже существовал формат уличных автолавок. В основном это были магазины на колесах фирменной торговли продуктами питания производителей. Также это направление развивали две сети общественного питания, которые имели мобильные подразделения торговли в прицепах, и предлагали простой ассортимент (хот-доги, блины с начинками). Но с определенного этапа новых веяний в размещении нестационарных торговых объектов, автолавки и прицепы уличного быстрого питания начали вытесняться с улиц. Также как ларьки, киоски, павильоны, и другие малые формы торговли.

Однако в 2015 году новая стратегия общепита начала разрабатываться Министерством промышленности и торговли. В России интерес к теме со стороны предпринимателей возобновился примерно три года назад. Одновременно надо признать, что в настоящее время эта затея привлекает все меньше инвесторов из-за неупорядоченности вопроса размещения нестационарных торговых объектов данного типа.

Санитарные нормы и правила написаны еще в 1979 году в СССР, когда не было понятия коммерческая недвижимость, не говоря уже о мобильном бизнесе.

Впервые Минпромторг РФ сказал о важности развития данного направления в 2015 году. Сейчас 2019 год, а воз и ныне там. Прозрачных условий использования и эксплуатации – нет. На прошедшей недавно «Неделе российского ритейла» даже была специализированная сессии на тему «Мобильность как формат развития малого и среднего предпринимательства». В ее рамках энтузиасты и производители специализированной автомобильной техники делились своим опытом и наработками. Главный вопрос повестки дня, адресованный представителям власти, – когда появится закон о мобильной торговле – остался без ответа.

Добавлю, что Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП (Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москва на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности) не очень способствует развитию мобильных форм торговли.

В результате низовая инициатива предпринимателей ушла как вода в песок. У ряда компаний есть в распоряжении более 20-ти фуд-траков, в которые они вложили деньги, но не могут эксплуатировать. Увы! Предлагаемое фестивальное движение мобильных средств – это, скорее, перформанс по интересам, чем устойчивая форма бизнеса.

Для сравнения: в США более 200 компаний обладают солидным парком фуд-траков и предоставляют услуги питания по всей стране. Это одна из самых распространенных и понятных простым американцам форма малого предпринимательства (на уровне владения 1-2 транспортными единицами). Даже «Армия Спасения» США имеет несколько единиц такой техники на вооружении для организации питания в экстренных ситуациях.

Кстати, популярность фуд-траков велика не только в Америке и Канаде. Начиная с 2012 года мобильные рестораны, предлагающие такос и гамбургеры, стали также активно появляться на улицах Парижа.

 

Мобильно, выгодно, современно

Фуд-трак является мобильной декоративной кухней с реализацией готовой продукции непосредственно с борта транспортного средства. Современные образцы фуд-траков – это в высшей степени цивилизованная форма приготовления и реализации готовой продукции общественного питания для уличной торговли. При относительно низких затратах фуд-траки в состоянии предлагать потребителю недорогие, но творческие и качественные блюда. Что очень важно – приготовленные непосредственно при их заказе. Таким образом, не возникает проблем хранения готовой продукции, минимален риск пищевых отравлений из-за несоблюдения условий и сроков хранения.

Чаще всего фуд-траки являются способом выхода на рынок общепита новичков, местом введения новых наименований в меню и отличным мобильным средством для предоставления услуг питания в любом месте, удобным потребителю!

К слову, в Северной Америке информация о нахождении фуд-трака часто доносится до пользователей через социальные медиа, такие как Facebook и Twitter. Можно сказать, что мобильные системы общественного питания стали во многом новаторскими, с множеством высококлассных опций.

 

В интересах бизнеса

Несмотря на то, что в России пока рано говорить про фуд-траки как отдельное направление бизнеса, мы все чаще видим на улицах яркие автофургоны, предлагающие перекусить. Пускай даже в качестве движения единичных энтузиастов.

В основном российские предприниматели ориентируются на наработки мировых лидеров, то есть США. И формируют креативные формы такого бизнеса, как минимум, с точки зрения визуальной привлекательности и брендинга.

В настоящее время многие автопроизводители предлагают свой транспорт для открытия точки мобильной торговли. Но, по моему мнению, он не имеет значения без модератора – специалиста, который знает, как применить транспортное средство в интересах бизнеса. Тем более, что у каждого бизнеса своя задача.

Желающие сэкономить, как правило, покупают автомобиль, бывший в употреблении. Отмечу, что дизайн и оформление фуд-трака будут стоить значительно меньше, чем открытие классического ресторана или кафе. А ассортимент полностью соответствует образу современной жизни; он востребован и спрос на него стабильно высокий.

Говоря о принципах формирования меню фуд-трака, можно дать несколько практических советов начинающим рестораторам.

Еще на этапе разработки следует учесть ряд факторов. Во-первых, определить актуальность меню для места предоставления услуг. Во-вторых, реально оценить возможности габаритов автотранспорта (нельзя готовить очень обширный ассортимент, как в ресторане). В-третьих, необходимо найти надежного поставщика полуфабрикатов для обеспечения фуд-трака продуктами.

И, конечно, для успеха проекта нужно понимать запросы потенциальных клиентов и формировать лаконичное предложение.

Хочу обратить внимание новых участников рынка, что в России проводятся конкурсы субъектов федерации по размещению нестационарных торговых объектов, утверждаются карты их размещения.

Отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта в строго определенных местах. Кто и как выигрывает аукционы – сложно сказать.

Серьезный ресторанный бизнес чаще всего предпочитает не играть с государством в азартные игры. На частной земле фуд-траки ставят на свой страх и риск. Но установка на частной земле автомобильного транспорта теряет смысл. Зачем покупать машину, которая не едет? Дешевле поставить киоск. Фуд-бокс на базе морских контейнеров – отличное решение. Ведь оборудование ресторанной надстройки – это примерно 20 % от стоимости автомобиля.

 

Бизнесу нужны внятные решения государства

Как видим, в России сложилась крайне двусмысленная ситуация. Что же делать?..

Потенциальным участникам рынка я рекомендую ждать разрешений и прозрачных законов. Пока их нет.

На региональном уровне немного продвинулся в вопросе Нижний Новгород, где администрация способствует продвижению мобильного бизнеса. А также – Республика Башкортостан, где есть острая необходимость развивать мобильный бизнес для обеспечения питанием удаленных деревень и малых населенных пунктов.

Перечислю законы, регулирующие на сегодняшний день работу нестационарного торгового объекта:

 

*Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).

Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов.

 

*Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 772 г. Москва «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов».

 

*Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 — 2016 годы и период до 2020 года».

Пункт 3.2.1. Развитие мобильной торговли.

Пункт 3.2.2. Обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли.

 

Еще раз хочу отметить, что все законопроекты находятся пока в подвешенном состоянии. Тем временем, рынку нужны внятные решения государства, которые будут мотивировать малый бизнес. И санитарные регламенты XXI века. Разговоров за четыре года было много. Финальных решений – так и нет.

Текущий статус прохождения документов можно отслеживать на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. По состоянию на 12 июня 2019 года определен Паспорт закона «Об утверждении Правил организации развозной торговли», где официально опубликованный акт определяется как «завершение разработки проекта нормативного правового акта. Формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта».

Если посмотреть на Паспорт Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной торговли)», в официально опубликованном акте числится статус «завершение разработки проекта нормативного правового акта. Формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта».

Конечно, если законодательные акты, все-таки, появятся, то бизнес-модели внедрения единиц мобильного бизнеса и его использования дадут множество перспектив и точек роста для предпринимателей, а также массу удобств для конечных потребителей.

Прежде всего, нужно говорить о таких целесообразных формах его внедрения и использования, как: парки, зоны отдыха и особо охраняемые природные территории; пляжи; стадионы; крупные районы новостроек; кластеры около вузов и массового скопления студентов; территории бизнес-парков и офисных центров; закрытые зоны промышленных предприятий; прилегающая территория пансионатов, санаториев, больниц; улицы и площади с устойчивыми потоками клиентов, где недостаточно предприятий общественного питания и торговли.

Для малых производителей – это форма выстраивания мобильной реализации собственной продукции, минуя торговые сети. Собственный мобильный канал распространения продукции. От поля до стола – без потерь.

Огромное количество людей не имеет доступа к цивилизованному питанию в обеденное время, даже в крупных мегаполисах. А иметь приятные модели отдыха и развлечений с питанием в поселках – сегодня в стране практически невозможно.

Для малого бизнеса – это, прежде всего, небольшие инвестиции и быстрый старт, минуя арендные нагрузки и капитальные строительства с грандиозными ремонтами, что значительно снижает бюджет вхождения в свой бизнес. Конечно, производители автотранспортных средств также заинтересованы в новых каналах сбыта и использования своей продукции. Таким образом, фактически в любом месте, где необходимо быстро организовать питание потенциальных потребителей, – отлично справляются разные модели мобильной торговли.

Для понимания синергии мобильного бизнеса, мы должны говорить о возможных альянсах поставщиков и производителей, а также о современных формах инвестиций, рычагах кредитования и лизинга, инновациях, развитии конкуренции и частно-государственного партнерства.

Исходя из нашего опыта в сегменте мобильной торговли, мы можем говорить о том, что его поступательное развитие дает множество дополнительных преимуществ. Из-за категорического изменения курса рубля к мировым валютам в 2014 году мобильные формы торговли под маркой «сделано в России» могут заинтересовать и покупателей в странах дальнего зарубежья. Во всяком случае, мы фиксировали такие запросы из Швеции, Франции и даже из Южной Кореи.

Фуд-трак это, прежде всего, свобода выбора. Мобильный бизнес предполагает движение от задач к оптимальным формам решений. Универсальной единицы транспортного средства практически не существует. Каждый раз это индивидуальное решение, точеный инжиниринг, выверенное технологическое проектирование, дизайн, подбор оптимального оборудования для конкретных задач.

Многочисленные советы, федерации и ассоциации по поддержке малого предпринимательства уже сломали все копья на бесконечных круглых столах, форумах, собраниях рабочих групп и экспертных комиссий. Для перелома ситуации с мобильной торговлей нужны окончательные решения государства и стратегическое мышление идеологов, которое позволит открыть голубой океан внедренческих идей для данного сегмента.

Юрий Смирнов 19 июн ‘19

2246

meat-expert.ru

корреспондент «Афиши» нелегально торгует уличной едой – Архив

Этот материал впервые был опубликован в июньском журнале «Афиша».


Сходняк

Лева наглый, а Толян все время добавляет «йоу». Мы ни разу не виделись, общаемся только по СМС и телефону. Но как мои будущие сообщники они мне уже ­нравятся. Как мои потенциальные сокамерники — тоже ничего. Нас вряд ли посадят, но думать о завтрашней ­вылазке как о проделке уровня Бэнкси или арт-группы «Война» приятно. Хотя мы собираемся всего лишь продавать бургеры из фудтрака, по московским меркам наши планы находятся вне закона.

В Москве завести фудтрак и работать в нем, соблюдая закон, — это как завести кота и тут же его кастрировать. То есть лишить главного. А в случае с фудтраком главное — возможность свободно перемещаться, без привязки к конкретному месту и следуя за своей аудиторией по городу. Утром напоить горожанина кофе у метро, днем накормить обедом у торгового центра, вечером — подхватить на шумной улице. У нас это так не работает. И все же количество фургонов увеличивается: против 6 машин на прошлогоднем «Маркете городской еды» — 20 участников на «Фестивале фудтраков», который в этом году в Москве провели впервые (организаторы говорят, заявок было 50). Это значит, что владельцы фургонов смирились с тем, что их дорогие кухни со сверкающими боками и ревущими двигателями — не более чем палатки на колесах. Но не все.

Все началось, когда в редакцию просочился слух о нелегально торгующем в центре города фудтраке. Через пару часов впечатление было такое, как будто мы вышли на полицейскую частоту. Его видели там, там, а еще вот там. «Он белый». «Он красный». «В нем продают бургеры». «Там кормят веганов». Показания не сходятся, но поиски продолжаются. Через три дня мне по почте приходит номер: «Контактное лицо — Толян». Моя задача — позвонить и напроситься на нелегальный выезд с этим фудтраком. Что говорить? Как войти в доверие? Я волнуюсь — никогда раньше не вела переговоры с преступниками. Звоню. Объясняю. В ответ слышу:

— Медкнижка-то есть?

— Э-э-э. Есть.

— Окей.


Примечание: закон и уличная еда

Все началось в 1992 году, когда президент России Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли» и тем самым разрешил кому угодно продавать что угодно и где угодно. Под запрет попали только проезжие части, станции метро и территории, прилегающие к зданиям государственных органов власти и управления. В Москву полетели самолеты китайских игрушек. В те годы Лубянская площадь напоминала платформу Марк. Да и все остальные площади тоже. Пытаясь умерить пыл предпринимательства, который не на шутку разгорелся после семидесяти лет советской власти, правила торговли начали понемногу ужесточать. С тех пор у нас концептуально нагруженное законодательство в области уличной торговли и богатый опыт обхода всех возможных ограничений. Так, стоило властям запретить палатки, все киоски встали на кирпичи, к которым приложили колеса-болванки. Как только запретили нестационарные формы, всем прицепам колеса, наоборот, открутили. 

Фудтраки тоже подстраиваются под современные реалии, но уже не физически, а юридически: сегодня им удается существовать максимально легальным образом, пользуясь неоднозначными формулировками закона: они участвуют в маркетах, выступают как кейтеринг, арендуют частные территории — а больше всего полюбили фудтраки торговые центры. Например, «Мега», которая обновляет свои фудкорты и приглашает участвовать в этом фургоны с едой. Самые знаменитые среди организаторов полулегальной торговли в Москве — двое французов, которые несколько лет назад держали недалеко от метро «Улица 1905 года» мобильную блинную: пекли и раздавали блины за пожертвования, чтобы никто не придрался к отсутствию медкнижки, разрешения на торговлю и всех остальных документов, которых у Джонатана и Венсана не было. В итоге они все-таки побывали в участке, но скоро после этого по личному приглашению Сергея Капкова стали раздавать свои блины в саду «Эрмитаж».

На малине

Договариваемся о дате. Единственный вариант, который подходит всем, — 8 мая. Накануне Дня Победы, когда город кишит полицейскими, а нервы у власти на пределе. Следующий вопрос — где? Мне объясняют, что надо искать новую точку, прежние не подходят. «Мы решили больше не использовать генератор, его шум привлекает внимание полиции». В вопросах электричества маленьким кофейным «каблучкам» перемещаться нелегально легче. Они могут работать на газовом оборудовании, что для фудтрака не вариант. А запитаться от генератора невозможно — слишком шумно. И поэтому 95 процентов фудтраков из 100 работает по стационарному подключению. И поэтому нам нужен кто-то, кто сможет одолжить электричество. Еще одно преимущество «каблука» — если его засекли, он быстро собирает вещи и уезжает. Скорее всего, на соседнюю улицу. Для фудтраков, где занято много людей, это не вариант.

Первые, кто приходит в голову, — крафтовый бар «Сосна и липа», — увы, не подходят. На узкой Покровке недостаточно места, чтобы расположить фургон. Предлагаю двор издательского дома Condé Nast — что бы кто ни говорил, между подписанием полос редактору Vogue может понадобиться сочный бургер. Звоним насчет аренды парковочного места — к сожалению, все они заняты. Наконец соглашается помочь Craft Republic в Малом Гнездниковском переулке — полуподвальный бар с крафтовым ­пивом в пяти шагах от Кремля. «Начинаем в семь вечера. Но до этого приезжай помогать с заготовками. И не забудь шапочку, без нее работать нельзя!» Своей целомудренностью нарушители начинают меня раздражать.

На карте, которую мне присылают, отмечено место встречи, и я с удивлением обнаруживаю, что это Сколково. Мы встречаемся в местном гипермаркете, где в меня на скорости въезжает продуктовая тележка: «Чур ты катаешь!» — говорит Лева. В тележке — три вида сыра, банка хрена, распечатанный список продуктов в таблице и десятка три разных средств от тараканов. «А это зачем?» — спрашиваю. «Знакомый получил в пользование столовую при заводе — размером в четыре этажа. Это его заказ — ­готовится начать в ней работать». Закупив продукты, мы отправляемся на этот самый завод. В еще одну, другую столовую на его территории, поменьше, точнее, совсем крохотную. Через ее окно видно, что снаружи стоит фудтрак. «Это наша база и постоянное место стоянки автомобиля», — объясняет Лева. На фудтраке — принт, изображающий то, что в рекламном слогане описали бы как «яркий взрыв фруктов и овощей», и надпись «Вагон еды». Снизу приписка «кейтеринг». Я ожидала увидеть не прилизанный коммерческий вагончик, а развалюху с граффити на кузове. Отличная маскировка.

Шарабан

Лева — владелец фудтрака — родился в Магадане и прежде, чем заняться едой тут, в Москве, успел поработать в Штатах в ресторане, где бургеры подают за 15 секунд. Его основная обязанность заключалась в том, чтобы заворачивать приготовленный фастфуд и класть его в пакет. Недавно Лева оставил бизнес, связанный с фотографией, и купил фургон, чтобы сделать из него автомобиль для путешествий и сперва уехать в Карелию на пару месяцев. Сам фудтрак — минивэн 1996 года, которому фактически подарили вторую жизнь. «Он пережил лобовое столкновение, замену коробки передач и двигателя. Когда его я регистрировал в ГАИ, меня спросили: «Зачем тебе это, чувак?»

Планы изменились. Появился партнер, который дал денег на переоборудование машины: время было нестабильное — и он решил вложиться рублем. Peugeot Boxer в фудтрак переоборудовали в Белоруссии. «Сам автомобиль стоил около полумиллиона, работы — намного дороже. Самое сложное — укрепить кузов, после того как в фудтраке проделают окна, то есть, по сути, удалят важные элементы несущей конструкции. Механики называют процедуру добавления ребер жесткости «костоправ». В Белоруссии, как и на Украине, торговля с фудтраков разрешена, они там их штампуют десятками, поэтому знают, как это все круто сделать. Два месяца назад мы начали работать — выезжать на фестивали и частные мероприятия. Мы зарегистрировали ИП, у нас появились склад, кухня, наемные рабочие, закупки, отчетность, документация. Появился шеф-повар Дима, который работает в Lavkalavka на Остоженке и ставит всю кухню. Это на самом деле большой труд: чтобы поторговать четыре часа, нужно ­потратить десять-двенадцать часов на подготовку».

— Если у вас есть бизнес, связанный с фудтраком, то зачем выезжать в город и торговать нелегально? С чего это вдруг? Кто-нибудь из вас говорит «Поехали в центр!» — и вы просто так, ради развлечения едете?

— Да, так и происходит. Иногда еще после меро­приятий у нас остаются продукты, и мы едем их допро­давать. А иногда в пятницу вечером или в выходные мы выезжаем в город для собственного удовольствия. Дважды были на Покровке, потом стояли на Чистых прудах. Когда мы продавали на Покровке, с нами был один наш пессимистичный знакомый, который включил секундомер и каждые полчаса, которые нам удавалось продержаться, выкрикивал что-то типа: «Три-и-идцать мину-у-ут!» В итоге мы там простояли довольно долго, но в какой-то момент подошел дэпээсник и говорит: «Здравствуйте, кто здесь главный? Пойдемте». Я ему такой: «Может, сэндвич?» А он мне: «Не-не, пойдем-пойдем». И меня начали по-хорошему убеждать уехать, чтобы не искать приключений на свою жопу. Денег не взяли. Колу и сэндвич я им сам дал. И сказал: «Хорошо, давайте я проеду с вами». Мне было просто интересно, что они на это скажут. И мне кажется, они просто не знали, что сказать. Они свою задачу выполнили и довольны, а брать какого-то чувака с фудтраком и куда-то его везти…»


Примечание. Фудтраки: на чем выезжать 

Что касается альтернативных вариантов, подойдет саньлуньчэ, трехколесный велосипед-повозка. Распространен в Шанхае, где его используют для заработка мигранты, которые не тянут дорогую аренду помещений. Они продают с саньлуньчэ уличную еду, а в случае, если ими заинтересуется полиция, имеют возможность быстро укатить за угол. Эту идею подхватил австрийский проект Dong Dong. Две девушки построили свой собственный саньлуньчэ, чтобы продавать в нем китайскую еду, — как оммаж всем эмигрантам. Мобильность они используют не для того, чтобы убежать от полиции, а чтобы занимать даже самые узкие тротуары и другие труднодоступные на автомобиле места в городе. Примеры нужно брать и со Стамбула, где уличная еда — лендмарк, а опыт в этой области огромен. Там среди прочего часто встречаются стеклянные лотки-домики на колесах: что-то среднее между фудтраком и киоском. Из них обычно продают национальное блюдо пилав — рис с распаренным фундуком, но можно продавать и традиционную русскую кашу. И не забывайте про УАЗ-452, который в народе называют «батон», — уже одно это выдает в нем настоящий фудтрак советского автопрома. Так что в кузов — духовку, на бок — вывеску «Монастырская выпечка», и никто не посмеет усомниться в праведности ваших намерений.

Мандруха

На МКАД — нереальное количество постов ДПС. Я думаю о том, что никто из них и не предполагает, что мы везем заготовок на 120 бургеров и разве что не на Тверской собираемся их продавать. Кругом реют праздничные триколоры. Я представляю, что и над нами реет флаг, очевидно, что пиратский. Но даже если бы флаг у нас и был, он бы едва заметно колыхался — мы едем ужасно медленно. «Ты не имеешь права двигаться на фудтраке со скоростью потока, ты всегда будешь медленнее него», — говорит Лева, — он неманевренный и в повороты должен входить на 40 км/ч. Быстрее никак. Иначе по салону летают двадцатипятикилограммовый гриль, мармиты, титаны и бойлеры. Даже ножи отскакивают от магнитов. И конечно, дверцы холодильника должны быть зафиксированы».

На месте нас встречает Толя — бывший журналист и пиарщик, который занимается развитием фудтрака, — он сегодня на гриле. Встречают и те, кто прочитал о наших перемещениях в фейсбуке. Минуты уходят на то, чтобы уговорить перепарковать «ягуар» с идеально подходящего нам места у окна, протянуть провод к фудтраку, включить электричество, прикрепить кабельную капу, ­организовать рабочее пространство внутри фудтрака, расставить заготовки, замешать соус. Торжественный момент — то, как в семь часов вечера мы открыли окно фудтрака, — последнее, что я отчетливо помню до половины первого ночи. Я стою на сборке: булка снизу, соус-свекла-огурцы, салат-помидор-капуста, лук-котлета, снова соус, булка сверху, упаковать, отдать. Тем вечером мы приготовили и продали около ста бургеров. Приходили друзья, иностранцы заглядывали с вопросом, как часто мы тут бываем. Кто-то спросил, есть ли у нас лицензия, а я, похолодев от ужаса, спросила: «Какая?» «Отличный ответ!» Так продолжалось весь вечер. Приходили из бара напротив — «Все твои друзья», сначала негодовали и говорили что-то про отнятую аудиторию, потом вроде внутренне с нами примирились и заказали бургер. Мы подпрыгивали под Дэвида Боуи так, что фудтрак скакал на месте. Малый Гнездниковский в тот вечер гудел и напоминал Никольскую улицу начала 2000‑х и Козицкий переулок в Будапеште. Но иногда кто-то кричал: «Полиция!» — и становилось тревожно. Что было бы, если бы нас тут поймали? Фудтрак — это дыра в законодательстве. Я знаю, что юристы готовят для «Вагона еды» шпаргалку: что отвечать в случае, если у полиции возникнут вопросы. Уверена, что с тех пор, как было принято 26‑е постановление о размещении нестационарных торговых объектов, многие владельцы фудтраков держат подобные листки наготове. Постановление не содержит прямого запрета на осуществление нестационарной торговли с колес. Зато и акта, который бы ее регулировал, не существует. Но мы-то существуем — странно.

Дербанка

Половина первого ночи. Закрываем фудтрак. Не по просьбе полиции, а потому что закончились все котлеты. Пять с половиной часов нелегальной торговли под боком у Кремля прошли незаметно для правоохранительных органов. На углу здания реет флаг «С Днем Победы!». Действительно, думаю я, это победа, и, собираясь прощаться со всеми, говорю:

— Всегда бы так!

— А ты знаешь, — отвечает Лева, — я, вообще-то, против легализации фудтраков. Представляешь, какие это будут толпы? Как много места в городе займут все эти машины? Ужас! И ведь все передерутся между собой. А какое будет качество еды? Нет, нам это совсем не нужно.

Дюжина фуд-фестивалей этого сезона, которые стоит посетить

01

Большой фестиваль «О, да! Еда!», 27–28 июня, парк Горького

Неужасное проявление фестивального мейнстрима: мастер-классы, лотки и стенды со всякой снедью, кулинарные битвы, музыка. Среди участников — масса звезд, включая Мухина, Зотова, Березуцкого (Сергея). За вход просят символические 300 р., билет лучше купить заранее, чтобы не стоять в очереди. Подробнее: msk.odaeda.me

02

«Ламбада-маркет», 28 июня, «Стрелка»

«Ламбада» — это маркет одежды, но пищевая секция здесь настолько обширная, что может спорить числом (и качеством) с иными фуд-фестивалями. Помимо регулярных участников (No Crepe, «Даблби», Williamsburg/Ferma, Pho, «Едим стоя» — всего под 30) там будут люди из киоска Foody, который стационарно размещен в «ЭМА», и паровые баны из магазинчика «Точка/Калашный, 9». Подробнее — в событии на фейсбуке.

03

Здоровой фудкорт на фестивале Outline, 4–5 июля, КМЗ

На Outline еда — последнее, о чем думают его посетители, однако команда «Армы» старается обеспечить их не только духовной пищей. Главными звездами фудкорта на прошлогоднем фестивале были Burger Brothers — котлетки продавались неплохо, но в этом году фудкорт будет строго про полезную еду. Никакого мяса, рыбы и птицы — только веджи-бургеры, вегетарианские гиросы и фреш-бары. Подробнее — в событии на фейсбуке.

04

Stay Hungry Sports Ground, 5 июля, БЦ «Красная роза»

Переехавший с июня на июль и с Трехгорки во двор офисного центра «Красная роза» спортивный маркет Stay Hungry. Из интересного: новый проект Slice Данилы Антоновского из Chop-Chop, автора знаменитой Metball Company, вечно прекрасные десерты Injir, а также уйма спортивных развлечений — от игры в классики до ретроаэробики. Подробнее — в событии на фейсбуке.

05

Foodiez Weekends, 11–12 июля, 8–9, 22–23 августа, 12–13 сентября, Музей Москвы

По мотивам довольно успешного фестиваля Foodiez of Moscow, прошедшего в конце мая в парке «Красная Пресня», несколько выходных во второй половине лета во дворе Музея Москвы будут проходить своеобразные спин-оффы. У каждого уикенда будет своя тема, приглашенный промоутер и музыкальный бар — хедлайнер. Ну то есть «Симачев-бар» будет точно.

06

«Городской маркет еды», 18–19 июля, Музей Москвы

Ежемесячный проект Анастасии Колесниковой — самой пламенной евангелистки уличной еды, девушки, ради одной которой стоило бы изобрести слово «гастроэнтузиаст». Настя дает возможность участвовать в своих маркетах не только профессионалам, но и новичкам. Так что на ее события иногда ходят ресторанные инвесторы — ищут потенциальных звезд стритфуда, ну или просто талантливых поваров. Подробнее — в событии на фейсбуке.

07

Пикник «Афиши», 25 июля, Коломенское

Не можем не помянуть в этом списке фудкорт на Пикнике «Афиши». Выступление Hot Chip в Коломенском можно закусывать бургером от Brgrvdk — людей, которые начинали с блога про котлеты и водку и превратились в кулинарный проект. Концерт Кайзы заедайте деликатесами от «Укулелешной», ну а после Найка Борзова стоит подкрепиться кроличьими котлетами от фермерского хозяйства «Усадьба Княжичи». Подробнее — picnic.afisha.ru.

08

Национальный праздник еды «Вкусная страна», 25–26 июля, ВДНХ

Это, можно сказать, кульминация летних фудмаркетов: во «Вкусной стране» надо заплатить только за входной билет (взрослые —1000 р., дети — 500 р.) — и есть бесплатно! Если брать в разумение готовность русских людей есть без денег даже блины с лопаты, то на ВДНХ стоит ожидать действительно невиданный аттракцион. Подробнее — в событии на фейсбуке.

09

Burger Battle, 1 августа, Бадаевский пивзавод

К девушкам из объединения Stay Hungry с идеей провести бургер-битву обратились люди из Novikov Group. Задумка вполне логичная, коль скоро котлеты с булками остаются главной уличной едой в Москве последние пару лет. Пока подробности неизвестны, но ключевые участники — это бородачи из Burger Brothers, бородачи из Ferma/Williamsburg и бородачи из новиковской бургерной «Фарш».

10

Фестиваль фудтраков, 1 августа, ВДНХ

Апрельский Фестиваль фудтраков Насти Колесниковой войдет в гастрономические хроники как подвиг — причем и посетителей, и кулинаров. В этот день в Москве разразился снег. Накопив опыта за лето и поучаствовав с автокухнями в чужих фестивалях, Колесникова проводит сиквел мероприятия на ВДНХ. На прошлом побывал Кибовский — по логике вещей на этом стоит ждать Сергунину или даже Собянина. Подробнее — в событии на фейсбуке.

11

Фестиваль варенья, 13–23 августа, улицы и площади города

Гастрономическая революция, как ее понимает Департамент товаров и услуг, — это циклопический праздник с вареньем из арбузной корки и зеленых помидоров, с моченой морошкой, с павлинами на Манежной площади и рэпером Эйконом на Лубянке. Подробностей о фестивале 2015 года нет, но понятно, что будут и перекрытия, и очереди из сердобольных бабуль, и варенье, которым на 10 дней зальет весь центр Москвы.

12

Фестиваль «Вкусная Москва», 19 сентября, парк «Сокольники»

Еще один проект компании RMK (Foodiez of Moscow, «О, да! Еда!» и «Вкусная страна»), чьи амбиции, кажется, посягают на монополизацию жанра летнего фуд-фестиваля. В сентябре они закрывают сезон «Вкусной Москвой», которую курируют кулинарные историки Ольга и Павел Сюткины. Очевидно, крен будет в русскую гастрономию — все эти сбитни, шанежки, расстегаи, сет-меню «как в «Яре» и площадка «Кремлевской столовой». А дегустации будут подкреплены мощной просветительской программой. Подробнее — tasty.moscow.

daily.afisha.ru

С какими трудностями можно столкнуться при размещении фудтрака в городе?

Зия, добрый день.

Сегодня торговля с фудтраков попадает под действие ФЗ № 381 «О нестационарной торговле».

Хотел узнать вообще можно ли фудтрак ставить в таких местах.

Зия

Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов

 1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

ПРАВИЛА
ВКЛЮЧЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, В ЗДАНИЯХ, СТРОЕНИЯХ
И СООРУЖЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
В СХЕМУ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ

  

1. Настоящие Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) (далее — объекты), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее — орган местного самоуправления), в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — схема размещения). 

2. Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. 

3. Включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:
а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
г) повышение доступности товаров для населения. 

4. Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (далее — заявление). 

5. В заявлении указываются следующие сведения:
а) нормативы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования;
б) цель использования объектов, включаемых в схему размещения;
в) виды объектов, планируемых к включению в схему размещения;
г) планируемые сроки размещения объектов. 

6. Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании. 

7. О принятом решении орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в письменном виде сообщает органу местного самоуправления, направившему заявление.
8. Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
9. Внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4 — 6 настоящих Правил для включения объектов в схему размещения. 

10. Схема размещения, а также вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом Вас сперва необходимо написать заявление, на которое администрация даст ответ, можно или нет размещать на выбранном Вами месте.

pravoved.ru

Закон о мобильной торговле может быть принят в апреле 2019 года — Экономика и бизнес

МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Законопроект о нестационарной и мобильной торговле будет внесен в Госдуму на этой неделе, закон может быть принят уже в апреле 2019 года. Об этом сообщил директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов.

«Правительство его [законопроект] одобрила. Я думаю, что завтра-послезавтра он будет внесен в Думу. Согласно поручению президента, его должны принять до апреля месяца следующего года», — сказал он, выступая на форуме «Малый и средний ретейл в России».

По его словам, это шаг вперед, впервые такое внимание на федеральном уровне уделено малому бизнесу. «Речь идет о том, чтобы люди имели возможность торговать, ставить объекты, фудтраки на законных основаниях так, как положено. Вот этот законопроект направлен на решение ключевого момента — места. Места будут предоставляться на долгосрочных правах с правом продления без торгов. Сейчас бытует позиция, что малый бизнес — это стартап и ты должен поторговать и уйти, но это несправедливо в высшей степени. Законопроект, мы надеемся, поборется», — пояснил Кузнецов.

Версия законопроекта не отличается от первоначальной в базовых вещах, принципы сохраняются, сообщил представитель Минпромторга. «Первый принцип — меняется место, сохраняется бизнес. Второй принцип — принцип продления договора без торгов, третий — рамочные правила по внешнему виду должны быть установлены нормативным актом», — подчеркнул он.

Ранее глава министерства Денис Мантуров сообщил, что принятие закона о нестационарной мобильной торговле позволит реализовать 4,5 млн т сельхозпродукции и создать 250 тыс. рабочих мест. Мантуров отмечал, что, по расчетам Минпромторга, порядка 50 тыс. грузовиков и легкого коммерческого транспорта будет приобретаться предпринимателями для реализации своей деятельности.

О законопроекте

Правительство РФ по итогам заседания 29 ноября одобрило законопроект о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли. Документ закрепляет общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, устанавливает возможность ведения нестационарной или мобильной торговли по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения таких торговых объектов.

В настоящее время объекты нестационарной торговли в регионах размещаются на различных правовых основаниях и условиях. При этом не учитываются особенности развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и других механических средств. На федеральном уровне единообразных подходов в этой части не установлено, что препятствует развитию малого и среднего торгового предпринимательства, отметили в правительстве.

Подготовленный Минпромторгом законопроект уточняет соответствующую терминологию и приводит ее в соответствие с современными требованиями рынка, закрепляет в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов.

Документом также закрепляется принцип «меняется место — сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд. Устанавливается и минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта — пять лет.

Согласно документу, уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов в населенных пунктах, при этом предусматривается возможность общественного обсуждения с местными жителями изменений этой схемы.

tass.ru

ФУДТРАКИ. ЕДА НА КОЛЕСАХ

Поэтому, с одной стороны, идет смена формата выездной работы, с другой, мы понимаем, что рано или поздно лед тронется и мы сможем активно пользоваться фудтраками и в городской среде».

Руководитель партнерских проектов компании «Чайхона № 1» Наталья Авдеева отмечает, что ужесточение требований к уличной торговле стало поводом для того, чтобы эту нишу стали осваивать профессиональные операторы. «Мы помним, как выглядела уличная и мобильная торговля еще пять лет назад, – говорит Наталья Авдеева. – Стихийные застройки, низкое качество обслуживания и продаваемого продукта. Сейчас требования к уличной и мобильной торговле необычайно высоки. Поддержать такое качество, единый стандарт производства и обслуживания в любой точке города мелким игрокам непросто, высокие требования и новые возможности именно для крупных ресторанных сетей делают эту нишу привлекательной». Кроме того, увлеченность крупных ресторанных сетей фудтраками вполне укладывается в общий тренд демократизации. И более того, крупный бизнес давно смотрит в мобильную сторону. По словам Натальи, серьезным бизнесменам потребовалось время, чтобы придумать и сконструировать фудтраки, которые подходили бы для работы в российской действительности, для чего нужно было учесть тысячи факторов, включая климат, расстояния, требования законодательства. По мнению Натальи, то, что сейчас мы наблюдаем как тренд, есть результат титанической работы по выведению на рынок абсолютно нового направления торговли.

Есть и еще одно объяснение популярности ниши у крупных сетей – возможность и наличие ресурсов для того, чтобы занять всю нишу хотя бы в отдельно взятом городе Москве. «Город ставит четкие рамки: если вы хотите торговать с вагончика, докажите, что это будет безопасно. У ресторанных сетей есть сформированная политика пищевой безопасности, стандарты, опыт успешно пройденных проверок, наработанные связи с представителями Роспотребнадзора и прочими организациями, регулирующими деятельность предприятий общепита, – объясняет Наталья Авдеева. – При этом город не понимает, как строить отношения с новичками на рынке. Взять отдельную автокофейню, разливающую кофе стоящим в пробке автомобилистам. А если сотрудника, бегающего по проезжей части со стаканами, собьет машина? Есть риск, что тогда формат вообще запретят, не разбираясь в причинах. Серьезная мобильная торговля – это не фестиваль, когда определяется день и место. Это взаимодействие с городом, у которого много требований. Думаю, гастроэнтузиасты должны объединяться под какой-то эгидой, чтобы иметь своих представителей для решения вопросов с властями».

Впрочем, те, кого называют гастроэнтузиастами и кто, собственно, и приложил немало усилий для популяризации фудтраков, сегодня тоже подходят к вопросу организации своей работы с более профессиональной стороны. Одни по финансовым причинам, вторые из соображений комфорта. «За прошедшие годы выросло доверие людей к мобильной торговле, – рассказывает основатель сети мобильных кофеен Coffee2go Слава Донин. – Рынок развивается на наших глазах вместе с культурой потребления уличной еды. Раньше стритфуд ассоциировался только с шаурмой, затем появились кофейни, теперь все переходят на еще более цивилизованный формат – фудтраки. Я думаю, что крупные компании идут в эту индустрию потому, что они стараются быть везде, пробовать себя в разных бизнесах, и они имеют для этого ресурсы. Мы запускаем проект «Ща поем» с хот-догами и кофе. Простая арифметика: зарабатывать на обеденных перерывах можно больше, чем просто на продаже кофе. Человек не купит себе больше одного напитка. Чем больше предложение, тем выше средний чек. С другой стороны, в кризис все начинают экономить, поэтому спрос на недорогую и качественную еду растет». В данный момент у компании один фудтрак, еще два появятся к лету. В Москве и регионах работает более 70 мобильных кофеен, проданных компанией Coffee2go, большая часть работает под родным брендом.

Проект «Счастье есть» стартовал как поп-ап-кафе, заявил о себе на нескольких маркетах еды. Затем создатели кафе решили, что им нужен более цивилизованный формат работы и остановили свой выбор на фудтраке. «Есть разница – работать на открытом воздухе или в помещении, оборудованном с максимальным соблюдением норм СЭС», – говорит управляющий партнер «Счастье есть» Павел Туманов. Помимо обеспечения комфорта, фудтрак может сыграть роль переходного этапа от энтузиазма к серьезному бизнесу. «Мы бы открыли стационарное кафе, – рассказывает Павел Туманов. – Но

restorator.chef.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о