Нэцкэ из чего делают: Нэцкэ: основные виды

Содержание

Нэцкэ: основные виды

Значению тех или иных фигурок нэцкэ на нашем сайте было посвящено 20 статей. Однако, при этом, по досадной случайности, мы ничего не рассказали про то, какие виды нэцкэ существуют в принципе. В данной статье постараемся осветить этот вопрос.

Катабори – это наиболее древний и один из самых распространенных видов нэцкэ. Маленькие резные фигурки, которые имеют форму людей и различных животных. Они были очень популярны в XVIII — XIX веках.

Анабори – одна из разновидностей катабори. Такие нэцкэ изготавливались из ракушек, а внутри них создавались сюжеты.

Саси – еще одна довольно древняя форма нэцкэ. Они представляют собой небольшой брусок с ушком, через которое можно продеть шнурок. Чаще всего они изготавливались из дерева, но были и изделия из иных материалов. Основное их отличие, это способ применения.

К примеру, нэцкэ катабори и анабори использовались не только, как средство для переноски мелочи, но и как своеобразный противовес, а вот саси позволяли своему владельцу переносить кошельки, ключи и тому подобные вещи.

При этом данные нэцкэ просто закладывали за пояс кимоно, так, чтобы переносимые вещи болтались на шнурке. Первые нэцкэ такого вида почти не сохранились, осталось их всего несколько.

Маска – как видно из названия, это уменьшенная маска Ноо. Самая большая из известных групп нэцкэ, по свойствам очень напоминает катабори.

Мандзю – изготавливалась строго из слоновой кости, и обычно имело круглую форму, но известны случаи, когда мандзю создавались из пары полукругов.

Итараку – такие нэцкэ были изготовлены из проволоки или же тростника. Они были сплетены и имели форму коробок.

Рюса – очень похожи на мандзю. Основное отличие заключается в том, что в центре рюса пусты.

Кагамибута – еще одна группа нэцкэ похожая на мандзю. Изготавливаются из костей, дерева и прочих материалов. По форме похожи на плоский графин с крышкой, на которой и расположен сюжет.

Все эти формы являются самыми известными, на самом же деле различных нэцкэ очень много. Они бывают в форме пепельниц, компасов, специальных кукол и так далее.

<Предыдущая статья

Что такое нэцкэ. Значение нэцкэ Китайский дракон, Хотей, Тэнгу

Нэцкэ — это маленькие фигурки, вырезанные из дерева или кости, руками японских или китайских мастеров. Как правило, это фигурки животных, рыб, птиц, людей, божеств или необычных существ. Нэцкэ в первую очередь поражают своим продуманным до мелочей исполнением — все мельчайшие детали выполнены на высочайшим уровне, сделаны с любовью. В фигурках нэцкэ отражена культура, нравы и обычаи Японии и Китая XVII-XIX веков.

Слово «нэцкэ» (не-цуке) — это два иероглифа, первый из которых означает «корень», а второй — «прикреплять». Таким образом, нэцкэ — это своего рода брелок. Также нэцкэ служило противовесом, с помощью которого на поясе (оби) носили кисет с табаком или связку ключей. Нужно это было потому, что в традиционной одежде японцев отсутствовали карманы.

Моё знакомство с нэцкэ (не с настоящими конечно) началось несколько лет тому назад, когда эти фигурки стали появляться в магазинах нашего города. С тех пор я стал их периодически покупать. Сделаны они конечно не из настоящей кости или дерева, а из гипса, но исполнение всё же на должном уровне. Стоят они недорого, а выглядят очень здорово. Кроме того, нэцкэ являются неплохим подарком, так как каждая из фигурок имеет свой сокровенный смысл.

В этой и последующих статьях я расскажу о различных нэцкэ, которые есть у меня в коллекции, а также про те, которых у меня пока нет. Для этого я воспользуюсь каталогом, в котором есть подробное описание фигурок нэцкэ.

Значение нэцкэ Китайский дракон

Китайский дракон («лун») — воплощение миролюбивой силы, доброты и мудрости. Является символом живоносных вод. В древности китайцы считали, что драконы живут во всех реках, озёрах и морях, а также любят парить в дождевых облаках. Они могли становиться маленькими, как шелковичный червь, а могли стать такими огромными, что накрывали своею тенью весь мир.

Дракон, у которого лапы с пятью когтями, которыми он держит жемчужину мудрости, непорочности и красоты, является символом императора, а также его божественным покровителем. На императорской печати всегда изображается дракон, парящий в облаках, который охраняет жемчужину.

Значение нэцкэ Хотей

Хотей («холщовый мешок») — добродушный толстячок, бог счастья и благополучия. Он помогает в осуществлении заветных желаний, а также предопределяет судьбы людей. Именно поэтому существует следующее поверье: подумайте о чём-нибудь хорошем и при этом потрите по животу Хотэя 300 раз, и тогда ваше желание исполнится.

Прототипом Хотея был маленький толстый монах Ци Ци. Жил он в конце X века в Китае. Ци Ци путешествовал по деревням с чётками и с большим холщовым мешком. Там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние.

Считается также, что Хотэй был эманацией Будды-Майтрейи. В восточных странах пришествие Будды-Майтрейи в народном сознании означало наступление эры благополучия, процветания и безоблачной жизни для всех людей.

Значение нэцкэ Тэнгу

Тэнгу («небесная собака») — защитник ночных путников, дух дорог. Кроме того, он является лесным духом, который живёт на горе Курамаяма в Японии. Считается, что Тэнгу не очень любят общаться с людьми, однако, для некоторых делают исключение. Небесная собака — это сказочное существо, способное перевоплощаться.

Существуют два способа изображения Тэнгу: птицеподобный «Карасу-Тэнгу» с мощным клювом (в том случае, когда он изображается вылупляющимся из яйца, он называется «Тэнгу-Нотамаго») и «Карасу-Тэнгу» — человекообразный вариант с длинным носом.

Согласно легенде, он обучает войнов фехтованию и воинским искусствам. Знаменитый герой Есицунэ воспитывался в храме на горе Курамаяма. А обучал его боевым искусствам царь Тэнгу — Содзебо.

Следующая статья>

Японская миниатюрная скульптура Нэцке | История искусства

Если дословно перевести с японского слово «нэцке», то получится «прикрепленное к основному». Как известно, японское платье-кимоно не имело карманов. И если женщины могли положить что-то в зашитую часть мешкообразного рукава, то мужчины были лишены этого удобства-у мужчин рукава прямые. Нэцке изначально служили для переноски предметов.

Впервые о нэцке упоминается в 1690 году. По форме они сначала напоминали круглую лепешечку рисового печенья и изготовлялись, как правило, из дерева. Чуть позже появились нэцке из лака в виде коробочек, а потом — и знаменитые ныне во всем мире маленькие фигурки из дерева, камня, слоновой кости. фарфора -очень выразительные и тщательно отделанные.

Мечтательница

Большим спросом пользовались нэцке, изображавшие ремесленников за работой. Частая тема нэцке — фокуснки, народные сказители, бродячие актеры- лица у них веселы и лукавы. Любили делать нэцке и на темы японских сказок, легенд, где переплеталось реальное и фантастическое, смешное и трогательное, герои легенд, исторические персонажи, божества. Очень популярны были изображения семи богов счастья — Ситифукудзин.

Я ль на свете всех милее…?

Когда в XVIII веке распространился обычай курить табак, то трубки и кисеты подвешивались к поясу исключительно с помощью нэцке.

К середине XVIII века появляются профессиональные резчики нэцке, которые ставили на своих работах свою печать и подпись. Расцвет искусства нэцке был связан с подъемом культуры страны. Художники передавали в миниатюрных фигурках подсмотренную жизнь японцев.

Веселый Будда

Как использовались нэцке? К одному концу шнура привязывали необходимый предмет, а другой конец затыкали за пояс и,чтобы он не выскальзывал, прикрепляли к нему нэцке — фигурку со специально сделанным в ней отверстием. Так путешественник брал с собой дорожную тушечницу (посуда с тушью), печать, а мастер чайной церемонии — набор принадлежностей для чая, купец — кошелек, ключи и маленькие счеты, самурай имел при себе коробочку с лекарствами, игроки и рыбаки — амулеты, гуляка — сосуд с саке.

 

К концу XVIII века нэцке уже ценятся за качество работы. Творческая фантазия мастеров была неистощимой, резьба — ажурной, профессиональная культура — высокой. Однако позже о нэцке в Японии почти забыли.

И теперь о них помнят во всем мире только как о предмете коллекционирования

Международное общество нэцкэ — FAQ

Часто задаваемые вопросы

Что такое нэцкэ? (произносится «нетс-кех»)

A netsuke — это небольшой скульптурный объект, который постепенно развивался в Японии на протяжении более трехсот лет. Netsuke (единственное и множественное число) изначально служил как функциональным, так и эстетическим целям. Традиционная форма японской одежды , кимоно , не имела карманов. Женщины засовывали небольшие личные вещи в рукава, а мужчины подвешивали свои мешочки с табаком, трубки, кошельки, письменные принадлежности и другие предметы повседневного обихода на шелковый шнур, проходящий за их оби (пояс).Эти подвесные объекты называются

sagemono . нэцкэ был прикреплен к другому концу шнура, предотвращая проскальзывание шнура через obi . На шнур между netsuke и sagemono была натянута скользящая бусина ( ojime ), чтобы позволить открывать и закрывать sagemono .

Весь ансамбль затем носился на талии и служил своего рода съемным внешним карманом. Все три объекта ( нэцкэ , одзимэ и различные типы сагэмоно ) часто были красиво украшены сложной резьбой, лаком или инкрустациями из редких и экзотических материалов.Сюжеты, изображенные в нэцкэ , включают в себя естественные объекты, растения и животных, легенды и легендарных героев, мифы и мистических зверей, богов и религиозные символы, повседневную деятельность и множество других тем. Считается, что многие нэцкэ были талисманами. Эти предметы в конечном итоге превратились в очень желанные и коллекционные формы искусства. Сегодня мы видим широкий спектр от резьбы «народного искусства» до уровней сложности, которые некоторые считают изящным искусством.

С переходом к европейской одежде, использование sagemono и netsuke сократилось, почти исчезнув за период с конца 19-го по первую четверть 20-го века, но производство netsuke полностью не прекратилось. Напротив, под сильным влиянием западных коллекционеров, все более и более посещающих Японию, нэцкэ превратилось в форму изобразительного искусства и существует как таковая сегодня, а настоящие мастера-резчики со всего мира по-прежнему создают эти маленькие шедевры. К сожалению, сувенирная промышленность как в Японии, так и за рубежом стимулировала производство массовых фигурок с низкой художественной ценностью, имитирующих настоящие нэцкэ , для удовлетворения растущего туристического спроса. Эти предметы, похожие на нэцкэ , не следует путать с подлинными произведениями искусства, независимо от их возраста и происхождения.

Существуют ли разные виды нэцкэ?

Да, наиболее распространенными являются катабори или фигурное нэцкэ . Мандзю нэцкэ названы в честь популярного кондитерского изделия из бобовой пасты, имеющего круглую плоскую форму. Кагамибута (буквально «крышка зеркала») — особый тип нэцкэ с металлической крышкой и чашей, обычно из дерева или слоновой кости. Маски нэцкэ , были вырезаны как миниатюрные версии масок, используемых в пьесах Но и Кёгэн .Существуют также саши или длинные тонкие нэцкэ , которые проталкиваются через ремень, а sagemono подвешивается к концу, который выступает из obi

.

Типы нэцкэ

Катабори Нэцкэ


Примеры катабори нэцкэ

катаборинецкэ или «скульптура нэцкэ» — это самый распространенный вид нэцкэ. Это компактные трехмерные фигуры, вырезанные «по кругу», и обычно имеют высоту от одного до трех дюймов.

Анабори Нэцкэ

анаборинецукэ или «полый нэцкэ » — подмножество катабори , вырезанных для полого центра. Моллюски чаще всего являются мотивом для этого типа нэцкэ . Сложные сцены могут составлять интерьер.

Мандзю Нэцкэ

мандзунэцкэ или « манзю нэцкэ » — толстое, плоское, круглое нэцкэ с резьбой, обычно выполненной рельефно, иногда из двух половинок слоновой кости. В форме мандзю , японское кондитерское изделие.


Передняя и задняя сторона manju netsuke

Рюса Нэцкэ

ryusanetsuke — по форме напоминает манзю , но вырезано как кружево, так что свет проходит через предмет.

Кагамибута Нэцкэ

kagamibutanetsuke или «зеркальная крышка netsuke » — по форме напоминающая manju , но с металлическим диском, служащим крышкой для неглубокой чаши, обычно из слоновой кости или иногда из дерева.Крышка часто украшена различными металлургическими технологиями.

Оби-хасами Саши Нэцкэ

сашинэцкэ — удлиненная форма катабори , буквально «колоть» нэцкэ , похожая по длине на палочки и тыквы, которые использовались в качестве импровизированных нэцкэ до того, как были изготовлены резные изделия. Они около шести дюймов в длину.

Оби-хасами — еще один удлиненный нэцкэ с изогнутым верхом и низом. Он находится за obi , а его загнутые концы видны над и под створкой.

Маска Нэцкэ

mennetsuke или «маска netsuke » — самая большая категория после katabori , часто это были имитации полноразмерных масок Noh , Bugaku или Kyogen , и имели общие характеристики с katabori и manju / kagamibuta .

Трюк Нэцкэ

karakurinetsuke или «трюк / механизм netsuke » — любой netsuke , который имеет движущиеся части или скрытые сюрпризы.

Разве все нэцке не сделаны из слоновой кости?

Нет, это распространенное заблуждение. Пожалуй, только половина из нэцкэ выполнена из слоновой кости. Нэцкэ-ши (резчики нэцкэ) использовали доступные материалы. В былые времена в основном художники из Осаки, Киото и Эдо (Токио) имели доступ к слоновой кости. Художники за пределами этих населенных пунктов в основном использовали самшит или вишневое дерево, которое они окрашивали и полировали. Однако использовались почти все мыслимые материалы, в том числе почти 100 видов дерева, зубы косатки, нарвал и бивень моржа (морская слоновая кость), бивень кабана, янтарь, рог оленя, керамика, бамбук, коралл и т. Д.Ниже приводится краткий список и описания некоторых из этих материалов.

Используемые материалы :

  • слоновая кость — один из наиболее распространенных материалов, используемых до того, как слоновая кость живых животных стала незаконной. Нэцкэ, изготовленные из бивня мамонта (огромное количество все еще существует на Ближнем Востоке и в Сибири), сегодня удовлетворяет часть туристического спроса. (Бивень мамонта — это старая слоновая кость, возраст которой составляет 10 000-25 000 лет, почти все резные фигурки изготовлены совсем недавно)

  • самшит , другие лиственные породы — популярные материалы в Эдо, Япония, используемые до сих пор.

  • металл — используется в качестве акцента во многих крышках нэцкэ и кагамибута

  • зуб бегемота — сегодня используется вместо слоновой кости

  • бивень кабана — в основном используется группой резчиков Ивами

  • рог носорога

  • слоновая кость птицы-носорога — редко используемый материал

  • глина / фарфор

  • лак — многие из них были произведены теми же производителями лака inro

  • трость (тканая)

Необычные материалы, использованные в нэцкэ :

Слоновая кость птицы-носорога : Из многих разновидностей птиц-носорогов только птица-носорог в шлеме (Buceros vigil или Rhinoplax vigil) дает вещество, подобное слоновой кости.Это плотное вещество, находящееся в твердой оболочке, растущей над верхней челюстью (лоб птицы). Конструктивно это не слоновая кость, рог или кость, но на протяжении многих веков ее называли слоновой костью. Он мягче, чем настоящая слоновая кость, и имеет кремово-желтый цвет, переходящий в красный сверху и по бокам. Эту функцию можно использовать для выделения бликов в резьбе.

Умимацу : Дословный перевод — «морской». На самом деле это разновидность черного коралла с плотной текстурой, концентрическими кольцами роста и янтарными или красноватыми включениями в коричнево-черном материале.Однако настоящий коралл — твердое известковое вещество, выделяемое морскими полипами для обитания. Умимацу , с другой стороны, представляет собой колонию ороговевших антипатарийских морских организмов. В качестве материала он более приемлем для коллекционеров, чем для резчиков, поскольку он был склонен к растрескиванию, крошению или сколам. Резчики считают, что резьба деталей и тонких эффектов сопряжена с риском.
Umimatsu также использовался в качестве вкладок для глаз, кнопок и т.д.

Umoregi : Есть несколько определений, некоторые из которых противоречат друг другу.Его называют частично окаменевшим деревом, имеющим в целом вид черного дерева, но не имеющим текстуры. Также часто называемое окаменелым деревом, умореги — это не совсем дерево, а «гагат» (разновидность лигнита), который по внешнему виду часто путают с черным деревом. Это блестящий материал, который отлично полируется, но имеет тенденцию к растрескиванию. Умореги-дзайку — это окаменевшая древесина, образовавшаяся в результате захоронения кедров и сосен третичного века (5 миллионов лет назад) под землей, а затем обугливания.Слои земли, где можно найти умореги-дзайку , простираются под участками Аобаяма и Ягияма в Сендае, Япония. Изделия из этого материала обычно очень темно-коричневого цвета с мягким блеском лака.

Бивень моржа : У моржа два больших клыка (удлиненные клыки), выступающие вниз из верхней челюсти. Эти бивни, часто достигающие двух футов в длину, на протяжении веков широко вырезались из слоновой кости во многих странах, особенно в Японии.Резные фигурки на клыках моржа обычно легко идентифицировать, потому что большая часть внутренней части зуба заполнена пятнистым, почти полупрозрачным веществом, более твердым и более устойчивым к резьбе, чем остальная часть зуба. Manju , особенно ryusa manju , неизменно показывает этот полупрозрачный материал на противоположных краях netsuke .

Зуб кита : Зубы кашалота проходят по всей длине огромной нижней челюсти. Те, что посередине, как правило, самые большие, часто достигая в длину более шести-восьми дюймов.Часто используемый в других местах резчиками по скримшоу, большой зуб мог быть использован для изготовления нескольких нэцкэ .

Китовая кость : Все кости полые, полость заполнена губчатым материалом. На разрезах на кости видны крошечные дырочки, похожие на темные точки. В продольном направлении такая кость имеет множество узких каналов, которые выглядят как темные линии разной длины. Полированная, кость более непрозрачная и менее блестящая, чем слоновая кость.

Зубы : Для нэцкэ используется множество других зубов, в том числе: кабан, медведь и даже тигр.

Орех тагуа : Орех пальмы слоновой кости (Phytelephas aequatorialis), часто называемый растительной слоновой костью. Часть скорлупы ореха иногда остается на резьбе нэцкэ . Хотя изделия из ореха размером два-три дюйма часто ошибочно принимают или обманчиво продают за слоновую кость, у них нет полосок, характерных для слоновой кости животных, а иногда мякоть ореха, напоминающая слоновую кость, имеет светло-желтый оттенок под грубым кокосом. -оболочечное внешнее покрытие. Орех очень твердый в сухом виде, но во влажном состоянии легко превращается в художественные изделия.

Грецкий орех ( куруми ): Мясо из ореха было удалено различными способами, одним из которых было введение маленького червяка в отверстие в орехе, чтобы съесть мясо. После этого на раковине можно было вырезать сложные узоры и вставить шнур. Резчик часто удалял все обычные элементы поверхности ореха и вырезал поверхность в некоторых местах, чтобы создать решетчатый эффект. После вырезания полученный нэцкэ полировался и шелушился.

Бамбук : Бамбук Иё иногда используется для изготовления нэцкэ .Бамбук нэцкэ вырезан либо из части стебля, либо из корня. Круглые вырезки обычно делаются из подземной части стебля растения, небольшой почти сплошной зоны, которая соединяется с ползучим корневищем под землей. Бамбук нэцкэ не часто встречается. Иногда можно встретить нэцкэ , сделанное из корня бамбука, которое может раскрыть чудесную текстуру материала.

Все ли нэцкэ подписаны?

Нет, есть много беззнаковых нэцкэ .Фактически, некоторые из netsuke , которые многие эксперты считают одними из лучших, не имеют подписи. Среди них нэцкэ , часто называемый Meinertzhagen Kirin по имени его первого официального западного владельца, и знаменитый нэцкэ из слоновой кости, изображающий аму (японскую ныряльщицу) и кальмара. Некоторые коллекционеры предпочитают работы без подписи, поскольку они избегают споров о том, принадлежит ли работа известному художнику, ученику или более позднему последователю этого художника, или просто копией.

Где я могу увидеть нэцкэ?

В ряде музеев по всему миру насчитывается нэцкэ коллекций. Некоторые из лучших коллекций можно увидеть в Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA), Музее изящных искусств в Бостоне, Национальном художественном музее в Токио, Британском музее и музеях Виктории и Альберта в Лондоне.

В Соединенных Штатах у LACMA есть постоянная выставка 150 нэцкэ из коллекции Раймонда и Фрэнсис Бушелл. Всего в коллекции 600 нэцкэ , которые регулярно меняются на выставку.

Британский музей в Лондоне также имеет постоянную выставку нэцкэ из коллекции А.Х. Гранди.

Во многих других музеях, включая Метрополитен в Нью-Йорке, Лувр в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, есть коллекций нэцке , но обычно они выставляют только несколько экспонатов одновременно.

К сожалению, из-за небольшого размера netsuke их демонстрация для публичного просмотра всегда является проблемой, поэтому это делается нечасто.Кроме того, из-за относительно позднего признания нэцкэ как формы искусства, большинство музейных коллекций было сформировано на основе ряда ранее собранных известных частных коллекций того времени, и поэтому их размер и объем могут быть ограничены личным составом. вкусы первоначальных владельцев.

Некоторые считают, что лучших шедевров нэцкэ до сих пор находятся в частных коллекциях. К счастью, некоторые из этих крупных коллекций периодически предоставляются членам INS для просмотра и обработки их щедрыми владельцами.Кроме того, из-за значительного количества netsuke , периодически меняющих владельцев на крупных аукционах искусства, таких как Bonham’s, Christie’s и в прошлом Sotheby’s, большое количество изображений с соответствующими продажными ценами можно получить через их электронные архивы.

В Соединенных Штатах в Художественном музее округа Лос-Анджелес находится постоянная экспозиция 150 нэцкэ из коллекции Рэймонда и Фрэнсис Бушелл. Всего в коллекции 600 нэцкэ , которые регулярно меняются на выставку.Во многих музеях США насчитывается коллекций нэцкэ, коллекций, но обычно они выставляют сразу несколько. Британский музей в Лондоне также имеет постоянную выставку нэцкэ из коллекции А.Х. Гранди. Пожалуйста, нажмите здесь, чтобы перейти на страницу наших музеев для получения дополнительных ссылок.

Какие самые лучшие книги по нэцкэ?

Сегодня существует множество хороших книг с красивыми иллюстрациями о нэцкэ . Две хорошие работы для начинающих, написанные Раймондом Бушеллом, — это «Введение в Netsuke » и «Удивительный мир Netsuke ».Два тома, в которых содержится полный обзор netsuke , это Netsuke , созданного Нилом К. Дэйви, и Netsuke от компании Bushell. Раймонд Бушелл также адаптировал основную работу на японском языке по нэцкэ , Справочнику Уэда Рейкичи нэцкэ . Наконец, для тех коллекционеров, которые интересуются чтением подписей, есть Netsuke и Inro Artists и Джордж Лазарник «Как читать их подписи». У серьезных коллекционеров всегда есть обширные библиотеки, в которых есть также каталоги специализированных выставок дилеров, музеев и аукционов.Форум на этом веб-сайте INS также включает рекомендации по книгам в качестве специальной темы, которая периодически добавляется.

Где я могу купить книги о нэцкэ?

У трех азиатских дилеров по продаже книг по искусству есть свои веб-сайты. Это Paragon Book Gallery Ltd., Han-Shan Tang Books и Rare Oriental Book Company. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими рекомендациями по книгам, нажав здесь.

Где я могу купить нэцкэ?

Арт-дилеры: Специальная группа азиатских торговцев предметами искусства и антиквариата, которые уделяют особое внимание нэцкэ и сагэмоно , входят в Международное общество нэцкэ.Многие из них выставляются на съездах Международного общества нэцкэ.

Аукционы: Два крупнейших мировых аукционных дома, Christie’s и Bonhams, регулярно проводят аукционы японского искусства, часто с участием нэцкэ, в Лондоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Есть также множество небольших аукционных домов в Соединенных Штатах и ​​Европе, которые проводят аукционы азиатского искусства, многие из которых предлагают нэцкэ , по крайней мере, один раз в год. Щелкните здесь, чтобы просмотреть список аукционных домов.

Есть ли поддельные нэцкэ?

Из-за того, что нэцкэ можно коллекционировать, на рынке доступно много подделок (или « нэцкэ -подобных фигурок»).Многие из этих предметов могут быть ясно видны опытному глазу как предметы современного массового производства, в то время как другие труднее распознать подделки. Грубые современные копии, часто называемые «гонконгскими» netsuke , сделанные из слоновой кости или пластика, можно продать за несколько сотен долларов в сувенирных магазинах и антикварных торговых центрах. Есть также хорошие современные копии произведений 18-19 веков, предназначенные для обмана и проданные за тысячи долларов. Наконец, есть копии более ранних работ XIX века, вырезанные японцами для удовлетворения спроса европейских коллекционеров.Это прекрасные произведения искусства, но разница в стоимости между этими копиями и оригиналами может составлять десять и более раз.

Низкокачественный туристический тип нэцкэ , более известный как нэцкэ -подобная резьба, часто имеет бессмысленные закорючки, вырезанные как законные подписи или японское звучащее имя, продиктованное фабрикой, на которой было произведено. Некоторые из этих резных фигурок фактически используют плохие репродукции мэй (подписи) известных художников в попытке повысить их ценность.

Часто требуется художественная экспертиза, чтобы отличить лучшие подделки от подлинных. Поэтому мы рекомендуем новым коллекционерам учиться у аукционных домов и дилеров, имеющих опыт работы с netsuke . Форум этого веб-сайта также является отличным местом для начала обучения, а также для приобретения нескольких хороших книг. Вступление в Международное общество нэцкэ позволяет человеку посещать конгрессы, а также общаться с другими коллекционерами на местном уровне для практического обсуждения с некоторыми из высших авторитетов мира.

Разве японцы не владеют всеми великими нэцкэ?

Нет, на самом деле большинство нынешних величайших коллекций находится за пределами Японии. Netsuke в больших количествах экспортировались из Японии, начиная с последней четверти 19 века. После реставрации Мэйдзи в 1868 году западная одежда была принята в Японии, и нэцкэ потеряли свой смысл . Очень большие коллекции были созданы в Англии, Франции и США. Сегодня многие из лучших коллекций по-прежнему находятся в Европе и США либо в частных руках, либо в музеях.

Какие факторы учитываются при покупке нэцкэ?

Подлинность
Определить подлинность не так-то просто. Подпись может быть самой простой частью всей резьбы для подделки, но даже признаки возраста успешно подделывались некоторыми резчиками во все времена. Как и в случае с большинством других форм искусства, все, что нужно для определения подлинности, — это уметь точно определить и сопоставить возраст, стиль, школу, подпись, материал, даже мазки и артистичность различных нэцкэ.Для этого требуются годы тщательного изучения и обращения с тысячами подлинных нэцкэ .

Артистизм / Мастерство художника
Просмотр большого количества нэцкэ показывает нам широкий спектр навыков художников, создавших их. От самых простых произведений «народного искусства» до произведений Микеланджело из мира нэцкэ
— мы видим каждый уровень таланта. Некоторые коллекционеры ищут художников, которые делали очень простые резные фигурки, другие — сложные и детализированные.В обоих можно найти красоту, и навыки, которые конкретный резчик привносит в оба конца этого спектра, всегда открыты для обсуждения. Однако продвинутые коллекционеры обычно соглашаются, по крайней мере, в относительных достоинствах резьбы.

Состояние
Существует множество разногласий относительно важности износа, сколов, возрастных трещин и восстановления. Нет сомнений в том, что повреждение влияет на ценность нэцкэ, но степень этого, помимо других факторов, зависит от возраста и редкости. Ожидается, что Netsuke покажет некоторые признаки износа, но износ на netsuke не должен быть настолько высоким, чтобы обесценить его.Большинство коллекционеров согласятся, что трещины, незначительные сколы, поверхностные эрозии, крошечный ремонт и аналогичные мелкие дефекты допустимы в прямой зависимости от возраста netsuke .

Конкретные художники / школы резчиков
Имена Томотада, Окатомо, Тойомаса, Томихару, Кайгёкусай, Кокусай и Морита Соко знакомы коллекционерам и пользуются большим спросом у художников. Ученики этих ведущих художников, их «школы» последователей и последующие резчики, работавшие в их стиле, могут быть собраны теми, кто не может позволить себе изделия высшего уровня.Опытные коллекционеры могут различать стили / места производства нэцкэ , такие как Киото, Осака, Асакуса, Токио, Ивами, Хида и другие. Они могут даже «приписать» конкретный нэцкэ известному художнику.

Редкость / Предмет
Некоторые предметы редко встречаются в нэцкэ и поэтому более желательны. Так обстоит дело с мифическим зверем по имени баку (который ест дурные сны). Другие, такие как белка, хотя их часто не видят, похоже, не вызывают такого же интереса.Некоторые коллекционеры специализируются на коллекционировании животных, легенд или мифических предметов и т. Д. Они могут быть готовы заплатить больше, чтобы заполнить пробел в своей коллекции или приобрести прекрасный образец предмета, который им нравится.

Цена
Цены на netsuke сильно варьируются от нескольких сотен до сотен тысяч долларов США. Самые высокие цены часто связаны с несколькими известными художниками. Как и в случае с большинством других предметов искусства, стоимость конкретного нэцкэ основана на сочетании внутренних и внешних факторов.В общем, наличие подписи, если ее подлинность не доказана горсткой самых известных мастеров резьбы, не имеет большого влияния на стоимость. И материал тоже. Главное — качество резьбы, оригинальность, редкость и художественная привлекательность. В конце концов, красота находится в глазах смотрящего, и когда два желающих покупателя собираются вместе в аукционной комнате, иногда нет предела.

(Спасибо доктору Владу Быкоризу за обновление этого FAQ для Международного общества нэцкэ)

Что такое Нэцке?

Что такое Нэцке?

В этом разделе дано краткое введение в нэцкэ, особенно для тех, кто не знаком с этим видом искусства.

Данная информация составлена ​​по материалам сайта Корюэн и используется с любезного разрешения Komada Makiko.


Что такое Нэцкэ?

Японцы раньше вешали свои повседневные предметы, такие как небольшие мешочки для денег, мешочки для табака, герметики или аптечки (инро), на пояс или пояс (оби), потому что в традиционной японской одежде (кимоно) нет карманов. Чтобы предотвратить его падение на землю, висящий объект (ы) (вместе называемые сагемоно) был прикреплен к небольшому переключателю с помощью шнура, и переключатель называется нэцкэ.В целом, нэцкэ имеет следующие физические характеристики или требования:

  • В нем есть отверстие или канал (химотоси), через который можно пропустить шнур, чтобы он служил переключателем, прикрепленным к подвешенным предметам.
  • Для ношения в качестве аксессуара или в руках у него нет (или не должно быть) деталей, которые можно легко сломать или зацепить за одежду.
  • Для ношения на талии он сравнительно небольшой. Обычно он такой большой, как вы можете держать в руке, но он может быть немного меньше или больше.

В ранние времена нэцкэ процветала как часть ансамбля с небольшим мешочком и / или инро и бусиной для затягивания шнура (одзимэ). В настоящее время многие нэцке выставляются, продаются, собираются как независимые объекты, но изначально они были прикреплены к сагэмоно, некоторые наборы которых вы также можете увидеть в музеях, частных коллекциях, галереях и публикациях.


История Нэцкэ

Неясно, когда нэцкэ вошло в обиход, но некоторые нэцкэ изображены на картинах примерно начала 17 века, что позволяет предположить, что нэцкэ к тому времени уже использовалось.

Хотя первые нэцкэ, вероятно, были простыми кусками дерева или чем-то еще, что можно было использовать в качестве переключателя, в период Эдо (т.е. с начала 17 века до середины 19 века) оно превратилось в ремесленное искусство с большим мастерством и игривыми идеями. Нэцкэ с широким спектром предметов и материалов были созданы тысячами художников; Первые мастера, специализирующиеся в других областях, таких как изделия из металла или скульптура, делали нэцкэ как хобби, в то время как многие из более поздних мастеров-резчиков посвятили всю свою карьеру производству нэцкэ.

Однако примерно в середине XIX века популярность нэцкэ начала убывать из-за изменений в моде и культурных условиях. Относительно небольшое количество художников нэцкэ продолжали создавать нэцкэ высокого стандарта до середины 20-го века.

Начиная с середины 19 века, жители Запада стали интересоваться нэцкэ. Большое количество этих миниатюрных резных фигурок начали экспортироваться на Запад. С тех пор нэцкэ активно продавались, собирались и изучались жителями Запада, в то время как они мало привлекали внимания большинства японцев.

Нэцкэ, изготовленные примерно до того времени, называются «антикварными нэцкэ», тогда как те, что вырезаны позже, называются «современными нэцкэ». Этот последний термин означает больше, чем просто «нэцкэ, сделанный в наше время»: некоторые западные коллекционеры и дилеры поощряли японских художников создавать нэцкэ с их оригинальными идеями и современным смыслом, а не только для имитации антикварных предметов. В последнее время число художников нэцкэ в Японии и других странах растет, и насчитывается около ста японских и неяпонских художников, чьи работы регулярно появляются на распродажах и выставках.

Сегодня нэцкэ, как старинное, так и современное, ценится во всем мире как уникальный и захватывающий вид искусства. В настоящее время он все еще может быть более известен на Западе, но интерес среди японцев растет (некоторые японцы действительно носят нэцкэ, прикрепляя их к своим мобильным телефонам).

Нэцкэ все еще развивается, и вы можете исследовать этот захватывающий вид искусства, просто глядя на них, держа их в руке и наслаждаясь ощущениями, собирая их, изучая и даже вырезая!


Типы и материалы Netsuke

Катабори Нэцкэ. Фигурная трехмерная скульптура, сделанная из самых разных материалов, таких как различные виды дерева и слоновой кости, керамика, металл, лак, янтарь, черный или красный коралл, стекло и т. Д.

Мандзю Нэцкэ. Круглые плоские нэцкэ, названные в честь торта из бобовой пасты, популярного в Японии. В основном из слоновой кости или дерева, часто с рельефной резьбой или другими видами декора, такими как лак и инкрустация из других материалов.

Kagamibuta Netsuke. Комбинация крышки и чаши: крышка обычно представляет собой металлический диск с рельефной или гравированной резьбой, а чаша изготавливается из слоновой кости или дерева.

Рюса Нэцкэ. Manju — нэцкэ в форме ажурного узора.

Хако Нэцкэ. Нэцкэ коробчатого типа, часто украшенные лаком или инкрустацией.

Men Netsuke. Нэцкэ в виде масок.

Саши Нэцке или Оби-Хасами. Длинное тонкое нэцкэ с объемной резьбой или рельефной резьбой. Его носили засовывая через пояс.

Обигурума или Обигурува. Нэцкэ в форме браслета, через который проходит пояс (оби).

Netsuke двойного назначения, включая Hihataki Netsuke. У Нэцкэ есть еще одна функция помимо тумблера, например, солнечные часы. Хихатаки Нэцкэ — чашеобразный тип, используемый в качестве пепельницы для трубок (кисэру).


Источники:

  1. Дэйви, Нил К. (1974). Нэцкэ. Сотби Парк Бернет.
  2. Кинси, Роберт и Мириам. (1997). Современный Нэцкэ: Миниатюрная скульптура из Японии и за ее пределами.Музей культурного искусства Бауэрс.
  3. Комада, Рюши. (1994). «Современный Нэцкэ». Рукопись лекции в Музее искусств округа Лос-Анджелес.
  4. Музей табака и соли. (1995). Нэцкэ: Те-но Хира-но-Нака-но-Гейдзюцу [Нэцкэ: Искусство на ладони]. Каталог выставки.
  5. Уэда, Рейкичи. (1943, 1978). Нэцкэ-но Кэнкю [Изучение Нэцкэ]. Кобунша.

Галерея Нэцке:

Что такое нэцкэ? | САГЕМОНОЯ

Традиционное японское платье Kimono не имеет карманов для переноски мелких предметов, таких как кошельки, аптечки ( Inro ), портативные письменные принадлежности ( Yatate ), мешочки для табака и т. Д.

Женщины носят их заправленными в рукава, мужчины подвешивают на шнурке, проложенном за поясом ( Obi ). Эти подвесные предметы называются Sagemono . Чтобы они не упали, они прикреплены к стопору под названием Netsuke , который прочно закреплен на верхней части створки.

Слово Нэцкэ написано по-японски двумя символами (根 付), означающими «корень» и «прикрепленный». Поэтому говорят, что первые нэцкэ, вероятно, были простыми кусками корня или дерева или других природных материалов, таких как ракушки, камни и т. Д.прикреплен к шнуру.

Все мелкие фигурки — это не нэцкэ! Чтобы быть нэцкэ, резьба должна иметь одно или два отверстия ( Himotoshi ), чтобы можно было прикрепить к Sagemono . Они могут быть просверлены или быть естественным отверстием в дизайне Нэцкэ.

За период около 300 лет нэцкэ превратились из простых практических предметов в превосходные маленькие и замысловатые резные фигурки, которые ценились и собирались во всем мире.

Типы нэцкэ

Существует несколько типов, в основном по форме.

  • Манджу Нэцкэ . Назван в честь популярного кондитерского изделия из бобовой пасты, круглой и плоской формы.
  • Кагамибута Нэцке . По форме похож на Manju , но с крышкой (обычно металлической) на полой чаше.
  • Ryusa Netsuke . Еще одна разновидность модели Manju , но с ажурной резьбой для облегчения.
  • Катабори Нэцке .Эти трехмерные нэцкэ — самые популярные из них, на которых изображены люди, животные, растения, предметы повседневного обихода и т. Д.
  • Мужчины (маска) Netsuke . Обычно это миниатюрные версии традиционных масок, используемых во время исполнительских видов искусства, таких как Но, Бугаку, Кёгэн или Гигаку.
  • Саши Нэцке . В отличие от предыдущих типов Netsuke, прикрепляемых к относительно длинным шнурам, Sashi Netsuke имеет очень короткий шнур и вставляется между створкой и Kimono .Таким образом, их форма длинная и плоская.
  • Другие типы Netsuke очень часто имеют двойное назначение, например, пепельница ( Hihataki ), щеткодержатель ( Yatate ), ящики ( Hako ), счеты ( Soroban ) и т. Д.

Материалы, используемые для Netsuke

Можно сказать, что почти все материалы использовались и использовались для нэцкэ, но наиболее распространенными из них являются слоновая кость, дерево (особенно самшит) и рога.
Прочее: бивни кабана, фарфор, стекло, металл, зубы, лак, плетеная трость и бамбук.
Более редкие материалы: птица-носорог, коралл, нарвал, янтарь, орех тагуа и различные окаменелые вещества.

Субъекты Нэцкэ

В Нэцкэ можно найти предметы во всех областях, реальных или воображаемых.

Животные, особенно двенадцать из зодиакального календаря, однако, наиболее популярны. Мифические животные, такие как Кирин , Каппа и Драконы (член группы Зодиака), также пользуются большим спросом, но наиболее распространенным среди них является Шиши .Другие, такие как Hakutaku , Baku или Nue , встречаются гораздо реже.

Были вырезаны все виды овощей, цветов и фруктов, некоторые из них имели эротическое значение, например, грибы и огурцы.

Также часто представлены предметы повседневной жизни, такие как крестьяне, рыбаки, Ама (девушки-ныряльщики), массажисты, уличные торговцы, борцы сумо, слепые, дрессировщики обезьян и т. Д.

Были представлены иностранцы, такие как голландцы и китайцы, особенно в 17 и 18 веках.

Другая важная группа предметов охватывает легенды и мифы, часто заимствованные из Китая, в том числе 7 богов удачи, Сёки, истребителя демонов, и множество из сеннин, (бессмертных людей). Японские сюжеты иногда берут начало из пьес Но и Кабуки или народных сказок. Tengu и Kappa — одни из самых любимых существ в этой области.

Были вырезаны бесчисленные предметы натюрморта, такие как посуда для чайных церемоний, шлемы, корзины, монеты, храмовые гонги и т. Д.Список бесконечен…

Shunga Netsuke показывают эротические темы, иногда явные, чаще скрытые или только предполагаемые.

Резчики нэцкэ

Количество резчиков неисчислимо, как и предметов. Некоторые великие резчики никогда не подписывали свои работы, особенно на ранней стадии. Некоторые стали известны благодаря первой книге ( Soken Kisho в 1781 году), в которой перечислены имена Netsukeshi (резчиков Netsuke). Среди них такие известные художники, как Масанао, Томотада и Гараку.

В Японии история резьбы нэцкэ обычно делится на 3 периода:


  • Ранний период, охватывающий Нэцкэ с 17 до середины 19 века . Для многих иностранных коллекционеров 17-е и 18-е годы были золотым веком резьбы нэцкэ, когда было произведено много больших и сильных нэцкэ. Это период процветания резчиков Сокен Кишо , к которым мы можем добавить такие имена, как Ёсинага, Окатомо, Минко, Таметака и Томихару. Однако для многих японских коллекционеров предпочтение отдается резчикам периода позднего Эдо (с начала до середины 19 века).Это было время, когда богатые купцы хотели продемонстрировать свое богатство, надев роскошные украшения, такие как Inro или табачные мешочки. Они были прикреплены к более тонко вырезанным нэцкэ за счет того, что они стали более хрупкими и более легко поврежденными. Приведем имена некоторых известных резчиков того периода: Сукенага, Тойомаса, Кокей, Иккан, Сессай, Отоман и Томокадзу.

  • От периода Мэйдзи до конца Второй мировой войны (1868 ~ 1945) . После революции Мэйдзи правительство настоятельно рекомендовало населению перейти к более современному образу жизни, в том числе заменить традиционное кимоно западной одеждой.Результатом стало резкое снижение спроса на Sagemono и Netsuke. Это было время, когда многие иностранцы начали посещать Японию и открыли для себя соблазн этих небольших произведений искусства. Это было облегчением для резчиков, которые снова смогли производить нэцкэ и экспортироваться в больших количествах, в основном в Европу. К сожалению, качество такого экспортного нэцкэ снизилось, и лишь горстка резчиков продолжила традиционный способ создания небольших шедевров. Они, даже если они утратили свое первоначальное использование, были высоко оценены коллекционерами как в Японии, так и за рубежом как выдающиеся произведения искусства.Мастера-резчики, такие как Мицухиро, Тококу, Кокусай, Кайгёкусай, Морита Соко, Сосуи и Гёкусо, получили наибольшее признание.

  • Более поздний период (с 1945 г. по настоящее время) . Очевидно, что спрос на нэцкэ упал во время Второй мировой войны, но он снова начался в 1946 году. К сожалению, большинство нэцкэ, вырезанных в тот период, производились массово в ателье и должны рассматриваться как простые сувениры, не имеющие никакой ценности, кроме сентиментальной.

    В 70-х годах г-н Раймонд Бушелл, иностранный житель Японии и коллекционер антикварных нэцкэ, открыл для себя Масатоши (Накамура), многообещающего японского резчика, и стал его спонсором.Г-н Бушелл пожертвовал большую часть своей коллекции Художественному музею округа Лос-Анджелес, в том числе многие работы Масатоши. Он также опубликовал много книг о Нэцкэ и Инро.

    В середине 70-х некоторые молодые художники считали, что им следует быть более творческими. Как раз в то время американские коллекционеры Роберт и Мириам Кинси поощряли художников создавать нэцкэ, отражающие наши дни. В 1977 году Мириам написала первую крупную книгу на тему «Современное нэцкэ», и художники вызвали огромный ажиотаж.В июне 1977 года Кангёку, Бишу, Хидеюки и Рюши основали то, что сейчас называется Международной ассоциацией резчиков нэцкэ, чтобы профессиональные художники нэцкэ могли обмениваться взглядами и идеями. Имена вышеперечисленных художников, а также Мэйкей и Икку стали известны за рубежом.
    Миссис и миссис Кинси продолжали поддерживать современных японских мастеров резьбы, поощряя их и собирая их работы на протяжении всей их жизни.
    Ближе к нам, H.I.H. Принц собирал и поощрял молодых резчиков, организовывая множество выставок по всей Японии, а иногда и за рубежом.H.I.H. Принцесса Такамадо продолжает эту роль.

Центры резьбы Netsuke

На протяжении веков резчики нэцкэ, как правило, оставались в определенных регионах Японии, каждый из которых имел свой особый стиль. Наиболее важные из них (перечислены с крупным резчиком): Киото (Масанао), Осака (Кайгёкусай), Хаката (Отоман (Отомицу)), Такаяма (Сукенага), Ивами (Томихару), Нагоя (Таметака), Гифу (Томокадзу). , Эдо (Джугьёку), Исэ (Масанао) и Тамба (Тойомаса).

Исследования и литература о нэцкэ

Как упоминалось ранее, самый ранний список резчиков нэцкэ в Японии — это Soken Kisho , опубликованный в 1781 году Инаба Цурью.За этим последовал, намного позже, Netsuke no Kenkyu (Исследования Нэцкэ), написанные Уэда Рейкичи в 1943 году.

В Европе серьезные исследования Нэцкэ начались в самом начале 20-го века с публикаций Брокгауза (1905), Бинга (1906) и Беренса (1912). С тех пор было опубликовано множество книг на японском, английском, французском, немецком и русском языках такими авторами, как Р. Бушелл, Н. Дэйви и А. Дюкро.

Последняя книга и бестселлер, связанная с Нэцкэ, — это «Заяц с янтарными глазами» Эдмунда де Ваала.

Нэцкэ | Традиционный Киото

Netsuke были изобретены из-за необходимости предотвратить потерю предметов, которые вешали на человека и переносили, например, inro (дот), yatate (портативный письменный набор), портсигары и мешочки от потери или украли. Люди вешали предметы на свои obi (пояс) на веревке и прикрепляли нэцкэ к другому концу веревки в качестве застежки. Для изготовления нэцкэ использовались такие материалы, как кости животных, в том числе слоновая кость и бычьи рога, керамика и металлы, а японские мастера изящно вылепляли их.


Киото Художественный музей Сейшу Нэцкэ расположен в Мибу, который в средние века был западной оконечностью столицы Киото. Этот район также известен тем, что здесь проживали Мибу Гоши, воинов-самураев, ставших фермерами в период Эдо (1603-1867). Считается, что здание музея было построено как резиденция семьи Канзаки, одного из Мибу Гоши, в 1820 году. Резиденция семьи Канзаки была объявлена ​​городом Киото материальной культурной ценностью.Мы намерены внести свой вклад в развитие культуры, сохраняя эту историческую архитектуру и передавая культурную ценность потомкам.

https://www.netsukekan.jp/en/


Нэцкэ — маленькие фигурки с тонкой резьбой из слоновой кости, дерева, кости, лака, металла и фарфора — широко использовались в качестве рычагов для кошельков с деньгами, мешочков для табака и т. Д. В период Эдо (1600-1868). Они оставались популярными, почти исключительно для мужчин, до начала 20 века, когда традиционная японская одежда для мужчин вышла из моды.

За последние 100 лет netsuke стали популярными среди коллекционеров во всем мире. Первоначально они привлекли внимание коллекционеров произведений искусства в Европе. Сегодня они получили признание во всем мире как предметы искусства и как ценный антиквариат. Старые оригиналы сейчас очень сложно найти, и они могут быть довольно дорогими. Однако высококачественные репродукции из рога и кости широко доступны в антикварных магазинах Киото. Netsuke Резьба по дереву — это очень точная форма ремесла, на выполнение которой у одного мастера уходит много времени.


Что такое нэцкэ ? (произносится «нетс-кех»)

A netsuke — это небольшой скульптурный объект, который постепенно развивался в Японии на протяжении более трехсот лет. Netsuke (единственное и множественное число) изначально служил как функциональным, так и эстетическим целям. Традиционная форма японской одежды , кимоно , не имела карманов. Женщины засовывали небольшие личные вещи в рукава, а мужчины подвешивали свои мешочки с табаком, трубки, кошельки, письменные принадлежности и другие предметы повседневного обихода на шелковый шнур, проходящий за их оби (пояс).Эти подвесные объекты называются sagemono . нэцкэ был прикреплен к другому концу шнура, предотвращая проскальзывание шнура через obi . На шнур между netsuke и sagemono была натянута скользящая бусина ( ojime ), чтобы позволить открывать и закрывать sagemono .

Весь ансамбль затем носился на талии и служил своего рода съемным внешним карманом. Все три объекта ( нэцкэ , одзимэ и различные типы сагэмоно ) часто были красиво украшены сложной резьбой, лаком или инкрустациями из редких и экзотических материалов.Сюжеты, изображенные в нэцкэ , включают в себя естественные объекты, растения и животных, легенды и легендарных героев, мифы и мистических зверей, богов и религиозные символы, повседневную деятельность и множество других тем. Считается, что многие нэцкэ были талисманами. Эти предметы в конечном итоге превратились в очень желанные и коллекционные формы искусства. Сегодня мы видим широкий спектр от резьбы «народного искусства» до уровней сложности, которые некоторые считают изящным искусством.

С переходом к европейской одежде, использование sagemono и netsuke сократилось, почти исчезнув за период с конца 19-го по первую четверть 20-го века, но производство netsuke полностью не прекратилось.Напротив, под сильным влиянием западных коллекционеров, все более и более посещающих Японию, нэцкэ превратилось в форму изобразительного искусства и существует как таковая сегодня, а настоящие мастера-резчики со всего мира по-прежнему создают эти маленькие шедевры. К сожалению, сувенирная промышленность как в Японии, так и за рубежом стимулировала производство массовых фигурок с низкой художественной ценностью, имитирующих настоящие нэцкэ , для удовлетворения растущего туристического спроса. Эти предметы, похожие на нэцкэ , не следует путать с подлинными произведениями искусства, независимо от их возраста и происхождения.

Существуют ли разные виды нэцкэ?

Да, наиболее распространенными являются катабори или фигурное нэцкэ . Мандзю нэцкэ названы в честь популярного кондитерского изделия из бобовой пасты, имеющего круглую плоскую форму. Кагамибута (буквально «крышка зеркала») — особый тип нэцкэ с металлической крышкой и чашей, обычно из дерева или слоновой кости. Маски нэцкэ , были вырезаны как миниатюрные версии масок, используемых в пьесах Но и Кёгэн .Существуют также саши или длинные тонкие нэцкэ , которые проталкиваются через ремень, а sagemono подвешивается к концу, который выступает из obi

.

Типы нэцкэ

Катабори Нэцкэ


Примеры катабори нэцкэ

Катаборинецукэ или «скульптура нэцкэ» — наиболее распространенный вид нэцкэ. Это компактные трехмерные фигуры, вырезанные «по кругу», и обычно имеют высоту от одного до трех дюймов.

Анабори Нэцкэ

Анабори нэцкэ или «полый нэцкэ » — подмножество катабори , вырезанных для полого центра. Моллюски чаще всего являются мотивом для этого типа нэцкэ . Сложные сцены могут составлять интерьер.

Манджу Нэцкэ

Мандзю нэцкэ или « мандзю нэцкэ » — толстое, плоское, круглое нэцкэ с рельефной резьбой, иногда сделанной из двух половинок слоновой кости.В форме мандзю , японское кондитерское изделие.


Мандзю нэцкэ спереди и сзади

Рюса Нэцкэ

Ryusa netsuke — имеет форму манзю , но вырезано в виде кружева, так что свет проходит через предмет.

Кагамибута Нэцкэ

Кагамибута нэцкэ или «зеркальная крышка нэцкэ » — по форме напоминающая манзю , но с металлическим диском, служащим крышкой для неглубокой миски, обычно из слоновой кости или иногда из дерева.Крышка часто украшена различными металлургическими технологиями.

Оби-хасами Саши Нэцке

Саши нэцкэ — удлиненная форма катабори , буквально «колоть» нэцкэ , похожая по длине на палочки и тыквы, которые использовались в качестве импровизированных нэцкэ до того, как были изготовлены резные изделия. Они около шести дюймов в длину.

Оби-хасами — еще один удлиненный нэцкэ с изогнутым верхом и низом.Он находится за obi , а его загнутые концы видны над и под створкой.

Маска Нэцкэ

Mennetsuke или «маска netsuke » — самая большая категория после katabori , часто это были имитации полноразмерных масок Noh , Bugaku или Kyogen и имели общие характеристики с katabori и manju / kagamibuta .

Уловка Нэцкэ

Karakuri netsuke или «трюк / механизм netsuke » — любой netsuke , который имеет движущиеся части или скрытые сюрпризы.

Разве все нэцке не сделаны из слоновой кости?

Нет, это распространенное заблуждение. Пожалуй, только половина из нэцкэ выполнена из слоновой кости. Нэцкэ-ши ( резчиков нэцкэ, ) использовали доступные материалы. В былые времена в основном художники из Осаки, Киото и Эдо (Токио) имели доступ к слоновой кости. Художники за пределами этих населенных пунктов в основном использовали самшит или вишневое дерево, которое они окрашивали и полировали. Однако использовались почти все мыслимые материалы, в том числе почти 100 видов древесины, зубы косатки, нарвал и клык моржа (морская слоновая кость), бивень кабана, янтарь, оленьи рога, керамика, бамбук, коралл и многое другое.

Все ли netsuke подписаны?

Нет, есть много беззнаковых нэцкэ . Фактически, некоторые из netsuke , которые многие эксперты считают одними из лучших, не имеют подписи. Среди них нэцкэ , часто называемый Meinertzhagen Kirin в честь его первого официального западного владельца, и знаменитый нэцкэ из слоновой кости с изображением ама (японская ныряльщица) и кальмара. Некоторые коллекционеры предпочитают работы без подписи, поскольку они избегают споров о том, принадлежит ли работа известному художнику, ученику или более позднему последователю этого художника, или просто копией.

Где я могу увидеть нэцкэ?

В ряде музеев по всему миру насчитывается нэцкэ коллекций. Некоторые из лучших коллекций можно увидеть в Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA), Музее изящных искусств в Бостоне, Национальном художественном музее в Токио, Британском музее и музеях Виктории и Альберта в Лондоне.

В Соединенных Штатах у LACMA есть постоянная выставка 150 нэцкэ из коллекции Раймонда и Фрэнсис Бушел.Всего в коллекции 600 нэцкэ , которые регулярно меняются на выставку.

Британский музей в Лондоне также имеет постоянную экспозицию нэцкэ из коллекции А. Х. Гранди.

Во многих других музеях, включая Метрополитен в Нью-Йорке, Лувр в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, есть коллекций нэцке , но обычно они выставляют только несколько экспонатов одновременно.

К сожалению, из-за небольшого размера netsuke их демонстрация для публичного просмотра всегда является проблемой, поэтому это делается нечасто.Кроме того, из-за относительно позднего признания нэцкэ как формы искусства, большинство музейных коллекций было сформировано на основе ряда ранее собранных известных частных коллекций того времени, и поэтому их размер и объем могут быть ограничены личным составом. вкусы первоначальных владельцев.

Некоторые считают, что лучших шедевров нэцкэ до сих пор находятся в частных коллекциях. К счастью, некоторые из этих крупных коллекций периодически предоставляются членам INS для просмотра и обработки их щедрыми владельцами.Кроме того, из-за значительного количества netsuke , периодически меняющих владельцев на крупных аукционах искусства, таких как Bonham’s, Christie’s и в прошлом Sotheby’s, большое количество изображений с соответствующими продажными ценами можно получить через их электронные архивы.

В Соединенных Штатах в Художественном музее округа Лос-Анджелес находится постоянная экспозиция 150 нэцкэ из коллекции Рэймонда и Фрэнсис Бушелл. Всего в коллекции 600 нэцкэ , которые регулярно меняются на выставку.Во многих музеях США насчитывается коллекций нэцкэ, коллекций, но обычно они выставляют сразу несколько. Британский музей в Лондоне также имеет постоянную выставку нэцкэ из коллекции А.Х. Гранди.

Какие самые лучшие книги по нэцкэ?

Сегодня существует множество хороших книг с красивыми иллюстрациями о нэцкэ . Две хорошие работы для начинающих, написанные Раймондом Бушеллом, — это «Введение в Netsuke » и «Удивительный мир Netsuke ».Два тома, которые дают всесторонний обзор netsuke : Netsuke Нила К. Дэйви и Netsuke компании Bushell. Раймонд Бушелл также адаптировал основную работу на японском языке по нэцкэ , Справочнику Уэда Рейкичи нэцкэ . Наконец, для тех коллекционеров, которые интересуются чтением подписей, есть Netsuke и Inro Artists и Джордж Лазарник «Как читать их подписи». У серьезных коллекционеров всегда есть обширные библиотеки, в которых есть также каталоги специализированных выставок дилеров, музеев и аукционов.Форум на этом веб-сайте INS также включает рекомендации по книгам в качестве специальной темы, которая периодически добавляется.

Где я могу купить книги о нэцкэ?

У трех азиатских дилеров по продаже книг по искусству есть свои веб-сайты. Это Paragon Book Gallery Ltd., Han-Shan Tang Books и Rare Oriental Book Company.

Где я могу купить нэцкэ?

Арт-дилеры : Специальная группа азиатских торговцев предметами искусства и антиквариата, которые уделяют особое внимание нэцкэ и сагэмоно , являются членами Международного общества нэцкэ.Многие из них выставляются на съездах Международного общества Netsuke .

Аукционы : Два крупнейших аукционных дома мира, Christie’s и Bonhams, регулярно проводят аукционы японского искусства, часто с нэцкэ , в Лондоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Есть также множество небольших аукционных домов в Соединенных Штатах и ​​Европе, которые проводят аукционы азиатского искусства, многие из которых предлагают нэцкэ , по крайней мере, один раз в год.

Существуют ли поддельные нэцкэ?

Из-за того, что нэцкэ можно собирать, на рынке доступно много подделок (или «резных фигурок, подобных нэцкэ»).Многие из этих предметов могут быть ясно видны опытному глазу как предметы современного массового производства, в то время как другие труднее распознать подделки. Грубые современные копии, часто называемые «гонконгскими» netsuke , изготовленные из слоновой кости или пластика, можно продать за несколько сотен долларов в сувенирных магазинах и антикварных магазинах. Есть также хорошие современные копии произведений 18-19 веков, предназначенные для обмана и проданные за тысячи долларов. Наконец, есть копии более ранних работ XIX века, вырезанные японцами для удовлетворения спроса европейских коллекционеров.Это прекрасные произведения искусства, но разница в стоимости между этими копиями и оригиналами может составлять десять и более раз.

Низкокачественный туристический тип нэцкэ , более известный как нэцкэ -подобная резьба, часто имеет бессмысленные закорючки, вырезанные как законные подписи или японское звучащее имя, продиктованное фабрикой, на которой было произведено. Некоторые из этих резных фигурок фактически используют плохие репродукции мэй (подписи) известных художников в попытке повысить их ценность.

Часто требуется художественная экспертиза, чтобы отличить лучшие подделки от подлинных. Поэтому мы рекомендуем новым коллекционерам учиться у аукционных домов и дилеров, имеющих опыт работы с netsuke . Форум этого веб-сайта также является отличным местом для начала обучения, а также для приобретения нескольких хороших книг. Вступление в Международное общество нэцкэ позволяет человеку посещать конгрессы, а также общаться с другими коллекционерами на местном уровне для практического обсуждения с некоторыми из высших авторитетов мира.

Разве японцы не владеют всеми великими нэцкэ?

Нет, на самом деле большинство нынешних величайших коллекций находится за пределами Японии. Netsuke в больших количествах экспортировались из Японии, начиная с последней четверти 19 века. После реставрации Мэйдзи в 1868 году западная одежда была принята в Японии, и нэцкэ утратило смысл raison d’être . Очень большие коллекции были созданы в Англии, Франции и США. Сегодня многие из лучших коллекций по-прежнему находятся в Европе и США либо в частных руках, либо в музеях.

Какие факторы учитываются при покупке нэцкэ?

Подлинность
Определить подлинность не так-то просто. Подпись может быть самой простой частью всей резьбы для подделки, но даже признаки возраста успешно подделывались некоторыми резчиками во все времена. Как и в случае с большинством других форм искусства, все, что нужно для определения подлинности, — это уметь точно определить и сопоставить возраст, стиль, школу, подпись, материал, даже мазки и артистичность различных нэцкэ.Для этого требуются годы тщательного изучения и обращения с тысячами подлинных нэцкэ .

Артистизм / мастерство художника
Просмотр большого количества нэцкэ показывает нам широкий спектр навыков художников, создавших их. От простейших произведений «народного искусства» до произведений Микеланджело из мира нэцкэ
— мы видим каждый уровень таланта. Некоторые коллекционеры ищут художников, которые делали очень простые резные фигурки, другие — сложные и детализированные.В обоих можно найти красоту, и навыки, которые конкретный резчик привносит в оба конца этого спектра, всегда открыты для обсуждения. Однако продвинутые коллекционеры обычно соглашаются, по крайней мере, в относительных достоинствах резьбы.

Состояние
Существует множество разногласий относительно важности износа, сколов, возрастных трещин и восстановления. Нет сомнений в том, что повреждение влияет на ценность нэцкэ, но степень этого, помимо других факторов, зависит от возраста и редкости. Ожидается, что Netsuke покажет некоторые признаки износа, но износ на netsuke не должен быть настолько высоким, чтобы обесценить его.Большинство коллекционеров согласятся, что трещины, незначительные сколы, поверхностные эрозии, крошечный ремонт и аналогичные мелкие дефекты допустимы в прямой зависимости от возраста netsuke .

Конкретные художники / школы резчиков
Имена Томотада, Окатомо, Тойомаса, Томихару, Кайгёкусай, Кокусай и Морита Соко знакомы коллекционерам и пользуются большим спросом у художников. Ученики этих ведущих художников, их «школы» последователей и последующие резчики, работавшие в их стиле, могут быть собраны теми, кто не может позволить себе изделия высшего уровня.Опытные коллекционеры могут различать стили / места производства нэцкэ , такие как Киото, Осака, Асакуса, Токио, Ивами, Хида и другие. Они могут даже «приписать» конкретный нэцкэ известному художнику.

Баку
18 век, слоновая кость

Редкость / предмет
Некоторые предметы редко встречаются в нэцкэ и поэтому более желательны. Так обстоит дело с мифическим зверем по имени баку (который ест дурные сны).Другие, такие как белка, хотя их часто не видят, похоже, не вызывают такого же интереса. Некоторые коллекционеры специализируются на коллекционировании животных, легенд или мифических предметов и т. Д. Они могут быть готовы заплатить больше, чтобы заполнить пробел в своей коллекции или приобрести прекрасный образец предмета, который им нравится.

Цена
Цены на нэцкэ сильно варьируются от нескольких сотен до сотен тысяч долларов США. Самые высокие цены часто связаны с несколькими известными художниками.Как и в случае с большинством других предметов искусства, стоимость конкретного нэцкэ основана на сочетании внутренних и внешних факторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *